Социально-культурное воспитание детей в процессе театральной деятельности.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В статье идёт речь о том, какие возможности создает театральная деятельность в школе для осуществления социально-культурного воспитания обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
социально-культурное воспитание детей | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-культурное воспитание детей в процессе театральной деятельности.
С позиций современной педагогики, искусство признается одним из ведущих образовательных воздействий, способствующих формированию личности ребенка, его мировоззренческих установок и духовного мира. Неоспоримо его огромное воспитательное и познавательное значение для человека; приобщаясь к искусству, личность имеет возможность значительно обогатить свой жизненный опыт, удовлетворить познавательный интерес к окружающему миру и социуму, сформировать основы духовности. Искусство выступает решающим фактором в процессе эстетического воспитания.
Особое место среди других принадлежит искусству театра. В нем как в едином целом сосредоточены средства выразительности различных искусств, среди которых музыка, танец, живопись, скульптура. Доказано, что на формирование целостной творческой личности наилучшим образом оказывает воздействие синтез искусств. По данной причине театральную деятельность ребенка можно рассматривать как наиболее природо-сообразную, которая позволяет осуществлять социальное и эстетическое образование и воспитание подрастающего поколения в целостности.
Деятельность школьного театрального кружка способствует созданию условий, необходимых для полноценного раскрытия личности и ее самореализации. У школьников, посещающих его, формируется содержательное общение в процессе общей деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками в условиях коллектива, развивается художественное творчество и эстетический вкус, возникает стремление к освоению нового.
Следует отметить актуальность проблемы образования и воспитания школьников посредством приобщения к театральному искусству для общеобразовательной школы. При этом кружковая театральная деятельность учащихся в школе может выступать не только как традиционное направление художественного воспитания, но и как действенный способ синтетического развития творческих и коммуникативных способностей детей.
1. Театральный кружок в школе имеет широкие возможности для социально-культурного воспитания учащихся, складывания культуры общения, овладения спецификой театральной деятельности. Развиваются художественный вкус и эстетические суждения школьников, формируются нравственные ценности и коммуникативные навыки личности, закладываются основы самовоспитания, трудолюбия, самоорганизации и ответственности.
2. В процессе создания и деятельности школьного театрального коллектива применяются эффективные формы и методы работы. Среди них можно выделить: прием детей в кружок по желанию, отбор необходимого материала для содержания спектаклей, обсуждение пьесы с участием всех членов коллектива, создание каждого художественного образа, распределение ролей на основании индивидуальных особенностей детей, проведение коллективного обсуждения в процессе подготовки спектакля и после его показа, в котором участвуют члены кружка и зрители.
3. Достижению педагогического эффекта способствуют тренинги, индивидуальные занятия, специальные упражнения для стимуляции личностного развития учащихся. Кроме того, театральное искусство оказывает коррекционное воздействие на ребенка, в результате чего происходит развитие речи, мимики, жестикуляции, преодолеваются трудности, связанные с общением, осуществляется пластическое развитие телодвижений и пр.
4. Деятельность театрального кружка создает благоприятные условия для успешного социально-культурного воспитания и развития учащихся, чему в немалой степени способствует установление взаимодействия между членами кружка и педагогом, а также между театральным коллективом и зрителями.
Таким образом, театральное искусство можно признать эффективным средством эстетического воспитания школьников благодаря его синтетичности и многообразности. Участие в кружке обогащает жизненный опыт ребенка, позволяет ему приобрести навыки коллективной работы, способствует расширению его круга общения и интересов.
Безусловно, об успешности процесса социализации ребенка можно судить по сформированным у него навыкам общения. Плодотворное и бесконфликтное общение в коллективе, связанное с содержанием совместной деятельности, предполагает формирование у школьников терпимости, взаимоуважения, умения находить компромисс. По нашему глубокому убеждению, реализация в процессе театральных постановок указанных типов общения, послужит полноценному развитию важнейших личностных качеств каждого участника кружка. Детей увлекает процесс создания спектаклей разных авторов, эпох, жанров. Видя свой реальный вклад в результат общего дела, школьники начинают проявлять творческую активность, повышается их самооценка. Спектакль, в свою очередь, выступает как модель плодотворного проведения досуга, способствует художественному развитию и формированию познавательных интересов зрителей.
Коллективная работа в театральном кружке наилучшим образом влияет на личностный рост всех участников творческого процесса: формирует устойчивый интерес к художественной деятельности, эстетические потребности и эстетический вкус, способствует осознанию собственной оценки руководителем, кружковцами, зрителями, стимулирует процессы целенаправленного саморазвития. Такие навыки, как критика и самокритика, аргументация собственной позиции, являются необходимыми в любой области деятельности для будущей успешной работы. Занятия в кружке помогают школьникам успешно обучаться: у детей формируются навыки подготовки докладов, публичных выступлений, они знакомятся с литературным произведением еще до его изучения в классе.
Достижение высоких результатов социально-культурного воспитания в общеобразовательной школе нельзя представить без учета психологических особенностей школьников и создания возможностей для реализации их творческой активности. В этом плане действенным средством интеллектуально-творческого развития детей выступает их приобщение к различным формам и видам театральной деятельности. У школьников повышается интерес к искусству и творческой деятельности, улучшается культура общения, психологическая атмосфера в коллективе. Творческий микроклимат стимулирует школьников к самопознанию, саморазвитию и самореализации в процессе обучения.
Деятельность театрального кружка в школе создает богатые возможности для осуществления социально-культурного воспитания учащихся. Происходит формирование содержательного общения детей по поводу деятельности, основанием которой выступает синтез искусств, что находит активное проявление:
- в процессе повседневного общения детей;
- в ситуации сценического общения во время исполнения роли (здесь имеется некоторая специфика, поскольку ребенок общается от имени своего персонажа, а его партнер также исполняет свою роль);
- в общении в процессе работы над спектаклем (собственная роль, костюм, прическа, макияж, помощь в художественном оформлении спектакля, поддержка других кружковцев).
В результате реализации в процессе театральной творческой деятельности названных типов общения происходит положительная динамика личностного развития каждого школьника, участвующего в работе кружка. Дети видят свой реальный вклад в общую работу, что формирует их зрелую самооценку и творческую активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культуры поведения детей 9-10 летнего возраста в социально-культурном событии.
Актуальность исследования связана с увеличением пространства свободы современного человека.Разрушаются традиции,стереотипы,меняются нормы поведения.Культура поведения современного человека становится ...
Обобщение опыта по теме «Экологическое воспитание детей с использованием проектной деятельности».
Поставленные задачи:1. В течение года провести цикл занятий по природоохранной деятельности.2. Провести сезонные экскурсии в лес.3.Подготовить и распространить листовки «Как вести себя в лесу».4. Пров...
Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.
Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается специальными службами сопровождения. ...
Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.
Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается специальными службами сопровождения Обеспеч...
Развитие положительных качеств личности детей в процессе коллективной деятельности.
А. С. Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо.Человек как личность, как гражданин рождается ...
Воспитание классного коллектива через театральную деятельность.
Театр в школе- ступенька к успеху....
Статья "Социально-культурная деятельность как средство воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста" учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 528 Санкт-Петербурга Тарасова Наталия Владимировна
Статья На практике одним из средств по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста является социально-культурная деятельность, которая включает в себя различные виды деятельности...