Развитие положительных качеств личности детей в процессе коллективной деятельности.
материал на тему

А. С. Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо.

Человек как личность, как гражданин рождается в коллективе, живет и самоутверждается в нем. Коллектив помогает человеку в его становлении и формировании, в коллективе проявляется и цементируется лучшее, что приобретается человеком в жизни.

Детей с юных лет надо воспитывать так, чтобы они умели сообща жить и работать. Только человек, умеющий жить и работать в коллективе, может приносить радость окружающим, уважать и ценить труд членов всего коллектива, а равно и труд других людей. Поэтому нужно строго следить за тем, чтобы личное  «Я» не загородило общего труда детей, ибо только коллективная работа приносит радость и удовольствие всем его членам. Поэтому-то и меняются поручения, чтобы ученик мог проявить свои способности, чтобы помогал другим добиваться больших результатов в выполнении возложенных на них обязаностей. В коллективе дети учатся друг у друга, перенимают опыт, помогают друг другу.

Необходимо, чтобы любой труд давал ученику заряд энергии, чтобы он чувствовал радость труда. Осмысленный труд формирует в детях инициативу. Которую всегда нужно поддерживать как духовный стимул к работе.(Лентяй скажет: “Я без похвалы проживу». Это он вслух скажет, а ведь сам позавидует тем, кого хвалят. Нет равнодушных к доброму слову.)

Делали мы осеннее дерево. У одних учащихся получилась работа очень хорошо, у других- хуже: способности-то разные, хотя все очень старались. Я поддерживаю старание детей добрым словом- оно мобилизует на новые, тоже добрые дела. Каждый жаждет  испытать радость труда, да ему и кажется своя работа лучше- уж такова детская психология. Окрылить каждого дело не из легких. Но попробовать нужно. Все ли ребята с одинаковым прилежанием . Рвением и желанием выполняют свои поручения или коллективную работу? Нет, не все. Почти всегда найдутся дети, которые сделают порученное кое-как или вообще стараются отстраниться от работы. Если ученик лениться, значит, на это есть причины. Здесь важно выяснить истоки, порождающие такое отношение к труду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_27.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

А. С. Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо.

Человек как личность, как гражданин рождается в коллективе, живет и самоутверждается в нем. Коллектив помогает человеку в его становлении и формировании, в коллективе проявляется и цементируется лучшее, что приобретается человеком в жизни.

Детей с юных лет надо воспитывать так, чтобы они умели сообща жить и работать. Только человек, умеющий жить и работать в коллективе, может приносить радость окружающим, уважать и ценить труд членов всего коллектива, а равно и труд других людей. Поэтому нужно строго следить за тем, чтобы личное  «Я» не загородило общего труда детей, ибо только коллективная работа приносит радость и удовольствие всем его членам. Поэтому-то и меняются поручения, чтобы ученик мог проявить свои способности, чтобы помогал другим добиваться больших результатов в выполнении возложенных на них обязаностей. В коллективе дети учатся друг у друга, перенимают опыт, помогают друг другу.

Необходимо, чтобы любой труд давал ученику заряд энергии, чтобы он чувствовал радость труда. Осмысленный труд формирует в детях инициативу. Которую всегда нужно поддерживать как духовный стимул к работе.(Лентяй скажет: “Я без похвалы проживу». Это он вслух скажет, а ведь сам позавидует тем, кого хвалят. Нет равнодушных к доброму слову.)

Делали мы осеннее дерево. У одних учащихся получилась работа очень хорошо, у других- хуже: способности-то разные, хотя все очень старались. Я поддерживаю старание детей добрым словом- оно мобилизует на новые, тоже добрые дела. Каждый жаждет  испытать радость труда, да ему и кажется своя работа лучше- уж такова детская психология. Окрылить каждого дело не из легких. Но попробовать нужно. Все ли ребята с одинаковым прилежанием . Рвением и желанием выполняют свои поручения или коллективную работу? Нет, не все. Почти всегда найдутся дети, которые сделают порученное кое-как или вообще стараются отстраниться от работы. Если ученик лениться, значит, на это есть причины. Здесь важно выяснить истоки, порождающие такое отношение к труду. Многое, разумеется зависит от семейного воспитания, но кое-что и от самого ребенка, от того, как он смотрит на труд. Одной из причин, порождающих этот  явление в детях,  является не посильность выполнения трудовых заданий учащимися. Когда ребенок не может правильно хорошо выполнять задание, тогда он теряет уверенность. Веру в себя, свои силы возможности. Другой причиной этого явления может быть то, что его труд «плохо» замечают, он не получает эмоциональной окраски.

Только внимание к каждому, индивидуальный подход, знание особенностей воспитания ребенка в семье помогут учителю найти правильный путь решения вопросов трудового воспитания, прежде всего воспитания  привычки трудиться.  К. Д. Ушинский отмечал, что воспитание  без привычек- это здание построенное на песке. Привычки создаются не сразу, а вдумчивой кропотливой и повседневной работой.

 Благотворное влияние на детей оказывают праздники. Даже больше ни сами они, а подготовка к ним, заботы и ожидания. Этим живут дети долго и радостно. Это наиболее благоприятный момент для воспитательных целей. Мы знаем, что в процессе коллективного труда формируются такие качества. Как чувство долга, ответственность, взаимопомощь, бережливость, творческое отношение к труду.

Формирование человека идет через комплекс различных мероприятий: утренников, сборов, бесед, встреч, экскурсий. Быстрого успеха не добиться- знает каждый учитель. И поэтому нужно  настойчиво, кропотливо, неустанно идти к цели.

Детей нужно убеждать в том, что мы коллектив. Мы можем и дорожки подмести, и территорию около школы убрать, и в классе чистоту навести. Что одному не под силу- сделаем вместе.  Надо всегда помнить, если каждый член коллектива трудится на совесть, то и результаты получаются хорошие.

Взаимопомощь возможна только в коллективе. Дружно помогая друг другу убираем кабинет. Выполнил сам -помоги другому.  Одеваемся  на улицу, помогаем тем кто с этим не может справиться сам. Ребенок должен чувствовать свою ответственность за  порученное дело. Если не привить это качество в детстве, то потом, будучи взрослым, он найдет массу отговорок и причин, чтобы уйти от ответственности.

Соревнование- одна из естественных потребностей ребенка, присущая ему с раннего детства. Важно поддержать в ребенке дух соревнования, которое несло бы в себе новое содержание, и развернуть борьбу не столько за личную победу, сколько за коллективные усилия всего класса, для достижения общего успеха.  В школе проводятся рейды чистоты. Результаты вывешиваются на стенд. Все это делает видимым соревнования.

Дети оценивают сами результаты своего труда.

Уборка территории вокруг школы - это наша обязательная коллективная работа. За каждым закрепляется свой участок. Каждый знает, что ему делать.

Игру часто считают противоположностью труду. Но когда мы рассматриваем игру в психологическом смысле , мы видим, что она имеет очень много общего с трудом. Игра приносит творческую радость, радость победы, эстетическую радость.

С помощью творческих игр воспитывается дружный детский коллектив и навыки поведения в коллективе.

В игре как ни в какой другой форме деятельности дети имеют возможность проявлять чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности; у младших детей возникает чувство привязанности, стремление подражать старшим детям.

 Известно, что ребенок изменяется и формируется в процессе деятельности, прежде всего в игре. Особенно большое значение имеет игра, проходящая в коллективе детей и требующая координации деятельности. Воспитатель должен целенаправленно, без ограничения детской инициативы учить их выполнять второстепенные роли и подчиняться и руководить.

Уже при поверхностном наблюдении игр можно заметить, что влияние роли не является абсолютным. Хотя ребенок стремиться в игре как можно лучше выполнить свою роль и легче усваивает правила поведения, но главное значение имеет влияние коллектива играющих детей. Если, в игре ребенок изображает обезьянку и сидит долгое время в скорченном положении под стулом, «в клетке» он выполняет эту роль намного лучше , чем, например, в коридоре, когда его другие ребята не контролируют.

Выполнение правил зависит от внутренних побуждений, которые исходят из принятой на себя роли, а также от контроля детского коллектива.

Бывает так, что ребенок во время игры перестает выполнять роль, становится на какое-то время самим собой, чтобы высказать критические замечания, претензии или предложения в адрес своих товарищей. Такой выход из игры диктуется интересами ее успешного проведения.

Мы видим, что дети в игре сравнительно легко координируют свои поступки с поступками других, уступают друг другу так, как этого требует содержание игры. Это взаимоподчинение и согласованность действий детей в игре определяется не только ролью, но и отношениями, которые создаются между детьми в игре. Именно эти отношения дают им право быть более требовательными к товарищам и к себе, чтобы выполнить свою роль как можно лучше.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание творческой личности школьников в условиях коллективной деятельности.»

В условиях современной школы цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя – создание условий для разностороннего развития  самоактуализирующейся личности школьник...

Формирование и развитие личности ребёнка в процессе исследовательской деятельности младших школьников.

Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Программа внеурочной деятельности "Я-...

Особенности эмоциональной сферы и волевых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья

   В данном материале расскрывается значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности. Акцентируется внимание на необходимость проведения коррекционно...

доклад на МО "Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ       Творческ...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию волевых качеств личности умственно отсталых детей младшего школьного возраста

Из опыты работы Коррекционно-педагогическая работа по развитию волевых качеств личности умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Тренина С. А...