День Наума Грамотника
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
14 декабря
День
Наума Грамотника
Цели:
• познакомить детей с историей возникновения праздника;
• способствовать умению применять знания по математике, русскому языку в игровой предметной среде;
• развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность;
• воспитывать чувство товарищества; формировать дружный коллектив.
Подготовительный этап.
В ходе подготовки выбрать ученика на роль роль Наума .Он должен быть в народном костюме. Так же оформить зал (классной комнаты). Для оформления понадобятся деревянные лавки, дощечки для письма, перья. Колокольчик, розги, деревянная кадушка для их запаривания и т.д.
ПОДГОТОВИЛА - АЛИЕВА Э. Н.
8 ДЕКАБРЯ 2016
Ход мероприятия:
В зале сидят участники игры, которых заранее следует разделить на команды.
Ведущий:
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
-О чем это стихотворение?
-Какое время года?
-Какие признаки зимы вы знаете?
-Какие праздники празднуют зимой?
Ведущий: Еще зимой, 14 декабря на Руси праздновали праздник-День Наума Грамотника. Наши предки издавна обучению грамоте придавали большое значение. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили: “Батюшка Наум, наведи меня на ум . В русских книгах есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать.
Заходит Наум. В руках книга « Грамота»
Наум: Здравствуйте, ребята. Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. С давних времён путешествую. Помню, в старину: отцы семейства приглашали учителя в свой дом. Он приносил с собой букварь и розги. Сначала ученик получал 3 символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Крестьяне считали, что «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Корень учения горек, да плод сладок».
Ученики: В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки,
В как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки
На славянском языке.
Ведущий: Вот сегодня мы и предлагаем перенестись в прошлое и побывать в старорусской школе, а за одно и знания свои показать.
Теперь на секунду закройте глаза, по счету «три» откроете и окажетесь в прошлом.
( Открывается сцена)
Сейчас мы с вами в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты . Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: "Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй".
Время уроков тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.
Обратите внимание на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.
Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе. Можно начинать занятия.
.
Наум: Делу время - …. (Потехе час!). Слышал, что и у вас дети много знают и умеют. Вот пришёл проверить, чему научились. Готовы ли вы показать свои знания?
Ведущий: Сегодня вы покажите свои умения и успехи. Во время игры участники, правильно выполнившие задания, получают сушку. Сушки собирайте на одну нитку. Если нитка окажется полная, то команда получит почетное звание – «Грамотеи».
Наум звонит в колокольчик
1 урок «ЧТЕНИЕ»
ЗАДАНИЕ 1. « ЧТЕЦЫ»
Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы научились читать
Участники каждой команды выбирают карточку, на которой записан литературный отрывок.(СКАЗКУ) Отрывки можно взять из произведений, ранее изученных детьми. Участник читает отрывок вслух, затем называет произведение . Оценивается качество чтения и правильность ответа. По итогам конкурса раздаются сушки.
(НАУМ РАЗДАЕТ СУШКИ)
ЗАДАНИЕ2. «Собери пословицу»
Ведущий:Следующие испытание потребует от вас знание пословиц. Вы получите конверт . В нем пословица, но она разрезанная на отдельные слова. Восстановите пословицу, расставив слова в нужном порядке. И закрепите ее на доске.
(НАУМ ЗВОНИТ В КОЛОКОЛЬЧИК)
Ведущий: Урок чтения окончен. Перемена. Но в старину, как мы говорили, была строгая дисциплина, и на переменах дети не бегали и не играли, а занимались делом.
( дети поют частушки)
(НАУМ ЗВОНИТ В КОЛОКОЛЬЧИК)
УРОК 2» ПИСЬМО»
ЗАДАНИЕ 1. «Собери слово»
Ведущий: Участники получат конверт. В каждом буквы для одного слова и лексическое значение этого слова. Вы должны угадать слово по его толкованию и собрать это слово из букв так, чтобы зрители могли его прочитать. Побеждает команда, которая быстро и правильно соберет слово.
ЗАДАНИЕ 3. «Переведи с русского на русский»
Ведущий: В сказках встречается много старинных русских слов. Переведите эти слова на современный русский язык (карточки со словами). На обдумывание 1 минута.
Устаревшие слова: хоромы-деревянное жилое строение,
Перст-палец, палица- палка, дубинка, уста – губы чело- лоб, око- глаз.
Урок окончен. Звонит колокольчик.
Ведущий: перемена. Давайте поиграем (перетягивание каната)
( НАУМ ЗВОНИТ В КОЛОКОЛ)
Ведущий: УРОК АРИФМЕТИКИ( МАТЕМАТИКА)
ЗАДАНИЕ 1. «Веселые задачи»
Ведущий
ЗАДАНИЕ 2. «Собери снежинки»
Ведущий:1 команда собирает снежинки с ответом-4, а вторая с ответом-5.
Снежинки крепят на доске.
ЗАДАНИЕ 3. Составьте задачу по картинке и запишите ее.
(НАУМ ЗВОНИТ В КОЛОКОЛ)
Ведущий: Пришла пора подводить итоги. Пора подсчитывать сушки.
(НАУМ ПОДСЧИТЫВАЕТ СУШКИ)
Наум: Порадовали вы меня, хорошие знания показали и учителя ваши молодцы. А вот в старину учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Существовал даже такой обычай: дарили учителю горшок, полный монет. И ваш учитель заслужил подарок , дарую ему горшочек с монетами .
Ведущий: Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Хорошие знания учеников – лучший подарок учителю. Угощу я вас за это своим подарком.
Наум: У многих ребят побывал, в разных городах погостил. В вашу Тенистовскую школу попал. А чем ваш класс может меня удивить? Что в нём особенного?
( ВСТАЮТ В ХОРОВОД)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: "День Наума Грамотника"
Приобщить детей к истокам русской народной культуры, расширять кругозор, развивать память, внимание, стремление узнать новое....
классный час на тему: "День Наума Грамотника"
Конспект внеклассного мероприятияТема: День Наума ГрамотникаЦели: 1. Способствовать закреплению полученных знаний2....
День Наума Грамотника
12 декабря - "День Наума Грамотника"...
День Наума Грамотника (презентация)
Презентация "День Наума Грамотника"...
День Наума Грамотника
Сценарий праздника для начальной школы. 14 декабря православная церковь отмечает память пророка Наума. На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В народе к этому свят...
День Наума Грамотника.
О появлении праздника на Руси....
Внеклассное мероприятие: "День Наума Грамотника"
Знакомство со старинным праздником "День Наума Грамотника", который отмечался 14 декабря....