Внеклассное мероприятие: "День Наума Грамотника"
классный час (2 класс) на тему
Знакомство со старинным праздником "День Наума Грамотника", который отмечался 14 декабря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие: "День Наума Грамотника" | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие для 2 класса
«ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА»
Подготовила учитель начальных классов первой
квалификационной категории
Мальцева Лариса Игнатьевна
с. Средние Апочки
2017 год
Тема: День Наума Грамотника.
Цель: способствовать закреплению полученных знаний, расширять кругозор учащихся, развивать память, внимание, стремление узнать новое.
Оборудование: верёвочка с узелками, конверты с заданиями, листы для изготовления самолётиков, ручки, фишки.
Конкурс «Загадочный диктант».
Учитель называет загадку, игроки молча записывают отгадку. Задача конкурса состоит не только в том, чтобы отгадать загадку, но и составить из первых букв ответов фразу.
Закутан ребёнок в сто пелёнок. (капуста)
По горам по долам
Ходят шуба и кафтан. (овца)
На пяти проводах.
Отдыхает стая птах. (ноты)
Ох, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (крапива)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе везёт,
Очень медленно ползёт. (Улитка)
Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (раки)
На сучках висят шары.
Посинели от жары. (сливы)
Ящик на коленях скачет-
То поёт, то громко плачет. (гармонь)
Зубов много, а ничего не ест. (расчёска)
Листья клёна пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи? (август)
Рогатый, а не бодается. (месяц)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)
Живёт в нём вся Вселенная,
А вещь обыкновенная. (телевизор)
Зимой и летом
Одним цветом. (ель)
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьёт.
А в иголках круглый год. (ежиха)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк)
14 декабря – день Наума Грамотника, который был покровителем ребят-учеников: «Батюшка Наум, наведи на ум». Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью - в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древнему обряду это был горшок, густо усыпанный монетами. А вот как учили буквы раньше на Руси.
Аз, буки- бери указку в руки.
Аз, буки, верендеи - мухи в квас залетели.
Ер, еры- упал дедушка с горы.
Аз, буки- вот и все науки.
Вот так целый год учили крестьянские дети буквы. Второй год складывали и запоминали слоги: буки, аз-ба. И лишь на третий год учёбы начинали читать. А вот как в старину учились запоминать цифры и считать.
Раз- два-голова.
Три-четыре- прицепили.
Пять-шесть- в ряд сесть.
Семь- восемь- сено косим.
Девять- десять- сено весить.
Старинные загадки.
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где он пройдёт,
Там след останется. (карандаш)
Хорошо видит, а слепой. (неграмотный)
Чёрные, кривые, от рожденья все немые,
А как встанут в ряд-сразу заговорят. (буквы)
Ни небо, ни земля видением бела;
Трое по ней ходят, одного водят,
Два соглядают, один повелевает (бумага, пальцы. перо. глаза, ум)
С загадками вы справились. Молодцы! А напоследок примите вот эти узелки на память. Раньше, чтобы не забыть что-то сделать, завязывали узелок на память.
(Достаёт верёвочку с двумя узелками и поясняет)
Первый узелок гласит: «Во время ученья нельзя есть, а то заешь
выученное».
Второй узелок гласит: «Если учишь по книге, то, окончив, должен её закрыть, в противном случае всё позабудешь».
Помните об этом когда грамоте обучаетесь!
А сегодня вы, ребята покажете свои умения и успехи. Во время игры участники набирают фишки за правильные ответы. Победивший, тот кто набрал больше фишек. Выигравший получает звание Наума Грамотника.
(На столе конверты с заданиями)
Окружающий мир.
Лекарственные растения.
И в лесу, и в квасу,
И в конфетке, и в таблетке. (мята)
Микробов он сбивает с ног,
Ну, а зовут его … (чеснок)
Для лекарства- лекарю,
А для сдобы пекарю. (горчица)
Горькая травка
И животу поправка,
И сама душиста,
и метёт чисто. (полынь)
«Кошачья травка» - больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помощь сердечку. (валерьяна)
Летом рад я свежей
Ягодке медвежьей:
А сушёная в запас
От простуды лечит нас. (малина)
Математика.
Хитрые задачи.
- В погребе 5 мышей грызли корку сыра. Они были так увлечены этим, что не заметили подкравшегося кота. Кот бросился на мышей и одну из них схватил. Сколько мышей осталось доедать сыр? (ни одной)
- Дед, баба, внучка, Жучка, кошка тянули –тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз увидели репку? (12 глаз)
- Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3 внука)
- Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько будет лет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет)
- Шли три поросёнка. Один-впереди двух. Один между двумя, один – позади двух. Как шли поросята? (друг за другом)
- По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул осталось в море? (9)
- Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снегу было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход? (10)
- Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12)
- Один ослик нёс 10 кг сахара, а другой -10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелей? (одинаковая)
- В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки - 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки)
- Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом- 3сливы. Сколько деревьев зацвело? (в январе деревья не цветут)
Шифровка.
Ответив на вопросы «да» или «нет» выбери букву и составь высказывание, которое зашифровано.
Вопросы:
- Окоп- это вырытая яма?
- Компас- это прибор для измерения времени?
- Гимнастёрка- это рубашка для занятий гимнастикой?
- Танки могут плавать?
- Бескозырка- это головной убор без козырька?
- У звезды 5 лучей?
- Солдат служит 10 месяцев?
- Боевые гранаты растут на дереве7
- Два сапога-пара?
- Танк меньше пушки?
- Парашют сделан из бумаги?
- Якорь- это лишний груз, который всегда выбрасывают?
- Бинокль- это предмет, который помогает разглядеть врага?
- Моряк- это то же самое, что и матрос?
- Лейтенант старше генерала по званию?
- «Катюша» - это личный автомобиль девушки Кати?
- Отделение- это 7 человек?
- На погонах у моряков изображены самолёты?
- Компас показывает направление?
- Магазин – это место для патронов?
- Кок – это повар на корабле?
- В слове «казарма» три буквы «а»?
Ключ к шифровке.
№ вопроса | Да | Нет |
1 | Т | М |
2 | О | Я |
3 | Ш | Ж |
4 | Е | О |
5 | Л | М |
6 | О | Е |
7 | Ф | В |
8 | Ю | У |
9 | Ч | Ь |
10 | А | Е |
11 | Л | Н |
12 | Ъ | Ь |
13 | Е | Ы |
14 | Л | Э |
15 | Й | Е |
16 | Л | Г |
17 | К | К |
18 | А | О |
19 | В | Д |
20 | Б | П |
21 | О | Ш |
22 | Ю | У |
(Ответ: Тяжело в ученье- легко в бою)
Физкультура
Физкультминутка
Мы сейчас все дружно встанем.
(Встать)
И немножко отдохнём.
(Потянуться)
Вправо, влево повернитесь,
(Повороты вправо и влево)
Низко-низко наклонитесь.
(Наклоны)
Руки вверх, руки вбок.
(Движения руками)
И на месте прыг да скок.
(Прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку.
(Бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!
Загадки о спорте.
Зелёный луг, сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот бойко бегает народ
На воротах этих рыбацкие сети. (стадион)
Не кормит, не поит,
А здоровье дарит. (спорт)
Город огромный, а в городе чудо:
Налили воду в огромное блюдо.
В каменном блюде с водою зелёной
Плавают люди зимою студёной. (бассейн)
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два «к»
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я …(хоккей)
Костыль кривой так и рвётся в бой. (клюшка)
Скажи, какой железный мяч
Одной рукой толкнул силач? (Ядро)
Мчусь, как пуля, я вперёд.
Лишь поскрипывает лёд.
И мелькают огоньки.
Кто несёт меня? (коньки)
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (шахматы)
Технология
Ни пчела, не шмель, а жужжит;
Неподвижно крыло, а летит. (самолёт)
Сделайте по одному самолётику из бумаги. Напишите слово, с помощью которого покажете своё настроение. Запустите самолётики своим друзьям.
Подведение итогов.
Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "День матери"
Сценарий принимал участие в конкурсе "Классный руководитель года -2011"...
Внеклассное мероприятие "День рождения класса"
Цель проведения праздника: узнать детям лучше друг друга, родителям – познакомиться друг с другом. Подготовка к празднику: каждый ребенок совместно с родителями готовит страничку «классного с...
открытое внеклассное мероприятие "День матери"
Данное мероприятие рекомендуется использовать при проведении праздника "День матери" (24 ноября) для учащихся 1-2 классов...
Внеклассное мероприятие: "День матери".
Представлены сценарий и презентация для общешкольного мероприятия ко Дню матери....
Внеклассное мероприятие "День знаний"
Внеклассное мероприятие проводится 1 сентября в 1 классе....
Сценарий внеклассного мероприятия "День Рождение детской организации."
Сценарий вступления обучающихся начальной школы в детскую организацию...
Внеклассное мероприятие "День вежливости"
Разработка мероприятия "День вежливости "+Презентация...