День Наума Грамотника
методическая разработка (1 класс) по теме

Храмушина Ирина Александровна

12 декабря - "День Наума Грамотника" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий57.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                 14 декабря  

             День

Наума Грамотника   

                               

Цели:

•        познакомить детей с историей возникновения  праздника;

•        способствовать умению применять знания по математике, русскому языку  в игровой предметной среде;

•        развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность;

•        воспитывать чувство товарищества; формировать дружный коллектив.

Подготовительный этап.

В ходе подготовки данного мероприятия  выбрать из числа учащихся несколько человек, которые на празднике будут изображать учеников старорусской школы, одному из них можно поручить роль Наума. Эти ребятам должны быть в народных костюмах. Так же ученики и родители могут помочь в оформлении зала (классной комнаты). Для оформления  понадобятся  деревянные лавки, дощечки для письма, перья. Колокольчик, розги, деревянная кадушка для  их запаривания и т.д.

Ход мероприятия:

В зале сидят участники игры, которых заранее следует разделить на команды.

Ведущий:  Собрались мы  не случайно. Сегодня  отмечаем День Наума Грамотника. 14 декабря – отмечался такой праздник на Руси. Наши предки издавна обучению грамоте придавали большое значение. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили: “Батюшка Наум, наведи меня на ум”, «Пророк Наум – наведёт на ум», «Пророк Наум наставит на ум». Святой пророк Наум – один из двенадцати малых пророков. По преданию, он умер на 45 году жизни. В русских книгах XVII века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать. Почему именно живший в VII веке до нашей эры пророк, стал покровителем грамотеев? Причины здесь две - созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше…

Наум: Здравствуйте, ребята.  Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. С давних времён путешествую. Помню, в старину: отцы семейства приглашали учителя, чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и розги. Сначала ученик получал 3 символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Мать, по обычаю, в это время причитала по своим детям. Крестьяне считали, что «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Корень учения горек, да плод сладок».

Ученики: В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз и Буки,

 В как Веди, Г – Глаголь,

И учитель для «науки»

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была.

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»,

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

На распев читал им книжки

На славянском языке.

Так, из летописей старых

Знали дети москвичей.

О литовцах, о татарах

И о Родине своей.         (Н. Кончаловская)

Ведущий: Вот сегодня мы и предлагаем перенестись в прошлое и побывать в  старорусской школе, а за одно и знания свои показать.

Теперь на секунду закройте глаза, по счету «три» откроете и окажетесь в прошлом.

Сейчас мы с вами в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты  (Слайды).  Занятия в этой школе начинались  в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка – внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: "Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй".

Первый урок – азбука.

"Аз, буки, веди, глаголь, добро", – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.

Обратите внимание   на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.

Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе. Можно начинать занятия.

Наум звонит в колокольчик.

Наум: Делу время - …. (Потехе час!). Слышал, что и у вас дети много знают и умеют. Вот пришёл проверить, чему научились. Готовы ли вы показать свои знания?

Ведущий: Сегодня вы покажите свои умения и успехи. Во время игры участники, правильно выполнившие задания, получают сушку. Сушки собирайте в лукошко. При подведении итогов все сушки соберете на одну низку. Если низка окажется полная, то команда  получит почетное звание – «Грамотеи».

Испытание 1. «Чтецы»

Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы научились читать. Кто хочет показать свое умение? Приглашаются по три представителя от каждого класса.

Участники каждой команды выбирают карточку, на которой записан  литературный отрывок. Отрывки можно взять из произведений, ранее изученных детьми. Участник читает отрывок вслух, затем называет произведение и автора. Оценивается  качество чтения и правильность ответа. По итогам конкурса раздаются сушки.

Наум: Обучение в старорусской школе проходило на старославянском языке. Чтобы научиться читать и писать, надо было выучить КИРИЛЛИЦУ. Я думаю, что первые три буквы кириллицы известны всем. Славянский алфавит более 3000 лет назад составили Кирилл и Мефодий. А первый российский букварь был издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Фёдоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка из 80 страниц. Она начинается азбукой от АЗ до ИЖИЦЫ, последней буквы славянского алфавита.

Испытание 2. «Знатоки азбуки»  

 Ведущий: Каждый класс получит  образцы древнерусских букв и  сравнивает их с современным алфавитом. Надо определить, каких  русских букв не было в древнерусской азбуке – кириллице. Ответ вы запишите большими буквами на  отдельных листах, каждая буква – отдельный лист. За правильные ответы получите сушки. Для этого конкурса надо выдать образцы кириллицы и современного алфавита.

Пока классы работают, провести со зрителями конкурс скороговорок. За каждую  правильно сказанную скороговорку выдать сушку.

                     Ё   З   И   Й   У   Ч   Э   Я

Испытание 3. «Собери пословицу»

Ведущий: Следующие испытание потребует от вас знание пословиц. Вы получите  три конверта. В каждом пословица, но она разрезанная на отдельные слова. Восстановите пословицу, расставив слова в нужном порядке. Наклеите  их на бумагу (каждую на отдельный лист), а когда все задания выполните, сядьте чинно, староста пусть поднимет руку.

Предлагаю следующие пословицы:

Повторять, да учить – ум точить. Аз да буки избавят вас от скуки. Ученья корень горек, да плод его сладок.

Наум: Богато народное творчество на пословицы. А смысл этих пословиц ребята смогут объяснить?

Испытание 4. «Писари»

Ведущий: Урок чтения окончен. Приступаем к уроку письма. В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой. Сегодня вы узнаете, легко ли  было писать, и  напишите всего одно слово.  «УЧЁБА».

Командам раздаются дощечки (картонки), покрытые воском (пластилином) и деревянные палочки.

Испытание 5. «Собери слово»

Ведущий: Участники получат конверт. В каждом буквы для одного слова и лексическое значение этого слова. Вы должны угадать слово по его толкованию и  собрать это слово из букв так, чтобы зрители могли его прочитать.  Побеждает команда, которая  быстро и правильно   соберет слово.

Испытание 6. «Старинные  задачи»

Ведущий: Участникам раздадут карточки с задачами.  Команда читает задачу и записывает ответ на листе. На решение задач командам отводится время 3 минуты. По окончанию решения староста поднимет руку.

Задачи:

1.        Крышка стола имеет четыре угла.  Один угол Иванушка отпилил. Сколько углов стало у крышки стола?

2.        Посадил  дед  репку. Выросла репка большая – пребольшая. Решили ее взвесить и диву дались. Вес выразился трехзначным числом. Первая цифра: самое маленькое однозначное число. Вторая цифра больше, чем первая  на 3. Последняя цифра больше первой  на 4  . Чему равен вес репки?

3.        Золушка сварила 6 картофелин за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина?

Испытание 7. «Переведи с русского на русский»

Ведущий: В сказках встречается много старинных русских слов. Переведите эти слова на современный русский язык. Каждый класс выбирает по три карточки со словами. На обдумывание 1 минута.

Устаревшие слова: хоромы- деревянное жилое строение ,

Перст-палец, палица- палка, дубинка, уста - губы, десница – правая рука, чело- лоб, кочет - петух, око- глаз.

Наум: У многих ребят побывал, в разных городах погостил. В ваш  Починковский район попал впервые, впервые побывал и в вашем классе.. Расскажите мне, пожалуйста,  чем ваш класс  может меня удивить. Что в нём особенного?

Испытание 8. «Заключительное»

Ведущий: Пришла пора подводить итоги. Пора подсчитывать сушки. Соберите все полученные вами сушки на одну веревочку, не забудьте пересчитать их, пусть староста оденет, полученную низку.

Наум: Порадовали вы меня, хорошие знания показали и учителя  ваши молодцы.  А вот в старину учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Существовал даже такой обычай: дарили учителю горшок, полный монет. И ваш  учитель заслужил  подарок , дарую ему     горшочек  с монетами. Монетки использовали шоколадные. По окончанию праздника их раздали учащимся.

Ведущий: Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Хорошие знания учеников  – лучший подарок учителю.

Наум: Сделал дело – гуляй смело. Русский народ не только был работящим, но умел ещё и хорошо отдохнуть. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру. “Золотые ворота”. Дети выходят  для игры.

Правила игры: Три человека встают в круг и берутся за руки, образуя ворота. Все остальные участники цепочкой друг за другом, напевая, проходят через ворота. На последних словах ворота закрываются, и тот, кто остался внутри круга присоединяется к тем, кто образует ворота. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3 человека. Во время игры звучит веселая народная музыка.

 Золотые ворота.

Проходите господа.

Первой мать пройдёт

И детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "День Наума Грамотника"

Приобщить детей к истокам русской народной культуры, расширять кругозор, развивать память, внимание, стремление узнать новое....

классный час на тему: "День Наума Грамотника"

Конспект внеклассного мероприятияТема: День Наума ГрамотникаЦели: 1.         Способствовать закреплению полученных знаний2....

День Наума Грамотника (презентация)

Презентация "День Наума Грамотника"...

День Наума Грамотника

Сценарий праздника для начальной школы. 14 декабря православная церковь отмечает память пророка Наума. На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В народе к этому свят...

День Наума Грамотника.

О появлении праздника на Руси....

Внеклассное мероприятие: "День Наума Грамотника"

Знакомство со старинным праздником "День Наума Грамотника", который отмечался 14 декабря....

День Наума Грамотника

День Наума Грамотника...