Классный час: "День Наума Грамотника"
классный час (3 класс) по теме
Приобщить детей к истокам русской народной культуры, расширять кругозор, развивать память, внимание, стремление узнать новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: «ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА»
Цели и задачи. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, расширять кругозор, развивать память, внимание, стремление узнать новое.
Ход классного часа.
- Рассказ о празднике.
14 декабря Православная церковь отмечает память пророка Наума – одного из 12 малых пророков. Этот праздник пришел к нам из глубины веков. По старой русской традиции со дня Наума ( с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте, именно в этот день отправляли детей учиться. Служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почетом приглашали в дом учителя. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом. Говорили: «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», поэтому и к учению в народе относились с благоговением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной. Отец, держа сына за руку, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму: «Батюшка Наум, наведи на ум», а за леность наказывали побоями, мать должна была в это время плакать по своим детям, отправляющимся учиться, иначе «худая молва пойдет», потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Каждое учение начиналось с трех ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно. На уроках нельзя есть, « а то заешь выученное», книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь». Говорили, что « пророк Наум и худой разум наведет на ум». В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.
День Наума Грамотника раньше считался Днем учителя. Наум – покровитель ума, знаний, и именно в этот день начинались занятия в сельской местности.
- Конкурсы.
ЗАГАДОЧНЫЙ ДИКТАНТ
***
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (овца)
***
Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)
***
На пяти проводах
Отдыхает стая птах.(ноты)
***
Ох, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (крапива)
***
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет. (улитка)
***
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (рак)
***
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (сливы)
***
Ящик на коленях скачет –
То поет, то громко плачет. (гармонь)
***
Зубов много, а не ест. (расческа)
***
Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи,
Что за месяц подскажи. (август)
***
Рогатый, а не бодается. (месяц)
***
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)
***
Живет в нем вселенная,
А вещь обыкновенная. (телевизор)
***
Зимой и летом одним цветом . (ель)
***
Что же это за девица,
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ежиха)
***
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный. (волк)
ХИТРЫЕ ЗАДАЧИ
***
В погребе 5 мышей ели сыр. Кот схватил 1 мышь. Сколько мышей осталось доедать сыр? (0)
***
Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули репку и вытянули. Сколько глаз видели репку? (12)
***
Бабушка связала внукам 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)
***
Сестре 4 года, а брату 6 лет. Сколько будет лет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8)
***
Шли три поросенка. Один впереди двух, один между двумя, один позади двух. Как шли поросята? (по порядку)
***
Около столовой, где обедали лыжники, стояло 20 пар лыж и в снег воткнули 20 палок. Сколько лыжников было? (10)
***
Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков он сделал? (12)
***
Один ослик нес 10 кг сахара, а другой нес 10 кг ваты. У кого поклажа тяжелей? (одинаково)
***
В комнате 4 угла. В каждом углу сидели кошки. Напротив каждой кошки сидели 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4)
***
Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом зацвели 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (0)
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
***
И в лесу, и в кваску, и в конфетке, и в таблетке. (мята)
***
Микробов он сбивает с ног,
Ну, а зовут его … (чеснок)
***
Для лекарства – лекарю,
И для сдобы – пекарю. (горчица)
***
Горькая травка,
И животу поправка,
И сама душиста,
И метет чисто. (полынь)
***
«Кошачья травка» - больным поправка:
Корешок в аптечку, чтоб помочь сердечку. (валерьяна)
***
Летом я свежей
Ягодкой медвежьей:
А сушеная в запас
От простуды лечит нас. (малина)
ПРО ШКОЛУ
***
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где он пройдет,
Там след останется. (карандаш)
***
Хорошо видит, а слепой. (неграмотный)
***
Черные, кривые, от рожденья все немые,
А как станут в ряд – сразу все заговорят. (буквы)
***
Ни небо, ни земля, видением бела,
Трое по ней ходят, одного водят,
Два соглядают, один повелевает. (бумага, пальцы, перо, глаза)
СПОРТ
***
Зеленый луг, сто скамеек вокруг
От ворот, до ворот бойко бегает народ,
На воротах этих рыбацкие сети. (стадион)
***
Не кормит, не поит,
А здоровье дарит. (спорт)
***
Город огромный, а в городе чудо:
Налили воду в огромное блюдо,
В каменном блюде с водою зеленой
Плавают люди зимою студеной. (бассейн)
***
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два «к».
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … (хоккей)
***
Костыль кривой так и рвется в бой. (клюшка)
***
Скажи, какой железный мяч
Одной рукой толкнул силач. (ядро)
***
Мчусь, как пуля я вперед
Лишь поскрипывает лед,
И мелькают огоньки,
Кто несет меня? (коньки)
***
На квадратиках доски,
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (шахматы)
- Объясни смысл пословиц.
«Ученье – свет, а не ученье – тьма»
«Грамоте учиться – всегда пригодится»
«Неученый что слепой – веди куда хочешь»
«Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит»
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
«Тяжело в ученье – легко в бою»
- Итог
У каждого ребенка на столе по два кружочка: синий и красный. Выбрать красный кружок, если вам было интересно и узнали новое для себя. Выбрать синий кружок, если было скучно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему: "День Наума Грамотника"
Конспект внеклассного мероприятияТема: День Наума ГрамотникаЦели: 1. Способствовать закреплению полученных знаний2....
День Наума Грамотника
Сценарий праздника для начальной школы. 14 декабря православная церковь отмечает память пророка Наума. На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В народе к этому свят...
День Наума Грамотника.
О появлении праздника на Руси....
Внеклассное мероприятие: "День Наума Грамотника"
Знакомство со старинным праздником "День Наума Грамотника", который отмечался 14 декабря....

Классный час "День Наума Грамотника"
14 декабря - день Наума Грамотника, который был покровителем ребят-учеников. Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник посвящения в ученики....