Классный час: "День Наума Грамотника"
классный час (3 класс) по теме

Приобщить детей к истокам русской народной культуры, расширять кругозор, развивать память, внимание, стремление узнать новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Klassnyy_chas.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Классный час: «ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА»

Цели и задачи. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, расширять кругозор, развивать память, внимание, стремление узнать новое.

                                                     Ход классного часа.  

  1. Рассказ о празднике.

14 декабря Православная церковь отмечает память пророка Наума – одного из 12 малых пророков. Этот праздник пришел к нам из глубины веков. По старой русской традиции со дня Наума ( с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте, именно в этот день отправляли детей учиться. Служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почетом приглашали в дом учителя. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом. Говорили: «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», поэтому и к учению в народе относились с благоговением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной. Отец, держа сына за руку, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму: «Батюшка Наум, наведи на ум», а за леность наказывали побоями, мать должна была в это время плакать по своим детям, отправляющимся учиться, иначе «худая молва пойдет», потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Каждое учение начиналось с трех ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно. На уроках нельзя есть, « а то заешь выученное», книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь». Говорили, что « пророк Наум и худой разум наведет на ум». В награду за труды отец с матерью подносили учителю  каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

День Наума Грамотника раньше считался Днем учителя. Наум – покровитель ума, знаний, и именно в этот день начинались занятия в сельской местности.  

  1. Конкурсы.

 ЗАГАДОЧНЫЙ ДИКТАНТ

***

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (овца)

***

Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)

***

На пяти проводах

Отдыхает стая птах.(ноты)

***

Ох, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (крапива)

***

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет. (улитка)

***

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед. (рак)

***

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (сливы)

***

Ящик на коленях скачет –

То поет, то громко плачет. (гармонь)

***

Зубов много, а не ест. (расческа)

***

Листья клена пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи,

Что за месяц подскажи. (август)

***

Рогатый, а не бодается. (месяц)

***

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (облака)

***

Живет в нем вселенная,

 А вещь обыкновенная. (телевизор)

***

Зимой и летом одним цветом . (ель)

***

Что же это за девица,

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ежиха)

***

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный. (волк)

ХИТРЫЕ ЗАДАЧИ

***

В погребе 5 мышей ели сыр. Кот схватил 1 мышь. Сколько мышей осталось доедать сыр? (0)

***

Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули репку и вытянули. Сколько глаз видели репку? (12)

***

Бабушка связала внукам 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)

***

Сестре 4 года, а брату 6 лет. Сколько будет лет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8)

***

Шли три поросенка. Один впереди двух, один между двумя, один позади двух. Как шли поросята? (по порядку)

***

Около столовой, где обедали лыжники, стояло 20 пар лыж и в снег воткнули 20 палок. Сколько лыжников было? (10)

***

Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков он сделал? (12)

***

Один ослик нес 10 кг сахара, а другой нес 10 кг ваты. У кого поклажа тяжелей? (одинаково)

***

В комнате 4 угла. В каждом углу сидели кошки. Напротив каждой кошки сидели 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4)

***

Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом зацвели 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (0)

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ  РАСТЕНИЯ

***

И в лесу, и в кваску, и в конфетке, и в таблетке. (мята)

***

Микробов он сбивает с ног,

Ну, а зовут его … (чеснок)

***

Для лекарства – лекарю,

И для сдобы – пекарю. (горчица)

***

Горькая травка,

И животу поправка,

И сама душиста,

И метет чисто. (полынь)

***

«Кошачья травка» - больным поправка:

Корешок в аптечку, чтоб помочь сердечку. (валерьяна)

***

Летом я свежей

Ягодкой медвежьей:

А сушеная в запас

От простуды лечит нас. (малина)

ПРО ШКОЛУ

***

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где он пройдет,

Там след останется. (карандаш)

***

Хорошо видит, а слепой. (неграмотный)

***

Черные, кривые, от рожденья все немые,

А как станут в ряд – сразу все заговорят. (буквы)

***

Ни небо, ни земля, видением бела,

Трое по ней ходят, одного водят,

Два соглядают, один повелевает. (бумага, пальцы, перо, глаза)

СПОРТ

***

Зеленый луг, сто скамеек вокруг

От ворот, до ворот бойко бегает народ,

На воротах этих рыбацкие сети. (стадион)

***

Не кормит, не поит,

А здоровье дарит. (спорт)

***

Город огромный, а в городе чудо:

Налили воду в огромное блюдо,

В каменном блюде с водою зеленой

Плавают люди зимою студеной. (бассейн)

***

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два «к».

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я … (хоккей)

***

Костыль кривой так и рвется в бой. (клюшка)

***

Скажи, какой железный мяч

Одной рукой толкнул силач. (ядро)

***

Мчусь, как пуля я вперед

Лишь поскрипывает лед,

И мелькают огоньки,

Кто несет меня? (коньки)

***

На квадратиках доски,

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков. (шахматы)

  1. Объясни смысл пословиц.

«Ученье – свет, а не ученье – тьма»

«Грамоте учиться – всегда пригодится»

«Неученый что слепой – веди куда хочешь»

«Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит»

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

«Тяжело в ученье – легко в бою»

  1. Итог

У каждого  ребенка на столе по два кружочка: синий и красный. Выбрать красный кружок, если вам было интересно и узнали новое для себя. Выбрать синий кружок, если было скучно.  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему: "День Наума Грамотника"

Конспект внеклассного мероприятияТема: День Наума ГрамотникаЦели: 1.         Способствовать закреплению полученных знаний2....

День Наума Грамотника

12 декабря - "День Наума Грамотника"...

День Наума Грамотника (презентация)

Презентация "День Наума Грамотника"...

День Наума Грамотника

Сценарий праздника для начальной школы. 14 декабря православная церковь отмечает память пророка Наума. На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В народе к этому свят...

День Наума Грамотника.

О появлении праздника на Руси....

Внеклассное мероприятие: "День Наума Грамотника"

Знакомство со старинным праздником "День Наума Грамотника", который отмечался 14 декабря....

Классный час "День Наума Грамотника"

14 декабря - день Наума Грамотника, который был покровителем ребят-учеников. Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник посвящения в ученики....