Тренинговые занятия для учащихся 4-x классов в помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе.
консультация (4 класс) на тему

Береснева Ирина Викторовна - nsportal

Тренинговые занятия с учащимися 4-х классов может проводить как школьный психолог, так и классный руководитель, работающий с учащимися данного класса. Это своеобразная возможность предупреждения тех проблем, с которыми могут встретиться учащиеся в начале учебы в 5-м классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovye_zanyatiya_dlya_4_klassa.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тренинговые занятия для учащихся 4-x классов нацелены на помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе.



Тренинговые занятия для учащихся 4-x классов нацелены на помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе. Тренинговые занятия с учащимися 4-х классов может проводить как школьный психолог, так и классный руководитель, работающий с учащимися данного класса. Это своеобразная возможность предупреждения тех проблем, с которыми могут встретиться учащиеся в начале учебы в 5-м классе. С целью преодоления тревожности будущих пятиклассников, негативных эмоций, сопровождающих переход в пятый класс, и следует проводить подобного рода занятия.
Опыт показывает, что учащиеся, прошедшие курс таких занятий, гораздо быстрее адаптируются к учебе в 5-м классе, а учителя-предметники, посетившие такие занятия, более бережно относятся к учащимся, чаще используют рефлексию в организации учебных занятий, более системно поддерживают участие учащихся в урочной деятельности.
Тренинговые занятия можно проводить как со всеми учащимися класса, так и с группой детей, которым такие занятия нужны в большей степени.
Ни для кого не секрет, что зачастую учителя сами настраивают негативно учащихся к обучению в среднем звене школы. Заходя в класс, можно иногда слышать такую фразу: «Вот попадете в пятый класс, там узнаете...» Безусловно, зерно, брошенное на тревожную почву, дает негативные всходы. У детей изначально формируется страх перед обучением, боязнь учителей-предметников, тревога за свои учебные результаты в будущем.
Очень часто тревожность учащихся усугубляет и семья. Многие родители, вместо того чтобы поддержать в ребенке уверенность в собственных силах, предупреждают его о том, что у него ничего не получится, что он станет последним учеником в классе и т. д.
Занятия должны носить игровой, занимательный характер, что поможет учащимся быстрее входить в ритм занятия, с удовольствием включаться в деятельность.

Цель: помочь учащимся к адаптации к обучению в 5 классе.
Задачи:
1. Преодолеть тревожность с будущим обучением в среднем звене.
2. Ослабление негативных эмоций, сопровождающих переход в 5 класс.
Занятие 1 (вводное)


ДОРОГА В ПЯТЫЙ КЛАСС
Цель: выявляется уровень психологической готовности детей 9–10 лет к переходу в среднюю школу. Эта готовность проявляется в следующих позициях.
— Сформированность учебной мотивации.— Новое отношение к школе как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений. — Умение занять ответственную позицию школьника.— Социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях со сверстниками.
ПРИГЛАШЕНИЕ В ДОРОГУ

Ведущий зашел в класс и пригласил детей вместе с педагогами пройти в актовый зал. Детский коллектив был слегка возбужден и заинтригован, так как ребята в нашей школе любят психологические занятия. Ведущий предложил ребятам сесть на стулья, расставленные большим полукругом. На стенде перед ними прикреплен лист ватмана, на котором большими красочными буквами написано «Дорога в пятый класс» и что-то необычное и непонятное нарисовано снизу. Легкое волнение и тревога охватили класс. Ученики почувствовали, что сейчас будут обсуждаться важные вопросы.Ведущий. Сегодня нам предстоит собраться с вами в дорогу. Как вы думаете, куда?Дети, перебивая друг друга, ответили, что им в скором будущем предстоит учеба в пятом классе. Игра с этого момента для всех ребят приобрела серьезный характер.Ведущий. Что обычно люди берут с собой в дорогу? (Чемодан, карту и т.д.).Посмотрите на карту нашей дороги в пятый класс. На карте мы поместим ваши ожидания и те качества, которые есть у вашего класса и которые понадобятся вам в средней школе.Давайте сегодня соберем чемодан вашего класса. Для этого надо решить, что мы возьмем с собой в дорогу. Что должно быть у учеников пятого класса, чтобы им жилось интересно и весело?Дети активно называли различные качества, а ведущий фиксировал их на стенде. Как выяснилось, ребята ожидали от пятого класса добрых учителей, хороших оценок, интересной школьной жизни, новых одноклассников и дружного коллектива.Ведущий. Вы назвали много разных вещей, которые вам понадобятся в пятом классе, но среди них есть самые важные. Сейчас мы будем выяснять, что же это? Вам предстоит пройти через испытания. Если вы с ними справитесь и сумеете понять, какие качества вам помогали, то значит, эти качества есть у вашего класса. За каждое пройденное испытание вы получите паззлы, на которых будет написано то качество, которое вам помогало. В конце игры из набранных паззлов надо будет сложить предмет, который станет символом вашего класса.

ИГРА-РАЗМИНКА «ЗООПАРК»


Ведущий. Сейчас каждый получит лист бумаги, на котором написано название животного. По моей команде «Начали!» вы будете изображать при помощи жестов и звуков то животное, название которого написано на вашем листе. Задача каждого участника найти того одноклассника, который изображает такое же животное. Нужно встать рядом с ним. Разговаривать во время игры нельзя.

Ведущий и его помощники быстро раздали всем ребятам маленькие сложенные листочки. В течение минуты каждый из детей решал, как он будет изображать свое животное. Несмотря на то что задание было достаточно легким, было видно, что все ребята ответственно подходят к его выполнению. Прозвучала команда ведущего, и весь класс превратился в настоящий зоопарк. Мальчики и девочки точно и шумно изображали своих зверей. Было приятно видеть, что каждый это делал по-своему, не повторяя других. Видимо, именно этот факт помог всем детям быстро и правильно найти своего «сородича».

Ведущий. А теперь представьте, что ваши животные первый раз встретились в лесу. Каждый из них решил что-то рассказать о себе. И сейчас вам нужно немного пообщаться в парах. Ваша задача — постараться узнать как можно больше о другом животном. Помните, что животные общаются друг с другом на зверином языке, то есть при помощи звуков и жестов. Дети быстро включились в работу. Участники в парах по очереди при помощи жестов и звуков рассказывали о своем животном. Каждый хотел как можно больше сообщить своему напарнику. Всем взрослым во время выполнения этого задания бросилось в глаза, что четвероклассники неплохо умеют выражать свои мысли при помощи звуков и жестов. Да и вообще ребята демонстрировали хорошие актерские способности. После того как животные рассказали друг другу о себе, ведущий провел небольшое обсуждение в каждой паре. Что же каждому удалось узнать о своем сородиче? Большинство сумело узнать, чем питается животное, как оно передвигается, чем любит заниматься. Некоторые дети попытались немного пофантазировать при ответе на поставленный вопрос, но напарникам пришлось отказаться от неправильной информации.

Ведущий. Вот мы с вами немного поиграли, вы все пообщались и настроились на наше занятие. Теперь настало время вашему классу попытаться пройти через испытания.

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ — ИГРА «МАШИНКИ»

Ведущий. Сегодня у вашего класса есть уникальная возможность поиграть с машинкой из будущего. Она управляется при помощи голоса хозяина. Что он ей говорит, то она и делает.Сейчас мы проведем конкурс на лучшего хозяина машинки. Задача хозяина — четко говорить, что нужно делать его машинке, бережно относиться к ней, стараться, чтобы с его машинкой ничего не случилось. В свою очередь машинка должна внимательно слушать хозяина и четко выполнять его команды.Для того чтобы выяснить, кто в паре будет хозяином, а кто машинкой, проведем жеребьевку. Во время игры каждый сначала побывает в одной роли, а затем в другой. Мой помощник будет помечать на листе бумаги каждое столкновение машины с предметом. Выигрывает тот хозяин, чья машинка сумеет без аварий проехать весь путь.Каждая пара быстро решила, кто будет ее представителем, и тот отправился тянуть жребий. Вскоре все знали свои роли. Ведущий и его помощники подготовили помещение к игре, расставив в хаотичном порядке стулья в центре зала. Теперь наступил самый главный момент. Первым двум парам надо было попытаться справиться с заданием. Дети вышли и встали друг против друга так, что их отделяла площадь, заставленная стульями, то есть дорога. Ведущий завязал глаза ребятам, которые играли роль машинок. В конце игры ведущий задал вопрос классу и взрослым: «Как вы думаете, кто же оказался лучшим хозяином машины? Почему?» Ведущий. Какое же качество всем помогало справиться с этим заданием? Дети в основном называли такие качества, как умение слушать и выполнять задание, умение ориентироваться в пространстве и взаимопонимание. Ведущий. Вы сумели правильно назвать одно из важных качеств — взаимопонимание, поэтому ваш класс получает первый пазл, на котором написано это качество. Решите, пожалуйста, кто из вашего класса станет хранителем этого пазла.Дети посовещались и доверили этот пазл девочке, которая выиграла конкурс. Он была благодарна классу, который именно ей доверил ответственное хранение.
Оборудование: пазл «Взаимопонимание», листочки с животными

2 занятие.


Цель: изучение уровня тревожности учащихся класса
Упражнение 1

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим с вами совсем не обычное занятие. Оно будет посвящено воспоминаниям. Тогда давайте отправимся в 200___ год.
Что сязано с этим годом для вас?
Каким был ваш первый школьный день?
Что вам больше всего запомнилось из первого школьного дня?
Каким вам представлялась школа тогда, и какой она вам кажется сейчас?

Упражнение 2 «Ассоциации»
Цель:
1. Изучение степени тревожности учащихся, связанной со словом «школа».
2. Изучение мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни
Содержание упражнения:
Ребятам предлагается назвать прилагательные, которыми они хотели бы охарактеризовать свою школу и поделиться своим мнением о том, чему учат в школе.
Школа, в которой я учусь….
В нашей школе учат…..

Упражнение 3 «Температура»
Цель: дать возможность учащимся проговорить свои учебные трудности и определить свое к ним отношение.
Содержание упражнения
Ребята! Когда человек болеет, он непременно меряет температуру. Она у него всегда повышенная. Если человек не хочет что-либо делать, у него тоже может повыситься температура.
По какой причине, кроме болезни, может повыситься температура у вас?

Упражнение 4 « В гостях у сказки»
Цель: преодоление негативных эмоций, связанных с обучением в школе
Содержание упражнения
Сейчас мы отправимся в страну сказок и навестим старую сказочницу. У нее в большом мешке хранятся самые разные сказки. Итак, в путь!
В далекие времена в одной семье жил мальчик. Был он веселый, непоседливый, любил играть с другими мальчиками во дворе в свои мальчишеские игры. Помогал папе по хозяйству и маме – даже мыть посуду.
Учился этот мальчик в школе. В селе она была одна, и рано по утру, все мальчики и девочки вприпрыжку бежали в школу.
Кто бежал с неохотой, кому-то было трудно проснуться, и он, пыхтя, бежал позади всех. Самым последним бежал в школу знакомый нам мальчик. Не то, чтобы ему не хотелось учиться, просто было очень трудно рано вставать из теплой постели, одеваться, умываться. Причем делать это каждый день.
Однажды, когда он в очередной раз оказался самым последним на дорожке, ведущей в школу, он увидел перед собой перышко необыкновенной красоты. Оно сверкало на солнце и переливалось всеми цветами радуги. Мальчик схватил перышко, и тут оно подняло мальчика, закрутило в воздухе и забросило его на радугу, которая висела над школьным двором.
Мальчик кувыркался на радуге, прыгал, стоял на голове, смотрел на школу, в которой в это время сидели мальчики и девочки из его села, смеялся, свистел, вообщем делал то, что ему нравится.
Так прошел час, два, три, а что было потом с мальчиком?
Ребята придумывают окончание сказки и объясняют, почему именно такое они придумали объяснение.
Вопросы детям:
Кто хотел бы оказаться на месте мальчика и почему?
Можем ли мы считать, что мальчик совсем не хотел учиться в школе?
Чем может быть вызвано такое поведение мальчика?
Рефлексия занятия:
Понравилось ли вам занятие?
Что запомнилось больше всего?
Оценка занятию от 0 до 10 баллов.

Занятие 3
Упражнение 1 «Светофор»
Цель: обменяться мнениями на прошлом занятии
Содержание упражнения
Здравствуйте ребята! Пришло время нашей новой встречи. Нас с вами ждут увлекательные путешествия в Страну Сказок. Мы будем много рисовать, придумывать интересные истории.
Сейчас я раздам вам сигналы светофора. С их помощью вы поможете мне узнать ваше мнение о прошлом занятии.
Красный кружок – если вам было неинтересно и неуютно на прошлом занятии.
Желтый кружок – если вам было интересно, но вам что-то не понравилось.
Зеленый кружок – если вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое.
Итак, я считаю до трех и мы включаем светофор.
Раз….два…три..
Ведущий спрашивает учеников, почему они сделали такой выбор, уделяя внимание тем, кто поднял красный кружок.

Упражнение 2 «В гостях у сказки»
Цель:
1. Развитие фантазии. Умения понимать и передавать чувства других людей
2. Сочинение собственных сказок на основе полученных рисунков.
Содержание упражнения
Давайте вспомним наше прошлое занятие. Вспомните сказку про мальчика и радугу. Я хочу, чтобы вы определили в ней самый тревожный и запоминающийся момент.
Попробуйте нарисовать этот момент на лежащих перед вами листах бумаги. озаглавьте свой рисунок.
Далее ученики зачитывают свои сказки.
Ритуал прощания
Вот и все, наше занятие подошло к концу. Давайте сейчас включим снова наш волшебный светофор. Оцените наше занятие.
Раз…два…три…
Оборудование: фломатсеры, альбомные листы, кружки с цветами

Занятие 4
Упражнение «Осенний лес»
Цель: релаксация, подготовка ребят к активной работе.
Содержание упражнения
Учащиеся должны сплочено выполнять задания и следовать тексту, который произносит ведущий. По ходу выполнения упражнения учащиеся сопровождают его жестами.
Ребята! Мы с вами отправляемся в волшебное путешествие. Вы его совершите вместе со мной. Закройте глаза. Я попрошу вас выполнять все движения, не открывая глаз.
Давайте начнем.
Итак, мы с вами находимся в маленьком, но очень уютном городке.
На улице стоит осень. И хоть на улице солнышко светит очень ярок, температура уже достаточно низкая.
Мы с вами идем на прогулку.
Мы быстро надеваем джинсы, теплый свитер, кроссовки и отправляемся в лес, берем с собой поводок и любимую собаку.
Мы идем в лес. Свежий воздух, лесная прохлада притягивают нас. Мы напрягаем животик, спинку, ручки, лицо. Сильно-сильно…
А сейчас мы расслабляем ноги, руки, спину, лицо…
Дышится ровно, легко, глубоко.
Дорога не утомляет нас, а наоборот, придает уверенность и силу! Вот он наш волшебный лес! Все тропинки в нем знакомы. Вот эта ведет в березовую рощу. Мы направляемся туда. Дышится легко, ровно, глубоко…
Правая рука держит поводок и напряжена очень сильно.
Кругом тишина, только кое-где стучит дятел.
Мы отпускаем поводок, и наши правые руки становятся легкими и воздушными. Словно воздушный шарик, который улетит далеко в небо, если его не держать за ниточку.
Дышится ровно, легко, глубоко..Мы входим в березовую рощу. Белые стволы берез напоминают нам свечи на праздничном торте. Наше внимание привлекает гриб в коричневой шапочке. Это подберезовик. Мы наклоняемся к нему и видим еще два маленьких грибочка. Да здесь целая семейка подберезовиков уютно устроилась на зеленой кочке! Свежий воздух пронизывает все вокруг. Дышится ровно, легко, глубоко…
Насладившись лесной прохладой и тишиной, мы возвращаемся домой.
Вопросы учащимся:
Какие ощущения вы испытали, путешествуя по воображаемому лесу?
Смогли ли вы его себе представить?
Что вам удалось представить, а что нет?
Игротека

ДОРОГА В ПЯТЫЙ КЛАСС
ИГРА «ИЗОБРАЗИ ФРАЗУ»

Ведущий. Для этой игры нам надо выбрать на роль ведущих трех сообразительных и артистичных ребят. На обсуждение вам дается одна минута. Ведущий. Сейчас я буду показывать ведущим карточки, на которых написаны разные фразы. Задача ведущих — передать при помощи различных жестов или звуков смысл этой фразы так, чтобы вы сумели ее понять и назвать. Каждому ведущему предстоит «изобразить» три фразы. Если ведущему не удастся передать смысл фразы, тогда он имеет право попросить помощи у другого ведущего.В игре использовались следующие фразы: встреча гостей; решение задачи; прогулка в парке; занятие спортом; чтение интересной книги; игра на компьютере; укладывание чемодана; игра на музыкальных инструментах; просмотр телепередач.Ведущий. Как вы думаете, какое качество помогало нам справиться с заданиями этой игры?Все четвероклассники единодушно отметили, что это сообразительность и смекалка. Ведущий. Вы правильно назвали еще одно важное качество — смекалку, поэтому получаете второй паззл, на котором написано это качество. Решите, кто будет беречь паззл до конца нашей игры.Класс сумел без споров и обид найти хранителя и для второго паззла.
ИГРА «ВОПРОС-ОТВЕТ»
Ведущий. Вам предлагается в течение пяти минут отгадать шесть загадок. Отвечать надо быстро. Если вы не знаете отгадки, то говорите: «Дальше». За каждый правильный ответ начисляется один балл. Ваша главная задача — набрать наибольшее количество баллов.
Вам будут предложены загадки, для отгадывания которых надо переставлять букву в слове так, чтобы получилось новое слово. Давайте разберем одну такую загадку.
Легко дыша в моей тени,Меня ты летом часто хвалишь,Но буквы переставь мои —И целый лес ты мною свалишь.
(Липа—пила)
Дети с трудом смогли отгадать тренировочную загадку. Большинство не поняли принцип отгадывания. Видя это, ведущий постарался подробно разобрать принцип работы с такими загадками.В этой игре были использованы загадки из сборника «Кроссворды».
Вдоль по проволоке мчусьНочи я и дни,А с конца меня прочтут —Тигру я сродни.
(Ток—кот)
Лежу я на земле,Прибитая к железу,Но буквы переставь —В кастрюлю я полезу.
(Шпала—лапша)
Известное я блюдо.Когда прибавишь «м»,Лететь, жужжать я буду,Надоедая всем.
(Уха—муха)
Географию со мнойИзучают в школе дети,Дай порядок букв иной —И найдешь меня в буфете.
(Атлас—салат)
Я — дерево в родной стране,Найдешь в лесах меня ты всюду,Но слоги переставь во мне —И воду подавать я буду.
(Сосна—насос)
Мы резким голосом кричимИ ковыляем так комично,Но вставь нам «л» — и зазвучимТогда довольно мелодично.
(Гуси-гусли)
.
Ведущий. Посчитайте, пожалуйста, самостоятельно, сколько вам удалось набрать баллов в этой игре? Сначала все молчали, наверное, вспоминали. Потом раздалось несколько робких ответов: «Пять баллов, шесть баллов». Ведущий. Вы совершенно правильно сказали, что вам удалось набрать в этой игре шесть баллов. Это очень хороший результат. Ребята, осознав, что сумели справиться и с этим заданием, сразу облегченно вздохнули и немного успокоились.Ведущий. Кто из вас может назвать качество, которое помогало вам в этой игре?Дети высказывали следующие предположения: умение думать, мыслить логически, находчивость.Ведущий. Совершенно верно вы заметили, что справиться с этой игрой вам помогала ваша находчивость. Получите еще один паззл «находчивость» и выберите его хранителя.
СЕРЬЕЗНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
Ведущий. У нас с вами остались пустыми еще два места для паззлов. Подумайте и скажите, какие еще два качества понадобятся вам в пятом классе. На обсуждение дается три минуты.. По лицам ребят было видно, что они находятся в недоумении: какое же еще важное качество надо было назвать? Тогда ведущий предложил классу преодолеть еще одно испытание, которое поможет назвать это качество
ИСПЫТАНИЕ — ИГРА «РАСШИФРУЙ»
Ведущий. Сейчас ваш класс получит карточки, на которых написаны буквы. Ваша задача — в течение двух минут составить из этих букв слово, которое обозначало бы человеческое качество.Класс получил набор карточек с буквами б, т, ь, л, о, з, а, с, о, ю, н, л, е, ь, т, н и приступил к работе.Детям пришлось несколько раз перекладывать буквы, прежде чем они сумели сложить нужное слово — любознательность. Ведущий похвалил детей за то, что они правильно выполнили это задание, и попросил написать на чистом паззле название этого качества. Класс был по-настоящему счастлив, что наконец сумел правильно определить это важное и необходимое для учебы в средней школе качество.right0
КОММЕНТАРИИ К ИГРЕ
Если бы класс не сумел правильно назвать еще и первое качество — «старательность», тогда детям пришлось бы выполнять шестое испытание — игру «Мяч». Ребята встают в круг и слушают правила игры. По команде ведущего все участники без помощи рук должны передать мяч по кругу. Если мяч во время передачи падает, то он возвращается к первому игроку, и игра начинается заново. В ходе этой игры дети должны выйти на понятие «старательность» и написать название этого качества на чистом паззле. Далее ведущий сообщил, что класс сумел набрать достаточно много паззлов с названием важных качеств, которые необходимо взять с собой в пятый класс. Теперь же нужно из этих паззлов сложить символ класса.Дети с огромным интересом приступили к выполнению задания.
Ведущий. Как вы думаете, что вам удалось сложить?Ребята ответили, что это похоже на открытую книгу.
Ведущий. Это действительно открытая книга. И сегодня мы с вами поняли, что символом вашего класса является открытая книга. Сегодня мы также сумели прочитать несколько страниц из этой книги. Стало ясно, что ваш класс — дружный, находчивый, сообразительный, старательный, оригинальный. Впереди у вас средняя и старшая школа, и эта книга постепенно будет пополняться новыми важными качествами, которые вы будете приобретать во время вашей школьной жизни. В конце нашей игры я предлагаю вам поместить вашу книгу на карту с названием тех качеств, которые есть у вашего класса и которые вы возьмете с собой в дорогу в пятый класс.Дети вместе со взрослыми в конце первой части игры оформили карту своего класса. Ведущий предложил каждому ребенку поставить свою подпись на карте.
Обрудование: пазлы «Смекалка», «Находчивость», «Любознательность», набор букв, набор фраз
занятие 5
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Ведущий вошел в класс и сообщил детям, что сейчас состоится продолжение психологической игры. Дети быстро угомонились, навели порядок на партах и приготовились к работе.  После проведенной рефлексии ведущий предложил продолжить обсуждение темы «Переход из начального звена в среднее». На доске вновь появилась карта класса с изображением открытой книги и написанными на ней важными качествами. Рядом был вывешен чистый лист ватмана. Дети догадались, что сегодня на игре им предстоит этот лист чем-то заполнить. А вот чем — для всех ребят пока оставалось загадкой.
УПРАЖНЕНИЕ
Ведущий включил спокойную, расслабляющую музыку и предложил ученикам занять удобное положение за партами.
Ведущий. А сейчас давайте немного пофантазируем о том, что вас ждет в пятом классе. Закройте глаза, сядьте поудобнее и попытайтесь представлять себе то, о чем я буду говорить. Вы пришли 1 сентября в школу в пятый класс. Попытайтесь представить, как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. А теперь вы сидите на уроке. Что происходит в классе? Приглядитесь, кто из учителей ведет уроки и о чем вас спрашивают. Что от вас требуют? Способны ли вы выполнять те требования, которые вам предъявляют? Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. Представьте теперь взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться. А теперь мы возвращаемся обратно, в настоящее, в четвертый класс. Я считаю до пяти. На счет «пять» вы медленно открываете глаза и оказываетесь в нашем классе.right0
После релаксации ведущий предложил детям по желанию рассказать, что им удалось представить. Несколько ребят поведали классу, какими они сумели увидеть себя в среднем звене. Среди учеников оказались и такие, у которых не получилось представить себя учеником пятого класса. Возможно, это было связано с тем, что не все дети в таких условиях могут расслабиться. Поэтому лучше проводить релаксацию в помещении, где есть возможность каждому выбрать удобное место и положение. После недолгого обсуждения ведущий предложил классу нарисовать себя в настоящем и в будущем (в пятом классе). Каждый рисовал на своем листке. Рядом со вторым рисунком нужно было написать, каким каждый себя представляет в пятом классе, что в нем изменится. Ведущий попросил детей, чтобы они обращали внимание не только на внешние изменения, но и на внутренние. Класс под спокойную музыку рисовал и делал подписи. Было видно, что все погружены в работу.  Во время рассказа ведущий уточнял у ребенка, чего он ждет от себя в пятом классе. Эти ожидания ведущий просил записать около своих рисунков. Большинство детей от средней школы ожидали хороших оценок, добрых учителей, интересного учебного материала и веселой школьной жизни. Многие считали, что они должны стать добрыми и красивыми, другие видели себя сильными и счастливыми, а кто-то думал, что будет хорошо учиться. В конце игры ведущий предложил детям приклеить свои рисунки на чистый лист ватмана, чтобы они могли сохраниться в школе до следующего учебного года.

Ведущий. Посмотрите внимательно на карту. Вы имеете уникальную возможность увидеть, какими вы хотите стать. Оправдаются ли ваши ожидания, вы узнаете, когда будете учиться в пятом классе. Но у вашего класса есть такие качества, которые должны помочь вам жить интересной школьной жизнью в среднем звене. В результате проведения таких игр мы сумели увидеть хорошую психологическую готовность данного класса к переходу из начального звена в среднее. Также нам удалось получить дополнительный диагностический материал, который был в дальнейшем использован психологом на психолого-педагогическом консилиуме и при планировании психологической работы с классом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Тренинговые занятия для учащихся 4-x классов нацелены на по¬мощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе

Тренинговые занятия для учащихся 4-x классов нацелены на по­мощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе. Тренинговые занятия с учащимися 4-х классов ...

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов 2014-2015 учебный год

Целью диагностического минимума в параллели 5-х классов явилось получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодаления трудногстей периода адаптации к новой со...

Родительское собрание на тему «Первый раз в пятый класс или проблемы школьной адаптации»

Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел.  Он теперь - пятиклассник!...

Программа адаптации учащихся пятых классов.

В основу данной программы положена работа Р. В. Овчаровой «Хочу, могу, умею» с некоторыми изменениями и дополнениями, продиктованными практикой. Программа состоит из трех блоков: развитие ...

Трудности адаптации при переходе в пятый класс.

На родительском собрании рассматриваются проблемы  адаптации ребёнка, с которыми он сталкивается  при переходе в 5 класс.Сложность этого периода заключается не только в изменении условий свя...

Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах».

Цели проблемного обучения:- Дать прочные знания- Стимулировать интеллектуальное развитие- Воспитывать активную личностьОбразовательные результаты:- Умение решать проблемы- Вести диалог- Извлекать инфо...