Педагогика как наука и искусство
статья на тему
Педагогика в своем развитии прошла длинный и сложный путь.
Термин «педагогика» имеет двойное значение:
- область научного знания;
- область практической деятельности.
Педагогика – наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни и развитии личности.
Педагогика – совокупность теоретических и прикладных основ, изучающих воспитание, образование и обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogika_kak_nauka_i_iskusstvo.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогика как наука и искусство
Понятие о педагогике и ее предмете
(объект изучения, предмет, задачи)
Педагогика в своем развитии прошла длинный и сложный путь.
Термин «педагогика» имеет двойное значение:
- область научного знания;
- область практической деятельности.
Педагогика – наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни и развитии личности.
Педагогика – совокупность теоретических и прикладных основ, изучающих воспитание, образование и обучение.
Педагогика – наука о воспитании человека; буквально «детоводство» или «детовождение».
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.
Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем, существует 3 взгляда:
- Педагогика – дисциплинарная область человеческого знания.
- У педагогики роль относительно самостоятельной дисциплины, имеющей свой объект и предмет изучения.
- У педагогики роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук.
Педагогика как отрасль философии созрела в начале 17в. Основоположник – Ян Амос Коменский.
Педагогика окончательно сформировалась в середине 19в., когда были определены объект и предмет изучения.
Объект науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания.
Цель науки – описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых его законов.
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о действительности.
Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой.
Объект педагогики – воспитание человека человеком (как объективно существующее социальное явление).
Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания – специально организованный учебно-воспитательный процесс.
Основные функции и задачи педагогики:
- Аналитические:
- теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, причинно-следственных противоречий, закономерностей следственных связей процесса воспитания;
- анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.
- Проективно-конструктивные:
- разработка новых технологий, педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;
- внедрение результатов педагогических исследований в практику;
- научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами.
- Прогностические:
- обеспечение научно-обоснованного целеполагания и планирования и развития системы воспитания;
- обеспечение эффективного управления образовательной политики.
Основные вопросы педагогики:
- Для чего необходимы воспитание и обучение? Какие задачи они решают? (проблема цели и целеполагания в целостном педагогическом процессе)
- Кто и ради кого осуществляется воспитание и обучение? (проблема субъектов педагогического процесса) Есть 2 позиции: авторитарная и гуманистическая.
- Чему учить и какие ценности передавать в целостном педагогическом процессе? (вопрос содержания воспитания и обучения)
- Как учить? (вопрос о методах, средствах, формах воспитания и обучения и общих принципов подходов к их разработке)
- Где учить и воспитывать, и какими должны быть в стране педагогические системы и образовательные модели?
- Кому и как управлять системой образования?
Если основная задача педагогической деятельности – осуществлять воспитание и обучение на основе научных разработок, то основная задача педагогической науки – вести исследования и обеспечивать практику такими разработками.
Задачи:
- Постоянные:
- вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения и управления педагогической системы;
- изучение практики, опыта педагогической деятельности;
- разработка новых методов, средств, форм, систем воспитания, обучения и управления;
- прогнозирование образования;
- внедрение результатов исследований в практику.
- Временные:
- создание электронных пособий и библиотек;
- определение новых критериев и стандартов педагогического профессионализма;
- выявить природу пониженной стрессоустойчивости у учащихся;
- проанализировать в связи с этим природу типовых конфликтов в режимах взаимодействия.
Основные педагогические понятия
- Воспитание, как педагогическое, социальное и др. явление – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию ребенка, становлению собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей, вхождению его в контекст современной культуры.
Воспитание, как социальное явление – преднамеренная и целенаправленная передача общественно-исторического опыта подрастающему поколению в овладении ими практическими трудовыми умениями и выработанным опытом отношений и поведения.
Аспекты:
- типы воспитания (первобытной эпохи, рабовладельческой; восточный и западный);
- виды воспитания:
- по институциональному признаку: семейное, школьное, внешкольное, религиозное, по месту жительства, в детских домах и интернатах;
- по стилю отношений: авторитарное, демократическое, либеральное.
- модели воспитания:
- идеальная;
- прагматическая;
- гуманистическая;
- социетарная;
- технократическая (новые технологии).
Воспитание, как направление воспитательной работы: нравственное, умственное, физическое, трудовое, экологическое, эстетическое, половое.
Воспитание, как поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств.
Воспитание – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
- Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.
Основа обучения – знания, умения, навыки.
Знания – усвоенная учебно-познавательная информация (понятия, теоремы, законы, факты и т.п.).
Умения – сформированные действия на основе полученных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки – действия, доведенные до автоматизма путем многократного упражнения.
- Образование, как педагогическое явление рассматривает как процесс и результат усвоения системы знаний в интересах человека, общества и государства; многообразная личностно-ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение и самореализацию личности в изменяющейся социокультурной среде; становление развития, рост самой личности как таковой.
Образование классифицируется:
- По уровню: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее полное общее, высшее.
- По содержанию: общее, профессиональное (учитель, врач), специальное (учитель начальных классов, хирург).
- По форме получения: стихийное, формальное, организованное.
Типы образования:
- образование в древних обществах: освоение мира в форме сказок, былин, песен, мифов;
- схоластическое: тренировка памяти и воли, овладение грамотой и риторикой;
- просветительское: возникло в 17в., бурное развитие научного знания, становление систем школ).
Модели:
- как государственно-ведомственная организация (система образования организуется и контролируется государством);
- рационалистическая модель строится на теории управления людей и его формирования (ученик занимает пассивную роль, а учитель действует в строгом соответствии с установленными правилами);
- неинституциональная модель ориентирована на организацию образования вне социальных институтов (интернет, дистанционное обучение, на природе).
Виды образования:
- по характеру усваиваемых научных знаний: филологическое, биологическое, экономическое;
- по виду доминирующего содержания образования: теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное;
- по виду человеческой деятельности: музыкальное, художественное, медицинское, педагогическое;
- по типу освоения культурных ценностей: классическое, религиозное;
- по масштабу освоения культурных ценностей: национальное, отечественное, международное, глобальное;
- по типу образовательной системы: университетское, академическое, гимназическое;
- по сословному признаку: элитное, массовое.
Образование – есть то, что остается, когда все выученное забыто.
- Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
- Формирование – процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, образования социальной среды; процесс становления человека, как субъекта и объекта общественных отношений.
- Педагогический процесс – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.
- Самообразование – самостоятельное усвоение знаний, умений, навыков, совершенствование уровня образования.
Перевоспитание – изменение, освобождение от негативных привычек.
- Самовоспитание – сознательная, целенаправленная деятельность человека по формированию и усовершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Структура педагогической науки
- Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях всех типов.
- Общие основы педагогики – изучает предмет, методологию педагогического исследования, обосновывает цель и структуру целостного процесса образования.
- Теория воспитания – изучает закономерности процесса воспитания.
- Теория обучения или дидактика – изучает закономерности образования.
- Теория управления образованием или школоведение – изучает теоретические основы педагогического менеджмента.
- Возрастная педагогика – изучает особенности воспитания, образования и обучения на разных этапах.
- Преддошкольная или ясельная (1-3 года).
- Дошкольная (3-7 лет).
- Школьная: начальная, средняя, старшая.
- Педагогика взрослых: профессионально-техническое, средне-специальное образование, образование высшей школы).
- Андрагогика.
- Коррекционная педагогика или специальная.
- Логопедия – изучает пути преодоления и предупреждения проблем речи.
- Сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих.
- Тифлопедагогика – слепые и слабовидящие.
- Олигофренопедагогика – умственно отсталые.
- История педагогики и образования – изучает теорию и практику воспитания и образования в различных цивилизациях и в различные исторические периоды.
- История России.
- История Европы.
- История Советского периода.
- Отраслевая педагогика.
- Военная.
- Спортивная.
- Семейная.
- Производственная.
- Педагогика перевоспитания правонарушителей.
- Частные методики – предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных дисциплин.
- Этнопедагогика – изучает закономерности и особенности традиционной культуры воспитания, этнического воспитания.
- Сравнительная педагогика – ведущие тенденции развития образовательного процесса в современных странах и их сравнение.
- Лечебная педагогика – развивается на границе с медициной.
- Социальная педагогика – вопросы обучения и воспитания человека в обществе.
Связь педагогики с другими науками.
- философия;
- психология;
- анатомия, физиология, гигиена;
- медицинские науки;
- социология;
- этика;
- политология;
- экономика;
- кибернетика.
Перспективы развития педагогической науки
До эпохи Возрождения и реформации педагогика опиралась на теологическое и религиозное знание.
Теологический центризм считал человека образом и подобием божьим.
На смену пришел антропологический центризм. Согласно ему центр Вселенной – человек.
Ученые предсказывают зарождение космического мировоззрения – теория космоцентризма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир науки и искусства-школьнику
Проект...
Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"
Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"...
Педагогика как наука
Презентация...
Эссе " Педагогика- это наука или искусство?"
Эссе " Педагогика- это наука или искусство?"...
Основные этапы истории специальной педагогики как науки
Дефектологическая наука .3 этапа становления дефектологии...
Педагогика как наука и искусство
Актуальность проблемы целостного восприятия различных видов педагогики обусловлена объективным расширением содержания понятия современного образования, в орбиту которого включаются все новые пласты ку...
Знакомство с наукой через искусство.
laquo;Наука через искусство»Самая значительная вещь. С которой мы можем экспериментировать, -непостижимость. Это основное чувство, которое стоит у истоков истинного искусства и истинной на...