«Формирование гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Сообщение подготовлено для выступления на МО классных руководителей МБОУ «СОШ» с. Гурьевка учителем начальных классов Рубцовой А.М.
Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающий осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grazhdanskoy_kompetentnosti.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования»
Сообщение подготовлено для выступления на МО классных руководителей МБОУ «СОШ» с. Гурьевка учителем начальных классов Рубцовой А.М.
Становление гражданской позиции и социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу. Каким гражданином станет сегодняшний школьник, воспитанник? Роль воспитательной работы педагогов в этом процессе невозможно недооценить. «Трудно воспитывать человека в наше время, особенно подростков. Трудно потому, что кроме школы они добывают много знаний из других источников, всё это нужно осмыслить, переварить» - эти слова В.А. Сухомлинского актуальны и сейчас.
Формирование гражданской позиции связано с ёмкостью самого этого понятия. А.В. Петровский определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.
В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Н.В. Савин определил социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.
И.Ф. Харламов определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени.
Каково содержание стержневых социальных качеств личности? Важнейшее из них — жизненная позиция (гражданственность) проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.
Жизненная позиция — это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить. При пассивной позиции человек воспринимает готовые взгляды, ценности, образцы поведения, не пытаясь их анализировать, выбирает «линию наименьшего сопротивления», следования по привычным накатанным дорогам жизни. Она связана с отказом от инициативы и каких-либо усилий, направленных на изменение окружающей среды.
Не всякая активность человека равнозначна его активной позиции. Социальная активность личности предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. Пассивная жизненная позиция необязательно означает бездеятельность. Ее может занимать и добросовестный ученик, получающий только отличные оценки. Суть такой позиции — в боязни нового, ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы. Пассивная позиция может даже сопровождаться положительным отношением к прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкционируются сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность. Компонентами активной гражданской позиции являются социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.
Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития.
Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимание воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.
Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность – важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.
Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.
Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. О социальной активности и гражданских качествах подростка (основополагающих компонентах активной гражданской позиции подростков) можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам. Показателем уровня гражданского самосознания подростков является способность к рефлексии и адекватной самооценки.
Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.
Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающий осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.
Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции учащихся в современном обществе, можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн.
Первый этап – осознание своего «Я».
Второй этап – становление качеств личности – готовность к выбору.
Третий этап – готовность к проявлению «Я».
Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития.
Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Оно не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.
Каждый ребёнок ещё в детстве должен почувствовать себя активным участником в жизни общества. Для этого он должен получить реальный опыт гражданской активности, возможность для реализации своих прав и обязанностей по отношению к Отечеству, своей малой Родине, обществу, самому себе, а также формирования чувства ответственности за свои поступки.
Деятельность педагога в формировании активной гражданской позиции заключается в том, чтобы определить формы и методы взаимодействия, помочь детям найти себя в жизни, самоопределиться, привить навыки, которые помогли бы успешно функционировать в изменяющем мире, помочь выбрать и приобрести профессию. Мысль, поступок, характер, судьба, мечта – это ступеньки, по которым идет каждый. Только о чем будет думать будущее поколение? Что чувствовать, как поступать, каковы его ценности, отношение к своей стране? Формирование гражданской позиции начинается с раннего детства, с семьи и школы и происходит не вдруг, не в один час. Позиция каждого – не сиюминутное настроение и мнение. Это результат долгих трудов всех, кто работал над формированием мыслей, души, жизненной позиции человека.
Гражданское образование в общеобразовательной школе реализуется последовательно на всех ступенях.
На первой ступени (начальное общее образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Формирование социальной активности младшего школьника происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при высокой организации деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми. Необходимым условием эффективной работы по формированию у учащихся социальной активности является его включенность в коллектив. Чем шире и богаче общение учащихся в коллективе, тем больше возможностей для развития необходимых социальных качеств. В детском коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которые помогают школьнику психологически грамотно строить свое взаимодействие с другими людьми. Взаимодействуя со сверстниками, учащийся осваивает опыт лидерства и подчинения, развивает свои организаторские способности.
В реальном процессе воспитания необходимо учитывать неравномерность развития различных компонентов социальной активности, чтобы влиять на те ее стороны, которые слабее развиты или не развиты у отдельных учащихся. Педагогу нужно изучать особенности учащихся, организуя общественную работу в классе таким образом, чтобы в ней принимали в той или иной степени участие все школьники. Младшие школьники обычно проявляют интерес к общественной работе, но у них нет достаточного опыта, не хватает настойчивости, упорства. Первые неудачи могут привести учащихся к разочарованию, сформировать отрицательное отношение к данной работе, что способствует формированию таких качеств, как пассивность, равнодушие к жизни класса, школы, а затем и общества в целом. Поэтому необходима поддержка педагога в развитии общественной активности школьников, распределение поручений с учетом интересов учащихся, в формировании ответственного отношения к порученному делу.
Активная социальная позиция учащихся успешно развивается в условиях демократического стиля педагогического общения, когда педагог заинтересован в повышении роли учащихся во взаимодействии, стремится привлекать каждого из них к решению общих проблем, когда создаются наиболее благоприятные условия для самореализации личности.
Если в начальной школе учитель проявляет заботу о развитии самостоятельности учащихся, уважает их мнение и считается с ним, если ему удается сформировать коллектив школьников, отличающийся высокой организованностью и активностью, у учащихся формируется социальная активная позиция, которая совершенствуется в дальнейшем. Особое значение в формировании социальной активности младших школьников имеет ученическое самоуправление.
Вторая ступень (основное общее образование) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является уважение к закону, праву, правам других людей и формирование ответственности перед обществом. Идёт обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.
Немаловажным условием формирования социальной активности учащихся является работа педагога по обучению учащихся организаторским умениям. С этой целью используют систему меняющихся поручений учащихся, так чтобы каждый из них смог попробовать свои силы в организационных делах. Это может быть работа в группах сменного состава, где каждый ученик имеет возможность побывать в роли лидера, организатора какого-либо совместного дела. Обучение школьников умениям планировать, контролировать, оценивать свою работу и работу своих товарищей также является важнейшим фактором развития их организаторских способностей.
На третьей ступени (среднее общее образование) углубляются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Ребенок как субъект воспитания представляет собой постепенно формирующуюся гражданскую личность, аккумулирующую общественное сознание, осмысливающую идеи, формирующую собственные мотивы и стимулы поведения, совершающую все более осознанный и сознательный выбор поступков. Постепенно формируются личностные качества, потребности, интересы, активная жизненная позиция, помогающие осуществлять собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий. Появляется возможность ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования, осуществлять самовоспитание, содействовать становлению собственной личности.
Главное в формировании гражданской позиции - системный подход, создание условий для их самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Перечислим основные направления системы формирования гражданской позиции:
- формирование гражданского отношения к себе;
- формирование гражданского отношения к своей семье;
- формирование гражданского отношения к школе (образовательному учреждению);
- формирование гражданского отношения к Отечеству;
- формирование гражданского отношения к планете Земля.
Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на её становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, её народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, принятие их как основы своих действий, формирование гражданского мировоззрения. Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой образовательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитание культурного человека, гражданина и патриота.
В современной школе на классного руководителя возлагается большая ответственность. С одной стороны, классный руководитель ставит те же воспитательные цели, что и все педагоги – воспитание личности способной самостоятельно построить успешную жизнь. С другой стороны, дети и родители хотят видеть в классном руководителе и воспитателя, и друга, и координатора, осуществляющего связь между всеми участниками воспитательного процесса, и наставника, и советчика, а, зачастую, и психолога.
Многогранная работа классного руководителя тогда приобретает единство и целенаправленность, когда в ней четко прослеживается ведущая линия - воспитание у школьников активной гражданской позиции.
Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская позиция, то можно выразить это следующим девизом: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас». По словам профессора Н.Е. Щурковой «Ориентированный на конечную воспитательную цель, классный руководитель должен быть озабочен и настоящим моментом жизни ребёнка». Поэтому в содержании работы классного руководителя должно стать совместное проживание вместе с детьми ценностных отношений в процессе познания, игры, общения, труда, спортивных занятий и развлечений.
Для того чтобы воспитательная работа была эффективной, важно не только давать детям материал для размышления и переживания, необходимо ещё и получать отклик на мероприятие, личностное отношение происходящему. Таким образом, воспитательный материал дважды проходит через ум, сердце и душу ребёнка и оставляет прочный след в сознании будущего гражданина, прививать и закреплять важные нравственные качества.
В школе содержание гражданского образования реализуется посредством всех учебных предметов, и в первую очередь, в дисциплинах гуманитарного и общественно-научного циклов.
Изучаемые в курсе литературы произведения выступают в качестве источника знаний о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе и способствуют формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.
При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка, который они изучают, о её национальной культуре и вкладе в мировую культуру. Они знакомятся с традициями, этикетом, бытом и досугом народов, населяющих данную страну. Изучение иностранного языка позволяет глубже понять культуру других народов, познакомиться с опытом становления и развития гражданского общества и демократического государства за рубежом, что способствует взаимопониманию между народами, толерантности.
Предметы общественно-научного цикла акцентируют внимание на взаимодействии и взаимозависимости природных, социальных и экономических аспектов жизни общества; формируют у учащихся чувство ответственности за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Программа истории позволяет организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками истории развития прав человека и основных принципов, зафиксированных в середине прошлого века во Всеобщей декларации прав человека. В ходе изучения истории и обществознания, учащиеся получают представления о духовном развитии человека, о статусе личности, условиях становления различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости.
Предмет обществознание позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщённые знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, другим людям, об основных областях общественной жизни (экономике, политике, праве, социальных отношениях, духовной культуре). Этот курс помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной и природной средой. На уроках обществознания подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, потребителя, собственника, и т.д.). На основе личностно-эмоционального осмысления опыта взаимодействия людей в прошлом и настоящем у них формируется уважительное отношение к иному мнению, толерантность. Школьники учатся вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях. В процессе изучения обществознания школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма, осознать себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране.
На уроках истории и обществознания как нигде уместны дискуссия и споры. Учитель, умело создающий на уроках проблемные ситуации, способствует развитию у детей отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным. В конечном счете, все эти формы работают на необходимый обществу результат. Очень важно обучить детей истории, но гораздо важнее воспитать их добрыми, порядочными неравнодушными детьми, с активной гражданской позицией.
Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях. Активная социальная позиция проявляется в общественной деятельности учащихся. С этой целью в школе создаются детские общественные организации. Одновременное участие детей в социально признаваемой деятельности постоянных и временных детских объединений, составляющих в целом единый многоплановый коллектив, придает личностным интересам школьников новую дополнительную ценность, ориентируя их на решение социально значимых задач.
Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствуют формированию гражданской позиции, воспитывают чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям. Получению опыта самостоятельного социального действия способствуют проведенные социально ориентированные акции и операции.
Ценностно-ориентированная внутренняя позиция учащегося возникает не как итог некоторых «педагогических воздействий» или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Только в контексте целостного опыта ученика внутри его практических взаимоотношений все, без исключения, «воздействия» на него приобретают то или иное педагогическое значение.
Активная совместная деятельность, направленная на решение общественных проблем, поможет сформировать чувство ответственности перед страной, обществом в котором мы живем.
Творческая работа дает возможность не только для самореализации личности, но и приобщает к работе в коллективе, формирует гражданскую позицию, ответственность перед обществом.
Гражданская ответственность включает в себя осознание и положительное отношение человека к своим правам и обязанностям, внутреннюю готовность наиболее полно соотносить их с требованиями общества. Объективными показателями ответственности являются неприятие безнравственных проявлений, взаимопомощь, умение мобилизовать себя и других на противодействие асоциальным проявлениям.
Воспитательная работа, ориентированная на гражданское воспитание подростков и молодежи, дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечения к общественно-полезной деятельности, формирования правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.
Литература:
- Бейсенбаев А.А. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Книга для учителя. – Алматы Просвещение, 1986. – 207 с.
- Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). -М.: Академия, 1992. - 70 с.
- И.Л. Гуляева. «Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской
- Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М.: Просвещение, 1983. – 185 с.
- Мясищев В. Н. Структура личности и отношений человека к действительности // Доклад на совещании по вопросам психологии личности. — М., 1956. — С. 18–21;
- Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. — М., 1980. — С. 32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданской компетентности учащихся начальной школы
Презентация, содержащая описание системы внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников...
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Сегодня в нашей стране очень много говориться о развитии патриотизма. Но те, кто работают с младшими школьниками, хорошо знают, насколько трудно сформировать у 7-10- летних детей хоть какое-то предста...
Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»(Л. Кассиль) Макаренко подчер...
Формирование гражданской идентичности личности в ходе этномузыкального образования (в контексте ФГОС второго поколения)
Формирование гражданской идентичности личности в ходе этномузыкального образования (в контексте ФГОС второго поколения)...
Публикация. Статья. Формирование гражданской идентичности, духовных нравственных ориентиров - приоритетная задача современного образования
Аннотация: актуальность изучения гражданской идентичности заключается в совершенствовании общества, превалировании гуманизма и демократизма. В статье представлены ключевые особенности формирования гра...
Формирование гражданской компетентности у младших школьников в учебной деятельности и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС
Современное гражданское образование нацелено на формирование гражданской компетентности личности. Данная презентация представляет опыт работы классного руководителя по формированию гражданской компете...
Формирование поликультурной компетентности личности в условиях гимназического образования
Формирование поликультурной личности в условиях гимназического образования...