Формирование поликультурной компетентности личности в условиях гимназического образования
статья

Гинятуллина Ләйсән Мансур кызы

Формирование поликультурной личности в условиях гимназического образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_polikulturnoy_lichnosti_doklad.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Гимназия №13»

Доклад на тему:

«Формирование поликультурной компетентности личности в условиях  гимназического образования»

(из опыта работы)

учителя начальных классов,

руководитель кружка

«Культура и язык татарского народа»

Гинятуллиной Лейсан Мансуровны

 Проблема подготовки школьников к жизни в многонациональной поликультурной среде   является   актуальной и занимает одно из приоритетных положений среди проблем современного образования.

В этой связи Федеральный образовательный стандарт  устанавливает определенные требования к личностным результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального и  основного общего образования.

Эти требования, предполагают:

-воспитание у школьников российской гражданской идентичности:

- патриотизма, уважения к Отечеству;

            - осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;  

          -уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Учитывая актуальность данной проблемы, наша гимназия  в 2011 году вступила в областную программу Развития Инновационных Процессов  по теме: «Формирование поликультурной компетентности личности в условиях гимназического образования".

В апреле 2016 года гимназия успешно защитила  научный отчет по этой программе   и продолжает свою деятельность  в  статусе Научно-методического центра по распространению инновационного опыта работы по данной теме.

Что же такое поликультурная компетентность?

Поликультурная компетентность – это   качество личности, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей,  ценностей, опыта поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе. Это качество  реализуется при  эффективном взаимодействии с представителями разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп), сохраняя  при этом свою социокультурную идентичность.

Каждый человек, проживающий в поликультурной стране, проходя определенные стадии образования, знакомится не просто с новыми людьми, но и с новыми национальностями.
Одна из важнейших функций образовательной организации - научить учащихся жить вместе, в  согласии и дружбе. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны учащийся осознавал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.
      «Гимназия №13» г. Ульяновска является общеобразовательной организацией, в которой ведется двуязычная подготовка учащихся, начиная со второго класса.

  Неоспоримую пользу в приобретения опыта использования своих языковых знаний на практике приносит участие гимназистов в различных конкурсах, олимпиадах по иностранным языкам.

 Ежегодные  участия  в международных Интернет-проектах и олимпиадах,   дает им возможность познавать культуру народов мира, налаживать интернет-коммуникации с представителями разных регионов России и зарубежья, приобретать опыт виртуального межкультурного взаимодействия. Наши гимназисты являются победителями и призерами международной олимпиады по страноведению «Go west»,       Международных олимпиад «Британский бульдог», «Евролингва», «Албест» и многих др.

             Учащиеся гимназии ежегодно становятся победителями и  призерами Международных интернет-проектов «Мосты дружбы» и «Диалог культур», организованных при поддержке Комитета Государственной Думы по делам национальностей.

            С целью совершенствования  своих языковых знаний, повышения коммуникативной компетенции наши гимназисты участвуют в различных культурно- образовательных программах  и мероприятиях  по иностранным языкам. В частности, мы сотрудничаем со школой – СМАРТ, наши ученики нередко проводят свои каникулы в Международном  языковом лагере «SMART CAMP».

    Многие выпускники ориентированы на продолжение языкового образования в высших учебных заведениях и нацелены на профессиональную деятельность, связанную с активным использованием иностранных языков в процессе межкультурного взаимодействия и партнерского сотрудничества.  

     Со 2 по 5 класс в гимназии организованы занятия внеурочной деятельности по программе «Волшебный лоскуток», цель которых состоит в  приобщении детей к культуре народных промыслов посредством изучения и изготовления кукол с учетом традиций  декоративно- прикладного искусства.

         «Ритмика и танец» 5-6 класс

Формированию интереса к истории, обычаям и традициям разных народов – способствуют хореографические занятия по  программе  внеурочной деятельности «Ритмика и танец», в рамках которой  ребята с удовольствием разучивают и исполняют  народные танцы.

         Программа внеурочной деятельности  «Игры народов России», разработанная   для учащихся 1-4 классов  так же служит  благоприятным фактором в формировании поликультурной компетентности учащихся, поскольку  ребята участвуют в спортивных соревнованиях по национальным видам спорта,  играх, что несомненно содействует воспитанию  уважительного отношения к культуре разных народов.

         Школьные СМИ

Большая помощь и поддержка в реализации целей и задач  поликультурного образования учащихся в гимназии осуществляется школьными средствами массовой информации. Это сайт в Интрнете и школьное радио. На школьном сайте   освещается вся жизнь гимназии, в том числе деятельность, касающаяся   поликультурного образования школьников.

             Несколько лет в гимназии функционирует Клуб интернациональной дружбы «Мир без границ», куда входят  учащиеся  5-8 классов. В рамках деятельности клуба они познают культуру народов мира, налаживая интернет-коммуникации с представителями разных регионов России и зарубежья. Ребята ведут переписку со школьниками из Швейцарии, Германии. В период школьных каникул члены клуба проводят «Лингвистическую площадку», в рамках которой с целью трансляции поликультурных знаний организуют групповые занятия с учащимися младших классов, праздники, различные игры, мастер-классы.

           Большой воспитательный эффект с точки зрения формирования поликультурной компетентности учащихся имеет ежегодное общешкольное мероприятие  «Фестиваль народов Мира», в нем принимают участие ученики 2-11 классов.

Цель мероприятия:

- создать условия для формирования этнокультурной, российской, общечеловеческой идентичности учащихся и толерантного отношения к представителям других культур.

- на основе исследовательской деятельности познакомить учащихся с историей и культурой разных народов, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта т.д.;

              Дополнительным ресурсом в осуществлении поликультурного образования учащихся служит вариативная часть учебного плана - в частности элективные курсы.

В гимназии успешно реализованы программы элективных курсов, которые были разработаны нашими педагогами:

1. Элективный курс «Введение в этнологию»(8 класс)

2. Элективный курс «Основы межкультурного взаимодействия» (9 класс)

3. Элективные курсы «Страноведение» (10-11 классы) по немецкому и английскому языкам.

   

    Педагоги гимназии активно участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства.    

              В 2010 году - Иванова А.Д., учитель немецкого языка  заняла 1 место в областном  конкурсе «Евролингва для педагогов», а Гинятуллина Л.М.,  учитель начальных классов заняла 3  место в первом областном конкурсе «Учитель года родного языка».

 В 2006 году - Старостина Л.Н. , учитель немецкого языка, участвовала в Международном конкурсе для учителей немецкого языка организованного  институтом им. Гете в Москве и выиграла оплачиваемую двухнедельную стажировку в Германии.

В 2011 году Штеле В.А. учитель немецкого языка  приняла участие во Всероссийском конкурсе «Друзья немецкого языка»  в номинации «Лучшая методическая разработка», заняла  2 место и награждена комплектом методической литературы и недельной поездкой в Москву на семинар учителей немецкого языка.  

В 2012 году – Штеле В.А., победила  в конкурсе «Лучший молодой учитель немецкого языка России» -  награждена поездкой в Германию и сертификатом на использование  гимназией  в течение года автомобиля Фольксваген.    

         В 2016 году Гинятуллина Л.М., заняла 1  место в четвёртом областном конкурсе «Лучший учитель   родного языка».

         В 2017 году во  Всероссийском мастер-классе учителей родного языка стала победительницей в номинации «Стремление к победе».

В 2017 году лауреатом городского конкурса «Педагогический дебют» стала учитель изобразительного искусства, руководитель кружка «Культура чувашского народа» Филиппова Анастасия Витальевна.

       Гимназия  налаживает  сотрудничество с организациями и учреждениями международного уровня:

  • Более 5 лет гимназия №13 сотрудничает с Институтом им. Гёте в Москве,

С 2008 года гимназия сотрудничает с Языковым Центром ELS (Оклахома Сити, США), в рамках которого педагоги гимназии проходят языковую стажировку, учащиеся участвуют в конкурсах и акциях, проводимых центром.

Гимназия  заключила  договор с НОУ ДО «Лингвистическим центром» г. Тольятти, на основании которого 25 ноября 2012 учащиеся гимназии успешно сдавали экзамены  по немецкому языку на  сертификат международного образца.

С 2011 года налажено сотрудничество с Международным Союзом немецкой культуры в Москве.

           В рамках этого сотрудничества  педагоги гимназии повышают свою квалификацию выезжая на стажировку не только в различные города России, но и в Америку, Германию и др.зарубежные страны.

 Нашу гимназию посетили зарубежные гости: в 2008 году – делегация из  Оклахома-Сити;

В  2014 году  гимназию посетил Региональный уполномоченный по связям с Ульяновской областью Посольства Федеративной Республики Германии в РФ граф Николаус Витцтум.

        С целью знакомства с культурой, национальными традициями, обычаями народов Поволжья гимназисты посещают городские и областные выставки народного творчества, совершают экскурсии в национальные музеи Ульяновска, а также в столицы республик России с ярко выраженным этническим компонентом –  Казань, Чебоксары, Саранск и т.д.

         Ежегодно в гимназии организуются экскурсионные поездки и обучение учащихся в языковых лагерях зарубежных стран, таких как Германия, Англия, Финляндия, Швейцария, Дания и др. Учащимся создаются условия для  расширения кругозора, возможности их знакомства с культурой народов мира, живого общения с носителями языка и снятия языкового барьера.

          Так, как в  гимназии обучаются дети разных национальностей,  поэтому ведётся  работа,    направленная  на формирование поликультурных компетентностей  школьников через   такие  кружки, как:

1. Кружки «Культура чувашского народа», «Культура татарского народа», «Культура мордовского народа». 

Хочу  поделиться опытом, как ведётся поликультурное воспитание   на занятиях кружка  «Культура татарского народа», руководителем которого являюсь я . Программа разработана на основе программы и методических рекомендаций «Культура народов Поволжья».

Целью данной программы является воспитание в детях духовно-нравственных ценностей   через приобщение их к культурному региональному наследию.

На занятиях решаются следующие задачи:

- знакомство с историей, традициями и обычаями, праздниками, одеждой и кухней татарского народа;

- воспитание в духе уважения к другим народам, взаимопонимания и миролюбия;

Кружок посещают учащиеся начальных классов в составе 15 человек.  Национальный состав представляют не только татары, но и русские и одна чувашка.

Основные виды деятельности:

- занятие начинаем с фонематической зарядки, произносим звуки татарского алфавита;

- знакомимся с татарскими словами через визуальное представление и написание его;

- знакомимся с элементами татарского национального костюма, смотрим презентации, обсуждаем основные элементы национального орнамента;

- в середине занятия мы проводим физминутку на татарском языке в форме стихотворения с движениями;

- иногда на занятиях присутствует чаепитие, в ходе которого мы говорим о традициях, об этикетах и национальных блюдах;

Частенько дети приносят национальные блюда из дома и мы обсуждаем как это и с кем было приготовлено.

В группе есть дети, которые хорошо знают и дома общаются на родном татарском языке. Но занятие проходит на двух языках, т.к. не все могут свободно разговаривать и не все знают татарский язык. То, что национальный состав является разнообразным, делает занятие более интересным  потому,  что при  изучении слов, мы сравниваем их произношения и значения с русским и чувашским языками.

Очень важным элементом любой культуры являются праздники. Поэтому с детьми мы проводим занятия, посвящённые праздникам. Сравниваем чувашские, татарские и русские народные праздники, например:

-  весенний праздник татар Нардуган и чувашский Нартаван;

  -  татарский праздник после посева Сабантуй и чувашский Акатуй;

         Показываем свои знания на разных  областных и городских  научно-методических семинарах и конференциях.  А наши ученики ежегодно принимают участие в региональных национальных  конкурсах и фестивалях: таких как областной конкурс рисунков «Сказки Тукая в моей душе», городской фестиваль национальных культур «Созвездие дружбы»,   Областной конкурс чувашского народного творчества «Путене», Областной конкурс «Чаваш ачи, сассуна пар» («Симбирский соловей») и др.

        Таким образом, вся работа педагогического коллектива, в том числе направленная на реализацию ФГОС, позволит выполнить основную миссию гимназии в воспитании образованного, думающего, творчески развитого человека, способного адаптироваться в нашем быстро меняющемся мире и современном социально-экономическом окружении. Мы верим, что наши выпускники в любой точке мира будут чувствовать себя как дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимназическое образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы

В статье описана модель гимназического образования младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Данная модель реализуется в нашей школе с 2006 года. Результаты обученности учеников гимнази...

Пути формирования успешной личности младшего школьника в условиях модернизации начального образования.

Материал прочитан на районных секционных занятиях учителей начальных классов. В этом выступлении освещались вопросы,касающиеся реализации формирования успешной личности....

Воспитание конкурентоспособной личности в условиях модернизации образования.

Статья может быть использована при подготовке к выступлению на педагогическом совете или методическом объединении....

Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования

Доклад на тему "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования"...

сообщение из опыта работы по теме:«Развитие личности ученика и педагога в условиях этнокультурологического образования»

. С первых дней обучения первоклассников, я стараюсь сберечь и не разорвать в душе ребенка, его живую связь с матерью и тундрой – главное сохранить целостность народа в условиях многообразия сре...

Личность в условиях образования и ученичества.

В связи с обновлением содержания образования, введения ФГОС в систему образования, меняется и подход к обучению, подход к интеллектуальному и личностному развитию школьников. Как же развивается личнос...