Формирование поликультурной компетентности личности в условиях гимназического образования
статья
Формирование поликультурной личности в условиях гимназического образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_polikulturnoy_lichnosti_doklad.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Гимназия №13»
Доклад на тему:
«Формирование поликультурной компетентности личности в условиях гимназического образования»
(из опыта работы)
учителя начальных классов,
руководитель кружка
«Культура и язык татарского народа»
Гинятуллиной Лейсан Мансуровны
Проблема подготовки школьников к жизни в многонациональной поликультурной среде является актуальной и занимает одно из приоритетных положений среди проблем современного образования.
В этой связи Федеральный образовательный стандарт устанавливает определенные требования к личностным результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального и основного общего образования.
Эти требования, предполагают:
-воспитание у школьников российской гражданской идентичности:
- патриотизма, уважения к Отечеству;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
-уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Учитывая актуальность данной проблемы, наша гимназия в 2011 году вступила в областную программу Развития Инновационных Процессов по теме: «Формирование поликультурной компетентности личности в условиях гимназического образования".
В апреле 2016 года гимназия успешно защитила научный отчет по этой программе и продолжает свою деятельность в статусе Научно-методического центра по распространению инновационного опыта работы по данной теме.
Что же такое поликультурная компетентность?
Поликультурная компетентность – это качество личности, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, ценностей, опыта поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе. Это качество реализуется при эффективном взаимодействии с представителями разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп), сохраняя при этом свою социокультурную идентичность.
Каждый человек, проживающий в поликультурной стране, проходя определенные стадии образования, знакомится не просто с новыми людьми, но и с новыми национальностями.
Одна из важнейших функций образовательной организации - научить учащихся жить вместе, в согласии и дружбе. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны учащийся осознавал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.
«Гимназия №13» г. Ульяновска является общеобразовательной организацией, в которой ведется двуязычная подготовка учащихся, начиная со второго класса.
Неоспоримую пользу в приобретения опыта использования своих языковых знаний на практике приносит участие гимназистов в различных конкурсах, олимпиадах по иностранным языкам.
Ежегодные участия в международных Интернет-проектах и олимпиадах, дает им возможность познавать культуру народов мира, налаживать интернет-коммуникации с представителями разных регионов России и зарубежья, приобретать опыт виртуального межкультурного взаимодействия. Наши гимназисты являются победителями и призерами международной олимпиады по страноведению «Go west», Международных олимпиад «Британский бульдог», «Евролингва», «Албест» и многих др.
Учащиеся гимназии ежегодно становятся победителями и призерами Международных интернет-проектов «Мосты дружбы» и «Диалог культур», организованных при поддержке Комитета Государственной Думы по делам национальностей.
С целью совершенствования своих языковых знаний, повышения коммуникативной компетенции наши гимназисты участвуют в различных культурно- образовательных программах и мероприятиях по иностранным языкам. В частности, мы сотрудничаем со школой – СМАРТ, наши ученики нередко проводят свои каникулы в Международном языковом лагере «SMART CAMP».
Многие выпускники ориентированы на продолжение языкового образования в высших учебных заведениях и нацелены на профессиональную деятельность, связанную с активным использованием иностранных языков в процессе межкультурного взаимодействия и партнерского сотрудничества.
Со 2 по 5 класс в гимназии организованы занятия внеурочной деятельности по программе «Волшебный лоскуток», цель которых состоит в приобщении детей к культуре народных промыслов посредством изучения и изготовления кукол с учетом традиций декоративно- прикладного искусства.
«Ритмика и танец» 5-6 класс
Формированию интереса к истории, обычаям и традициям разных народов – способствуют хореографические занятия по программе внеурочной деятельности «Ритмика и танец», в рамках которой ребята с удовольствием разучивают и исполняют народные танцы.
Программа внеурочной деятельности «Игры народов России», разработанная для учащихся 1-4 классов так же служит благоприятным фактором в формировании поликультурной компетентности учащихся, поскольку ребята участвуют в спортивных соревнованиях по национальным видам спорта, играх, что несомненно содействует воспитанию уважительного отношения к культуре разных народов.
Школьные СМИ
Большая помощь и поддержка в реализации целей и задач поликультурного образования учащихся в гимназии осуществляется школьными средствами массовой информации. Это сайт в Интрнете и школьное радио. На школьном сайте освещается вся жизнь гимназии, в том числе деятельность, касающаяся поликультурного образования школьников.
Несколько лет в гимназии функционирует Клуб интернациональной дружбы «Мир без границ», куда входят учащиеся 5-8 классов. В рамках деятельности клуба они познают культуру народов мира, налаживая интернет-коммуникации с представителями разных регионов России и зарубежья. Ребята ведут переписку со школьниками из Швейцарии, Германии. В период школьных каникул члены клуба проводят «Лингвистическую площадку», в рамках которой с целью трансляции поликультурных знаний организуют групповые занятия с учащимися младших классов, праздники, различные игры, мастер-классы.
Большой воспитательный эффект с точки зрения формирования поликультурной компетентности учащихся имеет ежегодное общешкольное мероприятие «Фестиваль народов Мира», в нем принимают участие ученики 2-11 классов.
Цель мероприятия:
- создать условия для формирования этнокультурной, российской, общечеловеческой идентичности учащихся и толерантного отношения к представителям других культур.
- на основе исследовательской деятельности познакомить учащихся с историей и культурой разных народов, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта т.д.;
Дополнительным ресурсом в осуществлении поликультурного образования учащихся служит вариативная часть учебного плана - в частности элективные курсы.
В гимназии успешно реализованы программы элективных курсов, которые были разработаны нашими педагогами:
1. Элективный курс «Введение в этнологию»(8 класс)
2. Элективный курс «Основы межкультурного взаимодействия» (9 класс)
3. Элективные курсы «Страноведение» (10-11 классы) по немецкому и английскому языкам.
Педагоги гимназии активно участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства.
В 2010 году - Иванова А.Д., учитель немецкого языка заняла 1 место в областном конкурсе «Евролингва для педагогов», а Гинятуллина Л.М., учитель начальных классов заняла 3 место в первом областном конкурсе «Учитель года родного языка».
В 2006 году - Старостина Л.Н. , учитель немецкого языка, участвовала в Международном конкурсе для учителей немецкого языка организованного институтом им. Гете в Москве и выиграла оплачиваемую двухнедельную стажировку в Германии.
В 2011 году Штеле В.А. учитель немецкого языка приняла участие во Всероссийском конкурсе «Друзья немецкого языка» в номинации «Лучшая методическая разработка», заняла 2 место и награждена комплектом методической литературы и недельной поездкой в Москву на семинар учителей немецкого языка.
В 2012 году – Штеле В.А., победила в конкурсе «Лучший молодой учитель немецкого языка России» - награждена поездкой в Германию и сертификатом на использование гимназией в течение года автомобиля Фольксваген.
В 2016 году Гинятуллина Л.М., заняла 1 место в четвёртом областном конкурсе «Лучший учитель родного языка».
В 2017 году во Всероссийском мастер-классе учителей родного языка стала победительницей в номинации «Стремление к победе».
В 2017 году лауреатом городского конкурса «Педагогический дебют» стала учитель изобразительного искусства, руководитель кружка «Культура чувашского народа» Филиппова Анастасия Витальевна.
Гимназия налаживает сотрудничество с организациями и учреждениями международного уровня:
- Более 5 лет гимназия №13 сотрудничает с Институтом им. Гёте в Москве,
С 2008 года гимназия сотрудничает с Языковым Центром ELS (Оклахома Сити, США), в рамках которого педагоги гимназии проходят языковую стажировку, учащиеся участвуют в конкурсах и акциях, проводимых центром.
Гимназия заключила договор с НОУ ДО «Лингвистическим центром» г. Тольятти, на основании которого 25 ноября 2012 учащиеся гимназии успешно сдавали экзамены по немецкому языку на сертификат международного образца.
С 2011 года налажено сотрудничество с Международным Союзом немецкой культуры в Москве.
В рамках этого сотрудничества педагоги гимназии повышают свою квалификацию выезжая на стажировку не только в различные города России, но и в Америку, Германию и др.зарубежные страны.
Нашу гимназию посетили зарубежные гости: в 2008 году – делегация из Оклахома-Сити;
В 2014 году гимназию посетил Региональный уполномоченный по связям с Ульяновской областью Посольства Федеративной Республики Германии в РФ граф Николаус Витцтум.
С целью знакомства с культурой, национальными традициями, обычаями народов Поволжья гимназисты посещают городские и областные выставки народного творчества, совершают экскурсии в национальные музеи Ульяновска, а также в столицы республик России с ярко выраженным этническим компонентом – Казань, Чебоксары, Саранск и т.д.
Ежегодно в гимназии организуются экскурсионные поездки и обучение учащихся в языковых лагерях зарубежных стран, таких как Германия, Англия, Финляндия, Швейцария, Дания и др. Учащимся создаются условия для расширения кругозора, возможности их знакомства с культурой народов мира, живого общения с носителями языка и снятия языкового барьера.
Так, как в гимназии обучаются дети разных национальностей, поэтому ведётся работа, направленная на формирование поликультурных компетентностей школьников через такие кружки, как:
1. Кружки «Культура чувашского народа», «Культура татарского народа», «Культура мордовского народа».
Хочу поделиться опытом, как ведётся поликультурное воспитание на занятиях кружка «Культура татарского народа», руководителем которого являюсь я . Программа разработана на основе программы и методических рекомендаций «Культура народов Поволжья».
Целью данной программы является воспитание в детях духовно-нравственных ценностей через приобщение их к культурному региональному наследию.
На занятиях решаются следующие задачи:
- знакомство с историей, традициями и обычаями, праздниками, одеждой и кухней татарского народа;
- воспитание в духе уважения к другим народам, взаимопонимания и миролюбия;
Кружок посещают учащиеся начальных классов в составе 15 человек. Национальный состав представляют не только татары, но и русские и одна чувашка.
Основные виды деятельности:
- занятие начинаем с фонематической зарядки, произносим звуки татарского алфавита;
- знакомимся с татарскими словами через визуальное представление и написание его;
- знакомимся с элементами татарского национального костюма, смотрим презентации, обсуждаем основные элементы национального орнамента;
- в середине занятия мы проводим физминутку на татарском языке в форме стихотворения с движениями;
- иногда на занятиях присутствует чаепитие, в ходе которого мы говорим о традициях, об этикетах и национальных блюдах;
Частенько дети приносят национальные блюда из дома и мы обсуждаем как это и с кем было приготовлено.
В группе есть дети, которые хорошо знают и дома общаются на родном татарском языке. Но занятие проходит на двух языках, т.к. не все могут свободно разговаривать и не все знают татарский язык. То, что национальный состав является разнообразным, делает занятие более интересным потому, что при изучении слов, мы сравниваем их произношения и значения с русским и чувашским языками.
Очень важным элементом любой культуры являются праздники. Поэтому с детьми мы проводим занятия, посвящённые праздникам. Сравниваем чувашские, татарские и русские народные праздники, например:
- весенний праздник татар Нардуган и чувашский Нартаван;
- татарский праздник после посева Сабантуй и чувашский Акатуй;
Показываем свои знания на разных областных и городских научно-методических семинарах и конференциях. А наши ученики ежегодно принимают участие в региональных национальных конкурсах и фестивалях: таких как областной конкурс рисунков «Сказки Тукая в моей душе», городской фестиваль национальных культур «Созвездие дружбы», Областной конкурс чувашского народного творчества «Путене», Областной конкурс «Чаваш ачи, сассуна пар» («Симбирский соловей») и др.
Таким образом, вся работа педагогического коллектива, в том числе направленная на реализацию ФГОС, позволит выполнить основную миссию гимназии в воспитании образованного, думающего, творчески развитого человека, способного адаптироваться в нашем быстро меняющемся мире и современном социально-экономическом окружении. Мы верим, что наши выпускники в любой точке мира будут чувствовать себя как дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гимназическое образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы
В статье описана модель гимназического образования младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Данная модель реализуется в нашей школе с 2006 года. Результаты обученности учеников гимнази...
Пути формирования успешной личности младшего школьника в условиях модернизации начального образования.
Материал прочитан на районных секционных занятиях учителей начальных классов. В этом выступлении освещались вопросы,касающиеся реализации формирования успешной личности....
Формирование творческой личности в концепции российского образования.
Отчёт по методической теме....
Воспитание конкурентоспособной личности в условиях модернизации образования.
Статья может быть использована при подготовке к выступлению на педагогическом совете или методическом объединении....
Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования
Доклад на тему "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования"...
сообщение из опыта работы по теме:«Развитие личности ученика и педагога в условиях этнокультурологического образования»
. С первых дней обучения первоклассников, я стараюсь сберечь и не разорвать в душе ребенка, его живую связь с матерью и тундрой – главное сохранить целостность народа в условиях многообразия сре...
Личность в условиях образования и ученичества.
В связи с обновлением содержания образования, введения ФГОС в систему образования, меняется и подход к обучению, подход к интеллектуальному и личностному развитию школьников. Как же развивается личнос...