Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы
статья на тему
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»
(Л. Кассиль) Макаренко подчеркивал“Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.
Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играют классные руководители. Главной задачей классного руководителя является установление взаимоотношений с семьёй.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
г. Балаково, Саратовская область
Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы
Учитель начальных классов
Батуева Светлана Александровна
2015 г.
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»
(Л. Кассиль)
Старый школьный афоризм гласит «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Притча “Пророк и длинные ложки”
- На востоке есть такая притча, которая поможет нам разобраться в вопросах сотрудничества семьи и школы.
Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.“Где ад и где рай?“ – с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел в какой-то дворец. Вошли они в большой зал, где толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые и длинные ложки из супа, но даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми большими ложками.
Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: “Это ад”. Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого они видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий.
Илья-пророк сказал спутнику: “Это рай!”
- Уважаемые родители, поясните, что в этой притче означает «Ад», «Рай», что в них общее?
“Ад” – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. “Рай”, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут – в раю или в аду, – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.
- Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии “ ученик – учитель – родитель” определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.
Макаренко подчеркивал“Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.
Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играют классные руководители. Главной задачей классного руководителя является установление взаимоотношений с семьёй.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Не все родители откликаются на мое стремление к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому постоянно веду целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, оптимальных форм совместной работы с семьей в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Задача школы сделать семью помощником и другом, как самого для ребёнка, так и для школы. Только вместе с родителями общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребёнок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой, умел любить и быть любимым.
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. И сейчас, всё шире стали использоваться новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Формы взаимодействия педагогов и родителей - это способы организации их совместной деятельности и общения.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
«Ребенок – это драгоценная чаша, которую ЖИЗНЬ дала нам на хранение и развитие в нем творческого огня».
Для достижения успешности ребёнка совместно с родителями, используются следующие направления:
-Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся. -Формирование у детей нравственности, культуры поведения. Так, личный пример родителей в поведении, доброжелательность, культурное общение во время посещения культурно-массовых мероприятий, музея, выставок, музыкальной школы создают условия, благодаря которым хорошие манеры, положительное отношение к друг другу вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь. -Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.
-Трудовое воспитание в семье. Во время прогулок и совместных домашних делах есть возможность поговорить с ребёнком на интересующие его темы. Родители в совместных мероприятиях занимают позицию активного участника, что способствует не только формированию зож, но и повышает статус ребёнка, его значимость.
Чтобы семья успешно справлялась с воспитанием ребёнка, чтобы ребёнок желал общаться с родителями – им необходимо знать и помнить следующие ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:
1. ПРИНЯТИЕ – нужно принять ребенка таким, какой он есть и любить его несмотря ни на что.
2. ЗНАЧИМОСТЬ – признать значимость ребенка в семье.
3. ПРИЗНАНИЕ – это вера родителей в то, что ребенок оправдает их ожидания. Признание предполагает одобрение, похвалу – которое делает ребенка еще умнее и добрее.
4. РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ – любовь делает детей счастливыми, ребенок нуждается в любви независимо от возраста.
5. ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ – быть доступным – значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все дела и пообщаться с ребенком.
6. АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ – важная составляющая успешности воспитания детей в семье, нужно сделать так, чтобы ребенок говорил родителям правду, какой бы горькой она не была. Нужно объяснить детям, что прожить жизнь, не совершая ошибок НЕВОЗМОЖНО.
Данные виды деятельности, направления и принципы помогают реализовать участие родителей в воспитательном процессе.
Для того чтобы сотрудничество семьи и школы было тесным, для того, чтобы ребёнок почувствовал себя успешным, с 1-го класса в самом начале работы с родителями изучаю социальный статус семьи и только потом планирую работу с родительским коллективом. Самой распространённой формой знакомства является проведение анкетирования.
Семьи с удовольствием участвуют в школьных мероприятиях, поездках, экскурсиях, походах.
Мы проводим совместные праздники: «День Мам», «8 марта», «Новогоднее представление», «Весёлые старты», «Лыжные прогулки», соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», «Семейные посиделки», «Праздник чая», «Праздник русской печки», и т. д. В классах проходят встречи родителей разных профессий, встречи с родителями-участниками локальных войн. Проводим дни именинников. Праздники в конце каждого учебного года, где подводим итог, чему мы научились. Родители участвуют в таких мероприятиях, как «Родительский дом – начало начал» - составляют родословную, узнают историю своей фамилии, создают портфолио своих семей. Ученики пишут сочинения о папах, мамах, своих семьях, рисуют рисунки на тему «Моя семья» - посмотрев на рисунки, можно сделать вывод – ребёнку в семье хорошо, он чувствует свою значимость, что безусловно ведёт у успеху, а это главное.
Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать отцам и матерям добрый совет, как им поступить, если ребенок плохо учится, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков.
Сегодня многое из этого можно найти в педагогических журналах, газетах, книгах по проблемам воспитания, в интернете. Все это так. Но все же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную
практическую помощь отцам и матерям ученика, придать стройность и логическую взаимосвязанность причин и следствий того или иного педагогического явления. Только учитель.
В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.
Первый запрет - это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.
Второй запрет - это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.
Третий запрет - запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.
Родители вправе ожидать от человека, профессионально связанного с воспитанием, не просто называния каких - либо трудностей учебного или личного характера у их ребенка, а обсуждения конкретных путей помощи ученику по их преодолению. В связи с этим главную задачу родительского собрания мы видим в просвещении родителей, повышении их компетентности и активности в формировании личности ребенка, а также в создании в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия.
Вначале остановимся на одной из самых распространенных в нашей школе форм взаимодействия с семьей - родительском собрании.
В последнее время для многих классных руководителей вопрос их проведения стал одним из самых болезненных и неприятных.
Дело в том, что на собрания ходят одни и те же родители, и их, как правило, немного.
Родителям школы был задан вопрос о том, как часто они посещают школу.
В 1-4 классах преобладали ответы: «При любом удобном случае».
А к 11-классу : «Ограничиваюсь родительскими собраниями»
Да и что кривить душой: почти половина родителей не приходит на них.
А можно ли изменить ситуацию?
Сначала, проанализировав ситуацию «провала» родительских собраний, необходимо запомнить и дать себе обещание применять на практике следующие правила:
1. не назначать собрание на тот вечер, когда по ТВ идет интересный фильм или футбольный матч;
2. не затягивать собрание искусственно. Помнить, что родители приходят к нам после работы, а дома их ждет еще куча дел;
3. никогда не говорить на общих родительских собраниях о конкретных детях. Для этого есть индивидуальное консультирование и микрособрания, посвященные той или иной проблеме. На них-то и следует приглашать именно тех родителей, для которых данный вопрос актуален, и следовательно, интересен;
4. всегда сообщать родителям что-либо новое для них, то, что они могут применить на практике;
5.не забывать, что родители могут поделиться друг с другом своим опытом, и создавать условия для этого обмена.
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Уже традиционными в нашем классе стали вечера: "А мамины глаза всегда с волнением глядят за нами", посвященный Дню матери и семейный капустник "День, пахнущий мимозой".
Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.
Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик.
Родительский вечер это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.
Благодаря совместной работе, тесному сотрудничеству с родителями мои ученики любознательные, дружные, ведут здоровый образ жизни, а их родители не просто пассивные слушатели и наблюдатели за учебно-воспитательным процессом, но и активные участники этого процесса.
Проработав в школе не один год – становится очевидным то, что планомерная, совместная работа учителя и родителей способствует повышению успешности, качества учебно-воспитательной работы и содействует правильному воспитанию детей в семье.
А родителей делает действительно равноответственными участниками воспитательного процесса. Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
г. Балаково, Саратовская область
Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы
Учитель начальных классов
Батуева Светлана Александровна
2015 г.
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»
(Л. Кассиль)
Старый школьный афоризм гласит «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Притча “Пророк и длинные ложки”
- На востоке есть такая притча, которая поможет нам разобраться в вопросах сотрудничества семьи и школы.
Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.“Где ад и где рай?“ – с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел в какой-то дворец. Вошли они в большой зал, где толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые и длинные ложки из супа, но даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми большими ложками.
Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: “Это ад”. Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого они видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий.
Илья-пророк сказал спутнику: “Это рай!”
- Уважаемые родители, поясните, что в этой притче означает «Ад», «Рай», что в них общее?
“Ад” – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. “Рай”, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут – в раю или в аду, – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.
- Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии “ ученик – учитель – родитель” определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.
Макаренко подчеркивал“Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.
Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играют классные руководители. Главной задачей классного руководителя является установление взаимоотношений с семьёй.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Не все родители откликаются на мое стремление к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому постоянно веду целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, оптимальных форм совместной работы с семьей в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Задача школы сделать семью помощником и другом, как самого для ребёнка, так и для школы. Только вместе с родителями общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребёнок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой, умел любить и быть любимым.
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. И сейчас, всё шире стали использоваться новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Формы взаимодействия педагогов и родителей - это способы организации их совместной деятельности и общения.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
«Ребенок – это драгоценная чаша, которую ЖИЗНЬ дала нам на хранение и развитие в нем творческого огня».
Для достижения успешности ребёнка совместно с родителями, используются следующие направления:
-Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся. -Формирование у детей нравственности, культуры поведения. Так, личный пример родителей в поведении, доброжелательность, культурное общение во время посещения культурно-массовых мероприятий, музея, выставок, музыкальной школы создают условия, благодаря которым хорошие манеры, положительное отношение к друг другу вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь. -Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.
-Трудовое воспитание в семье. Во время прогулок и совместных домашних делах есть возможность поговорить с ребёнком на интересующие его темы. Родители в совместных мероприятиях занимают позицию активного участника, что способствует не только формированию зож, но и повышает статус ребёнка, его значимость.
Чтобы семья успешно справлялась с воспитанием ребёнка, чтобы ребёнок желал общаться с родителями – им необходимо знать и помнить следующие ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:
1. ПРИНЯТИЕ – нужно принять ребенка таким, какой он есть и любить его несмотря ни на что.
2. ЗНАЧИМОСТЬ – признать значимость ребенка в семье.
3. ПРИЗНАНИЕ – это вера родителей в то, что ребенок оправдает их ожидания. Признание предполагает одобрение, похвалу – которое делает ребенка еще умнее и добрее.
4. РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ – любовь делает детей счастливыми, ребенок нуждается в любви независимо от возраста.
5. ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ – быть доступным – значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все дела и пообщаться с ребенком.
6. АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ – важная составляющая успешности воспитания детей в семье, нужно сделать так, чтобы ребенок говорил родителям правду, какой бы горькой она не была. Нужно объяснить детям, что прожить жизнь, не совершая ошибок НЕВОЗМОЖНО.
Данные виды деятельности, направления и принципы помогают реализовать участие родителей в воспитательном процессе.
Для того чтобы сотрудничество семьи и школы было тесным, для того, чтобы ребёнок почувствовал себя успешным, с 1-го класса в самом начале работы с родителями изучаю социальный статус семьи и только потом планирую работу с родительским коллективом. Самой распространённой формой знакомства является проведение анкетирования.
Семьи с удовольствием участвуют в школьных мероприятиях, поездках, экскурсиях, походах.
Мы проводим совместные праздники: «День Мам», «8 марта», «Новогоднее представление», «Весёлые старты», «Лыжные прогулки», соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», «Семейные посиделки», «Праздник чая», «Праздник русской печки», и т. д. В классах проходят встречи родителей разных профессий, встречи с родителями-участниками локальных войн. Проводим дни именинников. Праздники в конце каждого учебного года, где подводим итог, чему мы научились. Родители участвуют в таких мероприятиях, как «Родительский дом – начало начал» - составляют родословную, узнают историю своей фамилии, создают портфолио своих семей. Ученики пишут сочинения о папах, мамах, своих семьях, рисуют рисунки на тему «Моя семья» - посмотрев на рисунки, можно сделать вывод – ребёнку в семье хорошо, он чувствует свою значимость, что безусловно ведёт у успеху, а это главное.
Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать отцам и матерям добрый совет, как им поступить, если ребенок плохо учится, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков.
Сегодня многое из этого можно найти в педагогических журналах, газетах, книгах по проблемам воспитания, в интернете. Все это так. Но все же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную
практическую помощь отцам и матерям ученика, придать стройность и логическую взаимосвязанность причин и следствий того или иного педагогического явления. Только учитель.
В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.
Первый запрет - это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.
Второй запрет - это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.
Третий запрет - запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.
Родители вправе ожидать от человека, профессионально связанного с воспитанием, не просто называния каких - либо трудностей учебного или личного характера у их ребенка, а обсуждения конкретных путей помощи ученику по их преодолению. В связи с этим главную задачу родительского собрания мы видим в просвещении родителей, повышении их компетентности и активности в формировании личности ребенка, а также в создании в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия.
Вначале остановимся на одной из самых распространенных в нашей школе форм взаимодействия с семьей - родительском собрании.
В последнее время для многих классных руководителей вопрос их проведения стал одним из самых болезненных и неприятных.
Дело в том, что на собрания ходят одни и те же родители, и их, как правило, немного.
Родителям школы был задан вопрос о том, как часто они посещают школу.
В 1-4 классах преобладали ответы: «При любом удобном случае».
А к 11-классу : «Ограничиваюсь родительскими собраниями»
Да и что кривить душой: почти половина родителей не приходит на них.
А можно ли изменить ситуацию?
Сначала, проанализировав ситуацию «провала» родительских собраний, необходимо запомнить и дать себе обещание применять на практике следующие правила:
1. не назначать собрание на тот вечер, когда по ТВ идет интересный фильм или футбольный матч;
2. не затягивать собрание искусственно. Помнить, что родители приходят к нам после работы, а дома их ждет еще куча дел;
3. никогда не говорить на общих родительских собраниях о конкретных детях. Для этого есть индивидуальное консультирование и микрособрания, посвященные той или иной проблеме. На них-то и следует приглашать именно тех родителей, для которых данный вопрос актуален, и следовательно, интересен;
4. всегда сообщать родителям что-либо новое для них, то, что они могут применить на практике;
5.не забывать, что родители могут поделиться друг с другом своим опытом, и создавать условия для этого обмена.
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Уже традиционными в нашем классе стали вечера: "А мамины глаза всегда с волнением глядят за нами", посвященный Дню матери и семейный капустник "День, пахнущий мимозой".
Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.
Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик.
Родительский вечер это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.
Благодаря совместной работе, тесному сотрудничеству с родителями мои ученики любознательные, дружные, ведут здоровый образ жизни, а их родители не просто пассивные слушатели и наблюдатели за учебно-воспитательным процессом, но и активные участники этого процесса.
Проработав в школе не один год – становится очевидным то, что планомерная, совместная работа учителя и родителей способствует повышению успешности, качества учебно-воспитательной работы и содействует правильному воспитанию детей в семье.
А родителей делает действительно равноответственными участниками воспитательного процесса. Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Партнёрство семьи и школы в формировании личности человека
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс педагогических знаний. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их ...
Программа модуля формирования патриотизма и гражданской идентичности для учащихся начальных классов во внеклассной работе
Воспитание патриотизма и гражанской идентичности младших школьников....
Формирование гражданской идентичности личности в ходе этномузыкального образования (в контексте ФГОС второго поколения)
Формирование гражданской идентичности личности в ходе этномузыкального образования (в контексте ФГОС второго поколения)...
Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на ФГОС второго поколения....
Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы
Вопрос о гражданской идентичности ребенка в условиях современной жизни, как никогда актуальна. Ребенок теряется сре...
Презентация "Формирование гражданской идентичности личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС"
Методический материал....
Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»
Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»...