Публикация. Статья. Формирование гражданской идентичности, духовных нравственных ориентиров - приоритетная задача современного образования
статья

Казьмина Анна Алексеевна

Аннотация: актуальность изучения гражданской идентичности заключается в совершенствовании общества, превалировании гуманизма и демократизма. В статье представлены ключевые особенности формирования гражданской идентичности, духовных и нравственных ориентиров – приоритетная задача современного образования. Продемонстрирована важность качественного формирования гражданской идентичности в рамках современного образования. Проведен анализ порядка осуществления педагогической деятельности с целью совершенствования духовных нравственных ориентиров человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.А. Казьмина

Филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в с. Большая Липовица, Тамбовская область, Тамбовский район

E-mail: tishulina.a@yandex.ru        

Формирование гражданской идентичности, духовных нравственных ориентиров - приоритетная задача современного образования

Аннотация: актуальность изучения гражданской идентичности заключается в совершенствовании общества, превалировании гуманизма и демократизма. В статье представлены ключевые особенности формирования гражданской идентичности, духовных и нравственных ориентиров – приоритетная задача современного образования. Продемонстрирована важность качественного формирования гражданской идентичности в рамках современного образования. Проведен анализ порядка осуществления педагогической деятельности с целью совершенствования духовных нравственных ориентиров человека.

Ключевые слова: гражданская идентичность, нравственные ориентиры, духовное развитие, современное образование.

Гуманизм и демократизм в обществе диктует собственные условия совершенствования современного образования, потому как на первый план выдвигаются такие важнейшие человеческие характеристики, как гражданская идентичность, духовные и нравственные ориентиры. Воспитание данных черт – приоритетная задача образования каждой отдельной страны, в том числе, Российской Федерации.

Именно поэтому, в настоящее время педагоги должны проработать вопрос о том, как сформировать активно-созидающую, личность, способную мыслить творчески, которая будет способна непрерывно развиваться самостоятельно и самосовершенствоваться. Наиболее важной составляющей прохождения процесса самореализации личности выступает явление по самоопределению, которое основывается на наличии ценностно-смысловой ориентации во всех видах деятельности [1, с.91].

Исходя из того положения, что основной задачей современного педагога является подготовка подрастающего поколения к жизни, можно утверждать, что в современных условиях особенно приоритетным считается направление формирования: гражданской идентичности, духовных нравственных ориентиров.

Предлагаем рассмотреть изначально духовные и нравственные ориентиры. Здесь важное значение приобретает позиция человека в обществе. Духовное и нравственное развитие – это две составляющие, внимание которым уделяется все больше, потому как в век развития информационных технологий и массовых коммуникаций необходимо организовать такую образовательную среду, какая будет соответствовать задачам формирования духовного и нравственного развития человека.

Также следует обратить внимание и на тот факт, что возникновение системы образования в школе наблюдается в то время, когда происходит определение подростка относительно «мира взрослых», а также в системе общественных целей и производственных отношений. Подросток должен самостоятельно определиться с выбором системы ценностей и приоритета целей в жизни, будущей профессиональной сферы, соответствие образа жизни принятым стандартам, выборе партнера для основания семьи [2, с.61].

В настоящее время наблюдается расширение понятия социализации и развития подростка, которое стало включать такие элементы, как средства массовой информации, влияние конфессий. Данное явление вызывает необходимость процесса совершенствования системы образования для того, чтобы сохранить и упрочнить его значение в отношении образовательно-воспитательного процесса, а также в формировании личности для ее подготовки к самоопределению.

В свою очередь, личностное самоопределение представляет процесс, когда человек определяет свое место в обществе и повседневной жизни в целом, способен выбрать ценностные ориентиры, имеет внутреннюю целостность и адекватную позицию в общественной жизни [3, с.104].

Самоопределение представляет собой основу и необходимый источник для реализации учащегося как личности. Также самореализация – это своеобразная возможность для формирования собственного «Я», которое осуществляется путем применения личных усилий и сотрудничества с другими гражданами, являющимися частью общества и мирового пространства. Основа самоопределения личности – это создание гражданской идентичности, где будет прослеживаться четкое осознание принадлежности индивидуума к тому или иному гражданскому обществу определенной страны [4, с.95].

Гражданская идентичность представляет собой отношение к природному и социальному миру как к целостному организму благодаря возможности реализации свободного выбора и самоопределения.  Формирование гражданской идентичности представляет собой задачу номер один для юношеского возраста, однако не всегда получается так, что процесс полностью завершен, иногда он продолжается и в старших возрастах.

Гражданское воспитание в современной школе выступает в качестве целенаправленного процесса развития у обучающихся гражданской культуры.

В качестве показателя степени развития гражданской идентичности рассматриваются критерии для ее оценки, где выступают такие личностные характеристики, как гражданская позиция, отношение к патриотизму, наличие социально-критического мышления, обеспечивающего когнитивную основу для осуществления свободного выбора личности жизненного пути. Также огромное значение имеет и духовное, нравственное развитие подрастающей личности. Ведь в современных условиях развития общества необходимо как можно больше уделять внимание нравственному развитию поколения.

На основании проделанной работы можно сделать вывод, что в современных условиях формирование гражданской идентичности – это одна из основных задач современной педагогики. Совершенствование системы управления гражданской идентичностью и стимулирование духовных, нравственных ориентиров – сложная задача для педагога, но она требует комплексного и систематичного подхода, ведь именно от этого зависит будущее общества.

Список литературы:

1. Ромаева Н.Б. Развитие гуманистической педагогики России. Диссертация доктора педагогических наук. Ставрополь, 2015. – с.91

2. Ромаева Н.Б., Ромаев А.П. Гуманистическая педагогика России: типология и периодизация. Педагогическое образование и наука. 2016. – с.61.

3. Склюева Е.С. Свободный выбор как условие формирования самостоятельности младших школьников в трудах Л.Н. Толстого. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49). – с.104

4. Музейная педагогика. Музееведение. Музеи исторического профиля. Москва, 2015. – с.95


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

" Присоединение семей воспитанников к деятельности по формированию духовно-нравственных ориентиров.

Статья по теме : «Присоединение семей воспитанников к деятельности по формированию духовно – нравственных ориентиров»....

Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе - приоритетная задача современного образования"

В условиях модернизации российского образования использование ИКТ в работе с младшими школьниками является одной из приоритетных задач. Младший школьный возраст отличается неустойчивым вниманием. Оно ...

Работа с художественными и мультипликационными фильмами как фактор формирования духовно- нравственных ориентиров младшего школьника.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...

Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."

Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Духовно – нравственное развитие и воспитание ребёнка как личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет, имеют огромное значение для человека на протяжен...

«Формирование гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования»

Сообщение подготовлено для выступления на МО классных руководителей МБОУ «СОШ» с. Гурьевка учителем начальных классов Рубцовой А.М.Становление активной гражданской позиции подростков предс...