Патриотическое воспитание в условиях летнего оздоровительного лагеря.
материал на тему

Ловпаче Сусанна Байзетовна

доклад 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_patriotizmu.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Ловпаче Сусанна Байзетовна

учитель начальных классов

МБОУ « СОШ № 1» г. Адыгейска

Патриотическое

воспитание в условиях летнего оздоровительного лагеря.

     Лето – пора отдыха детей, время реализации их надежд и мечтаний. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, совершенствовать личностные возможности, раскрыть свой творческий потенциал, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

     В условиях летнего лагеря «Созвездие», отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. В лагере дети заполняют свое свободное время полезными делами, могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. Система летнего оздоровительного лагеря «Созвездие» является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющим собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника лагеря.

    Главным в воспитательной работе лагеря является ребенок и его стремление к реализации своих способностей и склонностей.

    Пребывание в «Созвездие» для каждого ребенка – время получения новых знаний, умений и навыков.

   Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Участие в дополнении основных направлений плана, конкретизация планирования каждого дня дает детям возможность самореализации. Воспитатели содействуют актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъективности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Лагерь создает условия для развития самоактуализированной личности ребенка.

   Летний оздоровительный лагерь имеет свои определенные преимущества перед другими формами и средствами социально-педагогической работы. Прежде всего, они заключаются в том, что обстановка лагеря сильно отличается от привычной обстановки реабилитационного центра, это выражается в следующем:

- тесное взаимодействие со своими наставниками, где возникает «зона доверия».

- приобщение к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды.

- активное общение с природой, способствующее укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры.

- отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом.

- развитие новых навыков раскрыть потенциал своей личности.

Я отработав не один год начальником лагеря ставлю перед собой такие цели и задачи:

Цели:

  1. Формирование основ патриотизма(воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.
  2. Воспитание гражданина способного сохранить и развить чувство гордости за свою страну и встать на ее защиту.

Задачи:

  1. Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.
  2. Формирование ведущих интегративных качеств личности.
  3. Воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям.
  4. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Применяемые формы работы:

  1. Мероприятия, посвященные важным историческим датам.
  2. Деловые игры.
  3. Беседы, диспуты, викторины.
  4. Исследовательская деятельность.
  5. Коллективные творческие дела.
  6. Смотры-конкурсы, выставки.
  7. Соревнования.
  8. Экскурсии, поездки, походы.
  9. Трудовые дела.
  10. Презентации.

У нас в приоритете следующие принципы работы:

1.Принцип  гуманизации  отношений

- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

- уважение и терпимость к мнению детей;

- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

2.Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

3. Принцип творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

4.Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребенка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

- необходимо четкое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

5. Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

- грань ориентации на консенсус («я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

6. Принцип личностного Я.

Этот принцип может быть реализован при  следующих условиях:

- при развитии детского самоуправления;

- при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребенок в отдельности, так и группа.

- при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

7. Принцип уважения и доверия.

Этот  принцип может быть реализован при следующих условиях:

- добровольного включения ребенка в ту или иную деятельность;

- доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребенка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

- в учете интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

8. Принцип открытости.

Участие в процессе воспитания максимального количества институтов и людей.

Педагогические методы.

- метод коллективного действия;

- метод демократического принятия решений по общезначимым вопросам;

- творческие методы подготовки воспитателей и вожатых;

- метод воздействия доброжелательной обстановкой;

- метод эмоционального заражения привлекательной деятельностью;

- метод поощрения;

- метод индивидуализации способов участия ребенка в деятельности.

Исходя из этого предполагаем такие результаты:

  1. Формирование активной жизненной позиции, чувства гражданственности и патриотизма;
  2. Знание символов и эмблем нашего государства, республики, понимание их значения;
  3. Умение делать обобщения и выводы;
  4. Развитие творческих способностей.

   В настоящее время  большое внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся. Обращение к прошлому нашей страны стало актуальным. Для воспитания патриотизма и гражданственности большую роль  имеют знаменательные даты Отечественной истории.

   Очень радует , что сейчас на государственном уровне приняты документы, направленные на возрождение военно-патриотического воспитания в школе, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности.

    В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова значение слова «патриотизм» изложено так: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».  

   С самого раннего возраста нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины, прививать любовь к семье, тому месту, где они родились и выросли.

   В своей работе считаю необходимым  уделять достаточное  время патриотическому воспитанию учеников. Обязательно вовлекаю в процесс родителей, бывших учеников и тех, кто еще учится. Я провожу беседы на темы, посвященные истории нашей страны. На мероприятиях с ребятами обсуждаем песни, книги и фильмы по данной тематике.

    Очень хочется, чтобы наши ученики выросли хорошими воспитанными  людьми, уважающими старших, своих друзей, любили землю, на которой родились, ту страну, в которой живут, и заботились о ней.

    Каждый год по традиции наши ученики  участвуют в акции «Ветеран живет рядом». Мы приглашаем к себе в школу ветеранов Великой Отечественной войны. Учащиеся нашей школы готовят концертную программу, надевают военную форму, исполняют песни военных лет. Ветераны рассказывают о своей фронтовой жизни, о своих подвигах и подвигах сослуживцев. Их рассказы дети слушают затаив дыхание. Попутно они дают советы, что нужно делать, чтобы стать настоящим патриотом своей Родины.  

    Ребята с нетерпением ждут этих праздников.

    Повышение роли военно-патриотического воспитания способствует проведение литературно-музыкальных мероприятий, конкурсов рисунков, поделок, стихов, презентаций, посвященных Дню памяти и скорби.

    Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что работа по  патриотическому воспитанию должна вестись ежедневно, как во время летнего отдыха, так и на протяжении всего учебного года. Каждый взрослый на своем примере должен показывать соучастие и внимательное отношение к событиям нашей страны. Если дети будут видеть, что взрослые  на деле, а не на словах любят свою страну, то воспитание патриотических чувств у детей будет иметь положительный результат.

Литература.

  1. Афанасьева С.П., Что делать с детьми в загородном лагере.- М.: Новая школа, 2004.
  2. Галанин Ю.П. «О патриотическом воспитании»\\ воспитание школьников №8 2005г. Стр. 13-16.
  3. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб.- метод. пособие\ М.Е. Сысоева. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1999.
  4. htt://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml. – Программа  Министерства образования РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-20015 годы».
  5. Байбородова  Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003.
  6. Воспитание школьников, научно-методический журнал, №10, 2006 год, Москва. С Чернышова «Родина моя – Россия».
  7. Классный руководитель, журнал  №3, 2006 год, Москва.  Р.А. Курашкина «Программа воспитания школьников».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....

Летний оздоровительный лагерь "Сказочная страна"

В данном материале представлен план работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Сказочная страна" МКОУ "Основная общеобразовательная школа поселка Начало"...

Отчёт работы летнего оздоровительного лагеря «Дружба»

Целью летней оздоровительной кампании «ЛЕТО-2010» было:обеспечение занятости, отдыха и оздоровления детей и подростков в  условиях образовательного учреждения, развитие личности ребёнка, ег...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с использованием современных технологий.

Методические рекомендации  по организации   работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся   в разновозрастных группах  летнего оздоровительного лагеря  с дневн...

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Юные патриоты» при МАОУ СОШ №5 ( патриотическое направление)

восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.Содержание деятельности лагеря  направлено на формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами...

Некоторые аспекты подготовки детей к школе в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря.

Некоторые аспекты подготовки детей к школе в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря.     Начало школьного обучения - закономерный этап жизненного пути ребенка. Спра...