Патриотическое воспитание в условиях летнего оздоровительного лагеря.
материал на тему
Предварительный просмотр:
Ловпаче Сусанна Байзетовна
учитель начальных классов
МБОУ « СОШ № 1» г. Адыгейска
Патриотическое
воспитание в условиях летнего оздоровительного лагеря.
Лето – пора отдыха детей, время реализации их надежд и мечтаний. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, совершенствовать личностные возможности, раскрыть свой творческий потенциал, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
В условиях летнего лагеря «Созвездие», отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. В лагере дети заполняют свое свободное время полезными делами, могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. Система летнего оздоровительного лагеря «Созвездие» является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющим собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника лагеря.
Главным в воспитательной работе лагеря является ребенок и его стремление к реализации своих способностей и склонностей.
Пребывание в «Созвездие» для каждого ребенка – время получения новых знаний, умений и навыков.
Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Участие в дополнении основных направлений плана, конкретизация планирования каждого дня дает детям возможность самореализации. Воспитатели содействуют актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъективности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Лагерь создает условия для развития самоактуализированной личности ребенка.
Летний оздоровительный лагерь имеет свои определенные преимущества перед другими формами и средствами социально-педагогической работы. Прежде всего, они заключаются в том, что обстановка лагеря сильно отличается от привычной обстановки реабилитационного центра, это выражается в следующем:
- тесное взаимодействие со своими наставниками, где возникает «зона доверия».
- приобщение к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды.
- активное общение с природой, способствующее укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры.
- отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом.
- развитие новых навыков раскрыть потенциал своей личности.
Я отработав не один год начальником лагеря ставлю перед собой такие цели и задачи:
Цели:
- Формирование основ патриотизма(воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.
- Воспитание гражданина способного сохранить и развить чувство гордости за свою страну и встать на ее защиту.
Задачи:
- Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.
- Формирование ведущих интегративных качеств личности.
- Воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям.
- Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
Применяемые формы работы:
- Мероприятия, посвященные важным историческим датам.
- Деловые игры.
- Беседы, диспуты, викторины.
- Исследовательская деятельность.
- Коллективные творческие дела.
- Смотры-конкурсы, выставки.
- Соревнования.
- Экскурсии, поездки, походы.
- Трудовые дела.
- Презентации.
У нас в приоритете следующие принципы работы:
1.Принцип гуманизации отношений
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
2.Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
3. Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
4.Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребенка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо четкое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
5. Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
6. Принцип личностного Я.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- при развитии детского самоуправления;
- при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребенок в отдельности, так и группа.
- при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
7. Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребенка в ту или иную деятельность;
- доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребенка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учете интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
8. Принцип открытости.
Участие в процессе воспитания максимального количества институтов и людей.
Педагогические методы.
- метод коллективного действия;
- метод демократического принятия решений по общезначимым вопросам;
- творческие методы подготовки воспитателей и вожатых;
- метод воздействия доброжелательной обстановкой;
- метод эмоционального заражения привлекательной деятельностью;
- метод поощрения;
- метод индивидуализации способов участия ребенка в деятельности.
Исходя из этого предполагаем такие результаты:
- Формирование активной жизненной позиции, чувства гражданственности и патриотизма;
- Знание символов и эмблем нашего государства, республики, понимание их значения;
- Умение делать обобщения и выводы;
- Развитие творческих способностей.
В настоящее время большое внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся. Обращение к прошлому нашей страны стало актуальным. Для воспитания патриотизма и гражданственности большую роль имеют знаменательные даты Отечественной истории.
Очень радует , что сейчас на государственном уровне приняты документы, направленные на возрождение военно-патриотического воспитания в школе, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности.
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова значение слова «патриотизм» изложено так: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».
С самого раннего возраста нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины, прививать любовь к семье, тому месту, где они родились и выросли.
В своей работе считаю необходимым уделять достаточное время патриотическому воспитанию учеников. Обязательно вовлекаю в процесс родителей, бывших учеников и тех, кто еще учится. Я провожу беседы на темы, посвященные истории нашей страны. На мероприятиях с ребятами обсуждаем песни, книги и фильмы по данной тематике.
Очень хочется, чтобы наши ученики выросли хорошими воспитанными людьми, уважающими старших, своих друзей, любили землю, на которой родились, ту страну, в которой живут, и заботились о ней.
Каждый год по традиции наши ученики участвуют в акции «Ветеран живет рядом». Мы приглашаем к себе в школу ветеранов Великой Отечественной войны. Учащиеся нашей школы готовят концертную программу, надевают военную форму, исполняют песни военных лет. Ветераны рассказывают о своей фронтовой жизни, о своих подвигах и подвигах сослуживцев. Их рассказы дети слушают затаив дыхание. Попутно они дают советы, что нужно делать, чтобы стать настоящим патриотом своей Родины.
Ребята с нетерпением ждут этих праздников.
Повышение роли военно-патриотического воспитания способствует проведение литературно-музыкальных мероприятий, конкурсов рисунков, поделок, стихов, презентаций, посвященных Дню памяти и скорби.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что работа по патриотическому воспитанию должна вестись ежедневно, как во время летнего отдыха, так и на протяжении всего учебного года. Каждый взрослый на своем примере должен показывать соучастие и внимательное отношение к событиям нашей страны. Если дети будут видеть, что взрослые на деле, а не на словах любят свою страну, то воспитание патриотических чувств у детей будет иметь положительный результат.
Литература.
- Афанасьева С.П., Что делать с детьми в загородном лагере.- М.: Новая школа, 2004.
- Галанин Ю.П. «О патриотическом воспитании»\\ воспитание школьников №8 2005г. Стр. 13-16.
- Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб.- метод. пособие\ М.Е. Сысоева. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1999.
- htt://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml. – Программа Министерства образования РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-20015 годы».
- Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003.
- Воспитание школьников, научно-методический журнал, №10, 2006 год, Москва. С Чернышова «Родина моя – Россия».
- Классный руководитель, журнал №3, 2006 год, Москва. Р.А. Курашкина «Программа воспитания школьников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....
Летний оздоровительный лагерь "Сказочная страна"
В данном материале представлен план работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Сказочная страна" МКОУ "Основная общеобразовательная школа поселка Начало"...
Отчёт работы летнего оздоровительного лагеря «Дружба»
Целью летней оздоровительной кампании «ЛЕТО-2010» было:обеспечение занятости, отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях образовательного учреждения, развитие личности ребёнка, ег...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с использованием современных технологий.
Методические рекомендации по организации работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневн...
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Юные патриоты» при МАОУ СОШ №5 ( патриотическое направление)
восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.Содержание деятельности лагеря направлено на формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами...
Некоторые аспекты подготовки детей к школе в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря.
Некоторые аспекты подготовки детей к школе в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря. Начало школьного обучения - закономерный этап жизненного пути ребенка. Спра...