Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с использованием современных технологий.
методическая разработка по теме
Методические рекомендации по организации работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с использованием современных технологий окажут методическую и практическую помощь учителям, воспитателям ДОЛ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.doc | 140.5 КБ |
programma_semya.doc | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» пгт Троицко – Печорск
Организация работы
по духовно-нравственному воспитанию учащихся
в разновозрастных группах
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
с использованием современных технологий.
Номинация: инновация в воспитании
Категория учащихся: I ступень обучения (1-4 классы)
Предмет: для воспитателей ДОЛ, учителей начальных классов
Форма представления методической разработки: программа воспитания
Наумова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов.
Вирясова Мария Васильевна,
учитель начальных классов.
пгт. Троицко-Печорск
2011
Содержание.
- Пояснительная записка………………………..………………........3-5
- Методические рекомендации по организации работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с использованием современных технологий.………………………………………………… ……....5-12
- Заключение………………… …………………………………….13- 14
- Список использованной литературы…………………………...….. 15
- Приложение:
- Программа детского оздоровительного лагеря «СЕМЬ +Я».
- Анкета для родителей.
- Презентации мини- проектов: «Семь чудес Троицко-Печорска», «Семь чудес Республики Коми», «Моя школа – безопасная зона».
- Диагностические исследования учащихся.
- Видеофильм «Мы за безопасность на дороге».
- Видеофильм о жизнедеятельности лагеря.
Пояснительная записка.
Современный период в российском образовании – время смены ценностных ориентиров.
В новых ФГОС одним из приоритетных направлений является духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального образования, задачами которого являются:
- воспитание гражданственности, патриотизма;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Одним из ведущих факторов формирования духовно-нравственного и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом родителей: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к Родине. На основе этих факторов была разработана программа ДОЛ «Семь + Я» (Приложение 1), которая стала основой для предложенной методической разработки. Программа позволила учащимся расширить свои знания о Республике Коми, о Троицко-Печорске в юбилейный 2011 год.
На наш взгляд, повышению интереса к изучению родного края способствует активное использование в процессе воспитания инновационных технологий.
Мы считаем, что одна из таких технологий - метод проектов, как благодатный вид исследовательского труда школьников, направленный на активизацию познавательной деятельности, развитие креативности и определенных личностных качеств.
В нашей методической разработке предложен апробированный опыт работы по организации работы с учащимися разного возраста по созданию мини-проектов в условиях ДОЛ.
Программа духовно- нравственного развития образовательного учреждения по ФГОС должна содержать теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно- нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. Данная методическая разработка будет являться составной частью программы по духовно-нравственному воспитанию образовательного учреждения МОУ СОШ №2 п. Тр-Печорск.
Актуальность методической разработки - модернизация старых форм работы в ДОЛ и введение новых - проекты, исследовательская деятельность.
Значимость методической разработки заключается в том, что она универсальна, так как может использоваться учителями начальных классов и воспитателями ДОЛ для работы на уроках окружающего мира, во внеклассной деятельности, в ДОЛ.
Цель методической разработки – оказать методическую помощь учителям начальных классов, воспитателям ДОЛ в организации работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с использованием современных технологий.
Задачи:
- Показать этапы работы над программой ДОЛ и способы организации учащихся в разновозрастных группах.
- Пробудить интерес учителей начальных классов и воспитателей ДОЛ к использованию проектной деятельности.
Новизна данной методической разработки заключается в том, что мы предлагаем систему работы с учащимися разновозрастных групп в условиях ДОЛ с использованием мини-проектов.
Методические рекомендации по организации работы
по духовно-нравственному воспитанию учащихся
в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
с использованием современных технологий.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Этот процесс продолжается и во внеучебное время, в частности в каникулярное время. Организация летнего отдыха обучающихся предусматривает создание условий для оздоровления детей, развития их творческих способностей, повышения их самостоятельности и духовно-нравственного воспитания. Детский оздоровительный лагерь является звеном в организации этой работы. Организация ДОЛ основывается на объединение детей разного возраста, которая несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты.
Положительные моменты:
- старшие дети помогают организовать работу с младшими;
- соревновательность с ребятами не своего возраста, которой нет в отношениях с родителями и сверстниками;
- объединение интересов детей разного возраста.
- принципы равноправия и творчества благотворно способствуют внутреннему раскрепощению детей в отрядах.
Сложность в деятельности ДОЛ:
- сложность организации отрядных мероприятий;
- индивидуальный подход к каждому возрасту в условиях одного отряда;
- дети никогда не станут единым организмом, коллективом, все части которого равноценны и равнозначны. Да, дети могут относиться друг к другу с уважением, поддерживать друг друга... Но вы не увидите в этом коллективе то, что называют «одной компанией». Отряд все равно будет делиться на разные слои.
- дети осваивают материал в неодинаковом темпе, используя способы и средства, адекватные их индивидуальным особенностям.
Наш многолетний опыт в лагерях такого типа показал, что для преодоления трудностей при организации детей разного возраста служат коллективно-творческие дела. Одним из видов коллективных дел, по нашему мнению, является создание проектов. Тем более, что всё более актуальным в воспитательном процессе становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, что и является основой проектной деятельности.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности.
В проектной деятельности решаются сразу несколько задач: развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их творчества, стимулирование познавательной активности, углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому выполняется проект. Причем участие школьников в проектной деятельности стимулирует развитие их взаимодействия сразу в нескольких направлениях (или на нескольких уровнях развития): информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).
Все перечисленные выше умозаключения легли в основу создания программы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе нашей школы.
Этапы реализации программы.
Подготовительный этап.
Этот этап характеризовался тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря началась подготовка к летнему сезону:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- анкетирование родителей и учащихся с целью выявления их запросов;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Анкетирование родителей.
Цель анкетирования: выявление запроса родителей и учащихся по выбору направления ДОЛ.
Анкета проводилась среди родителей и учащихся начальной школы (Приложение 2).
Вывод: анкетирование показало, что основным направлением деятельности ДОЛ должно стать духовно-нравственное.
На основе результатов анкетирования была разработана программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием для детей «СЕМЬ + Я». Программа стала продолжением программы «Тимуровцы», реализованной на базе школы в 2010 году и была ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.
Основная цель программы – создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
- Формирование активной гражданской позиции, патриотизма.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Вовлечение детей в проектную деятельность.
- Сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка.
Своеобразие программы:
Данная программа построена в русле изучения окружающей действительности, родного поселка и района посредством включения детей в игровую ситуацию с использованием информационной и проектной технологий.
Программа называется «Семь + Я» («Семья»), т.к. ее название отражает ее сущность:
- Цифра 7 в названии программы указывает на название проектов, которые станут результатом совместной деятельности детей: «Семь чудес посёлка», «Семь чудес Республики Коми».
- Местоимение «Я» указывает на то, что главной особенностью школьника является острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект-субъект в его связях с окружающим миром. Школьнику необходимо утвердить свое «Я», показать свое «Я», проверить свое «Я».
- Обе части в названии соединяются в общее слово «семья» - сплочение детей в единый коллектив для достижения общих целей.
Программа лагеря опирается на следующие принципы:
- Познавай себя и окружающий мир!
- Развивай и воспитывай себя!
- Учись быть настоящим патриотом своей малой родины!
- Мое здоровье - в моих руках!
Программа разделена на 4 блока:
- Ура! Каникулы!
- Я и моя школа.
- Я и мой посёлок.
- Я и моя Республика.
Каждый блок состоит из еженедельно повторяющихся тематических разделов, соответствующих направлениям программы:
- «Друзья мои, прекрасен наш союз!»- патриотическое направление;
- «Здоровым быть модно»- спортивно-оздоровительное направление;
- «Алло, мы ищем таланты!»- творческая деятельность;
- «Мы – дети природы», «Спеши делать добро»- нравственно- экологическое направление.
Основной этап смены
Основная деятельность этого этапа:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа творческих мастерских по созданию проектов.
Основная идея реализовывалась через:
- изучение окружающей действительности, родного поселка и района посредством включения детей в игровую ситуацию информационных технологий;
- блоки программы, основа которых было духовно-нравственное воспитание.
Дети были вовлечены в разные виды КТД:
- коллективно-творческая деятельность: выставка «Мои таланты», концертная программа для детей ДОУ «Березка», фотовыставка «Мой поселок: вчера, сегодня, завтра», смотр песни и строя, создание видеофильмов;
- участие в районных мероприятиях: «Веселые старты», «День защиты детей», акции «С любовью к России», «Мы за здоровый образ жизни»;
- работа творческих мастерских, которая состояла через организацию детей и создание мини-проектов (Приложение 3).
Каждое создание мини – проекта состояло из следующих этапов:
- Объявление темы и цели проекта.
- Составление плана сбора материала.
- Определение сроков сбора и обработки материалов.
- Промежуточные результаты проекта.
- Представление материала (защита проекта)
Организация детей происходила следующим образом:
- распределение ролей в группах;
- объединение по интересам;
- создание групп по творческим способностям.
Заключительный этап смены
Основная деятельность этого этапа:
- подведение итогов смены:
- анкетирование детей (Приложение 4);
- экономическая игра, в ходе которой дети смогли обменять заработанные «смайлики» на школьные принадлежности;
- демонстрация созданных детьми проектов и видеофильмов родителям.
Заключение.
В ходе реализации программы мы добились следующих результатов:
- У учащихся происходил непрерывный процесс воспитания духовно-нравственных качеств:
- развитие чувства патриотизма через углубление знаний по истории и природе Коми края, района, поселка;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
- Учащиеся приобрели навыки работы в разновозрастных группах, умения планировать свою деятельность при работе над проектом, показали свои творческие и интеллектуальные способности.
- Учащиеся приобрели практические умения по созданию проектов:
- коллективно работать над темой проекта;
- вовлекать к совместной деятельности родителей;
- создавать презентации и публично представлять свою работу.
Результатом проектной деятельности стало:
- развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их творчества;
- стимулирование познавательной активности;
- углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому выполнялся проект.
Причем участие школьников в проектной деятельности стимулировало развитие их взаимодействия сразу в нескольких направлениях (или на нескольких уровнях развития): информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).
- вовлечение в проектную деятельность учащихся, родителей, воспитателей;
- пополнение материалами фонда школьного музея;
- реализация проекта «Моя школа – безопасная зона» в виде создания мобильного городка по ПДД в рекреации начальной школы;
- создания видеофильма по ПДД
- сплочение разновозрастного детского коллектива.
Во время смены ДОЛ были созданы следующие проекты: «Семь чудес Троицко-Печорска», «Семь чудес Республики Коми», «Моя школа – безопасная зона» и видеофильм по ПДД (Приложение 5).
Мы считаем, что подобные работы открывают широкие возможности для удовлетворения познавательных интересов учащихся, значительно углубляют и дополняют программный учебный материал.
Анализируя программу «СЕМЬ + Я» можем сделать следующий вывод: программа имеет воспитательную направленность, так как включает в себя духовно-нравственное воспитание, спортивную и творческую деятельность.
Надеемся, методические рекомендации по организации работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с использованием современных технологий окажут методическую и практическую помощь учителям, воспитателям ДОЛ.
Работа не претендует на законченность и полноту.
Литература:
- Новые педагогические информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат.- М.: «Академия», 2003.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост.Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2010. —(Стандарты второго поколения).
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. –М.: Народное образование. -1998.
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп. М,: АРКТИ, 2005. -80 с. (Метод. биб-ка).
- Интернет- ресурс -festival@1september.ru.
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
Приказом от 19.05.2011 № 196
Программа
летнего оздоровительного лагеря
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Пгт. Троицко-Печорск, Республики Коми
пгт. Троицко - Печорск
2011 год
Паспорт программы.
1.Наименование | Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием « Семь +Я» |
2. Юридический адрес | 169420 Республика Коми, пгт. Троицко – Печорск, ул. Ленина, 17. |
3. Заказчик | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» |
4.Разработчики | Наумова Н.В., Вирясова М.В. |
5.Исполнители | Начальник лагеря, воспитатели, медработник, учащиеся, обслуживающий персонал |
6. Адресат | Республика Коми пгт. Троицко – Печорск, ул. Ленина,17, МОУ СОШ №2,1 корпус |
7.Цель | Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей. |
8.Задачи |
|
9.Ожидаемые результаты |
|
10. Участники программы | Учащиеся 1-4 классов в количестве 45 человек (июнь), 25 человек (июль). |
11. Сроки реализации | 1-25 июня 2011 года, 1-25 июля 2011 года |
1. Пояснительная записка.
В рамках программы развития школы МОУ СОШ №2 с целью организации отдыха детей в летний период с 1 по 25 июня создается оздоровительный лагерь с дневным пребыванием для учащихся в возрасте 7-11 лет. Программа оздоровительного лагеря с патриотическим направлением «Семь + Я» является продолжением программы «Тимуровцы», реализованной на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» в 2010 году.
В новых ФГОС одним из приоритетных направлений является духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального образования, задачами которого являются:
- воспитание гражданственности, патриотизма;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
На основе этих подходов и разработана данная программа оздоровительного лагеря дневного пребывания для детей 7-11 лет.
Актуальность данной программы:
- В летнее время много детей находится в положении, когда после завершения учебы, у них много свободного времени. В связи с этим, организация данного оздоровительного лагеря позволит учащимся 1-4 классов рационально организовать свой досуг, развить творческие способности, расширить круг общения и укрепить свое здоровье.
- Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к Родине. Реализация данной программы позволит учащимся расширить свои знания о Республике Коми, о Троицко-Печорске в юбилейный год.
- Обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет.
- Модернизацией старых форм работы и введением новых (проекты, исследовательская деятельность).
Своеобразие данной программы:
Данная программа построена в русле изучения окружающей действительности, родного поселка и района посредством включения детей в игровую ситуацию информационных технологий.
Данная программа называется «Семь + Я» («Семья»), т.к. название программы отражает ее сущность:
- Цифра 7 в названии программы указывает на название проектов, которые станут результатом совместной деятельности детей: «Семь чудес посёлка», «Семь чудес Республики Коми».
- Местоимение «Я» указывает на то, что главной особенностью школьника является острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект-субъект в его связях с окружающим миром. Школьнику необходимо утвердить свое «Я», показать свое «Я», проверить свое «Я».
- Обе части в названии соединяются в общее слово «семья» - сплочение детей в единый коллектив для достижения общих целей.
Программа разделена на 4 блока:
- Ура! Каникулы!
- Я и моя школа.
- Я и мой посёлок.
- Я и моя Республика.
Каждый блок состоит из еженедельно повторяющихся тематических разделов, соответствующих направлениям программы:
- «Друзья мои, прекрасен наш союз!»- патриотическое направление;
- «Здоровым быть модно»- спортивно-оздоровительное направление;
- «Алло, мы ищем таланты!»- творческая деятельность;
- «Мы – дети природы», «Спеши делать добро»- нравственно- экологическое направление.
Особенность
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Основная цель программы – создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
- Формирование активной гражданской позиции, патриотизма.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Вовлечение детей в проектную деятельность.
- Сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка.
Программа Лагеря опирается на следующие принципы:
- Познавай себя и окружающий мир!
- Развивай и воспитывай себя!
- Учись быть настоящим патриотом своей малой родины!
- Мое здоровье - в моих руках!
Особенности детского оздоровительного лагеря, созданного на базе школы, в отличие от учебного процесса во время учебного года.
1. Смена деятельности | От учебных занятий – на конкурсы, викторины, КВН, игры, эстафеты. Разнообразие в мыслительной и двигательной деятельности. |
2. Смена формы общения. | Расширение общения между учащимися разных классов, разного возраста. |
3.Разнообразие воспитательном процессе. | Деятельность на развитие познавательных и творческих интересов, воспитание коллективизма, толерантности. |
4. Отличие от школьной и социальной среды. | Увеличение деятельности на свежем воздухе, простор для движений, увеличение разнообразных подвижных игр, состязаний и праздников. |
Основные направления
Направление | Задачи | Формы |
Патриотическое направление | Пробуждение интереса к истории, культуре и традициям родного края |
|
Спортивно-оздоровительное
| 1.Укрепление здоровье детей. 2. Формирование умений и навыков заботы о своем здоровье. |
|
Творческая деятельность | Создание условий для творческого развития детей и их инициативе. |
|
Нравственно- экологическое | Создание условий для формирования нравственных качеств и основ экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе родного края |
нравственно – экологической тематике.
Республики Коми».
поделок. |
Профилактичес- кая деятельность | Инструктажи для детей по технике безопасности, правилам поведения. Беседы. Игры. |
2. Этапы реализации программы
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Организационный этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа творческих мастерских по созданию проектов.
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Значение программы для детей:
Все мероприятия, реализуемые в рамках настоящей программы, направлены:
- на снятие физического и психологического напряжение детского организма, накопившееся за учебный год,
- на обеспечение максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости;
- на раскрытие его потенциальных талантов,
- на сохранение и укрепление здоровья.
3.Планируемые результаты работы лагеря:
- Расширение кругозора об истории и природе Коми края, района, поселка. Развитие чувства патриотизма.
- Развитие своих творческих и интеллектуальных способностей.
- Создание проектов «Семь чудес Троицко-Печорска», «Семь чудес Республики Коми», «Моя школа – безопасная зона» (ПДД).
- Укрепление здоровья детей в летний период, привитие навыков здорового образа жизни;
- Сплочение детского коллектива через КТД.
4. Основное содержание программы
Смена будет проходить в форме «Экспедиции по родному краю». Дети погружаются в игровую легенду о том, что смена в лагере – это увлекательная экспедиция, которая продлится 21 день. На видном месте в холле вывешивается карта путешествия по родному краю. На карте будут отмечены маршрут следования и места, которые ребята откроют и посетят за время экспедиции. Пройденный путь отмечается флажком.
Традиционно из участников лагеря формируются два отряда, название и атрибутика которых выбирается самими учащимися; открытым голосованием избирается командир отряда, его заместители, распределяются поручения между членами отрядов; формируется штаб из активистов, на заседании которого будут решаться все важные дела, подводиться итоги проведенных мероприятий.
Информация о жизнедеятельности лагерной смены, план работы, итоги дня будут отражаться на общем стенде. Кроме того, в течение всей лагерной смены участниками лагеря будет создаваться видеофильм – своеобразный отчет о жизнедеятельности лагеря с дневным пребыванием, и еженедельная газета «Семь + Я».
В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно сложившимся законам и традициям лагеря.
Каждому воспитаннику в начале смены вручается именной Маршрутный лист, в котором будут отражаться результаты его деятельности в лагере, и где будут указываться его личностные достижения.
Во главе всего путешествия стоят начальник экспедиции (начальник лагеря) и его помощники- проводники (воспитатели, учитель дополнительного образования, мед работник), кашевары (повара школьной столовой). Все участники лагерной смены отправляются в экспедицию под девизом:
«Отправляемся мы в путь, чудеса родного края нас ждут!»
Система стимулирования успешности и личностного роста:
Для индивидуальной системы роста у каждого члена экспедиции будет свой именной путевой лист достижений, где оформляется система его роста. Каждый ребенок будет получать свой знак успеха в виде «смайлика» за порученное и отлично выполненное дело. Вручение знака проходит в отряде при подведении итогов мероприятия, соревнований, дня.
Путевой лист будет отображать и ежедневное психологическое состояние ребенка: степень удовлетворенности проведенным в лагере днем. На «мордашки» приклеиваются бантики (бабочки) разного цвета:
– день прошёл замечательно!;
- обычный день;
- день прошёл скучно.
В лагере существует денежная система – «смайлики». В конце лагерной смены эти «смайлики» можно будет обменять на призы во время экономической игры.
5. План реализации:
Каждое утро в лагере начинается с зарядки, которую ведет физорг. Затем – линейка, на которой начальником экспедиции объявляется план на день, оглашается необходимая информация. После проведенного дня – заседание актива лагеря, на котором подводятся итоги дня, затем - линейка, где доводится до сведения воспитанников принятые решения. Обязательно называются фамилии отличившихся ребят.
Режим работы ДОЛ (понедельник-пятница):
Время | Мероприятия |
8.30 –9.00 | Сбор детей, зарядка |
9.00 – 9.15 | Утренняя линейка |
9.15 – 10.00 | Завтрак |
10.00-12.00 | Культурно-спортивные мероприятия согласно плану программы лагеря |
12.00 – 13.00 | Оздоровительные процедуры |
13.00 – 13.30 | Обед |
13.40 – 14.20 | Творческая мастерская |
14.20 – 14.30 | Линейка, уход домой |
Режим работы ДОЛ(суббота):
Время | Мероприятия |
8.30 –9.00 | Сбор детей, зарядка |
9.00 – 9.15 | Утренняя линейка |
9.15 – 10.00 | Завтрак |
10.00-11.30 | Культурно-спортивные мероприятия согласно плану программы лагеря |
11.30-12.30 | Оздоровительные процедуры |
12.30-13.00 | Обед |
13.00-13.30 | Линейка, уход домой |
План работы летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Семь + Я »
Дни | Мероприятия | Ответственные | |
Ура! Каникулы! | |||
1 | Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь! |
| Воспитатели Начальник лагеря |
2 | Открытие лагеря |
| Воспитатели Начальник лагеря |
3 | Здоровым быть модно |
| Воспитатели Начальник лагеря Медработник |
4 | Алло, мы ищем таланты! |
| Воспитатели Начальник лагеря |
Я и моя школа | |||
6 | Друзья мои, прекрасен наш союз! |
| Воспитатели Начальник лагеря |
7 | Спеши делать добро. |
| Воспитатели Начальник лагеря |
8 | Здоровым быть модно |
| Воспитатели Начальник лагеря Медработник |
9 | Алло, мы ищем таланты! |
| Воспитатели Начальник лагеря |
10 | Мы – дети природы. |
| Воспитатели Начальник лагеря |
11 | Родина моя – Россия. |
| Воспитатели Начальник лагеря |
Я и мой поселок | |||
14 | Мой поселок сегодня и завтра |
| Воспитатели Начальник лагеря |
15 | Здоровым быть модно. |
| Воспитатели Начальник лагеря Медработник |
16 | Алло, мы ищем таланты! |
| Воспитатели Начальник лагеря |
17 | Мы – дети природы. |
| Воспитатели Начальник лагеря |
18 | Семь чудес поселка |
| Воспитатели Начальник лагеря |
Я и моя Республика | |||
20 | Друзья мои, прекрасен наш союз! |
| Воспитатели Начальник лагеря |
21 | День открытых дверей для родителей |
| Воспитатели Начальник лагеря |
22 | День памяти и скорби |
| Воспитатели Начальник лагеря |
23 | Мы – дети природы |
| Воспитатели Начальник лагеря |
24 | Алло, мы ищем таланты! |
| Воспитатели Начальник лагеря Медработник |
25 | До свидания, лагерь! |
| Воспитатели Начальник лагеря |
Мониторинг результативности реализации программы.
№ | критерий | метод | Срок проведения | Кто проводит |
1 | Приобретение детьми нового положительного социального опыта | Анкета 1 (вопросы №1,3,4) | Последние дни лагерной смены | Воспитатели |
2 | Уровень сформированности временного детского коллектива | Методика Лутошкина | 3,20 дни смены | Воспитатели |
3 | Создание условий для самореализации детей (создание ситуации успеха) | Анкета №1 (вопросы №5,6,7) | Последние дни смены | Воспитатели |
4 | Межличностные отношения детей в коллективе | социометрия | 17,18 день смены | Воспитатели |
5 | Организация питания в лагере | Анкета №1 (вопрос №8) | последние дни смены | Начальник лагеря |
6 | Общее настроение детей | Анкета «Цветопись» | После проведения мероприятий и в последние дни смены | Воспитатели |
7 | Результаты оздоровления детей: -рост -вес | Антропометрические измерения | 1 и 21 день смены | Медработник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.
Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...
Об итогах семинара «Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Возрождение духовно-нравственного наследия на основе традиций отечественной культуры»
В ходе семинара участники посетили различные мероприятия с использованием новых методик и форм проведения:- урок по Основам православной культуры в 6 классе «Святоотеческое предание как нр...
Календарно-тематическое планирование по развитию духовно-нравственных ценностей для детей разновозрастной группы с задержкой умственного развития
Развитие духовно-нравственных ценностей у детей с ОВЗ....