Общение с подростками
материал (4 класс) на тему

Зорина Нина Александровна

Специфика и виды общения с подростками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podrostki_obshchenie.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Специфика общения  подростков со взрослыми и сверстниками.

1. Повторение материала:

1. Ведущая деятельность в подростковом возрасте. (интимно-личностное общение)

2. Чувство взрослости – это…(стремление подростка иметь права, равные со взрослыми)

3. Самооценка у подростков, как правило…(заниженная)

4. Из познавательных процессов наибольшее развитие получает…(мышление)

5. Новые личностные потребности у подростка…(в самопознании, самовыражении, самоутверждении)

6. Физиологические изменения у подростков в целом характеризуются…(неравномерностью развития)

7. Подростковый кризис характеризуется обостренным стремлением к…(самостоятельности и независимости)

8. Нормальному вхождению подростка во взрослую жизнь может служить…(расширение его прав и обязанностей).

        1. Общение со сверстниками как ведущая деятельность в подростковом возрасте.

        Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями.

        У младших подростков идет активный поиск своей группы, своей «тусовки».

- Что дает группа подростку? Дети в 11-12 лет еще малы, а группа дает ощущение силы, значимости, принадлежность к группе – чувство «мы». Группа выступает как референтная, т .е. как источник норм поведения, социальных установок  ценностных ориентаций.

        Подросток испытывает в группе групповое давление и вынужден подчиняться групповым нормам. Так проявляется подростковый конформизм.

        Группа помогает подростку укрепить свою самооценку. Поначалу подросток смотрит на себя со стороны, глазами друзей и значимых взрослых, как бы «извне». На этой основе вырабатываются собственные критерии оценки себя, формирование собственной самооценки как  взгляд «изнутри». На основе собственной самооценки складываются его отношения к другим людям, к обществу, формируются социальные установки.

Младшие подростки стремятся быть «как все» в своей группе, т.е. иметь какие-то вещи, предметы, которые являются как бы отличительным знаком данной группы в сравнении с другими. Из-за этого – скандалы с родителями, которым может не нравится стрижка, одежда, косметика своего подросшего ребенка или необходимость покупать какие-то вещи, которые тот требует.

(Появление первых суицидальных попыток).

Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

        Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на формировании его личности. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказывают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях.

Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети, излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.

Наиболее значимой обычно становится класс как группа сверстников, занятых одной деятельностью, принадлежащих к одной и той же среде. Стремление заслужить внимание и уважение сверстников связано с действием потребности в самовыражении и самоутверждении. Способы самовыражения могут быть разнообразными.

- Какие способы для самовыражения подростков вы можете предложить?

Это дает возможность укрепить свой статус или сделать попытку его завоевать. Особенно ярко это проявляется у детей с явно демонстративным складом личности и у новичков класса.

Так, например, появляется статус «шут класса».

         Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей.

Что так привлекает подростка в дружбе?

1) Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок.  Друг дает возможность лучше познать и понять себя.

(Друг как зеркало для самопознания)

2) Друг дает ощущение значимости себя как личности.

К другу предъявляется ряд нравственных требований, например:

- быть всегда откровенным

- не выдавать секретов

- всегда быть готовым помочь.

Однако сам подросток нередко не соблюдает этих требований в общении с друзьями, т.к. его нравственная позиция еще не сформировалась.

В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании.

        2. Общение со взрослыми - прежде всего с родителями, — еще одна значимая сфера отношений подростков.

. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Помимо контроля в семейных отношениях важны ожидания родителей, забота о ребенке, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений — любовь, принятие ребенка или его непринятие.

        Характер общения зависит от стиля семейного воспитания,.(сообщения  учащихся).

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт (например, мальчик, отстаивая свои права на самостоятельность, может в отсутствие родственников врезать замок в дверь своей комнаты). Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подростку. Такие отношения иногда называют «воспитанием по типу Золушки». Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай — равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. По имеющимся данным, большинство малолетних преступников и юных бродяг, периодически сбегающих из дома, пережили жестокое обращение в семье.

Гипоопека —сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля —тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается; их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Что касается неконтролируемого поведения детей, то оно становится непредсказуемым, зависимым от других, внешних влияний. Если ребенок попадает в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.

Родительская любовь — совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка.

 Гиперопека — излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, одни воспитывающие своих детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих — и подростка, и его мамы.

Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые подросток не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ребенок как единственный близкий для матери человек должен посвятить ей все свое свободное время; сын неудачника-отца должен идти его путем и реализовать мечты 20-летней давности. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается повышенная моральная ответственность, может развиться невроз.

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Вообще, противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях.

        В период подросткового кризиса (12-13 лет) отношения со взрослыми обостряются:

Подростки активно стремятся к самостоятельности и независимости.

        Внешне это проявляется в грубости, конфликтности, стремлении все делать наперекор взрослым, желании отгородиться, замкнуться. Причина: хочет быть взрослым, но реализовать себя в серьезной деятельности не может (социальная незрелость).        

        Родители занимают разные позиции по отношению  к своим детям-подросткам:

Автократичная (деспотичная, диктаторская) —тирания требований и запретов; подростку практически «все нельзя»; пресекаются не только попытки самостоятельно что-то решить и тем более поступить по-своему, но даже и высказывание собственного мнения.

 Авторитарная — самостоятельность подростка также существенно ограничена; правда, он может принимать участие в обсуждении касающихся его проблем, но право делать выводы и что-то решать принадлежит исключительно старшим.

 Демократическая — взрослые признают, что в жизни подростка есть сферы, где он может действовать самостоятельно; он   без ограничений участвует в обсуждении с родителями своих проблем и принимает некоторые решения; однако в окончательном своем виде они либо формулируются родителями, либо одобряются ими.

Позиция равенства — взрослые и подросток включены в принятие решений в равной степени.

Либеральная (позиция дозволенности, терпимости) — подросток сам определяет круг своих друзей и выбирает занятия; родители, конечно, могут иметь собственное мнение, но оно остается как бы совещательным, и окончательное решение всегда принимает сам подросток.

Позиция отстранения — этот тип отношений предполагает «развод» родителей с подростком, отказ участвовать в его жизни.

Психологи решили выяснить, как сами ребята относятся к этим разным позициям. Оказалось, наибольшее одобрение встречает    установка    на    демократическое воспитание, наименьшее — на автократичное и авторитарное. Собственно, этого и следовало ожидать. Неожиданным было другое: осуждалось и либеральное воспитание, а уж отстранение, невмешательство взрослых в жизнь детей однозначно оценивалось как отсутствие родительской любви; большинство выросших в подобных семьях детей ощущали себя никому не нужными, лишними в доме. Любопытно и другое: в целом отрицательно оценивая как авторитарность, так и либерализм, подростки все же допускают известное право на «командование» — для отцов — и на «попустительство» — для матерей. Но не наоборот!

Из всего этого несложно сделать вывод: подросток вовсе не отрицает права взрослых вмешиваться в его жизнь; он лишь ищет приемлемое для него соотношение родительской заботы и собственной независимости. Задача взрослого — помочь подростку взрослеть, быть рядом с ним, стать ему умным и добрым старшим другом.

Подростку необходима совместная деятельность со взрослым, значит, у них должны быть общие интересы, увлечения.

Ему может встретиться что-то непредвиденное, неожиданное; его опыт еще слишком мал, чтобы со всем справиться, чтобы все решить самому. Взрослый может всегда прийти на помощь — подсказать, посоветовать, а если возникнет необходимость — вмешаться более активно.

Но в жизни у подростков не всегда все хорошо складывается с общением. Неумение найти друзей приводит к неуверенности в себе как  личности. Для утверждения в глазах сверстников часто встречается:

- стремление любой ценой утвердить свое положение. Здесь проявляется подростковая ложь (приукрашивание своей жизни, рассказы о «выдающихся» родственниках – для повышения своего статуса.) Характерно для инфантильных подростков с низкой самооценкой.

Ситуация отверженности в группе может усугубляться непониманием, отстраненностью родителей к проблеме подростка. Отсюда – чувство незащищенности, даже попытки суицида.

3. Психологическое сопровождение подростков может осуществляться в нескольких направлениях:

1). Проведение специальной воспитательной работы по профилактике подростковых проблем:

/Работа с распечаткой циклов классных часов/

Задание: обозначить цель каждого цикла. Кто может вести такую работу?

2). Проведение с подростками коррекционно-развивающих занятий в форме тренингов с целью обучения различным навыкам общения, повышения самооценки. Кто ведет такую работу?

/ проигрывание 1 упр.с группой/

3). Проведение консультаций для родителей по проблемам взаимоотношений с подростками.

/Обсуждение 1 ситуации/.

Итог:1. В чем ценность общения подростков со сверстниками?

        2. Кто может помочь подростку в его взрослении?

Д/з: Немов, 2 часть, с. 181-184 – повторить, с. 184-190 – выучить.

Игры и упражнения для развития и коррекции в работе с подростками:

1. Поздоровайтесь так, если бы рядом с вами был: (разминка)

 - друг,

 - одноклассник,

 - учитель,

 - продавец,

 - директор,

 - президент,

 - понравившийся юноша,

 - родители.

2. Я тебя понимаю. (игра на внимание к внутреннему миру другого)

Задание: в группе каждый человек выбирает себе партнера и в течение 3 минут описывает состояние, настроение, чувства и желания другого. Тот, чьё состояние описывают, должен подтвердить правильность.

 - Настройтесь на понимание другого, посмотрите друг на друга. О чем думает ваш сосед, что чувствует, о чем мечтает?

3. Аукцион. (умение владеть своим состоянием).

По типу аукциона предлагается как можно больше способов, помогающих справляться с плохим настроением. Все способы фиксируются на доске.

4. Упр. «Я – центр воли».

Сядьте удобно, выпрямите спину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повторяйте вслух или про себя:

        У меня есть тело, но Я – это не мое тело. Мое тело – прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент., Мое тело – это не Я.

        У меня есть эмоции, но Я – это не мои эмоции. Мои эмоции различны, они изменчивы и противоречивы. Я могу понимать, наблюдать и оценивать свои эмоции, могу управлять, владеть ими, то, очевидно, что они есть мое Я, но Я – не мои эмоции.

        У меня есть интеллект, но Я – это не мой интеллект. Он достаточно развит и активен, он помогает мне понять окружающий мир и мой внутренний мир, но Я – это не мой интеллект.

        Я – центр воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, телом и эмоциями. Я – это постоянное и неизменное Я.

5. Упр. Слепец и поводырь. (доверие к другому).

        Группа разбивается на пары. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой - провести его по помещению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, т.к. является «глазами» первого.

Обсуждение.

  • Как важно в жизни доверять людям, самому себе?
  • Уверенно ли вы себя чувствовал в роли слепца?
  • Было ли желание полностью довериться партнеру?
  • Что вселило такую уверенность?

6. Упр. Я – подарок для человечества. (повышение самооценки).

        Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность очень необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Итак, подумайте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументируйте свое утверждение, например: «Я подарок для человечества, т.к. я…»

7. Упр. «Передай другому. (невербальное общение)

Несколько человек сидят полукругом и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать.

8. Обогащение мира эмоциональных переживаний подростков. (библиотерапия)

На столах список слов, обозначающих эмоции и чувства:

Радость

Гордость

Нежность

Счастье

Любовь

Восхищение

Задумчивость

Восторженность

Робость

Благодарность

Печаль

Тоска

Мечтательность

Скорбь

Очарованность

Преданность

Ненависть

Возмущение

Сдержанность

Невозмутимость

Скованность

Великодушие

Сострадание

Смущение

Трепетность

Грусть

Понятен ли вам смысл каждого из представленных в списке слов, обозначающих эмоции и чувства?

- Сейчас вы прочтете отпечатанные строки и строфы стихов, выражающих определенное настроение.

Какие из них вам наиболее близки? Какие чувства родились у вас под влиянием этих стихов? Описывая свои чувства, можно пользоваться списком. Можно зачитать понравившиеся строки.

Циклы классных часов для подростков.

Какую цель преследует каждый из предложенных циклов?

I цикл.

1. Кто на свете всех милее?

2. Как стать красивой?

3. Что такое стиль в одежде?

4. Кое- что о сочетании формы и цвета.

5. О красоте физической и душевной.

6. Что такое женственность?

7. Во всех ты, душенька, нарядах хороша.

II цикл.

1. Если ты – мальчик, если ты – девочка.

2. Что такое мужественность?

3. Мужчина и красота.

4. Каким должен быть настоящий мужчина?

5. Я – юноша, но какой?

6. Ум, сила, красота.

III цикл.

1. Маленькие секреты большой памяти.

2. Внимание и внимательность.

3. Что человек хочет, что такое потребности?

4. Что человек может? О способностях.

5. Человек и его воля.

6. Талант и гениальность.

7. Что человек есть на самом деле? О темпераменте и характере.

8. Мир наших чувств.

IY цикл.

1. Зачем человеку друг? Что такое дружба?

2. Искусство общения. С кем  и в какие отношения вступает человек?

3. Искусство беседы.

4. Последите за собой, пожалуйста.

5. Что такое культурный человек?

6. По каким правилам мы живем? Что такое этикет?

7. Визитная карточка человека.

8.Человек и его духовные ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальное общение подростков - современный вид коммуникации или социальная ограниченность.

Работа предназначена для беседы с родителями на тему: "Виртуальное общение - современный вид коммуникации или социальная ограниченность"...

круг общения младшего подростка

       Тема: Круг общения младших подростковХод собрания. Трудно переоценить роль общения в жизни человека, а в жизни ребенка оно является одним из факторов становления...

Публикация: "Общение педагога с подростками"

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов, учителей и преподавателей, работающих с подростками....

Основные принципы общения с детьми и подростками

Рекомендации родителям  об основных правилах общения со своими детьми. Чего не следует делать, избегать и наоборот, что необходимо помнить при общении с детьми и подростками....

Родительское собрание "Общение с подростком. Рекомендации для родителей"

Родительское собрание "Общение с подростком. Рекомендации для родителей."...

Формирование культуры общения у подростков, воспитывающихся в условиях учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику об...