Программа внеурочной деятельности " Я - гражданин"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности " Я -гражданин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_grazhd_3_kl_peredel.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(духовно-нравственное направление)
«Я – гражданин России»
Разработчик: Волженина Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
Информация о возрастной группе учащихся.
Программа “Я – гражданин России” используется в 1-4 классах (возраст учащихся 6,5 – 11 лет).
Назначение программы:
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Место проведения: школа.
Время проведения: вторая половина учебного дня.
Организация работы по программе “Я – гражданин России” рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю), в соответствии с возрастными особенностями учащихся, продолжительность занятий 35 минут.
3 класс «Моя Малая Родина» - 34 часа;
Формы представления результатов:
- Выставки;
- Соревнования;
- Турниры;
- Портфолио;
- Конкурсы.
Планируемые результаты программы:
Учащиеся должны знать:
ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
о значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, традициях своей семьи и образовательного учреждения, бережно относиться к ним.
Учащиеся должны уметь:
- сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- видеть красоту в окружающем мире, в поведении, в поступках людей;
- проявлять уважительное отношение к окружающим.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности.
формировать чувство гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину.
Сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции; отвлечь учащихся от противоправной деятельности;
формировать уважение и чувство долга по отношению к членам своей семьи, к окружающей природе, активную жизненную позицию.
оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.
Личностные УУД:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные УУД:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные УУД:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.
Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека,религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
Знание(на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Содержание программы:
Программа включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
«Россия – Родина моя» - 34ч.
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
2.“Я и семья”(7ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсии в вернисаж, библиотеку.
4.“Я и школа”(7ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(7ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
Я – гражданин России
№ п/п | Тема | Всего | Теория | Прак- тика |
1 | Урок мира «По дорогам памяти». | 1 | 1 | |
2 | Мой класс – моя семья. Беседа. | 1 | 1 | |
3 | Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. | 1 | 1 | |
4 | В гостях у предков. Сказочный марафон. | 1 | 1 | |
5 | Наша страна – Россия. Заочное путешествие. | 1 | 1 | |
6 | Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. | 1 | 1 | |
7 | Вежливая улица. Викторина. | 1 | 1 | |
8 | Каков я в школе? Анкетирование. | 1 | 1 | |
9 | Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. | 1 | 1 | |
10 | Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. | 1 | 1 | |
11 | Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс песен под караоке. | 1 | 1 | |
12 | Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час. | 1 | 1 | |
13 | Мы все такие разные. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | |
14 | Почему меня так назвали. Презентация. | 1 | 1 | |
15 | Уважения достойны. Пожилые люди – мудрые люди. Беседа о пожилых людях. | 1 | 1 | |
16 | Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов. | 1 | 1 | |
17 | Операция «Красный крест». Как я могу помочь моей бабушке. | 1 | 1 | |
18 | Город, в котором я живу. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | |
19 | Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |
20 | По каким правилам мы живем. Игра. | 1 | 1 | |
21 | Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |
22 | Флаги России. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |
23 | Животные – рекордсмены. Просмотр видеофильма. | 1 | 1 | |
24 | Чем живет планета Земля? КВН | 1 | 1 | |
25 | Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж. | 1 | 1 | |
26 | Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. | 1 | 1 | |
27 | О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. | 1 | 1 | |
28 | У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок. | 1 | 1 | |
29 | Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа. | 1 | 1 | |
30 | Судьба Земли – наша судьба. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | |
31 | Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | |
32 | История страны в названиях улиц. Презентация. | 1 | 1 | |
33 | Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. | 1 | 1 | |
34 | Что я знаю о своем крае. Викторина | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 13 | 21 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
список литературы
1. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
2. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин" 1 - 4 классы
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин "рассчитана для обучающися 1 - 4 классов, соответствует ФГОС второго покаления, имеет духовно нраственное направление....
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс ФГОС НОО...
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Педагогическая цель работы с первоклассниками - научить учащихся учиться. Необходимо формировать нормы поведения, развивать социальные способности и умения. Этот этап можно считать необходимым введени...
рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 1-4 классы
рабочая программа по курсу "Я гражданин России"...
Программа внеурочной деятельности "Я -гражданин России"
Программа внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
quot;Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества" В. А. Сухомлинский...
Программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России"
Программа внеурочной деятельности разработана в качестве инструмента познания своей малой родины, содержит пояснительную записку; цели, задачи работы кружка; планируемые результаты; учебно...