Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельнсти "Школа безопасности" расчитана для учителей 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_bezopasnosti._programma_1-4.docx | 87.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11»
ГОРОДА ЩЕКИНО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений
ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИАЛЬНОЕ
АЛЕШИНА Е.А.
СЕМЕНОВА О.А.
2017 ГОД
ГОРОД ЩЕКИНО
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………3
1. Учебно-тематический план……………………………………
1.1. Первый год обучения……………………………………..5
1.2. Второй год обучения……………………………………...6
1.3. Третий год обучения………………………………………7
1.4. Четвёртый год обучения………………………………….8
2. Содержание программы………………………………………..
2.1. Первый год обучения………………………………………9
2.2. Второй год обучения………………………………………11
2.3. Третий год обучения………………………………………13
2.4. Четвёртый год обучения…………………………………..16
Библиографический список…………………………………………….18
Приложения
2
Пояснительная записка
Актуальность программы:
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности в начальной школе программа «Школа безопасности».
Нормативно-правовое обеспечение Программы:
Программа составлена в соответствии с Конституцией РФ и нормативными актами федерального уровня:
- Законом РФ «Об образовании»;
- Законом РФ «О пожарной безопасности»;
- Законом РФ «О безопасности дорожного движения»;
- Законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
При составлении программы учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
На уровне школы нормативными документами, определяющими правовое поле для организации внеурочной деятельности для учащихся школы, помимо перечисленных, являются: Закон «Об образовании Тульской области», Типовое положение об образовательном учреждении, Устав школы, приказы директора, локальные акты школы.
Новизна программы: содержание программы «Школа безопасности» отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и концентрическим расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов безопасности.
Цель программы:
Формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи программы:
- развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к безопасности;
- принцип наглядности предполагает максимальное использование мультимедиа продуктов при проведении занятий;
- принцип личностной ориентации. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог планирует и прогнозирует развитие каждого ребёнка;
- принцип системности заключается в концентрической последовательности занятий по классам от простого к сложному;
- принцип практической направленности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков.
Аудитория: программа рассчитана для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 4 года.
Формы и режим занятий: форма проведения – мини-занятие, предполагающее взаимопроникновение различных видов деятельности: беседа, игра, слушание, чтение и обсуждение литературных произведений, анализ жизненных ситуаций, использование элементов изодеятельности, просмотр и анализ тематических мультфильмов и презентаций.
На изучение курса «Школа безопасности» в каждом классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 135 часов: 1 класс- 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа.
Программа включает три раздела:
1. Дорожная азбука.
2. Служба 01.
3. Опасные и чрезвычайные ситуации.
Ожидаемые результаты и способы определения их достижения: в ходе реализации программы «Школа безопасности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты:
1 уровень: приобретение школьниками социальных знаний о формах безопасного поведения, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2 уровень: получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к своей безопасности и безопасности окружающих.
3 уровень: получение школьниками опыта самостоятельности в принятии решений и выработке навыков безопасного поведения в реальной жизни.
В результате прохождения программного материала выпускники школы будут знать:
- правила перехода дороги, перекрёстка;
- обязанности пассажира;
- особенности жизнеобеспечения дома и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
- характеристики водоёмов в местах своего проживания, их состояние в различное время года;
- способы и средства спасения утопающих, основные спасательные средства;
- правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёмов;
- меры пожарной безопасности;
- правила личной безопасности в различных криминогенных ситуациях;
- наиболее характерные для региона проживания чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и последствия;
- опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;
помнить:
- основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;
- рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоёмов;
- порядок и правила вызова полиции, скорой помощи, пожарной охраны;
обладать навыками:
- организации безопасной переправы через небольшую водную преграду;
- разведение и гашение костра;
- ориентирование на местности;
- действие в неблагоприятных погодных условиях, в в том числе в поле, в лесу, у водоёма;
- оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами;
Обучающиеся получат возможность для формирования универсальных учебных действий:
личностных:
- выраженной устойчивой познавательной мотивации;
- положительной, адекватной, дифференцированной самооценки;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиции партнёров в общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь;
регулятивных:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять инициативу в сотрудничестве;
- самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и в носить необходимые коррективы;
познавательных:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
коммуникативных:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
- последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Основными способами достижения планируемых результатов является проведение по окончании изучения раздела обобщающих игр, викторин, конкурсов, практических занятий.
Формы подведения итогов реализации программы:
1 класс: игра-викторина «Моя безопасность»
2 класс: игра «Светофор здоровья»
3 класс: игра-конкурс «Настоящие Робинзоны»
4 класс: туристический слёт
1. Учебно-тематический план
1.1. Первый год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | Количество часов | |
теория | практика | |||
1. | Введение. | 1 | ||
Дорожная азбука | 2-3. | Дорога в школу и домой. | 1 | 1 |
4. | Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. | 1 | ||
5. | Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине | 1 | ||
6. | Светофор. | 1 | ||
7. | Пешеходный переход. | 0,5 | 0,5 | |
8. | Что означают дорожные знаки. | 1 | ||
9. | Игра «Знатоки правил дорожного движения» | 1 | ||
10. | Практическое занятие «Я-пешеход» | 1 | ||
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | 1 | |
12. | Спички не тронь, в спичках огонь! | 1 | ||
13-14 | Причины возникновения пожара | 2 | ||
15. | Противопожарный режим в школе | 1 | ||
16-17. | Действия в случае пожара. | 1 | 1 | |
18. | Практическое занятие по эвакуации | 1 | ||
19. | Конкурс рисунков «Осторожно, огонь!» | 1 | ||
20. | Игра «Пожарная дружина» | 1 | ||
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | |
22. | Опасные ситуации в школе | 0,5 | 0,5 | |
23. | Опасность у тебя дома | 1 | ||
24. | Звонок по телефону. Открывать ли дверь незнакомцу? | 1 | ||
25. | Как вести себя с домашними питомцами | 1 | ||
26. | Отдыхаем без опасности | 1 | ||
27. | Опасные растения и грибы | 0,5 | 0,5 | |
28. | Не трогай нас | 0,5 | 0,5 | |
29. | С кем дружат болезни | 1 | ||
30. | Оказание первой медицинской помощи при порезах, укусах насекомых, обморожениях | 1 | ||
31. | Итоговое занятие. Игра-викторина «Моя безопасность» | 1 | ||
32-33. | Резерв. | 2 | ||
Итого: | 33 | 23 | 10 |
1.2. Второй год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | Количество часов | |
теория | практика | |||
1. | Введение. | 1 | ||
Дорожная азбука | 2-3. | Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм. | 1 | 1 |
4. | На наших улицах. | 0,5 | 0,5 | |
5. | Сигналы светофора. | 1 | ||
6. | Правила перехода улиц и дорог. | 0,5 | 0,5 | |
7. | Обязанности пассажиров. | 1 | ||
8. | Викторина «Знатоки правил дорожного движения» | 1 | ||
9-10. | «Мы учимся соблюдать ПДД» | 2 | ||
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | 1 | |
12-13. | Причины возникновения пожара | 2 | ||
14. | Противопожарный режим в школе | 1 | ||
15. | Практическое занятие по эвакуации | 1 | ||
16. | Действия в случае пожара дома. | 1 | ||
17. | Первая помощь при ожогах. | 1 | ||
18. | Конкурс рисунков «Огонь-друг. Огонь-враг» | 1 | ||
19. | Спортивная эстафета «Я – пожарный» | 1 | ||
20. | Знатоки правил пожарной безопасности | 1 | ||
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | |
22. | Школьный травматизм. | 0,5 | 0,5 | |
23. | Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях. | 0,5 | 0,5 | |
24. | Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | 1 | ||
25. | Инфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | 1 | ||
26. | Можно ли уберечься от травм? В глаз, ухо, нос попало инородное тело. Ушибы, ссадины, порезы. | 1 | ||
27. | Можно ли уберечься от травм? Вывихи, растяжения. | 1 | ||
28. | Безопасность в любую погоду. | 1 | ||
29-31 | Безопасность на воде. | 3 | ||
32. | Игра «Опасные и безопасные ситуации» | 1 | ||
33. | Игра «Светофор здоровья» | 1 | ||
34. | Резерв. | 2 | ||
Итого: | 34 | 19 | 15 |
1.3. Третий год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | Количество часов | |
теория | практика | |||
1. | Введение. | 1 | ||
Дорожная азбука | 2. | Правила поведения на улице и дороге. | 1 | |
3. | Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. | 0,5 | 0,5 | |
4. | Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрёстки, их виды | 0,5 | 0,5 | |
5.. | Новое о светофоре и дорожных знаках. | 1 | ||
6. | Мы – пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. | 1 | ||
7. | На загородной дороге. | 1 | ||
8. | Правила езды на велосипеде. | 1 | ||
9. | Игра «Дорожное лото» | 1 | ||
10. | Практическое занятие «Я – пешеход» | 1 | ||
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | 1 | |
12-13. | Причины возникновения пожара | 2 | ||
14. | Противопожарный режим в школе | 1 | ||
15. | Практическое занятие по эвакуации | 1 | ||
16. | Действия в случае пожара дома. | 1 | ||
17. | Лесные пожары. | 1 | ||
18. | Игра «Волшебный телефон 01». | 1 | ||
19. | Конкурс плакатов «Пожарам – нет!» | 1 | ||
20. | Игра «Пожарным можешь ты не быть, но ППБ знать обязан» | 1 | ||
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Опасные ситуации в школе. | 0, | 0,5 |
22-23. | Безопасное поведение дома. | 2 | ||
24. | Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током, отравлении газом. | 1 | ||
25-27. | Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера | 3 | ||
28. | Практическое занятие «Звоним по телефону» | 1 | ||
29. | Оказание первой медицинской помощи при вывихе, переломе. | 1 | ||
30. | Съедобные и несъедобные растения, грибы. | 1 | ||
31. | Правила поведения в лесу. | 1 | ||
32-33. | Игра-конкурс «Настоящие Робинзоны» | 2 | ||
34. | Резерв. | 2 | ||
Итого: | 34 | 20,5 | 13,5 |
1.4. Четвёртый год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | Количество часов | |
теория | практика | |||
1. | Введение. | 1 | ||
Дорожная азбука | 2. | Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам | 0,5 | 0,5 |
3. | Викторина по правилам дорожного движения | 1 | ||
4. | Игра «Дорожное лото» | 1 | ||
5. | ГИБДД. | 0,5 | 0,5 | |
6. | Пути автомобильные. | 1 | ||
7-8. | Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании ж/д транспортом. | 1 | ||
9. | Конкурс дорожных наук «Своя игра» | 1 | ||
10. | Игра «Безопасное колесо» | 1 | ||
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | 1 | |
12-13. | Причины возникновения пожара | 2 | ||
14-15. | Противопожарный режим в школе. Противопожарное оборудование. | 1 | ||
16. | История Кировской пожарной охраны. | 1 | ||
17. | Экскурсия в пожарную часть. | 1 | ||
18-19. | Действия в случае пожара. Первая помощь пострадавшим. | 1 | 1 | |
20. | Что я расскажу младшему брату о пожаре? Викторина «01» | 1 | ||
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Опасные ситуации в школе | 0,5 | 0,5 |
22-23. | Вредные привычки, их влияние на здоровье | 2 | ||
24. | ЧС. Что это? | 1 | ||
25. | ЧС. Наводнения. | 1 | ||
26. | ЧС. Землетрясения. | 1 | ||
27. | ЧС. Ураганы. | 1 | ||
28. | Оказание первой медицинской помощи при ударе молнией, при укусах насекомых и змей. | 1 | ||
29. | Оказание первой медицинской помощи при солнечных, тепловых ударах, при сотрясении мозга. | 1 | ||
30. | Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях | 1 | ||
31. | Правила ТБ для туриста | 0,5 | 0,5 | |
32. | Готовимся к турслёту. | 1 | ||
33-34. | Туристический слёт | 2 | ||
Итого: | 34 | 19 | 15 |
2. Содержание программы
2.1. Первый год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | Количество часов | Краткое содержание | Формы и методы | Формы подведения итогов | |
теория | прак-тика | ||||||
1. | Введение. | 1 | Задачи курса. | Беседа | Инструктаж по ТБ | ||
Дорожная азбука | 2-3. | Дорога в школу и домой. | 1 | 1 | Рассказ о местоположении школы в населённом пункте. Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу. | Беседа Просмотр и анализ м/ф «Пристегните ремни» Практическое занятие | Создание макета безопасного пути в школу |
4. | Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. | 1 | Наиболее опасные места для движения пешеходов. Повышение интенсивности движения транспорта | Презентация «На улицах посёлка», «В городе» Настольная игра | Рисунок «Опасности на дорогах» | ||
5. | Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине | 1 | Дорога. Обочина, тротуар, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов. Правила движения по загородной дороге. | Просмотр м/ф «Безопасное место», «Пограничная территория» | Модель из пластилина «Дорога. Тротуар. Обочина» | ||
6. | Светофор. | 1 | Пешеходный светофор и его сигналы. | Просмотр м/ф «Светофор», «Мигающие человечки» | Изготовление закладки для книги «Светофор» | ||
7. | Пешеходный переход. | 0,5 | 0,5 | Где и как надо переходить улицу | Просмотр м/ф «Зебра», «Переходы» Практическое занятие | Выучить стихотворение «Зебра» | |
8. | Что означают дорожные знаки. | 1 | Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие | Просмотр м/ф «Дорога. Знаки», «Не детский знак» | Рисунок «Дорожные знаки» | ||
9. | Праздник «Посвящение в пешеходы» | 1 | Повторение пройденного материала по ПДД | Викторина, конкурсы, подвижные игры Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Безопасный путь в школу» | |||
10. | Практическое занятие «Я-пешеход» | 1 | Занятие на улице. Проверка знаний, умений, полученных при изучении раздела | Практическое занятие | |||
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | 1 | Выявление знаний по теме. Анализ конкретных ситуаций | Просмотр м/ф «Огонь-друг и враг человека» | Рисунок «Огонь – враг человека» | |
12. | Спички не тронь, в спичках огонь! | 1 | Разбор ситуаций. | Беседа. Игра. Просмотр м/ф «Опасные игрушки» | Рисунок «Такие опасные безопас-ные спички» | ||
13-14 | Причины возникновения пожара | 2 | Изучение материала на основе литературных произведений С.Я.Маршака и К.И.Чуковского | Беседа по стихотворениям Просмотр м/ф «Чтобы не было беды» | Выучить отрывки из рассмотренных произведений | ||
15. | Противопожарный режим в школе | 1 | Пожарная сигнализация. Запасные выходы. Правила эвакуации | Беседа | |||
16-17. | Действия в случае пожара. | 1 | 1 | Вызов пожарной охраны по телефону. Правила поведения при пожаре. Оказание первой помощи при ожогах | Беседа Практическое занятие Просмотр м/ф «Пожар в квартире» | Моделирование действий в случае пожара | |
18. | Практическое занятие по эвакуации | 1 | Практическое занятие | ||||
19. | Конкурс рисунков «Осторожно, огонь!» | 1 | Защита рисунков «Осторожно, огонь!» | ||||
20. | Игра «Пожарная дружина» | 1 | Игра-соревнование | ||||
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Чего нужно опасаться в повседневной жизни. | Разбор конкретных ситуаций | ||
22. | Опасные ситуации в школе | 0,5 | 0,5 | Безопасное поведение в школе: кабинет, коридор, лестница, игровая площадка, спортзал, столовая | Беседа Экскурсия по школе | Рассказ родителям об опасных местах в школе | |
23. | Опасность у тебя дома | 1 | Что дома может быть опасным: химические, лекарственные средства; электроприборы; колющие и режущие предметы | Беседа Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Острые предметы» | Составить список опасных предметов | ||
24. | Звонок по телефону. Открывать ли дверь незнакомцу? | 1 | Как вести себя с незнакомыми людьми. | Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Один дома» | Памятка «Я дома один» | ||
25. | Как вести себя с домашними питомцами | 1 | Когда четвероногие друзья опасны | Анализ конкретных ситуаций | |||
26. | Отдыхаем без опасности | 1 | Опасности, подстерегающие нас на отдыхе | Просмотр и анализ м/ф «Безопасность на воде летом», «Место для купания», «Теплее, ещё теплее» | Нарисовать знаки безопасности | ||
27. | Опасные растения и грибы | 0,5 | 0,5 | Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые растения. | Презентация «Опасные растения и грибы» Работа с гербарием | Рисунок «Несъедобные грибы» | |
28. | Не трогай нас | 0,5 | 0,5 | Хищники. Ядовитые животные. Животные-возбудители опасных заболеваний. Места обитания опасных животных | Презентация «Не трогай нас!» Практическое занятие на школьной площадке | Составить рассказ по серии картинок | |
29. | С кем дружат болезни | 1 | Ситуации, которые могут привести к болезням | Разбор конкретных ситуаций | |||
30. | Оказание первой медицинской помощи при порезах, укусах насекомых, обморожениях | 1 | Практическое занятие | ||||
31. | Итоговое занятие. Игра-викторина «Моя безопасность» | 1 | Подведение итогов изучения курса за год | Викторина, конкурсы, подвижные игры | |||
32-33. | Резерв. | 2 | |||||
Итого: | 33 | 23 | 10 |
2.2. Второй год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | Количество часов | Краткое содержание | Формы и методы | Формы подведения итогов | |
теория | прак-тика | ||||||
1. | Введение. | 1 | Знакомство с целью и задачами курса и правилами поведения при проведении практических занятий | Беседа | Инструктаж по ТБ | ||
Дорожная азбука | 2-3. | Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм. | 1 | 1 | Повторение ПДД , изученных в 1 классе. История ПДД. Примеры ДТП с детьми, произошедшими в районе в течение года | Просмотр м/ф «История ПДД», «Кто быстрее», «Гонки с препятствиями», «Где кататься» Практическое занятие | Памятка «Как вести себя на улице» |
4. | На наших улицах. | 0,5 | 0,5 | Наиболее опасные места для движения пешеходов в районе школы. Знакомство с дорожными знаками. | Беседа Практическое занятие | Рисунок «Улица полна опасностей» | |
5. | Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | Светофоры. Регулировщик движения. Положения и жесты регулировщика | Просмотр м/ф «Пляшущие человечки», «Гармония светофора», «Сигналы регулировщика» | Рисунок «Регулировщик на дороге» | ||
6. | Правила перехода улиц и дорог. | 0,5 | 0,5 | Чтение и анализ рассказа Н.А.Извекова «Как Буратино ходить учился» | Презентация «В добрый путь» Практическое занятие | ||
7. | Обязанности пассажиров. | 1 | Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров | Беседа Просмотр м/ф «В автобусе», «На остановке», «Самая страшная машина» | Подготовка к итоговому занятию | ||
8. | Викторина «Знатоки правил дорожного движения» | 1 | Подведение итогов изучения раздела | Викторина. Тест. | Конкурс рисунков | ||
9-10. | «Мы учимся соблюдать ПДД» | 2 | Подведение итогов | Занятие 1. Игра «Путешествие по стране машин и переходов» Занятие 2. Игры и соревнования на школьной площадке | |||
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | 1 | Повторение ППБ, изученных в 1 классе | Беседа Презентация «Огонь-друг и враг человека» | Рисунок «Огонь – друг человека» | |
12-13. | Причины возникновения пожара | 2 | По каким причинам возникают пожары. | Просмотр м/ф «Игры с огнём», «Огонь ошибок не прощает» | Письмо другу «Почему возникают пожары» | ||
14. | Противопожарный режим в школе | 1 | Повторение изученного в 1 классе. Школьный план эвакуации. | Беседа Изучение плана эвакуации | |||
15. | Практическое занятие по эвакуации | 1 | Практическое занятие | ||||
16. | Действия в случае пожара дома. | 1 | Если в доме пожар. Анализ конкретной ситуации | Просмотр м/ф «Пожар в квартире» | Памятка «Уходя из дома, проверь…» | ||
17. | Первая помощь при ожогах. | 1 | Практическое занятие | ||||
18. | Конкурс рисунков «Огонь-друг. Огонь-враг» | 1 | Практическое занятие Защита конкурсных работ | ||||
19. | Спортивная эстафета «Я – пожарный» | 1 | Практическое закрепление полученных знаний | ||||
20. | Знатоки правил пожарной безопасности | 1 | Викторина. Тест. | ||||
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Опасности, которые нас подстерегают. | Решение ситуационных задач | Составить ситуационную задачу | |
22. | Школьный травматизм. | 0,5 | 0,5 | Причины школьного травматизма. Где в школе можно получить травму | Беседа. Экскурсия по травмоопасным местам в школе | Советы 1-клаасникам «Где в школе нужно быть осторожным» | |
23. | Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях. | 0,5 | 0,5 | Отравления продуктами питания. | Беседа. Практическое занятие | Памятка «Помоги себе сам» | |
24. | Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | 1 | Хронические неинфекционные заболевания, причины их возникновения. Правила ЗОЖ | Презентация «Здоровый образ жизни» | Разработать комплекс утренней зарядки | ||
25. | Инфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | 1 | Возбудители инфекционных заболеваний. Как от них уберечься. | Просмотр м/ф «Уроки тётушки Совы. Микробы» | Коллаж «Повседневная гигиена» | ||
26. | Можно ли уберечься от травм? В глаз, ухо, нос попало инородное тело. Ушибы, ссадины, порезы. | 1 | Практическое занятие | Памятка «Первая помощь при ушибах, ссадинах и порезах» | |||
27. | Можно ли уберечься от травм? Вывихи, растяжения. | 1 | Практическое занятие | Памятка «Первая помощь при вывихах и растяжениях» | |||
28. | Безопасность в любую погоду. | 1 | Чем опасны морозы, жара, гроза, оттепель и гололёд | Просмотр м/ф «Опасные сосульки», «Как не мёрзнуть» | Памятка «Первая помощь при…» | ||
29-31 | Безопасность на воде. | 3 | Классификация водоёмов. Какую опасность представляют водоёмы в разное время года. Плавательные средства (гребная лодка, плот…). Спасательные средства. Помощь утопающим | М/ф «На тонком льду», «За бортом», «Место для купания», «Безопасность на воде» | Рисунок «Вода несёт опасность» | ||
32. | Игра «Опасные и безопасные ситуации» | 1 | Подведение итогов изучения курса за год | Решение ситуативных задач. Тест | Подготовка рисунков к итоговому занятию | ||
33. | Игра «Светофор здоровья» | 1 | Подведение итогов изучения курса за год | Конкурсы, подвижные игры, защита рисунков «Наша безопасность» | |||
34. | Резерв. | 2 | |||||
Итого: | 34 | 19 | 15 |
2.3. Третий год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | Количество часов | Краткое содержание | Формы и методы | Формы подведения итогов | |
теория | прак-тика | ||||||
1. | Введение. | 1 | Знакомство с целью и задачами курса и правилами поведения при проведении практических занятий | Беседа | Инструктаж по ТБ | ||
Дорожная азбука | 2. | Правила поведения на улице и дороге. | 1 | Соблюдение ПДД – залог безопасности на улице и важный элемент культуры поведения в общественных местах | Презентация «Что можно и что нельзя» | Прочитать рассказы А.Дорохова «Обочина», «Древнее правило» | |
3. | Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. | 0,5 | 0,5 | Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Пересказ и анализ и прочитанных дома произведений А.Дорохова | Анализ произведений Просмотр м/ф «Нетерпеливые водители» | Рисунок по теме занятия | |
4. | Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрёстки, их виды | 0,5 | 0,5 | Элементы улиц и дорог. Особенности перехода улицы на нерегулируемом перекрёстке. | Презентация «Учим вместе ПДД» Просмотр м/ф «Перекрёстки» Практическое занятие | Макет перекрёстка | |
5.. | Новое о светофоре и дорожных знаках. | 1 | Повторение изученного в 1-2 классах материала. Транспортные и пешеходные светофоры. Места установки дорожных знаков | Презентация «Светофорик приглашает» | Нарисовать предупреждающий дорожный знак | ||
6. | Мы – пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. | 1 | Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси. Общие обязанности пассажиров. Правила обхода стоящего транспорта | Просмотр м/ф «На транспорте», «Малыш в авто» Анализ конкретных ситуаций | Памятка «Как обходить стоящий транспорт» | ||
7. | На загородной дороге. | 1 | Особенности движения пешеходов на загородных дорогах | Просмотр м/ф «На загородной дороге» Практическое занятие | |||
8. | Правила езды на велосипеде. | 1 | Возрастное ограничение для езды на велосипеде. Места для движения на велосипедах | Просмотр м/ф «Где кататься?», «Гонки с препятствиями», «Велосипед» | Фигурное вождение велосипеда на специально размеченной площадке | ||
9. | Игра «Дорожное лото» | 1 | Подведение итогов | Игра-обобщение по разделу | |||
10. | Практическое занятие «Я – пешеход» | 1 | Движение группы по намеченному маршруту. Наблюдение за дорожным движением. Разъяснение действий водителей транспорта и пешеходов. | Практическое занятие-экскурсия по населённому пункту | |||
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | 1 | Повторение ППБ, изученных в 1-2 классе | Беседа Презентация «Огонь-друг и враг человека» | ||
12-13. | Причины возникновения пожара | 2 | Обзор ситуации с бытовыми пожарами в районе. Анализ конкретных ситуаций | Презентация «Причины возникновения пожара», «Пожарная безопасность» | Плакат «Причины возникновения пожаров» | ||
14. | Противопожарный режим в школе | 1 | Повторение изученного в 1-2 классах. Пожарные водоёмы | Беседа План размещения пожарных водоёмов | |||
15. | Практическое занятие по эвакуации | 1 | Практическое занятие | ||||
16. | Действия в случае пожара дома. | 1 | Пожарная безопасность в картинках. | Просмотр м/ф «Спасик и его команда. Электробезопасность», «Печка» | Плакат «Пожар дома. Мои действия» | ||
17. | Лесные пожары. | 1 | Причины возникновения лесных пожаров – типичные случаи. Типы лесных пожаров. Что делать, если вы попали в зону пожара? | Презентация «Лесные пожары» Беседа | Тест Составить кроссворд «Лесные пожары» | ||
18. | Игра «Волшебный телефон 01». | 1 | Вызов пожарной охраны по стационарному телефону и телефонам сотовой связи | Практическое занятие | Внести в дом. телефонную книгу номера вызова пожарной охраны | ||
19. | Конкурс плакатов «Пожарам – нет!» | 1 | Подведение итогов по изученному материалу | Создание и защита плакатов | Написать письмо первоклассникам от имени инспектора по ППБ | ||
20. | Игра «Пожарным можешь ты не быть, но ППБ знать обязан» | 1 | Подведение итогов | Игра-соревнование | |||
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Опасные ситуации в школе. | 0,5 | 0,5 | Повторение изученного в 1-2 классах материала. Шалости - причина детского школьного травматизма | Разбор конкретных ситуаций | |
22-23. | Безопасное поведение дома. | 2 | Правила безопасного поведения дома | Просмотр м/ф «Лекарства», «Острые предметы», «Бытовые предметы», «Одни дома», «Незнакомцы», «Высота» | Придумать и разыграть сценку группой «Как правильно?» | ||
24. | Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током, отравлении газом. | 1 | Бытовые травмы: поражение электрическим током, отравление газом. Причины поражения и правила оказания первой медицинской помощи | Практическое занятие | |||
25-27. | Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера | 3 | Детское воровство, хулиганство. Террористическая угроза. Если ты оказался в заложниках. | Игра «Нарисуй закон» | |||
28. | Практическое занятие «Звоним по телефону» | 1 | Повторение номеров служб экстренной помощи. Отработка навыка действия в экстремальных ситуациях. | Практическое занятие | Внести в домашнюю телефонную книгу номера служб экстренной помощи | ||
29. | Оказание первой медицинской помощи при вывихе, переломе. | 1 | Виды травматизма и меры их предупреждения. Приёмы оказания первой медицинской помощи | Практическое занятие | |||
30. | Съедобные и несъедобные растения, грибы. | 1 | Сравнение съедобных и несъедобных растений и грибов по рисункам | Презентация «Съедобные и несъедобные растения, грибы в сравнении» | Составить правила сбора грибов и ягод | ||
31. | Правила поведения в лесу. | 1 | Как вести себя в лесу. Ориентирование в лесу по местным признакам. Если ты заблудился | Просмотр м/ф «В лесу» | Памятка «Как сориентироваться в лесу» | ||
32-33. | Игра-конкурс «Настоящие Робинзоны» | 2 | Подведение итогов изучения курса за год | Игра-конкурс на открытой местности | |||
34. | Резерв. | 2 | |||||
Итого: | 34 | 20,5 | 13,5 |
2.4. Четвёртый год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | Количество часов | Краткое содержание | Формы и методы | Формы подведения итогов | |
теория | прак-тика | ||||||
1. | Введение. | 1 | Знакомство с целью и задачами курса и правилами поведения при проведении практических занятий | Беседа | Инструктаж по ТБ | ||
Дорожная азбука | 2. | Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам | 0,5 | 0,5 | Анализ окружающей обстановки в районе школы. Ближайшие остановки общественного транспорта. Наиболее опасные места. Разбор конкретных маршрутов движения учащихся | Беседа Практическое занятие Просмотр м/ф «Плохая погода» | Нарисовать безопасный маршрут в школу (библиотеку, магазин…) |
3. | Викторина по правилам дорожного движения | 1 | Проверка знаний ПДД, полученных учащимися в 1-3 классах | Викторина | |||
4. | Игра «Дорожное лото» | 1 | Повторение и коррекция знаний по ПДД | Игра | Составить вопросы для интервью с инспектором ГИБДД | ||
5. | ГИБДД | 0,5 | 0,5 | Встреча с инспектором ГИБДД. Разбор ДТП в районе, районном центре, посёлке | Интервью | ||
6. | Пути автомобильные. | 1 | Правостороннее движение автомобилей. Тормозной и остановочный пути автомобиля. Опасность перехода улицы (дороги) перед близко идущим транспортом | Игра «Безопасность на дорогах» Просмотр м/ф «Азбука безопасности на дороге. Разные дороги» | |||
7. | Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании ж/д транспортом. | 2 | Ж/д транспорт и его назначение. Правила поведения на ж/д транспорте. Опасность движения пешеходов вдоль ж/д полотна. Подход и подъезд к ж/д переезду. Оборудование ж/д переездов. Сигналы. Правила перехода и проезда через ж/д пути. Запрещение хождения по рельсам и насыпи, запрещение игр вблизи ж/д путей | Просмотр м/ф «Метро. Ж/д» Презентация «Ж/д транспорт, его особенности» Беседа Анализ конкретных ситуаций | Коллективная работа «Паровозик: правила поведения на ж/д транспорте» | ||
9. | Конкурс дорожных наук «Своя игра» | 1 | Подведение итогов изучения раздела | Игра-конкурс | Публикация «Помни правила движения как таблицу умножения» | ||
10. | Игра «Безопасное колесо» | 1 | Обобщение изученного в 1-4 классах | Практическое занятие | |||
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | 1 | Повторение ППБ, изученных в 1-3 классе | Беседа Презентация «Огонь злой и огонь добрый» | ||
12-13. | Причины возникновения пожара | 2 | Обзор ситуации с бытовыми пожарами в районе. Анализ конкретных ситуаций | Презентация «Причины возникновения пожара», «Пожарная безопасность» | Плакат «Причины возникновения пожаров» | ||
14-15. | Противопожарный режим в школе. | 1 | 1 | Повторение изученного в 1-3 классах. Противопожарное оборудование | Презентация «Противопожарное оборудование» Практическое занятие | ||
16. | История Кировской пожарной охраны. | 1 | Кировская пожарная охрана: история возникновения, современная структура | Беседа | |||
17. | Экскурсия в пожарную часть. | 1 | Знакомство с пожарной частью. Труд пожарного. | Экскурсия | Мини-сочинение «Я б в пожарные пошёл…» | ||
18-19. | Действия в случае пожара. Первая помощь пострадавшим. | 1 | 1 | Обобщение изученного в 1-3 классах. Практическое применение полученных знаний | Просмотр м/ф «Тушение электроприборов» Тест | ||
20. | Что я расскажу младшему брату о пожаре? Викторина «01» | 1 | Коррекция знаний по ППБ | Викторина | |||
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Опасные ситуации в школе | 0,5 | 0,5 | Повторение изученного в 1-3 классах материала | Разбор конкретных ситуаций | |
22-23. | Вредные привычки, их влияние на здоровье | 2 | Вред курения, алкоголя на здоровье человека. Здоровый образ жизни | Видеофильм «Дело-табак» Презентация «Детский алкоголизм» | «Письмо курящему сверстнику» | ||
24. | ЧС. Что это? | 1 | Какие ситуации называются чрезвычайными | Видеофильм «Чрезвычайные ситуации» | |||
25. | ЧС. Наводнения. | 1 | Чрезвычайные ситуации: наводнения | Видеофильм «Наводнения» | Памятка «Действия при наводнении» | ||
26. | ЧС. Землетрясения. | 1 | Чрезвычайные ситуации: землетрясения | Видеофильм «Землетрясения» | Памятка «Если землетрясение застало вас дома» | ||
27. | ЧС. Ураганы. Смерчи | 1 | Чрезвычайные ситуации: ураганы, смерчи. Что делать при стихийных бедствиях | Видеофильм «Ураганы. Смерчи» | Памятка «Как вести себя при урагане» | ||
28. | Оказание первой медицинской помощи при ударе молнией, при укусах насекомых и змей. | 1 | Проведение практического занятия в стенах медпункта | Практическое занятие | |||
29. | Оказание первой медицинской помощи при солнечных, тепловых ударах, при сотрясении мозга | 1 | Проведение практического занятия в стенах медпункта | Практическое занятие | |||
30. | Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях | 1 | Проведение практического занятия в стенах медпункта | Практическое занятие | |||
31. | Правила ТБ для туриста | 0,5 | 0,5 | Техника безопасности при проведении туристического слёта | |||
32. | Готовимся к турслёту. | 1 | Как развести костёр. Ориентирование по компасу. Собираем рюкзак. | Практическое занятие | Памятка «Что взять с собой в поход» Составить план маршрута | ||
33-34. | Туристический слёт | 2 | Практическое применение полученных знаний | Турслёт | |||
Итого: | 34 | 19 | 15 |
Библиографический список
1. Алексеева Л.Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010
2. Алексеенко Е.В. и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Просвещение, 2008
3. Газета «Начальная школа» Издательского дома «Первое сентября», № 25,47/2004, № 10,12,23/2005
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011
5. Мартынова Я.Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры, викторины, классные часы, праздники. – Волгоград: Учитель, 2007
6. Осипова М.П. Чтобы огонь не причинил вреда. Журнал «Начальная школа», № 1/ 2012
7. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 2011
8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 2. Третье изд., перераб.- М.: Просвещение, 2010
9. Симонова Л.П. Программа (проект) учебного курса для начальной школы «Основы безопасности жизнедеятельности». Ж. «Начальная школа», № 6, 1998
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
Интернет-ресурсы
1. http://www.rusedu.ru – архив учебных программ и презентация по всем предметам школы и внеклассным мероприятиям
2. http://www.nachalka.info – учебно-методический комплект «начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»
3. http://usovi.ru – Уроки тётушки Совы
4. http://max-foto.info – подборка фотографий растений, птиц, животных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Азбука безопасности пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности
Рабочая прогроамма внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1 класса...
Азбука безопасности рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая прогроамма внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Программа "Азбука безопасности" ориентирована на формирование и развитие основ безопасности; на практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасность дорожного движения" 3 класс
Программа по внеурочной деятельности акцентирует внимание на знание ПДД, поведение учащихся в различных ситуациях с опорой на знания и жизненный опыт....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления Начальное общее образование 2, 3-4 класс
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство"
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления для детей младшего школьного возраста разработана на основе положений ко...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасное детство" 1,4 кл
Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"1,4 класс...