Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасность дорожного движения" 3 класс
рабочая программа по зож (3 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности акцентирует внимание на знание ПДД, поведение учащихся в различных ситуациях с опорой на знания и жизненный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bdd3kl.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Куропатинская средняя общеобразовательная школа
"Рассмотрено" на МО Протокол № _____ от _____________ Руководитель МО _______ Пиевец О.В. | "Согласовано" с заместителем по УВР
____________ Зам. директора по УВР___________ Громова Н.А. | "Утверждено" на педагогическом совете № ____ от _____________ | "Утверждено" приказом директора Приказ № ___ от _________ Директор школы _______ Савосько М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности "Безопасность дорожного движения"
ДЛЯ 3 КЛАССА
2015 - 2016 УЧЕБНОГО ГОДА
Составитель рабочей программы – Савосько Людмила Владимировна
I. Пояснительная записка
а) Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Безопасность дорожного движения» разработана в соответствии с
п. 3.6 ст.28 ФЗ-273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации",
Уставом образовательного учреждения,
Приказом Минобрнауки Амурской области №1439 от 15.09.2010 г.;
Программа «Непрерывного образования юных участников дорожного движения» для 1-11 классов образовательных учреждений.
Федеральный Закон от 10.12. 95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Закон Амурской области «Об областной целевой программе «Обеспечение безопасности дорожного движения в Амурской области на 2006-2012 годы» .
б) Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:
Данная программа выбрана для разработки рабочей программы, так как соответствует возрастным особенностям обучающихся класса.
в) Цели изучения курса:
Снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей; сокращение детского дорожно-транспортного травматизма.
Реализации основной цели программы способствует решение следующих задач:
- предупреждение опасного поведения юных участников движения;
- совершенствование форм и методов обучения детей и подростков правилам безопасного поведения на дорогах;
- активизация познавательной деятельности обучающихся в данном направлении;
- формирование осмысленного понимания необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности;
- формирование умения выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска;
- передача знаний о классической схеме действий в типовых опасных ситуациях;
- в соответствии с классической схемой, формирование устойчивого навыка собственных действий в различных опасных ситуациях.
г) Место курса в учебном плане:
Согласно учебному плану МОУ Куропатинской СОШ на 2015-2016 учебный год на изучение курса ( внеурочной деятельности) «Безопасность дорожного движения» в 3 классе отводится 34 ч из расчета 1 ч в неделю .
д) Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы:
Анализ существующих в стране практик работы в направлении повышения уровня детской безопасности и профилактики детского травматизма выявил такую важную проблему, как недостаточное количество комплексных программ, направленных на формирование у обучающихся навыков личной безопасности.
Несмотря на присутствующий в школьной программе учебный курс окружающий мир, современные дети часто не видят для себя важности и актуальности изучения и соблюдения элементарных правил собственной безопасности, не в состоянии на практике оценить степень риска в создавшейся внештатной ситуации и применить соответствующие, полученные в школе, знания.
Практически отсутствуют программы, обучающие ребенка прогнозировать и предупреждать факт возникновения опасности.
Данная программа представляет собой занятия по профилактике детского травматизма, направленных на передачу детям знаний и устойчивых навыков сознательного сбережения собственной жизни и здоровья. Содержание занятий ориентировано на осмысленное понимание детьми необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности и формировании навыков культуры собственного безопасного поведения.
е) Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная
- коллективная
- работа в малых группах
ж) Технологии обучения:
- Технология продуктивного чтения.
- Технология критического мышления.
- Технология проектной деятельности.
- Проблемно – диалогическая технология.
- Здоровьесберегающие технологии.
з) Виды и формы контроля:
тематический, итоговый, текущий, тестирование, анкетирование, цветопись, беседа.
II. Содержание курса
1. Какие бывают ДТП. Почему они происходят и их последствия. Статистика ДТП по региону и населённому пункту.
2. Как предвидеть опасные ситуации на дорогах. Выбор и составление безопасного маршрута в школу, домой, в учреждения ДОД и др. Как обходить препятствия возникшие на пути (лужа, яма, ремонт и т.д.)? Всегда ли самый короткий путь бывает безопасным? Выбор маршрута.
3. Движение в населенном пункте при наличии тротуара пешеходы осуществляют по правой стороне. За городом и при отсутствии тротуара – по обочине, навстречу идущему транспорту. Для чего это небходимо делать. Где движение менее безопасно. Могут ли транспортные средства помешать пешеходу при движении по тротуару и обочине. Как поступить, если транспортное средство стало помехой при движении?
4. У пешехода есть друзья – дорожные знаки и светофор, которые помогают при движении по улицам населенного пункта и при переходе проезжей части. Закрепление знаков для пешеходов: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка». Назначение и места установки дорожных знаков для пешеходов. Виды пешеходных светофоров. Пешеходный светофор с вызывной кнопкой. Правила пользования пешеходным светофором и переход дороги. 5. Транспорт не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Грузовой и пассажирский транспорт. В чем опасность движущихся транспортных средств. Интенсивное движение. Опасность стоящего транспорта. Основные сигналы, подаваемые водителем. Скорость движения и тормозной путь.
6. Автомобили «Скорой помощи», милиции, пожарной, газовой служб, службы спасения – специальные автомобили. Применение проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов. Поведение пешеходов на дороге при приближении специальных автомобилей.
7. Виды перекрёстков: крестообразный четырёхсторонний, Х-образный четырёхсторонний, Т-образный трёхсторонний, У-образный трёхсторонний, многосторонний, площадь. Правила перехода проезжей части в зоне перекрёстков. Понятие «по линии тротуара» «зона перехода».
8. Понятие «железнодорожный переезд» Шлагбаум и автоматические барьеры, их назначение. Дорожные знаки, обозначающие переезд: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Сигнализация на переезде. Особенности перехода через железнодорожный переезд.
9. Дорожный знак «Остановка автобуса или троллейбуса». Правила поведения в зоне остановки общественного транспорта. «Ловушки» на автобусной остановке.
10. Правила поведения в общественном транспорте. Культура поведения и соблюдение правил безопасности во время поездки в транспорте.
11. Скейтборд, ролики, самокат – это не игрушки, транспортное средство. Безопасные места для использования их. Требования к экипировке, для чего нужна защита? Правила поведения при езде.
12. Рассказать о появлении первого велосипеда в стране. О его создателе (Артамонов). Какие бывают велосипеды: трехколесный, двухколесный, гоночный, горный, городской и т.д. Как выбрать велосипед? Какая экипировка нужна велосипедисту? Велосипедист – водитель транспортного средства. Кто может им стать, что должен знать и уметь велосипедист перед выездом на прогулку?
13. Познакомить с новыми терминами и понятиями в дорожном движении, такими как: «сумерки», «темное время суток», «недостаточная видимость». Особенности движения в это время суток. Влияние погодных условий на безопасность движения. Меры предосторожности. Использование светоотражающих элементов в одежде.
14.Итоговый урок.
Планируемые результаты:
Личностные результаты - отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это:
- понимание необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности;
- готовность и способность к саморазвитию, самообучению и личностному самоопределению;
- уважительное отношение к иному мнению;
Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно оценивать уровень сложности ситуации и определять наиболее эффективные способы выхода из неё, корректировать свои действия, если ситуация изменяется;
Предметные результаты изучения программы - отражают приобретённый опыт обучающихся в вопросах обеспечения собственной безопасности жизнедеятельности, а также обеспечивают успешное применение на практике полученных знаний и навыков. Это:
- навыки наблюдения за окружающим миром с позиции собственной безопасности;
- знание правил безопасного поведения в различных аспектах жизнедеятельности;
- умение самостоятельно оценить уровень сложности конкретной опасной ситуации и составить алгоритм собственных действий выхода из неё;
- обнаружение ошибок при постановке и выполнении учебных заданий с позиции безопасности жизнедеятельности, отбор способов и вариантов их исправления;
III. Учебно-тематический план
Тема занятия | Количество часов | Практические работы |
Виды и причины ДТП. | 2 | 1 |
Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой. | 4 | 2 |
Движение пешеходов, их права и обязанности | 2 | |
Пешеход и его друзья | 2 | 2 |
Виды транспортных средств и дорожное движение | 2 | 1 |
Специальные автомобили и правила поведения пешеходов при переходе дороги | 2 | 1 |
Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков. | 4 | 2 |
Правила перехода через железнодорожный переезд. | 4 | 1 |
Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта. | 2 | 2 |
Обязанности правила поведения пассажиров в транспорте. | 2 | 1 |
Скейтборд, ролики, самокат. Правила поведения при езде. | 2 | 1 |
Я – велосипедист. | 4 | 3 |
Термины и Понятия . | 2 | |
ИТОГО: | 34 | 17 |
IV. Литература
Планируемые результаты изучения курса
«Безопасность дорожного движения»:
Учащиеся должны знать:
1.Транспортный мир. История развития транспорта и Правил дорожного движения.
- Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина. Назначение поребрика и пешеходных ограждений.
- Участники дорожного движения (водители, пешеходы, пассажиры)
- Что такое остановочный путь и его составляющие.
- Что такое тормозной путь, как он определяется.
- Что такое пешеходный переход (регулируемый, нерегулируемый, наземный, подземный, надземный).
Обозначения переходов.
Правила пользования переходами.
- Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрёстка.
- Что такое перекрёсток. Виды перекрёстков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрёстками.
Правила перехода проезжей части по перекрёсткам.
- Значение сигналов транспортного и пешеходного светофоров. Правила перехода проезжей части по этим сигналам. Назначение и функции дополнительной секции транспортного светофора. Правила перехода.
- Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
- Названия и назначение дорожных знаков и дорожной разметки.
- Правила поведения пешеходов на тротуаре.
Правила поведения при движении в группе.
- Правила пользования общественным транспортом и другими видами транспорта.
- Особенности поведения пешеходов на загородной дороге.
- Правила перехода через железнодорожные пути.
- Дорожные ситуации – ловушки.
Учащиеся должны уметь:
- Определять места перехода через проезжую часть.
- Переходить проезжую часть под наблюдением и в сопровождении взрослого. (это касается в основном дошкольников)!
- Обращаться к взрослым за помощью в случаях затруднений при переходе проезжей части.
- Пользоваться общественным транспортом.
- Находить безопасный маршрут в школу, магазин, театр и т. д.
- Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде.
- Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
- Определять величину своего шага и скорость своего движения.
- Определять признаки движения автомобиля.
- Ориентироваться на дороге, предвидеть опасные дорожные ситуации, по возможности избегать их.
V. Календарно-тематическое планирование
№/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Практическая часть | Вид контроля | |
План | Факт | |||||
1,2 | Виды и причины ДТП. | Анализируют поступки людей, прогнозируют результат | Подготовка выступления | текущий | ||
3,4 5,6 | Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой. | Характеризуют ситуации, моделируют безопасный маршрут | Проект маршрута | текущий | ||
7,8 | Движение пешеходов, их права и обязанности | Работа с текстом, обсуждение фильма. | Составление памятки | текущий | ||
9, 10 | Пешеход и его друзья | Работа с текстом, отбор информации, анализ ситуаций, самооценка выступлений | Модель светофора | тематический | ||
11,12 | Виды транспортных средств и дорожное движение | Знакомятся с транспортными средствами, заполняют таблицу, готовят сообщение на тему. | Творческое оформление работы, презентация. | текущий | ||
13,14 | Специальные автомобили и правила поведения пешеходов при переходе дороги | Работа с текстом, отбор информации, распределение информации между выступающими в группе. | Подготовка презентации, сообщения | текущий | ||
15 - 18 | Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков. | Знакомство с видами перекрестков, оформление путевого листа в паре. | Экскурсия, творческое оформление отчета, защита работы. | текущий | ||
19 - 22 | Правила перехода через железнодорожный переезд. | Анализ просмотренного фильма, составление алгоритма действий | Оформление листовки, составление вопросов викторины. | текущий | ||
23,24 | Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта. | Обыгрывание ситуаций, анализ поведения, отработка правил поведения. | Составление памятки. | тематический | ||
25,26 | Обязанности правила поведения пассажиров в транспорте. | Работа с текстом в малых группах, анализ работ | Составление памятки. | текущий | ||
27,28 | Скейтборд, ролики, самокат. Правила поведения при езде. | Работа с информацией, составление сообщения по теме | Презентация. | тематический | ||
29 - 32 | Я – велосипедист. | Изучение транспортного средства, составление правил эксплуатации, мер безопасности. | Езда на велосипеде по разметке, выпуск памятки. | текущий | ||
33 34 | Термины и Понятия . | Объясняют основные термины и понятия. | итоговый | |||
ИТОГО: 34часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 1 класс с календарно-тематическим планированием....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 3 класс с календарно-тематическим планированием....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 2 класс
рабочая программа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука"
Рабочая программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактик...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дорожная азбука"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дорожная азбука"...