Программа дополнительного образования "Занимательная экономика"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Содержание образования в системе дополнительного образования меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Повышение интереса к экономическому воспитанию школьников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. В связи с этим идея систематизированного экономического образования российских школьников находит все больше и больше сторонников. Во многих школах ведется преподавание экономики не только в старших, но и в средних классах. Между тем опыт показывает, что изучение экономики в более раннем возрасте дает возможность ребенку развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире, приобрести элементарные навыки поведения в условиях рынка, создать основы для дальнейшего, более глубокого, изучения этой дисциплины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_ekonomika.docx | 350.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта
Ф.И.О. педагога | Коновальцева Людмила Васильевна |
Тип программы | общеразвивающая |
Образовательная область | социально-личностное развитие |
Направленность деятельности | социально-педагогическая |
Способ освоения содержания образования | практический |
Уровень освоения содержания образования | базовый |
Уровень реализации программы | начальное общее образование |
Формы реализации программы | групповая |
Продолжительность реализации программы | 2 года |
Блок № 1 « КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТРЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ».
1.1 Пояснительная записка
Содержание образования в системе дополнительного образования меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Повышение интереса к экономическому воспитанию школьников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. В связи с этим идея систематизированного экономического образования российских школьников находит все больше и больше сторонников. Во многих школах ведется преподавание экономики не только в старших, но и в средних классах. Между тем опыт показывает, что изучение экономики в более раннем возрасте дает возможность ребенку развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире, приобрести элементарные навыки поведения в условиях рынка, создать основы для дальнейшего, более глубокого, изучения этой дисциплины. Сегодня актуальной стала задача создать конструктивный вариант организации непосредственного социально-экономического образования и воспитания младших школьников, отвечающий духу времени, и, прежде всего, требованиям рыночной экономики, в условиях которой возрастает роль таких социальных ценностей, как знания, компетентность, профессионализм. Именно на это нацелена программа «Занимательная экономика», которая по направленности является социально-педагогической. Образовательная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона России «Об образовании» 2012, приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" ФГОС начального общего основного общего образования и изменений, происходящих в реальной образовательной практике подразделения, педагога и воспитанников
В основу данной программы были положены программные материалы и пособия Л.М. Клариной «Экономика и экология для малышей», методические рекомендации для учителя И.А.Сасовой и И.И. Нагумоновой «Экономика для младших школьников».
Новизна программы «Занимательная экономика» заключается в ее адаптации к российским традициям экономического образования, а так же к системе дополнительного образования на стадии ее модернизации.
Эффективная реализация программы осуществляется за счет целесообразной совокупности: путей, средств, форм приобретения, углубления, расширения экономических знаний и умений; формирования экономического мышления, способности к деловому общению; воспитания инициативности, предприимчивости, творческого отношения к делу в целях получения запланированного конечного результата.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит, прежде всего, в психологической защите ребенка от негативных влияний общества путем создания психологически комфортной для ребенка обстановки. Он должен почувствовать свою необходимость другим людям, получить возможность сохранения чувства собственного достоинства через развитие своих способностей и умений. Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества, преломляемом через опыт бытия. Главное на этой стадии обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному материалу, осознание его жизненной важности.
Процесс обучения по курсу «Занимательная экономика» осуществляется от простого к сложному и начинается с параллельного овладения элементами обычной грамотности в таких областях знаний, как:
математика (развитие представлений о множествах);
обучение грамоте (обогащение словарного запаса, развитие речи);
естествознание (ознакомление с экономической деятельностью людей в природе, влияние экономической деятельности на состояние окружающей среды);
изобразительное искусство (рисование объектов экономической деятельности);
трудовое обучение (ознакомление с правилами экономики и азами начальной экономической грамотности в процессе изготовления изделий).
Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р в программе предусмотрены следующие уровни сложности:
«Стартовый» - в процессе освоения программы на данном уровне обучающиеся знают названия экономических терминов, употребляют их в речи в соответствии с речевой ситуацией, могут отвечать на поставленные вопросы, имеют представление о трудовом процессе, знают названия некоторых профессий, имеют представления о ресурсах, не способны самостоятельно сделать выбор «хочу»- «надо», положительно относятся к процессу обучения, но самостоятельности и инициативы не проявляют.
«Базовый» - на данном уровне предполагается, что обучающиеся могут самостоятельно играть в определенный период времени, умеют работать по инструкции, употребляя в речи экономические понятия,
самостоятельно помогают родителям, имеют знания о труде взрослых членов семьи и ближайшего окружения, охотно помогает взрослым, умеют делать выбор «хочу»- «надо» с небольшой коррекцией взрослого, охотно принимают участие в играх организованных педагогом и другими детьми, периодически могут проявить инициативу.
«Продвинутый» - на данном уровне обучающиеся самостоятельно составляют инструкцию на основе задания, способны разработать план действий в игре, выделяют учебную задачу из сообщения персонажа, рассказа педагога, самостоятельно формулируют ее и ставит цель предстоящей работы, подробно пересказывают текст, комментируя его содержание, имеют в семье поручение, самостоятельно его выполняют, участвуют в досуговой деятельности, конкурсах, хорошо ориентируются в семейном бюджете, умеют рационально потратить карманные деньги, умеют делать выбор «хочу»- «надо», активно проявляют себя во всех видах деятельности.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы - формировать экономическое мышление и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников.
Задачи:
Обучающие:
-дать обучающимся представление об основных экономических принципах и законах, по которым живут люди, семья, общество, государство. Заложить основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в школе.
-познакомить с некоторыми, доступными для этого возраста экономическими взаимосвязями, складывающимися в непосредственном окружении детей в городе, стране; мотивами ограничений экономической деятельности людей; основами экономических принципов и законов.
-сформировать первоначальные практические навыки грамотного потребителя в условиях рыночного общества;
Развивающие:
-совершенствовать у обучающихся умения и навыки, необходимые для успешной реализации себя в дальнейшей жизни;
Воспитательные:
- воспитать бережное отношение к природе и окружающим людям.
Отличительной особенностью программы является построение занятий на сюжетно-ситуативной основе. Данный вид учебных занятий строится на основе интерактивного обучения; анализа реальных экономических ситуаций, возможных в жизнедеятельности младших школьников; учета исторических предпосылок формирования экономического понятия; диалогического взаимодействия и деятельностного характера в усвоении материала; многостороннего анализа экономического явления при отсутствии больших временных затрат.
Предлагаемые занятия носят интегрированный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной связи с занятиями по математике, развитию речи, обучению грамоте, изобразительной деятельности и т. д.
Именно интегрированный характер программы способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к непрерывному процессу обучения. Приоритет закрепляется за такими факторами, которые эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я».
Содержание программы «Занимательная экономика» предусматривает:
- ознакомление с понятием «экономика» как способом рационального ведения хозяйства;
- ознакомление детей с наличием постоянно растущих потребностей и ограниченностью возможностей их удовлетворения;
- формирование у детей умений делать выбор и принимать обоснованное решение;
- развитие позитивного отношения к образованию;
- понимание необходимости труда и рационального использования всех видов ресурсов.
Формы и режим занятий, объём и срок освоения программы, условия набора обучающихся, адресат программы.
Форма организации занятий групповая, индивидуальная.
Режим занятий в объединении: программа рассчитана на два года обучения.
Объем реализации программы 216 академических часов: 1 год обучения – 108 часов, 2 год– 108 часов.
Возраст детей участвующих в реализации образовательной программы - 7-10 лет.
Группы формируются по возрастному принципу, а так же с учетом уровня общего развития детей.
Количество обучающихся в группах- 5-10 человек.
Состав групп - постоянный.
Технологии, формы, методы работы с детьми.
В рамках развивающего обучения программа реализует личностно-ориентированные технологии обучения, базирующиеся на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. К ним относятся такие технологии, как: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение. Эти технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены, составляют единую дидактическую систему, в которой ребенок — центральная фигура; деятельность познания является главной; совместные размышления, дискуссии, исследования - основные пути развития личности.
Структура образовательного цикла программы состоит из следующих направлений деятельности:
1. Теоретическая подготовка, дидактической основой которой являются интерактивные методы обучения: беседа, дискуссия, развивающие игры и ролевые игры. Обучающимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Беря во внимание, что игра стимулирует активность детей, формирует способность самостоятельно ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях, а также поддерживает интерес к предмету, процесс обучения строится на основе сказки, фантазии и игры. В ходе изучения курса используются разные виды игр: обучающие игры, контролирующие и деловые. Через всю программу проходит герой, который решил понять, что же это за наука ЭКОНОМИКА, позволяющая рационально без помощи волшебства вести свое хозяйство. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир, что естественно для дошкольника и актуально для младшего школьника. Занятия эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни, сказок и рассказов.
Включение обучающихся в процесс решения проблемных ситуаций, вызывает у них значительный интерес к содержанию курса. Кроме того это способствует формированию активной жизненной позиции, самоутверждению, самосовершенствованию.
2. Практическая подготовка - это реализация через игру полученных знаний, приобретение необходимых умений, навыков. С учетом психологических особенностей младших школьников, их наглядно-образного мышления в методику обучения введены занятия, основанные на изобразительной и творческой деятельности.
Методическое обеспечение программы направлено на оптимизацию учебно-воспитательной деятельности педагога, совершенствование профессионального мастерства, выработку новых педагогических решений, эффективно с позиции системно-деятельностного и интегративного теоретико-методологических подходов. Оно осуществляется по нескольким направлениям: разработка дидактического и воспитательного компонентов учебного занятия, анализ результатов обучения с использованием методов наблюдения, беседы, опроса обучающихся, корректировка существующего учебного курса с учетом особенностей воспитанников и их способностей.
Основными формами организации образовательного процесса в рамках занятия являются индивидуальные, групповые и фронтальные. Также используются сопутствующие им формы: экскурсии (в т. ч. заочные), деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы, творческие работы.
В методическом арсенале программы используются методы обучения: эвристические (эвристическая беседа), репродуктивные (упражнения, задания по образцу), конструктивные, игровые, частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные (объяснение, беседа, рассказ педагога), метод полярных ролей; методы воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, пример), методы организации деятельности и формирования опыта поведения (приучение, педагогическое требование, упражнение, воспитывающая ситуация, обращение к личному опыту), методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, одобрение,
похвала).
Для формирования универсальных учебных действий используются следующие виды заданий: личностных (подведение итогов занятия, творческие задания), познавательных («найди отличие», поиск лишнего, упорядочивание, «цепочки», составление схем-опор), регулятивных («преднамеренные ошибки», заучивание материала наизусть на занятии, взаимоконтроль, контрольный опрос на определенную проблему), коммуникативных (составь задание партнеру, отзыв на работу товарища, «отгадай о ком говорим», диалоговое слушание, «подготовь рассказ…..», «опиши устно…»).
Занятия проводятся с использованием электронных презентаций, наглядных пособий, дидактического материала, литературных произведений и видеоматериалов. Все это дает возможность придать обучению интегрированный развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания, развить у них интерес к экономическим знаниям, сделав их более доступными и понятными.
Значительное внимание в программе обращено на энергозатратность и здоровьесбережение в рамках организации образовательной деятельности. Одним из требований программы является использование на занятиях физкультминуток и релаксационных упражнений, тематически связанных с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации.
В течение всего периода обучения уделяется особое внимание развитию у детей творческих способностей, воображения, логики, внимания.
Система знаний и умений на каждом этапе обучения складывается на основе учета возможностей и возрастных особенностей детей. Это является гарантом планомерности развертывания учебного процесса.
Каждое занятие начинается с повторения материала, пройденного на предыдущих занятиях. Степень усвояемости темы контролируется в ходе деловых игр, соревнований команд, в выполнении творческих заданий. Уровень достижений обучающихся отслеживается в течение года и фиксируется педагогом по итогам прохождения каждой темы. Информация доводится до сведения родителей на индивидуальных собеседованиях.
Уровень освоения программы: базовый.
Требования, предъявляемые к выпускнику.
Программой определена модель типа личности ребенка: духовно и нравственно развивающегося; обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к развитию самого себя, развитой познавательной активностью познавательных процессов (образного мышления, памяти, воображения, контекстной речи).
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Тема | Количество | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Первый год обучения | 108 | 38 | 70 |
2 | Второй год обучения | 108 | 45 | 63 |
Итого | 216 | 83 | 133 |
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Тема | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 2 | 2 | ||
2 | Наука экономика | 19 | 7 | 12 | Опрос, дидактическая игра |
3 | Потребности | 41 | 14 | 27 | Опрос, дидактическая игра, творческая работа, практикум |
4 | Производство и потребление товаров | 44 | 14 | 30 | Опрос, викторина, творческая работа, практикум, конкурс, карточки |
5 | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 | Опрос, творческий проект |
Итого | 108 | 38 | 70 |
2 год обучения
№ | Тема | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 2 | 2 | ||
2 | Наука экономика | 21 | 10 | 11 | Опрос, дидактическая игра, творческая работа, практикум, тематические кроссворды,викторина |
3 | Потребности | 30 | 10 | 20 | Опрос, викторина, творческая работа, практикум |
4 | Ресурсы | 20 | 8 | 12 | Опрос, дидактическая игра, практикум. |
5 | Обмен и деньги | 33 | 14 | 19 | Опрос, дидактическая игра, творческая работа, практикум |
6 | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 | Дидактическая игра |
Итого | 108 | 45 | 63 |
Содержание учебного плана
Содержание тем
1 год обучения
«Введение»
Теория: Знакомство с программой курса. Правила поведения на занятиях. ТБ. Государственная символика РФ (2 часа).
Тема 1 (19 часов).
«Наука экономика»
Теория: Наука экономика. Понятия «экономика», «экономность», «бережливость». Основные экономические вопросы. Личное хозяйство, хозяйство семьи, хозяйство государства. Необходимость изучения экономики. Путешествие по стране Экономике. Золотые правила экономики (7 часов).
Практика:
Работа с рабочими листами «Законы экономики». Экономические проявления в повседневной жизни. Ролевая игра «Справочное бюро». Работа с тетрадью творческих заданий. Изготовление коробочки «Справочное бюро» (для карточек). Рисование на тему: «Карта путешествия по стране Экономике» (12 часов).
Тема 2 (41 час).
«Потребности»
Теория: Потребности людей. Разнообразие потребностей. Отличие нужды от потребностей. «Хочу», «надо». Выбор. Физиологические потребности (потребности в пище, воде, воздухе и тепле). Что такое семья? Что такое домашнее хозяйство? Распределение обязанностей в семье. Твой вклад в домашнее хозяйство. Управление домашним хозяйством. Бюджет семьи. Потребности и возможности их удовлетворения. Благосостояние семьи. Профессии (14 часов).
Практика: Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Творческая работа «Лестница трудолюбия», «Письмо другу». Игра «Путаница», «Заполни круг», «Маячок». Практическая работа «Дело на время». Игра-конкурс «НЕ лентяйки». Рубрика «Это любопытно!». Игра «Сколько дел в домашнем хозяйстве». Кроссворд «Волшебные помощники (быт. тех.)». Игра «Работа-профессия». Творческая работа «Чем я могу помочь дома?». Сюжетно-ролевая игра «Глава семьи». Составление семейного бюджета. Разработка недельного бюджета. Игра: «Семейный бюджет». Работа с энциклопедией и литературными источниками «Муха-Цокотуха», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лебедь, рак и щука», «По щучьему велению», «Простоквашино», «Стрекоза и Муравей». Составление словаря «Запомни!». Работа с рабочими листами: экономические потребности членов семьи. Игра-путешествие «Я хочу». Практическая работа «Продуктовая корзина». Изготовление поделок «Своими руками». Рисование на тему: «Портрет моей семьи». Изготовление игрушек: «Подарок другу» (27 часов).
Тема 3 (44 часа.)
«Производство и потребление товаров»
Теория: Экономическая деятельность. Производство товаров. Производители. Почему все должны учиться? Труд в семье. Труд на производстве. Что производят в нашем городе. Орудия труда. Материалы. Ресурсы. Количество и качество труда. Почему труд по-разному ценится? Плата за труд. Кто, чем и за что? Полезный и бесполезный труд. Премия, стипендия, пенсия, пособие, милостыня. Совместный труд. Народные промыслы. Потребители. Товар. Изделие. Бережное отношение к товару (хранение). Реализация продуктов труда. Продукция. Услуга. Где производятся товары? Где производятся услуги? Кто продает и покупает товар? Реклама. Как работает предприятие. Прибыли. Убытки. Конкуренция. Оказание услуг. В мире профессий (14 часов).
Практика: Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Путаница», «Собери слово». Творческая работа «Я настоящий помощник!», «Самый оригинальный», «Антиреклама». Сюжетно-ролевая игра «Кто за что платит», «В мире профессий». Игра-путешествие «Бюро добрых услуг». Работа с литературными источниками «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Госпожа Метелица», «Мальчик с пальчик». Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Путешествие пшеничного зернышка».
Игра-викторина «Товары нашего города». Игра «Рекламная компания». Беседа «Чем был, чем будет» (колосок, хлопок, дерево). Путешествие в страну товаров. Чей сувенир? Путешествие товара в разные страны. Поход в супермаркет. Работа с рабочими листами, тетрадью творческих заданий.
Изготовление аппликации «Клеймо мастера». Составление рассказа и конкурс рисунка «У меня есть мечта» (30 часов).
«Заключительное занятие»
Теория: Подведение итогов (1 час).
Практика: «Кому спасибо говорим?»- творческая работа (1 час).
2 год обучения
«Введение»
Теория: Знакомство с программой. Правила поведения на занятиях ТБ. Государственная и областная символика (2 часа).
Тема 1 (21 час).
«Наука экономика»
Теория: Зачем изучать экономику. Значение экономики для жизни людей. Отношения между людьми. Формы и сферы общения делового человека. Партнеры общения. Словарь делового человека. Экономика как наука о деятельности человека. Бережливость – это твоя личная экономия. Собственность. Частная собственность. Государственная собственность. Семейная собственность. Дом, домашнее хозяйство. Усадьба, приусадебное хозяйство. Фермерское хозяйство. Общественная собственность Источники доходов. Доходы предприятий и государства. Расходы предприятий и государства. Бюджет. Экономность. Бережливость. Скупость. Расточительность. Учет доходов и расходов. Богатство. Источники богатства. Природные богатства, результаты трудовой деятельности. Богатство и культура (10 часов).
Практика: Сказки, загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Игра «Где ошибка?», Игра «Составьте слово». Сюжетно-ролевая игра «Мы вместе». Сказки, пословицы, поговорки. Решение задач. Творческая работа «Мое царство». Рубрика «Это любопытно!». Игра «Составь слово», «Что лишнее?», «Заполни круг», «Вычеркни букву». Творческая работа «Мы - дети Земли!». Сюжетно-ролевая игра «Богатый Буратино». Игра-путешествие «Культурные» богатства». Работа с литературными источниками «Простоквашино», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Лубяная избушка», «Цветик-семицветик». Театрализованное представление «Сказка о рыбаке и рыбке». Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Правила поведения на природе». Изготовление поделок из бумаги. Игра «Путешествие на необитаемый остров». Игра «Экономический калейдоскоп». Составление рассказа « У меня есть мечта». Разгадывание ребусов, кроссвордов (11 часов).
Тема 2 (30 часов.)
«Потребности»
Теория: Потребности и возможности. Разнообразие потребностей. Потребности в пище, воде и воздухе и тепле. Что мы знаем о потребностях. Потребности в безопасности и сохранении здоровья. Правила дорожного движения. Стихийные бедствия. Здоровье. Гигиена. Потребности в образовании. Знания. Источники получения образования. Потребности в общении и уважении. Потребности в проявлении интересов. Социальные потребности. Потребность в общении и уважении. Правила общения. Потребность в проявлении интересов. Самовыражение. Экономические потребности людей. Факторы, влияющие на формирование потребностей (10 часов).
Практика: Работа с рабочими листами пособия «Экономические потребности людей» «Потребности семьи». Рисование на тему « Мое любимое занятие», «Мой лучший друг». Подвижная игра «Выручи товарища», «Какой я зверь».
Ролевая игра «Космос». Игра «Кому что нужно?», «Заветное желание». Решение задач. Игра «Составьте слово». Практическая работа «Возможности детского организма». Игра «Разумный пешеход». Работа с литературными источниками. Сюжетно-ролевая игра «День вежливости». Викторина «Это нам необходимо?!». Сказки, пословицы, поговорки. Решение задач. Игра «Путаница», «Собери чемодан», «Лишняя буква». Сюжетно-ролевая игра «Поварята». Изготовление поделок из бумаги. Работа с литературными источниками «Жадный Вартан», «Красная шапочка и Серый волк», «Вини-Пух и Пятачок». Игра-путешествие «Карусель желаний» (20 часов).
Тема 3 (20 часов).
«Ресурсы»
Теория: Что такое ресурсы? Виды ресурсов. Возможности удовлетворения потребностей. Ограниченность возможностей. Ограниченность ресурсов. Природные ресурсы. Экономические ресурсы. Трудовые ресурсы. Ограниченность времени. Режим дня. Выбор. Выгодный вариант. Без чего человеку не обойтись. Экономия ресурсов. Рождение новых вещей (8 часов.)
Практика: Дидактическая игра «Что из чего изготовлено», «Сигнальщики» (работа в команде). Рисование на тему «Что сделано из дерева?» Изготовление поделок из бумаги по типу оригами. Работа с рабочими листами, тетрадями творческих работ.
Сказки, пословицы, поговорки. Решение задач. Изготовление поделок из природного материала, картона. Иллюстрации к сказкам. Игра «Где ошибка?», Игра «Составьте слово», «Маячок», «Слабое звено». Сюжетно-ролевая игра «Когда вырасту, я буду…». Разработка режима дня. Работа с литературными источниками «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев». Составление рассказа «Мои умелые руки». Изготовление игрушек из бросового материала (12 часов).
Тема 4 (33 часа).
«Обмен и деньги»
Теория: Обмен. Натуральный обмен. Обмен и торговля товаром. Торговля. Покупатель. Продавец. Товар, услуги и цена. Потребности людей в деньгах. Деньги в семье. Доход и расход. Купля – продажа. Деньги. Из истории денег. Путешествие рубля (знакомство с валютой). Что и где покупают люди. Бартер. Недостаток бартера. Виды цен. Оптовые цены. Розничные цены. От чего зависит цена. Товарная биржа. Рынок. Аукцион. Как и где хранят деньги. Страхование. Сбережения. Банк. Банкир. Кредит. Ярмарка. Ярмарка прошлого. Ярмарка настоящего.
Ассортимент. Ценообразование. Реклама – двигатель торговли. Способы торговли. Виды рынка. Затраты, прибыль. Брокер. Дефицит. Затоваривание. Страховая компания, виды страхования. Банкротство. Налоги, кому и за что платить. Сберегательный банк. Благотворительность (14 часов).
Практика:
Работа с литературными источниками «Король - Дроздобород», «Морозко», «Курочка Ряба», «Стрекоза и Муравей». Решение задач. «Ярмарка чудес». Сюжетно-ролевая игра «Если б я был руководителем». Игра «Где ошибка?», «Составьте слово». Конкурс «Мой продукт самый лучший, потому что…». Экскурсия «Супермаркет», «Сберегательный банк». Ярмарка «Для доброго дела».
Сказки, загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Творческая работа «Деньги Моего царства». Игра «Путаница», «Заполни круг», «Маячок», «Что лишнее?». Маршрут «Путешествие монетки». Изготовление поделок из бумаги. Игра-путешествие «Лабиринт», «Магазин». Творческая работа «Рекламное агентство». Изготовление поделок. Работа с энциклопедией и литературными источниками «Копейкин», «Как Хочу деньги тратил». Практическая работа «Рассчитай сдачу». Викторина «Экономический калейдоскоп». Игра «Как узнать, кто продавец?» Игра «Куплю-продам». Игра «Магазин».
«Кто работает в рекламном агенстве?», « Придумай рекламу соли».
Изготовление поделок из природного материала для обмена между детьми. Игра «Бартер». «В стране Обмении». Игра «Расходы семьи». Игра «Покупка». Рисование: «Комната, в которой я живу», «Деньги страны Экономика», «Покупка из мира игрушек». «Дом, в котором живут деньги». Праздник «Экономическая ярмарка». «Детская лотерея». «Удачная покупка», «Выгодный заказ». Работа с тетрадью творческих заданий (19 часов).
« Заключительное занятие»
Теория: Подведение итогов (1 час).
Практика: Путешествие по стране Экономике (1час).
1.4 Прогнозируемые результаты
Ожидаемые личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Ожидаемые метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
Ожидаемые предметные результаты:
1-й год обучения
Иметь представление:
- о потребностях;
- о семье, ее вариантах, членах семьи;
- о том, что работа-это способ удовлетворения потребностей;
- о различных профессиях;
- о потребителе, о том, кто потребляет товар;
- о товаре как продукте, созданном для обмена.
Знать:
- экономика - это наука;
- экономика - это точный расчет, знание основных законов, понятий, категорий;
- технику безопасности на занятиях;
- что такое «потребности», «товар», «услуга»;
Уметь:
- делать выбор между «хочу» и «надо»;
- отличать товар от услуги;
- давать характеристику различным профессиям;
- приводить примеры из жизни к созданной на уроке ситуации;
- изображать рисунок к теме;
- сопоставлять ранее изученный материал с новым материалом;
- отстаивать собственную позицию.
2-й год обучения.
Иметь представление:
- об ограниченности ресурсов и возможностей;
- о товаре как продукте труда, созданном для обмена;
- о потребностях и факторах, влияющих на их формирование;
- о деньгах, при помощи которых решается проблема бартера;
- об истории денег;
- о ресурсах: природных, капитальных, трудовых.
Знать:
- экономика - это наука;
- что они, с точки зрения экономики-потребители, а экономика призвана направить деятельность людей на удовлетворение потребностей человека;
- виды потребностей, факторы, влияющие на их формирование.
Уметь:
- отстаивать собственную позицию:
- принимать верное решение из нескольких предложенных вариантов;
- уметь строить отношения со сверстниками;
- сохранять интерес к процессу и результатам труда;
- играть в игры по обмену;
- использовать в повседневной жизни навыки потребителя;
- составить небольшой рассказ на заданную экономическую тему.
Обучение и развитие ребенка в объединении предполагает компетентностный характер и формирует следующие ключевые компетенции:
1) информационно-познавательная компетенция включает элементы логической, общеучебной, методологической деятельности (соотносить результаты с целью, наблюдением, опытом, умение создавать творческие работы, самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения задачи, выделять необходимую последовательность действий из описания предстоящей работы, справляться с инструкцией, содержащей вариативные задания, умения понимать правила и действовать в соответствии с ними)
2) социокультурная компетенция помогает дошкольникам овладевать опытом социально-общественной деятельности.
3) коммуникативная компетенция включает знание необходимых навыков взаимодействия с окружающими, приобретение навыков работы в группе (умение работать в коллективе, видеть общий результат, умение вести диалог, умение контролировать эмоции)
Блок № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЙ ОЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ».
2.1 Календарный учебный график
Год обуче ния | 1 полуго дие | ОП | Промежуточная аттестация | Зимние праздники | 2 полугодие | ОП | Итоговая аттестация | Аттестация | Всего в год |
1 год обуч. | 10.09 -23.12. | 15 нед. | 24-31.12 | 01.01-10.01 | 11.01-22.05 | 19 нед | 23-30.05 | 2 нед. | 36 нед. |
2 год обуч. | 10.09 -23.12. | 15 нед. | 24-31.12 | 01.01-10.01 | 11.01-22.05 | 19 нед | 23-30.05 | 2 нед. | 36 нед. |
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение программы
Технические средства обучения (ТСО) | Инструменты и приспособления общего пользования | Инструменты и приспособления индивидуального пользования |
Компьютер Интерактивная доска Проектор Магнитофон Магнитофонные записи Видеоматериалы | Доска | Канцтовары Альбомы Тетради в клетку Мозаика Линейка Геометрический набор Цветные карандаши |
Столы и стулья | ||
Наборы предметов и игрушек из раз - личных материалов (пластмасса, дерево, металл, бумага, картон и др.) и разного назначения для демонстрации и игр разной величины, цветов и их оттенков. | ||
Наборы предметов игр: на классификацию, формирование элементарных экологических и экономических понятий. Наборы сюжетных картинок: времена года, животные, профессии, различные родовые группы (одежда обувь, инструмент и др.) | ||
Таблицы и тематические плакаты: «Страна Экономика», географическая карта России, схема «Круговорот в природе», «Алфавит», «Геометрические фигуры», «Производители – потребители». Условные мерки для определения веса, протяженности, объема (складной метр, различные емкости), часы, лото, природные материалы |
2.3 Формы аттестации
Формами подведения итогов по темам программы и году обучения являются: выставки работ детей, творческие работы, уроки-практикумы, проверочные задания, интегрированные занятия, конкурсы, экономические игры, обобщающие беседы. Оценкой знаний обучающихся является похвала, призы, победа в деловых играх.
В результате обучения по программе "Занимательная экономика" у младших школьников происходит накопление знаний об экономике, ее значении в жизни каждого человека. Это, в свою очередь способствует более продуктивному усвоению знаний в других образовательных областях (математика, развитие речи, окружающий мир и др.) и формированию обще учебных умений и ключевых компетенций в соответствии с уровнями программы.
2.4 Оценочные материалы
Пакет диагностических методик: тесты по разделам, самостоятельные и практические работы.
Личностно-ориентированное обучение предполагает индивидуализацию системы контроля. Результаты и достижения ребенка сравниваются только с его собственными, а не с результатами других детей.
Материалы педагогической диагностики включают методики, в которых отслеживаются: речь, речевые навыки, перспективные навыки, крупная и мелкая моторика, когнитивные и эмоциональные навыки, результативность освоения программы.
2.5 Методические материалы
Методическое обеспечение программы
1 год обучения
№ | Тема | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал и оборудование | Итоги (форма их подведения) |
1 | Введение | Фронтальные (инструктаж, беседа, демонстрация) | Объяснительно- иллюстративные, репродуктивные | Наглядные пособия: плакаты с государственной символикой, схема по технике безопасности. Диски с записью гимна России, карандаши, фломастеры, рабочие листы (индивид.) | Собеседование. Проверяется усвоение правил поведения на занятиях, знание государственной символики |
2 | Наука экономика | Фронтальные (объяснение, ролевая игра, беседа) Индивидуальные ( упражнения) | Эвристические, репродуктивные, конструктивные, игровые | Литературные произведения, наборы карточек, материал для изготовления коробочки «Справочное бюро» (для карточек), карандаши, фломастеры, рабочие листы (индивид.), рабочие тетради (индивид.) | При проведении занятия-практикума «Экономический калейдоскоп» проверяется усвоение материала по теме |
3 | Потреб ности | Групповые (конкурсы, игры) Индивидуальные (эвристическая беседа, объяснение упражнения) | Объяснительно- иллюстративные, эвристические | Литературные произведения, наборы карточек, рабочие тетради, карандаши, фломастеры, материалы для изготовления поделок | При проведении интегрированного занятия «Праздник труда», проверяется рациональное использование материалов при изготовлении поделок |
4 | Производство и потребле-ние товаров | Фронтальные (тесты, упражнения, беседа, опрос) Групповые (сюжетно-ролевая игра) Индивидуальные (задания, вопросы) | Частично - поисковые, объяснительно-иллюстративные, игровые | Рабочие листы, рабочие тетради, игра « Хочу и надо», набор игрушек для игры «Магазин» | В ходе деловой игры и конкурса рисунков «У меня есть мечта» проверяется усвоение основных понятий (производитель, потребитель, товар, услуга) |
5 | Заключи-тельное занятие | Творческая работа | Проблемные, игровые | Рабочие листы, карандаши, фломастеры | При проведении творческой работы «Кому спасибо говорим?» проверяются знания по всем пройденным темам |
2 год обучения
№ | Тема | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал и оборудование | Итоги (форма их подведения) |
1 | Введение | Фронтальные (инструктаж, беседа, демонстрация) | Репродуктивные | Наглядные пособия: плакаты с государственной символикой и символикой области, схема по технике безопасности. Диск с записью гимна России, карандаши простые и цветные, фломастеры, рабочие листы (индивид.) | В ходе обобщающей беседы проверяется усвоение правил поведения на занятиях, ТБ, знание государственной и областной символики |
2 | Наука экономика | Фронтальные (дидактические игры, эвристическая беседа, объяснение, упражнения) Групповые ( конкурс) Индивидуальные (вопросы, задания) | Эвристические, объяснительно-иллюстративные игровые | Литературные произведения, наборы карточек «Хочу и надо», материалы для игр, демонстрационные картинки, карандаши, фломастеры рабочие листы, рабочие тетради | В ходе занятий-практикумов и экономической игры «Калейдоскоп» проверяется усвоение понятий (бережливость, собственность (ее виды), богатства природные, богатство и т.д.) и умение правильно использовать их в речи |
3 | Потреб-ности | Фронтальные (дидактические игры, беседа, объяснение, опрос) Индивидуальные (творческие задания) Групповые, (сюжетно-ролевая игра) | Проблемные, игровые | Литературные произведения, цикл учебных ситуаций «Потребности людей и непредвиденные последствия» карточки «Потребности», материалы для игры «Космос», карандаши цветные, индивидуальные наборы для ручного труда | При проведении деловых игр проверяются умения находить и различать экономические потребности людей, потребности семьи При проведении конкурса поделок выявляются умения определять свои потребности |
4 | Ресурсы | Групповые (ролевые игры, конкурсы) Индивидуальные (тесты, беседа, опрос, упражнения, турнир) | Конструктивные, объяснительно- иллюстративные, эвристические, метод полярных ролей | Дидактическая игра «Что из чего изготовлено», карандаши цветные, рабочие тетради карточки-задания, литературные произведения, мультфильмы, наборы карточек с техническими заданиями, индивидуальные наборы для ручного труда, наборы для создания плакатов | В ходе подготовки работ для выставки проверяются знания детей об ограниченности ресурсов и их использовании (рациональное использование материалов при изготовлении поделок) |
5 | Обмен денег | Фронтальные (рассказ педагога, объяснение) Групповые (упражнения, дидактические игры, викторина) | Эвристические, игровые | Наглядный материал: «Деньги стран мира» (плакат), карандаши цветные рабочие листы, тетради, индивидуальные наборы для ручного труда, имитации денег | В ходе занятий- практикумов по изготовлению поделок и имитации рынка выявляются умения детей ориентироваться в понятиях: обмен, натуральный обмен, деньги, доход и расход, рынок |
6 | Заклю-чительное занятие | Деловая игра | Репродуктивные, игровые | Рабочие листы, рабочие тетради, карандаши цветные | В ходе занятия- игры «Путешествия по стране Экономика» проверяются умения обучающихся применять полученные знания в практической деятельности |
Ожидаемые эффекты реализации программы:
- формирование экономической культуры обучающихся;
- проявление экономического мышления в нравственно обоснованном поведении;
-умение использовать альтернативное мышление с целью познания многообразия
потребностей и ограниченности ресурсов;
-включение в разные формы социально-экономической деятельности, возможность
реализации творческого потенциала личности ребенка.
2.6 Список литературы
Список литературы для педагога
1. Аменд А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников / А.Ф. Аменд. -М.: Педагогика, 1982. - 112с.
2. Артемова JI.B. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / JI.B.
3. Кларина, Л.М. Экономика и экология в начальной школе /Л.М. Кларина. -
4. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников / Е.А. Курак. -М.: ТЦ Сфера, 2002. - 80с.
5. Сасова И.А. Экономическое воспитание в семье. В помощь лектору / И.А. Сасова. -М.: 1989.-48с.
6. Смирнова Т.Т. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах / Т.Т. Смирнова.- Самара, Учебная литература,1997. — С.130-160с.
Список литературы для детей
1. Райзберг В.А. Экономика вокруг нас / В.А. Райзберг. -М.: Издательство «Ось - 89», 2000. - 256с.
2. Романова Н.И. Экономическая игротека для младших школьников /Н.И. Романова. - М.: Просвещение, 1995. -С 24-39.
3. Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и для взрослых/ И.Ф. Шведова. М.: EAST - WEST, 1991. - 64 с.
Приложение
Календарный учебный график
1-й год обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
Введение (2 часа) | |||||||||
1 | Беседа | 1 | Знакомство с программой курса. Правила поведения на занятиях. ТБ | Учебный кабинет | Опрос | ||||
2 | Беседа | 1 | Государственная символика РФ | Учебный кабинет | Опрос | ||||
Наука экономика(19 часов) | |||||||||
3 | Беседа | 1 | Наука экономика. | Учебный кабинет | Опрос | ||||
4 | Беседа | 1 | Понятия «экономика», «экономность», «бережливость». | Учебный кабинет | Опрос | ||||
5 | Беседа | 1 | Основные экономические вопросы. | Учебный кабинет | Опрос | ||||
6 | Беседа | 1 | Личное хозяйство, хозяйство семьи, хозяйство государства | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
7 | Беседа | 1 | Необходимость изучения экономики | Учебный кабинет | Опрос | ||||
8 | Беседа | 1 | Путешествие по стране Экономике | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
9 | Беседа | 1 | Золотые правила экономики | Учебный кабинет | Опрос | ||||
10 | Практическая работа | 2 | Работа с рабочими листами «Законы экономики». | Учебный кабинет | Практикум | ||||
11 | Беседа | 2 | Экономические проявления в повседневной жизни | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
12 | Игра | 1 | «Справочное бюро» | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
13 | Практическая работа | 1 | Работа с тетрадью творческих заданий | Учебный кабинет | Тематический кроссворд | ||||
14 | Практическая работа | 3 | Изготовление коробочки «Справочное бюро» | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
15 | Практическая работа | 3 | Рисование на тему: «Карта путешествия по стране Экономике» | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
Потребности (41 час) | |||||||||
16 | Беседа | 1 | Потребности людей | Учебный кабинет | Опрос | ||||
17 | Беседа | 1 | Разнообразие потребностей | Учебный кабинет | Опрос | ||||
18 | Беседа | 1 | Отличие нужды от потребностей. | Учебный кабинет | Опрос | ||||
19 | Беседа | 1 | «Хочу», «надо». Выбор | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
20 | Практическая работа | 2 | Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач | Учебный кабинет | Практикум | ||||
21 | Беседа | 1 | Физиологические потребности (потребности в пище, воде, воздухе и тепле) | Учебный кабинет | Опрос | ||||
22 | Практическая работа | 2 | «Лестница трудолюбия», «Письмо другу» | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
23 | Практическая работа | 1 | «Дело на время» | Учебный кабинет | Практикум | ||||
24 | Игра | 3 | Путаница», «Заполни круг», «Маячок» | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
25 | Беседа | 1 | Что такое семья? | Учебный кабинет | Опрос | ||||
26 | Беседа | 1 | Что такое домашнее хозяйство? | Учебный кабинет | Опрос | ||||
27 | Беседа | 1 | Распределение обязанностей в семье | Учебный кабинет | Опрос | ||||
28 | Игра | 1 | «Сколько дел в домашнем хозяйстве» | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
29 | Беседа | 1 | Твой вклад в домашнее хозяйство. | Учебный кабинет | Опрос | ||||
30 | Беседа | 1 | Управление домашним хозяйством | Учебный кабинет | Опрос | ||||
31 | Практическая работа | 1 | «Чем я могу помочь дома?». | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
32 | Игра | 1 | «Глава семьи». | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
33 | Беседа | 1 | Бюджет семьи | Учебный кабинет | Опрос | ||||
34 | Практическая работа | 2 | Составление семейного бюджета. Разработка недельного бюджета | Учебный кабинет | Практикум | ||||
35 | Игра | 1 | «Семейный бюджет» | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
36 | Беседа | 1 | Потребности и возможности их удовлетворения | Учебный кабинет | Опрос | ||||
37 | Практическая работа | 2 | Работа с энциклопедией и литературными источниками «Муха-Цокотуха», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лебедь, рак и щука», «По щучьему велению», «Простоквашино», «Стрекоза и Муравей» | Учебный кабинет | Практикум | ||||
38 | Беседа | 1 | Благосостояние семьи | Учебный кабинет | Опрос | ||||
39 | Беседа | 1 | Профессии | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
40 | Практическая работа | 3 | Работа с рабочими листами: экономические потребности членов семьи | Учебный кабинет | Практикум | ||||
41 | Игра | 1 | «Я хочу» | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
42 | Практическая работа | 1 | «Продуктовая корзина» | Учебный кабинет | Практикум | ||||
43 | Практическая работа | 2 | Изготовление поделок «Своими руками». | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
44 | Практическая работа | 2 | Рисование на тему: «Портрет моей семьи». | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
45 | Практическая работа | 2 | Изготовление игрушек: «Подарок другу» | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
Производство и потребление товаров (44 часа) | |||||||||
46 | Беседа | 1 | Экономическая деятельность. Производство товаров. Производители | Учебный кабинет | Опрос | ||||
47 | Беседа | 1 | Почему все должны учиться? | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
48 | Беседа | 1 | Труд в семье. Труд на производстве | Учебный кабинет | Опрос | ||||
49 | Практическая работа | 2 | Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач | Учебный кабинет | Практикум | ||||
50 | Игра | 2 | «Путаница», «Собери слово» | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
51 | Беседа | 1 | Что производят в нашем городе | Учебный кабинет | Опрос | ||||
52 | Беседа | 1 | Орудия труда. Материалы. Ресурсы. Количество и качество труда. | Учебный кабинет | Опрос | ||||
53 | Беседа | 1 | Почему труд по-разному ценится? Плата за труд. Кто, чем и за что? Полезный и бесполезный труд. | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
54 | Беседа | 1 | Премия, стипендия, пенсия, пособие, милостыня. Совместный труд | Учебный кабинет | Опрос | ||||
55 | Практическая работа | 1 | «Я настоящий помощник!» | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
56 | Игра | 1 | «Кто за что платит», | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
57 | Игра | 2 | «Бюро добрых услуг». | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
58 | Беседа | 1 | Народные промыслы. Потребители. Товар. Изделие. Бережное отношение к товару (хранение) | Учебный кабинет | Опрос | ||||
59 | Беседа | 1 | Реализация продуктов труда. Продукция | Учебный кабинет | Опрос | ||||
60 | Беседа | 1 | Услуга. Где производятся товары? Где производятся услуги? | Учебный кабинет | Опрос | ||||
61 | Беседа | 1 | Кто продает и покупает товар? Реклама | Учебный кабинет | Опрос | ||||
62 | Практическая работа | 1 | «Антиреклама» | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
63 | Игра | 1 | «В мире профессий | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
64 | Практическая работа | 1 | «Путешествие пшеничного зернышка». | Учебный кабинет | Практикум | ||||
65 | Игра | 1 | «Товары нашего города». | Учебный кабинет | Викторина | ||||
66 | Игра | 1 | «Рекламная компания» | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
67 | Беседа | 1 | Как работает предприятие. Прибыли. Убытки. Конкуренция | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
68 | Беседа | 2 | Оказание услуг. В мире профессий | Учебный кабинет | Опрос, карточки | ||||
69 | Беседа | 2 | Беседа «Чем был, чем будет» (колосок, хлопок, дерево) | Учебный кабинет | Карточки | ||||
70 | Игра | 3 | Путешествие в страну товаров. Чей сувенир? | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
71 | Игра | 3 | Путешествие товара в разные страны | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
72 | Экскурсия | 1 | Поход в супермаркет | Супермаркет | Опрос | ||||
73 | Практическая работа | 3 | Работа с рабочими листами | Учебный кабинет | Практикум | ||||
74 | Практическая работа | 2 | Изготовление аппликации «Клеймо мастера» | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
75 | Практическая работа | 3 | Составление рассказа и конкурс рисунка «У меня есть мечта» | Учебный кабинет | Творческая работа, конкурс | ||||
Заключительное занятие (2 часа) | |||||||||
76 | Беседа | 1 | Чему мы научились? | Учебный кабинет | Опрос | ||||
77 | Практическая работа | 1 | «Кому спасибо говорим?»- | Учебный кабинет | Творческий проект | ||||
ИТОГО: | 108 |
2-й год обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
1 | Беседа | 1 | Знакомство с программой. Правила поведения на занятиях. ТБ | Учебный кабинет | Опрос | ||||
2 | Беседа | 1 | Государственная и областная символика . | Учебный кабинет | Опрос | ||||
Наука экономика(21 час) | |||||||||
3 | Беседа | 1 | Зачем изучать экономику. Значение экономики для жизни людей. | Учебный кабинет | Опрос | ||||
4 | Беседа | 1 | Отношения между людьми. Формы и сферы общения делового человека. Партнеры общения. Словарь делового человека | Учебный кабинет | Опрос | ||||
5 | Беседа | 1 | Экономика как наука о деятельности человека | Учебный кабинет | Опрос | ||||
6 | Беседа | 1 | Бережливость – это твоя личная экономия | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
7 | Беседа | 1 | Собственность. Частная собственность. | Учебный кабинет | Опрос | ||||
8 | Беседа | 1 | Собственность. Частная собственность. Государственная собственность Семейная собственность. | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
9 | Беседа | 1 | Дом, домашнее хозяйство. Усадьба, приусадебное хозяйство. Фермерское хозяйство | Учебный кабинет | Опрос | ||||
10 | Игра | 1 | «Где ошибка?» | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
11 | Игра | 1 | «Мы вместе» | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
12 | Практическая работа | 2 | Решение задач | Учебный кабинет | Практикум | ||||
13 | Беседа | 1 | Общественная собственность Источники доходов. Доходы предприятий и государства | Учебный кабинет | Опрос | ||||
14 | Беседа | 1 | Расходы предприятий и государства. Бюджет. Экономность. Бережливость. Скупость. Расточительность. Учет доходов и расходов | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
15 | Беседа | 1 | Богатство. Источники богатства. Природные богатства, результаты трудовой деятельности. Богатство и культура | Учебный кабинет | Опрос | ||||
16 | Игра | 1 | «Богатый Буратино» | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
17 | Игра | 1 | «Мы-дети Земли» | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
18 | Практическая работа | 1 | Правила поведения на природе | Учебный кабинет | Практикум | ||||
19 | Практическая работа | 1 | Изготовление поделок из бумаги | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
20 | Беседа, игра | 1 | Экономический калейдоскоп | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
21 | Практическая работа | 1 | Составление рассказа « У меня есть мечта». | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
22 | Практическая работа | 1 | Ребусы, кроссворды | Учебный кабинет | Тематические кроссворды, викторина | ||||
Потребности (30 часов) | |||||||||
23 | Беседа | 1 | Потребности и возможности. Разнообразие потребностей. Потребности в пище, воде и воздухе и тепле. Что мы знаем о потребностях. Потребности в безопасности и сохранении здоровья | Учебный кабинет | Опрос | ||||
24 | Беседа | 1 | Правила дорожного движения | Учебный кабинет | Опрос | ||||
25 | Беседа | 1 | Стихийные бедствия. | Учебный кабинет | Опрос | ||||
26 | Беседа | 1 | Здоровье. Гигиена | Учебный кабинет | Опрос | ||||
27 | Практическая работа | 3 | Работа с рабочими листами пособия «Экономические потребности людей» «Потребности семьи». | Учебный кабинет | Практикум | ||||
28 | Беседа | 1 | Потребности в образовании. Знания. Источники получения образования. Потребности в общении и уважении | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
29 | Беседа | 1 | Потребности в проявлении интересов. Социальные потребности | Учебный кабинет | Опрос | ||||
30 | Игра | 1 | «Выручи товарища» | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
31 | Игра | 1 | «Кому что нужно?» | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
32 | Игра | 1 | «Это нам необходимо» | Учебный кабинет | Викторина | ||||
33 | Практическая работа | 3 | Решение задач | Учебный кабинет | Практикум | ||||
34 | Практическая работа | 1 | Рисование на тему « Мое любимое занятие» | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
35 | Практическая работа | 1 | Рисование на тему « Мое любимое животное» | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
36 | Беседа | 1 | Потребность в общении и уважении. Правила общения. | Учебный кабинет | Опрос | ||||
37 | Беседа | 1 | Потребность в проявлении интересов. Самовыражение | Учебный кабинет | Опрос | ||||
38 | Беседа | 1 | Экономические потребности людей | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
39 | Беседа | 1 | Факторы, влияющие на формирование потребностей | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
40 | Практическая работа | 2 | Возможности детского организма | Учебный кабинет | Практикум | ||||
41 | Игра | 1 | День вежливости | Учебный кабинет | Викторина | ||||
42 | Практическая работа | 3 | Изготовление поделок «Своими руками». | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
43 | Игра | 1 | Разумный пешеход | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
44 | Практическая работа | 2 | Решение задач | Учебный кабинет | Практикум | ||||
Ресурсы(20 часов) | |||||||||
45 | Беседа | 1 | Что такое ресурсы? Виды ресурсов | Учебный кабинет | Опрос | ||||
46 | Беседа | 1 | Возможности удовлетворения потребностей. Ограниченность возможностей. Ограниченность ресурсов | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
47 | Беседа | 1 | Природные ресурсы. | Учебный кабинет | Опрос | ||||
48 | Беседа | 1 | Экономические ресурсы | Учебный кабинет | Опрос | ||||
49 | Беседа | 1 | Трудовые ресурсы | Учебный кабинет | Опрос | ||||
50 | Игра | 1 | Что из чего изготовлено | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
51 | Практическая работа | 2 | Изготовление поделок из природного материала, картона | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
52 | Практическая работа | 2 | Работа с рабочими листами | Учебный кабинет | Практикум | ||||
53 | Беседа | 1 | Ограниченность времени. Режим дня. Выбор. Выгодный вариант | Учебный кабинет | Опрос | ||||
54 | Практическая работа | 1 | Разработка режима дня | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
55 | Беседа | 1 | Без чего человеку не обойтись. Экономия ресурсов | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
56 | Беседа | 1 | Рождение новых вещей | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
57 | Практическая работа | 2 | Изготовление поделок из бумаги по типу оригами | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
58 | Практическая работа | 3 | Решение задач | Учебный кабинет | Практикум | ||||
59 | Практическая работа | 1 | Составление рассказа «Мои умелые руки» | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
Обмен и деньги (33 часа) | |||||||||
60 | Беседа | 1 | Обмен. Натуральный обмен. Обмен и торговля товаром. Торговля. Покупатель. Продавец. Товар, услуги и цена | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
61 | Беседа | 1 | Потребности людей в деньгах. Деньги в семье. Доход и расход. Купля – продажа. Деньги | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
62 | Беседа | 1 | Из истории денег. Путешествие рубля (знакомство с валютой). Что и где покупают люди. Бартер. Недостаток бартера | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
63 | Практическая работа | 3 | Решение задач | Учебный кабинет | Практикум | ||||
64 | Практическая работа | 2 | Деньги моего царства | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
65 | Игра, практическая работа | 1 | Изготовление поделок из природного материала для обмена между детьми. Игра «Бартер». | Учебный кабинет | Дидактическая игра, творческая работа | ||||
66 | Игра | 1 | В стране Обмении | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
67 | Беседа | 1 | Виды цен. Оптовые цены. Розничные цены. От чего зависит цена | Учебный кабинет | Опрос, карточки | ||||
68 | Беседа | 1 | Товарная биржа. Рынок. Аукцион | Учебный кабинет | Опрос, карточки | ||||
69 | Беседа | 1 | Как и где хранят деньги. Страхование. Сбережения. Банк. Банкир. Кредит. | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
70 | Экскурсия | 1 | «Сберегательный банк» | Отделение сберегательного банка РФ | Опрос | ||||
71 | Игра | 1 | «Мой продукт самый лучший, потому что…». | Учебный кабинет | Викторина | ||||
72 | Практическая работа | 1 | Путешествие монетки | Учебный кабинет | Дидактическая игра | ||||
73 | Беседа | 1 | Ярмарка. Ярмарка прошлого. Ярмарка настоящего. | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
74 | Практическая работа | 1 | Ярмарка «Для доброго дела». | Учебный кабинет | Творческая работа, конкурс | ||||
75 | Беседа | 1 | Ассортимент. Ценообразование | Учебный кабинет | Опрос | ||||
76 | Беседа | 1 | Реклама – двигатель торговли. Способы торговли. | Учебный кабинет | Опрос | ||||
77 | Практическая работа | 1 | Рекламное агентство | Учебный кабинет | Творческая работа | ||||
78 | Беседа | 1 | Виды рынка. Затраты, прибыль | Учебный кабинет | Опрос | ||||
79 | Беседа | 1 | Брокер. Дефицит. Затоваривание | Учебный кабинет | Опрос, викторина | ||||
80 | Беседа | 1 | Страховая компания, виды страхования. Банкротство | Учебный кабинет | Опрос | ||||
81 | Беседа | 1 | Налоги, кому и за что платить. | Учебный кабинет | Опрос,карточки | ||||
Практическая работа | 1 | Рассчитай сдачу | Учебный кабинет | Практикум | |||||
82 | Игра | 1 | Экономический калейдоскоп | Учебный кабинет | Викторина | ||||
83 | Игра | 1 | Магазин | Учебный кабинет | Дидактическая игра, карточки | ||||
84 | Беседа | 1 | Сберегательный банк Благотворительность | Учебный кабинет | Опрос | ||||
85 | Игра | 1 | Удачная покупка | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра | ||||
86 | Практическая работа | 3 | Решение задач | Учебный кабинет | Практикум | ||||
Заключительное занятие (2 часа) | |||||||||
87 | Беседа | 1 | Чему мы научились? | Учебный кабинет | Опрос | ||||
88 | Игра | 1 | Путешествие по стране Экономике | Учебный кабинет | Дидактическая игра, творческий проект | ||||
ИТОГО: | 108 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по факультативу "Экономика" 4 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по факультативу "Экономика для младших школьников" (И.А.Сасова, Е.Н.Землянская)...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ» Срок обучения 3 года (2 – 4 классы)
Примерная программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Примерная программа конкретизирует содержание предметных ...
Программа - факультатив по экономике « Я в мире экономики».
Программа - факультатив по экономике «Я в мире экономики »....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...