Организация воспитательной работы с детьми с ЗПР в школе-интернате
методическая разработка (3 класс) на тему

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vospitatelnoy_raboty_s_detmi_zpr.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Глуховская школа-интернат №2

Доклад по теме:

 «Организация воспитательной работы с детьми с ЗПР

в школе-интернате»

Выступление на ШМО классных

руководителей и воспитателей

Воспитатель: Баруздина В.И.

Ногинск 2017г

Актуальные проблемы организации воспитательной работы

с детьми ЗПР в школе-интернате

Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание. Государство, строившее свою экономику, культуру, образование на приказных методах, на принципе планирования и распределения заданий и ресурсов «сверху», из Центра, требовало жёсткого контроля всех сфер человеческой деятельности. Идея программирования личности в теориях воспитания была центральной. Процесс воспитания рассматривался как административно-командный, отрабатывающий у детей заданные формы поведения.

Педагогика назидания отводила ребёнку роль пассивного субъекта, совершенно не учитывая настроения, желания, стремления самого ребёнка, у которого в результате формировалось неприятие школы и всех тех советов, которые ему приходилось выслушивать от педагогов. Воспитательная работа строилась на принципах обязательности классных часов, единых для всех политинформаций, заседаний штабов и прочих мероприятий. При таком подходе воспитанник превращался в объект административно-педагогического воздействия и был вынужден подчиняться целой системе запретов, наказов и т.п.

Сегодня общество наше изменилось. Мы переживаем период переоценки ценностей: старые постулаты преданы забвению, а новые ещё чётко не сформулированы. «Напряжённые социальные отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку при понижении уровня общей культуры в обществе – всё это ставит ребёнка в тяжёлое положение.

Ряд дополнительных сложностей и противоречий для образовательных учреждений возник в связи с формированием рыночных отношений. Коммерция и предпринимательство стало реальностью, от которой нельзя просто отмахнуться. педагогическая суть здесь проста: воспитание с учётом условий рынка и для рыночных отношений, сопряжение целей, средств и содержания воспитания с учётом этих факторов. Наш рынок сформулировал проблему: «Кого и для чего воспитывать?». Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, но его необходимо учитывать при разработке новых подходов к воспитательной работе.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идёт о личности, способной на управление самим собой, своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

С учётом такого подхода вырисовывается ряд общих положений, которые могут быть основой организации воспитательной работы в условиях коррекционной школы-интерната, детского дома. Среди них наиболее актуальными являются понятие о «социализации» как процессе вхождения ребёнка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение социальных связей. Ориентируясь на положение Л.С. Выготского о том, что «ребёнок усваивает только тот опыт, который был им воспринят», в процессе социализации можно выделить два аспекта:

а) усвоение ребёнком социального опыта, форм, способов, моделей поведения;

б) воспроизведение системы социальных связей, форм, методов, моделей поведения в активной деятельности ребёнка в социальной среде (Андреева Г.М., 1996).

Однако наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации:

  • в условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением;
  • в условиях социального сиротства;
  • в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребёнка в различные виды практической деятельности;
  • в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта и пр.

Всё это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребёнка.

Кроме названных, имеется и ряд других факторов, которые также отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта. К ним относятся следующие:

  • у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии; 80% детей, воспитывающихся в коррекционных школах, имеют задержку психического развития (ЗПР) или интеллектуальную недостаточность разной степени выраженности;
  • односторонность, бедность мотивационной сферы; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину (А. Прихожан, Н. Толстых);
  • поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение обращаться (то домогается внимания, то отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению); эмоциональная нестабильность, искажённая потребность в любви (В.С. Мухина);
  • неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защитных образований», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает эффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других (А. Прихожан);
  • «...тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать...»;
  • иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности;
  • инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
  • «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

Все эти черты – своего рода защита ребёнка от мира взрослых, неумелая попытка школьника противостоять тем ситуациям, в которые он попадает. Исследования показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребёнка.

Основные направления воспитательной работы

Теоретическая основа предлагаемых разработок составляет ряд научных теорий и концепций, которые можно рассмотреть со следующих позиций:

  • средствами образования (воспитания) можно создать условия для развития и коррекции ребёнка независимо от его стартовых возможностей, то есть от степени выраженности дефекта;
  • воспитатель может создать условия (специально конструируемую «деятельность развития») ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечат ему формирование успешного жизненного пути, то есть именно воспитатель создаёт ситуацию, в которой формируются или не формируются основные механизмы регуляции поведения;
  • нормальное развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья рассматривается нами как процесс, направленный на то, чтобы человек состоялся, на развитие его личности, речь идёт о саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться субъектом собственной жизни, как обязательной составляющей полноценного формирования личности ребёнка;
  • обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный контакт ребёнка со взрослым.

Развивающее образование предполагает в первую очередь саморазвитие личности, раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида, какими бы особенностями (недостатками) он ни обладал. Раскрыть внутренние цели и желания ребёнка, сделать его готовым к успешному освоению социального опыта, развить адекватную рефлексию, научить жить в мире реальности – всё это становится возможным лишь при условии чёткого представления воспитателем стратегии воспитательного процесса, которая должна быть единой для всех специалистов коррекционных школ-интернатов.

Ребёнок как личность будет развиваться лишь при условии учёта его возрастных интересов, поэтому в Программу воспитания и развития  в основу отбора содержательных блоков воспитательного процесса положены два момента: мотивы и ведущие виды деятельности.

Для младшего школьного возраста (7-10 лет) основными мотивами являются следующие:

  • потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
  • настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания;
  • потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественную значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

  • игра в её наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой формируется и развивается ориентация ребёнка в самых общих, основных сферах человеческой деятельности;
  • учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как в процессе её вырабатывается вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми.

Для среднего школьного возраста (10 -13 лет) основными мотивами являются следующие:

  • потребность занять своё место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере;
  • ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становятся важнейшим фактором психического развития;
  • потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению (ближе к 13 годам);
  • стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. (Неудовлетворенность этого стремления создаёт у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество.)

Ведущие виды деятельности:

  • учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него);
  • разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий и организующий мотив поведения подростка;
  • интимно-личностное общение (быть с другим, уметь получить от этого удовлетворение, быть значимым в чьих-то глазах).

Для старшего школьного возраста (14 -16 лет) основными мотивами являются следующие:

  • желание занять своё место в мире взрослых;
  • утвердиться в компании сверстников;
  • чувствовать себя уверенно в своей компании и т.п.

Ведущие виды деятельности:

  • интимно-личностное общение (друг с другом, с друзьями – через позицию своих настроений и желаний);
  • учебно-профессиональная деятельность (в большой степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении).

Примерное планирование воспитательной работы в начальном звене,

решение следующих задач:

Личностное развитие.

При работе по этому направлению необходимо сконцентрировать усилия на:

  • диагностике уровня воспитанности, самооценке черт характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие...);
  • формирование навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей ему новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к среде.

Охрана здоровья и физическое развитие.

Учитывая низкий уровень этих показателей у данного контингента детей, данному направлению необходимо уделить приоритетное внимание. Воспитание потребности в физических упражнениях, освоение отдельных физкультурно-оздоровительных технологий, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно-гигиенических навыков до автоматизма. Особое внимание надо уделить профилактике употребления психоактивных веществ.

Трудовое воспитание.

Это отработка навыков и умений учебного поведения, формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.

Творческое воображение.

Формирование его включает развитие основ творческого мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации; развитие механизмов самостоятельного творчества как «раскрутка» механизмов компенсации дефекта.

Основы социализации и общения:

Знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях – в школе, столовой, спальне, на уроке, на улице, в магазине и т.д.

Использована литература:

1. Методическая библиотека. Пособие для воспитателей и учителей.

Авторы: Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова.

Издательство «АРКТИ» Москва.

2. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...

План воспитательной работы в 3 «А» классе школы-интерната V вида № 28

Характеристика класса.Цели  воспитательной работы....

Планирование воспитательной работы в 3 классе коррекционной школы-интерната VIII вида

Содержание воспитательной работы: личностное развитие, охрана здоровья и физическое развитие, гражданско-патриотическое воспитание, социальное развитие, творческое развитие....

Доклада на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в школе-интернате как средство развития ключевых компетенций учащихся»

Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом:·  ценностно-смысловые компетенции;·  учебно-познавательные,·  информационные;&midd...

Статья "Организация воспитательной работы с гиперактивными детьми"

Краткое содержание по работе с гиперактивными детьми...

«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Основные принципы организации воспитательной работы с детьми ограниченными возможностями здоровья...