Программа классного руководителя
рабочая программа на тему

Евдокимова Евгения Евгеньевна

Программа классного руководителя

 

                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа работы классного руководителя с коллективом класса

«Работать вместе – идти к успеху»

 

                     

 

 Актуальность программы.

                    (Обоснование необходимости создания программы).

       Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни.

       Многие дети приходят к нам в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. Плохо ориентируясь в понятиях «мое», «твое», «общее» способны брать без разрешения чужие вещи. Не умеют отличать искреннее непонимание или шутку от агрессии. Зачастую ребята совершенно не приучены чувствовать границы необходимой самообороны: в ответ на грубое слово могут затеять жестокую драку, на легкий толчок рукой – ударить.

      Существует несколько причин отсутствия элементарных навыков взаимодействия.

      До поступления в школу многие дети ограниченно общаются с ровесниками. Некоторые из них не ходят в детский сад, не гуляют во дворе, где у них могла бы сформироваться постоянная компания, и, естественно, имеют очень мало возможностей накапливать опыт взаимодействия.

      К формированию у детей неадекватных навыков взаимодействия приводит увлечение телевизионными передачами и компьютерными играми. Поведение их героев часто не совпадает с нормами реальной жизни. Персонажи игр заменяют детям друзей и врагов, а со сверстниками они пытаются   общаться «телевизионными», порой жестокими методами.

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительно стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу делается конфликтным, причем конфликты эти они разрешать не способны. Это создает много проблем, как для самих ребят, так и для нас, педагогов.

Если мы – взрослые не поможем детям наладить общение, у них может сформироваться стойкое отрицательное отношение к сверстникам как к помехе, препятствию, источнику отрицательных эмоций. В дальнейшем это осложнит их формирование как членов общества и граждан.    

Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности. Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.

Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.

         Задачу развития у учеников начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками я считаю чрезвычайно важной. Решать ее необходимо с максимальной интенсивностью, сразу после поступления  детей в школу, чтобы избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Программа опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время.

            Работа проводится с учениками 3-4-х классов общеобразовательной школы.

 Осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов, родителей, всей общественности.

 Давно известно, что наиболее интенсивное развитие личности ребенка происходит в сфере досуга, игры, свободного общения. Однако, не так много семей готовы к полноценному общению со своим ребенком: и даже в благополучной семье ребёнок порой испытывает одиночество, а родители даже не подозревают о возникновении отчуждения, что впоследствии может привести к серьёзным проблемам.

 Школа - тот социальный институт, который с разной степенью успеха помогает семье в воспитании личности ребёнка. Именно здесь при проведении тех или иных воспитательных мероприятий дети получают возможность сами участвовать в их подготовке, делать то, что их интересует и раскрывать свои знания и способности, реализовать свой творческий потенциал, развивать чувство собственного достоинства.

   Программа определяет уровень овладения школьниками знаний, умениями, навыками в разных областях жизни, нацеливает детей на дальнейшее развитие, даёт им основные направления в выработке внутренней потребности детей вырасти защитниками Родины, ответственными перед обществом за свои поступки, уважающими законы и нормы общественной жизни, честными тружениками и образованными гражданами, ведущими здоровый образ жизни и охраняющими, и оберегающими окружающую природу.

  Эта программа для учащихся - образ жизни, правила жизни, для родителей - возможность получить информацию о том, как идёт развитие ребёнка, каков уровень его воспитанности.

 

 

Цели и задачи программы

Концептуальная цель: Воспитание ребёнка как члена общества, способного мирно жить в коллективе и считаться с мнением классного коллектива.

Предполагаемый результат: классный коллектив, настроенный на социальную кооперацию и доброжелательное межличностное общение.

Мониторинг: Основой мониторинга является диагностическая карта определения уровня воспитанности Н.П.Капустиной и диагностическая программа изучения развития классного коллектива. Также используется методика незаконченного предложения для выявления степени агрессивности у детей. Данные измерения проводятся 1-2 раза в год.

 

Принципы, на которых строится программа развития классного коллектива:

  • Принцип гуманизма.
  • Принцип системности и последовательности.
  • Принцип сотрудничества с ребёнком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
  • Принцип уважительного отношения к ребёнку и внимания к его внутреннему миру.

 

Ядром программы является формирование у  детей через игру позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения, поскольку в проблемных ситуациях дети придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер. Через игру (в безопасной для ребёнка обстановке) наиболее эффективно закрепляются навыки позитивного межличностного общения и формируются конструктивные поведенческие реакции, которые в дальнейшем переносятся в реальную действительность.

 

Основные направления воспитательной работы:

  • Нравственное воспитание
  • Досуговая деятельность
  • Коррекция агрессивного поведения детей

 

 Цели программы:

 - формирование классного коллектива, актива класса;

 - стимулирование самостоятельности и инициативы школьников;

 - воспитание ответственности за свои поступки, поступки товарищей, ответственности за порученное дело;

 - изучение каждого ученика и индивидуальный подход к каждому члену классного коллектива.

Задачи программы:

 - пробуждение интереса у детей и родителей к совместному творчеству;

 - создание атмосферы, способствующей общению детей друг с другом, детей со своими родителями, родителей между собой;

 - содействие возрождению различных традиций, повышению культуры общения, организации досуга, основанного на духовном общении детей и взрослых;

 - оказание помощи семье в вопросах самообразования детей.

 

           Программа состоит из девяти разделов. Каждый раздел имеет свои цели и задачи. Программа представляет собой практическое руководство по организации внеурочной деятельности школьного коллектива.

УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У – учеба

С – социализация

П – позитивность

Е – единство

Х – харизма

         Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.

         Социализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.

         Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.

         Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

         Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

 

         Основные программные мероприятия

 1. "Познание".

         Цели:

- формирование ценностного отношения к знаниям;

 - воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда.

         Задачи:

 - выработать у школьников ответственное отношение к учебному труду;

 - развивать индивидуальные и интеллектуальные способности детей;

 - формировать культуру мыслительной деятельности, познавательную активность на основе технологий личностно-ориентированного обучения и воспитания в системе урочно-внеурочной деятельности, потребность к самосовершенствованию.

 Формирование и развитие интереса к учению и познанию мира.

 Удовлетворение потребностей учащихся в общении с учителем и одноклассниками во внеурочное время.

 Привитие интереса к новому, неизвестному, любви к чтению.

Работа над умением развивать память, размышлять, доказывать, опровергать, отстаивать свою точку зрения.

 Воспитание самостоятельности, старательности, аккуратности в выполнении каждого учебного задания.

Воспитание бережного отношения к учебникам, книгам, учебным принадлежностям, содержания их в чистоте и порядке.

           Ученики принимают участие в познавательных играх, викторинах, конкурсах, в играх на внимание и сообразительность, беседах как обмене познавательным материалом. Организуют совместно с классным руководителем выставки поделок, рисунков, творческих работ. Учатся внимательно относиться к одноклассникам, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей в учении.

 Формы:

  • Система классных часов «Ученье с увлеченьем».
  • Организация соревнования: личного и по группам.
  • Организация познавательных экскурсий.
  • Участие в олимпиадах, конкурсах разного масштаба.
  • Индивидуальная работа с учащимися, с одарёнными детьми.
  • Отчёты об успеваемости на родительских собраниях, классных часах.
  • Рейды по проверке учебников, тетрадей, дневников.

 

2."Верность Родине".

  Цель:

  - воспитание чувства долга, любви и ответственности перед своим Отечеством.

  Задачи:

 - развитие ребёнка как члена общества;

  - формирование уважительного отношения к малой и большой Родине, к своему народу, к его традициям и обычаям.

 

 Воспитание у детей любви к родному краю, к своей родине, к своему народу.

 Изучение родного края от родного порога до глобальных проблем страны. Люди, прославившие Россию, Чувашию, родное село.

Наша страна. Мы в истории и современной жизни страны. История моей семьи в истории моего села.

 Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений.

 Воспитание уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в военные годы.

 Развитие у детей представления о том, что защита Родины - священная обязанность каждого гражданина России. Воспитание уважения к воинам Вооруженных Сил Российской Федерации. Человек как патриот своей Родины. Борьба за мир и дружбу между народами.

 Формы:

  • Беседы, классные часы о Победе в Великой Отечественной войне.
  • Сотрудничество с краеведческим музеем.
  • Классные часы о родном селе, об истории школы.
  • Встречи с интересными людьми, презентации из цикла «Земляки – герои»
  • Уроки мужества, уроки нравственности, уроки доброты, турниры  вежливости.
  • Участие в акциях «Милосердие», «Георгиевская ленточка».
  • Конкурсы стихов, рисунков, сочинений, поделок.

 3. "Дружные ребята".

 Цели:

 - формирование правовой культуры учащихся;

 - формирование у ребёнка сознательного уважительного отношения к норам и правилам общественной жизни и морали, законам, правам и свободам человека, правам и ответственности гражданина;

 - формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, сознание самосовершенствования.

  Задачи:

  - приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: гуманности, сознательной дисциплине и поведению;

- создание условий для постепенного становления жизненных ориентаций учащихся как гражданина, в выборе линии своего поведения, способов действия, поступков.

 

Представление о гражданстве России, Конституциях Российской Федерации и Чувашской Республики, важнейших законах страны.  Знание о правилах поведения в школе, дома, на улице, в природе.

 Необходимость терпимости по отношению к людям, не похожим на нас.

 Формирование у учащихся нравственных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла.

 Духовная неприкосновенность человека: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт.

 Формирование и развитие в ребёнке:

 - чувства собственного достоинства, уважение к себе и другим;

 - отрицательного отношения к унижению, к оскорбительному обращению;

 - протеста против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь и честь других.

 Ознакомление учащихся с Конвенцией ООН о правах ребёнка.

 

Ученик должен:

 - усвоить правовые нормы своего поведения;

- знать, кто и как защищает права человека;

- уважать права другого человека;

- знать, кто защищает права ребёнка;

- знать куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав.

Формы работы:

  • празднование памятных дат; посещение театров, музеев, выставок;
  • театрализованные представления;
  • фестивали, конкурсы талантов
  • конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
  • дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
  • встречи с интересными людьми, клубы по интересам;

 

4. "Моя семья".

  Цели:

 - воспитание любви к родителям;

  - налаживание плодотворных связей между семьёй и школой.

  Задачи:

- создание духовной близости, теплоты между детьми и родителями;

 - создание условий для взаимопониманий и совместной работы между учителем и родителями.

 

Формирование представления о семье и обществе. Понятия: семья, член семьи, близкие и дальние родственники, семейные традиции, реликвии, предки, потомки. Семейные роли человека: мать-жена, отец-муж, дети - сын и дочь. Обязанности каждого члена семьи. Ответственность каждого члена семьи за семью. Любовь и взаимопомощь между родными людьми. Радость дружбы.

Роль учителя во взаимоотношениях между родителями и детьми.

 Формы:

  • Тематические родительские собрания, индивидуальные беседы с приглашением социального работника, психолога, медика, педагогов-предметников.
  • Организация работы родительского комитета.
  • Анкетирование детей и родителей по выявлению запросов и степени удовлетворённости деятельностью школы, классного руководителя.
  • Проведение совместных праздников, творческих дел, спортивных мероприятий.
  • Изучение семейно–бытовых условий жизни ребёнка и семьи в целом.

 

5. "Природа".

  Цели:

- формирование у школьников представлений о взаимосвязи природы, явлений окружающего мира с человеком и обществом;

 - формирование экологического сознания школьников.

  Задачи:

 - выработать познавательный интерес к изучению природы и происходящих явлений в ней;

 - выработать навыки природоохранительного поведения в окружающем мире.

Продолжение знакомства с окружающей природой.

Природа - основа всех материальных благ, здоровья и духовного богатства людей.

 

Человек - совершенное творение природы, и он не может существовать без неё.

Взаимодействие человека и природы: природа как источник средств существования человека.

Умение понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, заботиться о зимующих птицах и зверях, мастерить птичьи домики, кормушки, замечать недостойные человека случаи обращения с живой и неживой природой, бороться против расхищения природных ресурсов.

Помнить правила поведения в природе.

  Ученик должен:

- участвовать в природоохранительных мероприятиях;

- уметь рассказывать о природе своего края;

- знать растения, деревья, кустарники, травы своей местности;

- знать Красную книгу России и Чувашии;

- знать значение природы для человека, факторы угрозы и уничтожения природы;

- знать организации по охране природы;

- знать меры по охране природы.

 Формы:

  • творческие проекты
  • выставка поделок из природного материала
  • конкурс рисунков
  • экскурсии

 

6. "Труд".

  Цели:

 - формирование трудовых навыков школьников;

 - воспитание добросовестного отношения к труду и народному достоянию как к источнику благополучия общества в целом и личности в частности.

 Задачи:

 - воспитание положительного отношения к труду как к высшей человеческой ценности;

  - воспитание бережливости, экономного использования средств.

     

Понятие о трудовых нормах жизни: учебный труд, труд в семье. Труд - постоянная забота о человеке и о себе. Труд - источник обеспечения средствами существования. Труд как способ создавать материальные ценности, сохранять и приумножать их.

Воспитание трудолюбия, бережного отношения к вещам и школьным принадлежностям.

 Физический труд и умственная работа.

Формирование у учащихся не только исполнительской, практической, но и познавательной самостоятельности, чтобы процесс их труда стал осмысленным, интеллектуально насыщенным, приносил детям радость.

 Ученики должны:

 - уметь организовывать свой труд на уроках и внеурочное время;

- уметь экономно относиться к материалам и рабочему времени;

- уважать и ценить труд людей.

 Формы:

  • Беседы, классные часы о труде, профессиях родителей.
  • Экскурсии на предприятия, где работают родители.
  • Дежурство по школе, классу.
  • Субботники.
  • Генеральные уборки.

 

 

 7. "Красота вокруг".

  Цели:

 - воспитание эстетических чувств у детей;

- приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края и других народов, к их духовным и нравственно-эстетическим ценностям.

  Задачи:

 - привлечение учащихся к работе по сохранению и приумножению, возрождению исторических, культурных, нравственных ценностей родного народа;

 - знание различных видов искусства;

  - привитие интереса к произведениям искусства, к осознанному творческому процессу, стремления видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.

          Развитие у детей общих художественных и изобразительных способностей, творческого воображения, стремления к гармонии внешей и внутренней, стремления видеть и созидать красоту.

 Формирование восприятия и понимания музыки и изобразительного искусства.

 Формирование знаний о культуре народа, её орнаментальном богатстве, разнообразии и красоте (резьба, роспись по дереву, вышивка и т.д.). Развитие интереса к прошлому своего народа, пробуждение генетической и культурной памяти. Русские писатели, учёные, путешественники о Чувашии и культуре её народа в прошлом и настоящем.

 Участие в беседах о прочитанных книгах, просмотренных спектаклях, кино, концертах. Участие в организации и проведении народных праздников, игр, обрядов, юбилейных и памятных дат в культурной жизни села, страны, мира. Выпуск стенгазет.

   Ученик должен:

 - любить и хранить национальную культуру;

- стремиться всё делать красиво;

- уметь отличать разные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство;

- знать имена, особенности творчества отдельных художников, композиторов Чувашии, своего края, России и других стран.

 Формы:

Участие в классных, школьных и районных конкурсах, фестивалях.

Цикл бесед на этическую тему.

Экскурсии в Дом – музей Лобачевского. Посещение выставок.

Знакомство с историческими и художественными ценностями России, своего края.

 

 8. "Я и моё здоровье".

  Цель:

 - воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры.

  Задачи:

  - овладение навыками общей физической культуры;

  - развитие двигательной активности;

  - профилактика различных заболеваний, отказ от вредных привычек.

 

 Формирование у учащихся представления о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья.

  Укрепление здоровья, закаливание организма, повышение уровня физического развития.

 Формы:

  • Дни здоровья, спортивные праздники, подвижные игры.
  • Конкурсы, «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мальчики», «От игры к спорту» и т. д.
  • Походы, экскурсии.
  • Беседы, классные часы о здоровом образе жизни.
  • Изучение правил дорожного движения и основ безопасности жизнедеятельности.
  • Конкурсы рисунков, сочинений о здоровом образе жизни.
  • Проведение различных спортивных игр и соревнований в классе. (Турнир по прыжкам через скакалку, шахматно-шашечные турниры и т.д.).
  • Консультации медицинского работника, социального педагога.

 

 9. "Моя безопасность".

 Цель:

  - формирование культуры безопасного поведения.

  Задачи:

  - формировать у ребёнка положительные навыки и стереотипы, из которых складывается бытовая культура безопасности человека.

 

Формирование у учащихся навыков аккуратности, чистоплотности.

Формирование внимания к огню, запаху газа или свисающему проводу.

Воспитывать навыки правильного поведения на улице, дома, в общественных местах, на дороге.

Знание правил оказания первой помощи, сигналов оповещения о ЧР, номеров телефонов экстренных служб.

 Формы работы:

  • классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
  • тренинги, занятия, курсы

 Диагностика:

         Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих школах действуют психологические службы. Однако, каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.

В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя. Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.

Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и ученического коллектива. Школьный психолог здесь будет выступать в роли координатора и консультанта, а также отслеживать результаты работы и осуществлять необходимую коррекцию.          

Система подобных исследований существует далеко не у каждого классного руководителя. Чаще всего они проводятся эпизодически, формально, и не дают ясного представления об особенностях развития отдельного ученика и коллектива в целом.

Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

 - общие сведения;

 - способности;

- темперамент;

 - тип личности в общении;

- самооценка;

- успешность в деятельности;

- уровень воспитанности

Изучение межличностных отношений:

- социометрия;

 - социально – психологический климат в классе

 Формы диагностики:

 - анкетирование;

 - тестирование;

 - наблюдения;

 - беседы.

 

         Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

         

Методическое обеспечение

http://shop.top-kniga.ru/books/item/in/306176/ Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие

http://www.openclass.ru/weblinks/27231

http://klass.resobr.ru/archive/year/articles/119/

http://www.uchitel-izd.ru/

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1191&tmpl=com

http://www.uroki.net/docklruk.htm

Использованная литература

  1. Соловьева З.В. Тимофеева Н.Г. Педагогическая диагностика. Методические рекомендации. Чебоксары – 2001г.
  2. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум-М,2000.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
  4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001.
  5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. -М.: Просвещение,2003
  6. Педагогическая поддержка – наша перспектива. Журнал «Классный руководитель.» №3 2000
  7. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогическим технологиям. М., 1998
  8. http://tat84712848.narod.ru/index.htm
  9. http://ashki61.ucoz.ru/index/programma_razvitija/0-30

 



Предварительный просмотр:

Воспитательная система 2 «Б» класса

         Пояснительная записка

Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения.

Цели для перспективного развития коллектива

  1. создание дружного классного коллектива с навыками самоуправления
  2. воспитание сознательной дисциплины и культуры поведении
  3. самостоятельность детей в учебном процессе и других видах деятельности
  4. сознательная постановка учащимися цели достижения успехов и регуляция поведения и деятельности

 Задачи:

1. формирование общения и доброжелательных отношений в коллективе;

2. совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей;

3. развитие умений и навыков умственного труда;

4. воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду;

5. воспитание эстетической культуры;

6. физическое совершенствование, укрепление здоровья,

     формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;

7. развитие самостоятельности;

8. интеллектуальный и личностный рост учащихся;

9. стимулирование психического развития детей.

Чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в начальном классе я поставила цель воспитательной системы - поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.

Нельзя также и забывать об актуальной для современной школы проблеме взаимодействия семьи и школы.

Чтобы повысить уровень воспитанности младших школьников, сформировать положительную мотивацию к учению, необходимо не только хорошо знать своих воспитанников, но и договориться о содержании требований, разделить между семьей и школой "сферы влияния". Очень важно при этом помнить об этике поведения учителя: эта работа требует осторожности, деликатности и учета особенностей каждой конкретной семьи.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются "индивидуальность", "самостоятельность", "доброта", "творчество", "активность", "коллектив", которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его "духа", а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.

Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети научатся уважать и любить всех, делать добро. Я верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы - заповеди:

Старайся делать добро!

• Бойся обидеть человека!

• Люби и прощай людей!

• Поступай по отношению к другим так, как хотел бы,

чтобы они поступали по    отношению к тебе!

• Познай мир и себя!

• Стремись найти свою цель в жизни!

• Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

• Лучше отдай свое, чем возьми чужое!

Каждый учащийся живет в своей семейке. Еженедельно у него происходит смена поручений. Дети не только оказывают помощь учителю, но и проводят беседы с одноклассниками, стараются быть лучше. Помогают при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий.

Все праздники только с родителями. Вместе будет создан наш семейный классный альбом, в котором отражаем самые важные моменты в жизни коллектива. Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, большую индивидуальную работу педагога с семьями. Показателем доверительных отношений являются встречи по инициативе родителей, когда нет повода для особых тревог, а родители все-таки приходят в школу.

Воспитательная система "Все вместе"

Благодаря восприятию прекрасного в

природе и искусстве, человек открывает

прекрасное в самом себе.

В.А.Сухомлинский

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.

Ежегодно, мы педагоги сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость создание воспитательной системы класса учеников начальных классов. Система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.

Воспитательная система «Все вместе» составлена

для учащихся с 1-4 классы.

1 класс «Познай себя».

2 класс «Семья и школа».

3 класс «Окружающий мир».

4 класс «Мой край».

Она ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей данного возраста.

Воспитательная система большое внимание уделяет здоровью детского коллектива в рамках программы «Мой выбор. Полезные привычки». Для успешной реализации воспитательной системы проводится интеграция с внешкольными учреждениями дополнительного образования. Вся эта система работы позволит построить модель ученика начальных классов.

Цели и задачи воспитательной системы «Все вместе»

Цель:

Создать условия для выявления и самореализации творческих возможностей личности.

Сформировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.

Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать их ум, сохранять и укреплять здоровье.

Развивать творческий потенциал личности младшего школьника.

Задачи:

Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению.

Организовать учебную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными делами.

Развивать познавательные интересы детей, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.

Организовать учебную работу школьника как деятельность, ориентирующую его на познание самого себя.

Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу.

Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родине, родному городу.

Ожидаемые результаты:

Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.

Овладение навыками нового вида деятельности – учения.

Изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности.

Формирование базовых учебных способностей.

Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Построение модели ученика начальных классов.

Взаимосвязь участников воспитательной системы

Модель классного коллектива

Модель выпускника начальной школы.

Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса.

1. Направление "Воспитание"

(нравственное, гражданско-патриотическое, правовое воспитание)

Главные идеи:

Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.

Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению.

Воспитание нравственной культуры.

Осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства.

Главная цель:

Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях.

Задачи воспитания:

  1. Создать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений.
  2. Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.
  3. Изучать с учащимися нравственные традиции их семей.
  4. Развивать у учащихся потребность в совершенствовании нравственных поступков.
  5. Способность приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.

Формы внеклассной работы:

Тематические классные часы.

Дискуссии по нравственной тематике.

Посещение кинотеатра.

Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города.

Шефская работа с детским садом.

Изучение нравственного наследия.

Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.

2. Направление "Здоровье"(физическое, экологическое воспитание)

Главные идеи:

Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.

Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здорового смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведений и поступках.

Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма.

Стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремление к достижению невозможного.

Задачи воспитания:

Создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.

Учить детей рациональному правильному питанию.

Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним.

Содержание воспитательной работы:

Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома.

Изучить состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья.

Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.

Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.

Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.

Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.

«Здоровье в наших руках» - в столовую всем классом.

Формы внеклассной работы:

Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом.

Спортивные соревнования в классе, школы, города.

3. Направление "Творчество" (эстетическое воспитание)

Главные идеи:

Формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами.

Задачи воспитания:

Формирование у учащихся культурного общения.

Развивать способности учащихся в самых различных видах деятельности.

Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.

Вовлекать учащихся в различные кружки, секции с учётом интересов и потребностей учащихся.

Стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности.

Воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников.

Воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.

Оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью.

Представлять родителям информацию об участии ребёнка в жизни класса и школы, демонстрировать достижения.

Содержание воспитательной работы:

Изучение интересов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса.

Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся.

Учёт индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий.

Поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу.

Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся.

Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.

Формы внеклассной работы:

Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства.

Проведение праздников.

Конкурсы состязания талантов.

Чествование именинников, семей в которых растут таланты.

4. Направление "Семья" (семейно-бытовое воспитание)

Главные идеи:

Семья – основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;

Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;

Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;

Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с отчим домом и семьёй.

Главная цель:

Осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

Влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

Создание условий для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в определённых семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие органы;

Создать условия для духовного общения детей и родителей.

Содержание воспитательной работы:

Создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;

Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;

Создания благополучной среды общения «учитель – ученик – родитель»;

Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания учащихся;

Организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей.

Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива;

Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Формы внеклассной работы:

Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия», «Моя дружная семья», «Кем были мои прадеды?», «Наш семейный альбом», «Моя семья – чудесное место для жизни», «Реклама семейных праздников», «Мастерим мы, мастерят родители, бабушки, дедушки»).

Спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья».

Праздники – Первое сентября, День согласия и примирение, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта.

Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.

Дни открытых дверей.

5. Направление "Наши  знания" (интеллектуальное, религиозное воспитание)

Главные идеи:

  • Учащиеся должны осознавать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего.
  • Интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей.
  • Воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к совершенствованию себя.
  • Здоровый интеллект – это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.

Главная цель:

Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания:

Создавать условия для становления, развития и совершенствования знаний, учащихся средствами воспитательной работы.

Поощрять инициативу и стремление учащихся в повышении уровня знаний.

Давать учащимся проявлять свои знания в школе и за её пределами.

Формы внеклассной работы:

Интеллектуальные марафоны в классе, в школе.

Кружки по интересам в классе и в школе.

Творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году, рисунки на определённую тематику.

Экскурсии в музей, на предприятие, посещение выставок.

Встречи с талантливыми людьми нашего города.



Предварительный просмотр:

Работа с родителями – участниками образовательного процесса

           Залогом успешной учебно-воспитательной деятельности с учащимися является

сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками образовательного процесса – это важная и ответственная задача педагога.

           Данную задачу я решаю, применяя в своей практике технологию педагогической поддержки родителей младших школьников, которая включает в себя следующие направления деятельности классного руководителя:

- изучение семей учащихся;

- педагогическое просвещение родителей;

- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных творческих дел в классе;

- педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;

- индивидуальная работа с родителями;

- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

           Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Их выбор обусловлен:

  • целями и задачами воспитательной работы;
  • личностными и профессиональными особенностями классного руководителя;
  • традициями школы и класса;
  • своеобразием состава учащихся и их родителей;
  • тенденциями развития воспитательных отношений в классном коллективе;
  • принципами взаимодействия учителя и родителя.

Направления деятельности классного руководителя

Формы и методы работы с родителями младших школьников

Изучение семей учащихся позволяет классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семьи, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка

посещение семей;

анкетирование;

сочинения «Моя семья», «Вечер в нашей семье» и т.п.;

педагогические мастерские;

деловые игры с родителями;

конкурсы семейных творческих работ;

формирование банка данных о семье и семейном воспитании и т.п.

Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей

лекции по педагогике и психологии, праву, этике, физиологии и гигиене;

родительские собрания;

тематические консультации;

педагогические практикумы и тренинги по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе;

обмен опытом воспитания детей в семье;

вечер вопросов и ответов;

день открытых дверей и т.п.

Обеспечение участие родителей в жизнедеятельности классного коллектива осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия как

совместное планирование воспитательной работы в классе;

коллективные творческие дела;

праздники, вечера, концерты;

посещение театров, выставок, музеев и т.п;

прогулки, походы, поездки, экскурсии;

выставки творческих работ;

Дни здоровья;

помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении кабинета;

участие в оборудовании кабинета

Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка

посещение семей;

индивидуальные беседы с родителями;

совместное определение перспектив и средств для развития ученика;

педагогические консультации;

индивидуальные поручения;

индивидуальная переписка в дневниках учащихся

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся

тематические и итоговые родительские собрания;

индивидуальные консультации;

проверка дневников учащихся;

составление карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности;

ведение дневников наблюдения за процессом развития ребенка, детских портфолио

         В своей педагогической деятельности я использую коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия с родителями.

         

План реализации программы

 

Направление деятельности

Задачи

Мероприятия (ответственные)

Сроки

Ожидаемые результаты

Диагностика семьи.

Изучить образ жизни семьи.

Выявить особенности семейного воспитания.

Выяснить отношение в семье к школе.

Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.

Анкетирование “Родительский дом”, “Жизнь в школе и дома”, “Конфликтные ситуации” (психолог, кл. руководитель) Посещения на дому. (Кл.рук., соц.педагог)

Индивидуальные тематические консультации (Кл. руководит, родительский комитет)

1 четверт

1 полугодие

 

По необходимости

Получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск путей взаимодействия школы и семьи.

Взаимоотношения с родителями учащихся.

Установить неиспользованный резерв семейного воспитания. Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.

Лекция “Воспитание – дело общее” (кл. руков.).

Родительское собрание “Мир увлечений вашей семьи”,

Классный час “Тепло отчего дома”, “Традиции семейного чтения”. (Кл.рук..)

Изготовление подарков к праздникам (Кл.рук.)

Ежегодный однодневный поход “Достопримечательности родного края” (Кл. рук., родители по желанию)

Письма родителям о достижениях учащихся.

(Кл. руководитель)

СМС сообщения.

Тематические консультации для родителей “В семье растёт сын(дочь)”. (кл. руководитель)

Ноябрь

 

 

 

Январь

 

 

 В течение года

 

 

Декабрь

 

 Май

 В конце каждой четверти

 По необходимости

Создание приоритета родительского воспитания.

Работа с нестандартными семьями (многодетные, неполные, неблагополучные).

Учитывать и предупреждать социально - аморальное поведение родителей.

Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.

Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Индивидуально-тематическая консультации по темам

Мера заботы о ребёнке (Кл. руководитель)

 Определение самостоятельности ребёнка (Кл.рук..)

 Наказание в семье (социальный педагог)

 Сотрудничество со школьной психологической службой (школьн. психолог)

Постоянно

 

1 четверть

2 четверть

 

3 четв.

4 –ая четверть

По мере необходимости

Организация педагогического просвещения родителей.

Организация полезного досуга.

Пропагандировать здоровый образ жизни.

 

Классные часы, проводимые родителями

Открытые уроки (отв.учитель-предметник)

Открытые мероприятия в методической неделе

Открытые уроки и внеклассные мероприятия

 Выставка работ родителей по интересам (кл. руководитель)

 Совместные походы на природу (кл.рук.) Экскурсии на предприятия, где работают родители уч-ся (Кл.рук.)

 Хорошо, что есть семья, что от бед хранит меня.

 Конкурс праздничных салатов(отв.род)

 «Папа, мама,я-дружная семья» (отв.род)

День матери (отв. Кл.рук.)

Открытый урок по математике, русскому языку, физкультуре.

Поэты о Великой Отечественной войне (кл. руководитель) Проводы Масленицы (члены родительского актива.)

 23 февраля

Совместный поход на природу (члены родительского актива)

 

ноябрь

 

октябрь

 

Май-апрель

февраль

 

 март

 

 

ноябрь

По графику школы

По графику школы

Май

Построение демократической системы взаимоотношений детей и взрослых.

Укрепление содружества родителей, учителей и учащихся

Методическое обеспечение

http://shop.top-kniga.ru/books/item/in/306176/ Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие

http://www.openclass.ru/weblinks/27231

http://klass.resobr.ru/archive/year/articles/119/

http://www.uchitel-izd.ru/

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1191&tmpl=com

http://www.uroki.net/docklruk.htm

Использованная литература

  1. Соловьева З.В. Тимофеева Н.Г. Педагогическая диагностика. Методические рекомендации. Чебоксары – 2001г.
  2. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум-М,2000.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
  4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001.
  5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. -М.: Просвещение,2003
  6. Педагогическая поддержка – наша перспектива. Журнал «Классный руководитель.» №3 2000
  7. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогическим технологиям. М., 1998
  8. http://tat84712848.narod.ru/index.htm
  9. http://ashki61.ucoz.ru/index/programma_razvitija/0-30

 

Приложение 1

 

Тест «Я родитель, я приятель?!»

На вопросы этого теста предлагается ответить родителям.

1. Вы смотрите по телевизору фильм, то ваш ребенок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты. Как вы поступите?

  1. Выполните просьбу и смотрите передачу вместе;
  2. Просите переждать, так как фильм скоро закончится;
  3. Не обращаете внимания на просьбу ребенка,
  4. Злитесь на ребенка за то, что он обратился с такой просьбой.

2. Вы видите в своих детях:

  1. Людей, равных себе;
  2. Людей, копирующих вас в молодости;
  3. Маленьких взрослых;
  4. Благодарных слушателей.

3. Какую прическу вы предпочитаете?

  1. Которая вам больше всего подходит;
  2. Которая отвечает последней моде;
  3. Которая копирует чьей-то моде;
  4. Которая копирует стиль ребенка.

4. Немного о возрасте родителей:

  1. Знают ли дети ваш возраст;
  2. Вы подчеркиваете возрастную черту между собой и детьми;
  3. Вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;
  4. Постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.

5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?

  1. Стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля;
  2. Стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок;
  3. Стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит;
  4. Следуете своему понимания стиля.

6. Представьте, что ваш сын вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?

  1. Посчитаете это личным делом ребенка;
  2. Станете подшучивать над его поступком;
  3. Признаете, что это стильно;
  4. Сделаете то же самое.

7. Если музыка звучит на полную громкость:

  1. Вы затыкаете уши ватой;
  2. Уменьшаете громкость;
  3. Миритесь с увлечение своего ребенка;
  4. Включаете еще громче.

8.  Если вы спорите со своим ребенком, то

  1. Стараетесь ему не возражать;
  2. Признаете его правоту;
  3. Спорите до полной победы;
  4. Уходите от спора.

9.      Ваш ребенок празднует день рождения:

  1. Вы идете вместе с ним;
  2. Вы не разрешаете ему идти;
  3. Вы выясняете, с кем идет ваш ребенок;
  4. Вы ограничиваете его во времени.

10.  В отношениях со своими детьми вы:

  1. Ведете себя как приятель;
  2. Как строгий судья;
  3. Как друг;
  4. Как родитель.

Приложение 2

Анкета «Знакомство с родителями»

На первой встрече с родителями можно попросить их на следующие вопросы:

1. Каково мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором учится ваш ребенок?

2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?

4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиться в детском коллективе?

5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

 

Анкета «Ваш ребенок»

С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают вам комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

 

Методика «Незаконченные предложения»

Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семей можно использовать такие незаконченные предложения.

Для учащихся:

· Я радуюсь, когда…

· Я огорчаюсь, когда…

· Я плачу, когда…

· Мне нравится, когда…

· Мне не нравится, когда…

· Я верю, когда…

· Если у меня хорошие новости, то я…

· Если у меня плохие новости, то я…

· Если у меня что-то не получается, то я…

Для родителей:

· Я радуюсь, когда мой ребенок…

· Я огорчаюсь, когда мой ребенок…

· Я плачу, когда мой ребенок…

· Я злюсь, когда мой ребенок…

· Мне нравится, когда мой ребенок…

· Мне не нравится, когда мой ребенок…

· Я не верю, когда мой ребенок…

· Если у моего ребенка хорошие новости, то я…

· Если у моего ребенка плохие новости, то я…

· Если у моего ребенка что-то не получается,

 

Приложение 3

Анкета для родителей учащихся класса

Сведения об учащемся __________класса «____»

1.      Фамилия, имя, отчество

2.      Дата рождения:

3.      Данные о медицинском полисе: серия, номер

4.      Адрес постоянного проживания учащегося: деревня, улица, дом,

5.      Телефон

6.      Сведения о прибытии в школу

7.      Условия проживания: с кем живет учащийся. Социальный состав семьи:

8.      Данные о родителях (Опекунах):

- Ф.И.О.(мать). Место работы. Должность. Образование.

Рабочий телефон. Мобильный телефон (если есть).

- Ф.И.О.(отец). Место работы. Должность. Образование. Рабочий телефон. Мобильный телефон (если есть).

9.      Сведения о здоровье ребенка:

10.     Группа здоровья. Заболевания (в т. ч. и хронические).

Ограничения по здоровью (если есть). Отклонения по зрению

11.     Круг школьных интересов (предметы)

12.     Увлечения, хобби.

13.     Внеурочная деятельность:

Посещает ли учреждения дополнительного образования (спортклубы, музыкальную школу и пр).

Название учреждения, кружка.

Дни недели время посещения

Посещает ли школьные кружки и секции. Название. Дни недели и время посещения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа классного руководителя "Мир начинается с меня"

Моя задача как классного руководителя: помочь ребенку «Сотворить свою судьбу!». Помочь стать не только физически здоровой, но и нравственно здоровой личностью удовлетворенной своим положением в общест...

Рабочая программа классного руководителя по воспитательной работе программы «Родник» для 2 класса на 2012 - 2013учебный год

Содержание Страницы Пояснительная записка     3Таблица основных направлений5Ожидаемые результаты проделанной работы6Социальный паспорт класса...

Программа классного руководителя "Шаги успеха"

Программа воспитательной работы «Шаги успеха» ориентирована  на работу в  классе в течение четырёх лет (с 1-4 классы). Цель данной программы  состоит в обеспечении ...

Рабочая программа классного руководителя

Воспитание полноценной всесторонне развитой личности – одна из главных задач современной школы. Маленький гражданин России должен чувствовать себя нужным, востребованным обществом. Очень в...

Авторская программа классного руководителя « МЫ ВМЕСТЕ».

Выстепление на ГМО начальных классов....

Воспитательная программа классного руководителя

Воспитательная программа классного руководителя...

Программа классного руководителя 1 класс

                 Основным назначением воспитательной работы класса является создание единого воспитывающего пространства для формирования физически ...