Доклад на ШМО начальных классов "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе"
статья (4 класс)
Данный доклад по теме "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе" был подготовлен и представлен на очередном заседании ШМО начальных классов в средней общеобразовательной школе. Содержание доклада посвящено воспитательной системе: её задачи, перспективы, связь с общественностью и родителями обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на ШМО | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Звенигорода
Доклад
Тема: «Проблемы, тенденции, перспективы развития
воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе»
Учитель начальных классов: Кротова Е.В
2020-2021 учебный год
Дети - особый народ. Дети живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. И если мы хотим действительно вырастить наших детей настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьёзностью думать о своём будущем. Нам, педагогам, необходимо понимать детей – но, не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни.
Процесс социализации тесно связан с процессами развития личности и воспитания. Поскольку воспитание состоит в передаче нравственных обязанностей от одного поколения к другому, то именно мы (педагоги, родители) должны стать духовно тем, чем уже являемся физически – звеньями соединения между предками и потомками, теми звеньями, которые готовят молодое поколение к жизни в обществе.
Непременным условием получения положительных результатов в воспитательной работе является сотрудничество педагога с родителями и учащимися. С первых дней поступления ребёнка в школу мы, учителя начальных классов, находимся в тесном контакте с родителями (становимся одним целым). Именно в таком тесном контакте мы сможем помочь социализироваться ребёнку в новых условиях.
Нам доверяют самое дорогое и ценное – детей. И нам надо их мудро вводить в мир человеческий. Ещё в период подготовки мы начали знакомство с детьми и их родителями. Здесь нам большую помощь оказали психологи.
Именно папы и мамы более всего заинтересованы в том, чтобы школа стала для ребят вторым домом, чтобы дети находились здесь в комфортных условиях, укрепляли свое здоровье, получали полноценное образование и воспитание.
Важна роль родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса и укрепления связей семьи и школы.
Родительская общественность в нашем классе решает очень важные задачи:
- создаёт в школе комфортные условия для развития каждого ребенка;
- достигают нравственного и духовного единства между собой; (высокий процент посещаемости родительских собраний)
- формируют отношения сотрудничества, уважения и доверия. (поздравление учащихся с днём рождения и другими праздниками)
Именно родители лучше других знают интересы и потребности своих детей, их сильные и слабые стороны. Добиться положительных результатов в развитии детей родители и учителя могут только на основе тесного воспитательного взаимодействия, единства педагогических позиций. Это все оказывается не так просто.
Важным является то, что ребёнок не просто усваивает, но и преобразовывает социальный опыт в собственные ценности, установки, ориентации, т.е. проявляет не пассивность, а активность. Учитель должен делать максимум, что может в наше время, на пределе своих нравственных и интеллектуальных сил, совершенствуя себя и готовя детей к жизни в обществе. Дети, в свою очередь, с удовольствием знакомят нас, учителей, с традициями своей семьи.
Очень любят рассказывать о членах своей семьи. Семьи, где растет один ребенок, сужают жизненное пространство для его социализации, не создают условий для проявления множества социальных ролей.
А многие дети – это творческие личности (они пытаются писать стихи). Проблемы детей тесно связаны с распадом семей, так как именно с этого во многих семьях начинается деформация личности, разрушается атмосфера психологической поддержки ребенка. Неполные семьи не располагают необходимым минимумом условий для успешной социализации детей. Проблемные семьи требуют высокого уровня подготовки учителей – предметников, но в особенности классного руководителя.
Века и тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз образования: «Учитель не для школы, а для жизни». Но мы все учим фактически для школы – на отметки, на аттестаты, на медали, для поступления в вузы, где все начинается снова. Отметка становится тем, что определяет сущность личности.
Что означает «учить для жизни»? Думается, что это учить получать наслаждение, духовное удовлетворение от того, что узнал и хочешь знать. Это чувство глубокого духовного удовлетворения от занятия любым трудом, наукой, чтением. Если мы научим детей понимать это, то он почувствует гордость за себя, за свою культуру, за свой народ.
Усвоение и дальнейшее развитие человеком социально-культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями – это основная цель воспитательной системы.
В ходе достижения этой цели происходит социализация личности.
Процесс социализации происходит в любом обществе. И происходит не автоматически, а через субъективное восприятие человеком окружающего мира. Это очень длительный процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека, начиная с момента его рождения.
«Чтобы счастье наше было полным, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей, последние же согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия. Эту необходимую связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью».
Нравственным долгом и обязанностью каждого родителя является воспитание граждан-патриотов, умеющих жить в гармонии с самим собой и со всем окружающим миром.
Такой путь приведет к «практическому интеллекту» - к конкретным знаниям, нужным для жизни. Только так должна происходить социализация учащихся.
Ребёнок должен видеть свою значимость, свои достижения и победы, понимать и преодолевать свои неудачи. Вместе с ним это должны видеть родители. Мы с 1 класса собираем портфолио достижений ученика. Каждый родитель может увидеть, как растёт его ребёнок, каких результатов добился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социализация учащихся в начальной школе" Доклад.
Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе....
Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в начальной школе.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной...
Целесообразность работы по развитию устной и письменной речи учащихся в начальной школе. Борзенкова И. М.
Статья о целесообразности работы по развитию речи учащихся начальных классах....
ДОКЛАД Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации учащихся.
Выступление на педсовете в МБОУ Верхне-Бузулукская СОШ по теме " Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализаци...
Концепция воспитательной системы: формирование личности ребенка в начальной школе.
Концепция воспитательной системы: формирование личности ребенка в начальной школе....
Доклад на педагогическом совете "Панорама деятельности классного руководителя как условие успешной социализации учащихся"
Доклад о первоочередных задачах классного руководителя, принимающего детей в первый класс. Как научить детей общаться? Как сплотить детский коллектив?...
Социализация учащихся в начальной школе.
Социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов, отличающихся не просто своими взглядами и представл...