Статья "Развитие внимания, памяти детей младших классов".
статья (2 класс) на тему

Хельт Светлана Дмитриевна

Внимание – начальное и очень важное звено любого обучения. Быть внимательным – значить видеть и фиксировать множество деталей происходящего, а все это в дальнейшем становится базой для понимания процесса. Внимательность не редко влияет на успехи детей в учебе или другой деятельности. Чем старше ребенок, тем больше требований к нему предъявляют. Кому-то новые обязанности даются легко, а у кого-то возникают сложности. Давайте узнаем, как развить внимание у ребенка.

Память – это комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Память основана на запоминании, удержании и воспроизведении информации. Хорошая память очень выручает в жизни. Это одна из высших психических функций, которую нужно развивать в первые годы жизни очень активно. Учеными доказано, что она закладывается у детей до восьмилетнего возраста. После этого созданное хранилище лишь заполняется необходимой информацией. Чем больше ребенок будет заниматься, тем лучше развиваются его способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx444.6 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания, памяти детей младших классов.

Внимание – начальное и очень важное звено любого обучения. Быть внимательным – значить видеть и фиксировать множество деталей происходящего, а все это в дальнейшем становится базой для понимания процесса. Внимательность не редко влияет на успехи детей в учебе или другой деятельности. Чем старше ребенок, тем больше требований к нему предъявляют. Кому-то новые обязанности даются легко, а у кого-то возникают сложности. Давайте узнаем, как развить внимание у ребенка.

Внимание – способность сосредоточиться на чем-либо. Она не дается раз и навсегда. Ее можно и нужно развивать. В современном мире полно вещей, которые отвлекают. Внимание помогает из огромного количества информации выбрать основную суть и усвоить ее.

У внимания есть несколько свойств: концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. Нельзя говорить, что ребенок полностью не внимателен. Скорее всего, какое-то из его свойств развито слабее других. Поэтому чтобы откорректировать и развить внимание, нужно понять, какое из свойств развито слабее.

Концентрация – это способность сосредоточиться на конкретном объекте, понять задачу. Если она развита, то ребенок будет наблюдательным и организованным, если нет – рассеянным.

Задание: Концентрация внимания «Найди треугольник». Нарисуйте на листе в клетку в произвольном порядке контуры множества различных геометрических фигур. Предложите ребенку найти все треугольники и закрасить их. Игру можно усложнить: перед выполнением задания предложите порядок поиска различных фигур, сначала все треугольники найти и закрасить желтым карандашом, затем все овалы – синим цветом, далее прямоугольники – зеленым карандашом, круги – красным, квадраты – коричневым.

Объем – это количество информации, которую может хранить ребенок в один момент. Способность анализировать, обобщать, создавать классификацию говорят о хорошем объеме у ребенка.

Задание: Разложите на столе материалы для конструктивной деятельности, например, пластилин, краски, альбом, цветную бумагу, ножницы, карандаши, ластик. Пусть ребенок закроет глаза, уберите один предмет, спросите что изменилось, затем снова пусть закроет глаза – поменяйте принадлежности местами. Для поддержания интереса в следующий раз возьмите любые другие предметы. Играйте, придумывайте вместе с детьми свои упражнений, устанавливайте к ним правила постепенно задача, как развить внимание у ребенка будет полностью решена.

Устойчивость – это умение достаточно долго сосредотачиваться на объекте. При хорошем показателе ребенок усидчив, долго работает над заданием, ему нравятся сложные задачи, требующие долгого выполнения.

Задание: Возьмите пазлы, конструкторы, лабиринты различной сложности – это помогает удерживать внимание длительное время. Хорошо тренируют устойчивость внимания рисование по клеточкам, срисовки силуэтных изображений животных, растений, мультяшных героев, автомобилей.

Распределение – это способность быть внимательным к 2 и больше объектам. Если малыш одновременно делает хорошо несколько дел, то у него все хорошо с этим показателем.

Задание: Дайте ребенку сразу два задания – лепить шары, после каждого слепленного предмета перекладывать одну пуговицу из коробки в шкатулку. Попросите маршировать по периметру комнаты – на каждом повороте топать ногой.

Переключение – это умение переходить от одной ко второй задаче, сохраняя при этом концентрацию внимания.

Задание: Как развить внимательность у ребенка? Играть, играть и еще раз играть! Используйте любую иллюстрацию детской книги. Например, репка. Предложите ребенку положить на каждого персонажа определенные геометрические фигуры: на деда квадрат, бабку – прямоугольник, внучку – треугольник, собаку-круг, кошку – овал, мышку – трапецию. В следующий раз измените задание – используйте объемные фигуры, иллюстрации природы. Фантазируйте. Предложите придумать аналогичные игры ребенку. Это заставит думать, мыслить, вспоминать и переключать внимание, отыскивая в комнате подходящие предметы.

9 способов улучшить внимание ребенка.

1. Состояния здоровья ребенка. Наличие какого-либо заболевания провоцирует отклонения от нормы физического и психического развития. Обычное ОРЗ может стать причиной рассеянности, невнимательности. Приучайте ребенка укреплять иммунитет доступными способами: закаливание; утренняя гимнастика; физкультура; отсутствие вредных привычек; режим дня; чередование труда и отдыха; регулярное проветривание квартиры. Для профилактики и лечения заболеваний хорошо помогает дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Выполнение упражнений способствуют активному формированию внимательности.

2.  Ежесуточный полноценный 8-часовой сон. Хронический недосып провоцирует утомляемость, увеличивает риск возникновения неврозов, снижает степень устойчивости и концентрации внимания. Избежать неприятностей поможет соблюдение элементарных правил культуры сна: укладывание и подъем в одно и то же время (21 — 22 вечер, 6 — 7 утро); укладывание (спокойная игра, чтение, беседа, вечерний туалет, пожелание спокойно ночи); не стоит смотреть по вечерам ужастики и страшилки, а также сердито выговаривать какие-либо претензии – ребенку приснятся кошмары; обязательное проветривание спальной комнаты; тишина; темнота; пробуждение под приятные звуки (ласковый голос, спокойная мелодия); не требовать быстрого подъема с кровати – утро для ежедневного приятного пробуждения.

3. Регулярная физическая активность Движение обеспечивает здоровую жизнедеятельность всему организму, в том числе основному органу высшей нервной деятельности – головному мозгу. Только здоровый мозг дает человеку возможность развиваться в желаемом направлении. Замечательно, когда детей приучают к выполнению утренней зарядки, жизненно необходимо чтобы ежедневно ребята: гуляли в любую погоду; ходили; бегали; прыгали; играли в подвижные или спортивные игры.

4. Соблюдение режима и сбалансированности питания. Авитаминоз, переедание, недоедание, отсутствие завтрака, поздний ужин ведут к проблемам со здоровьем растущего организма, в результате ребенок становится рассеянным. Отрегулируйте питание, и одной причиной влияющей на успехи в развитии станет больше: обязательный завтрак по утрам; горячий обед; полдник; ужин за 2 часа до укладывания на ночь (во имя спокойного крепкого сна); по возможности все приемы пищи в одно и то же время; соблюдение рекомендаций врачей-диетологов по питанию детей; меньше вкусных вредностей, больше полезных продуктов.

5.  Доброжелательные, доверительные взаимоотношения с ребенком – залог успешности психофизического развития и школьного обучения, гарантия того, что опасный подростковый возраст пройдет без осложнений, а вся дальнейшая жизнь как минимум сложится удачно. Добрые отношения между членами семьи благотворным образом влияют на формирование такой черты личности как внимательность.

 6. Занятия между делом, по сути представляющие обычное общение между родителями и детьми. Они не требуют дополнительного вложения бюджетных средств, не отнимают драгоценного времени, но являются самым ценным фактором развития, способным сделать мальчишек и девчонок не просто внимательными, умными, но и счастливыми людьми. Предлагайте детям простые житейские задания, объясняя, что без детской помощи вам трудно справиться: посмотри внимательно и запомни, как бабушка готовит это блюдо, расскажешь вечером. Почему-то у меня оно получается не таким вкусным. Может я что-то забыла и делаю не правильно; прочитай в газете заметку, перескажешь, о чем там написано, пока я готовлю ужин. Наблюдайте изменения в окружающей природе, они научат вас тому, как развить внимательность у своего ребенка: видишь, какая круглая сегодня луна, а помнишь, какой она была вчера? Форма (растущая, убывающая), цвет, яркость, местоположение спутника – все идет на пользу внимания; растения у дома – они меняются каждый день (стала выше трава, больше листья, изменили окраску с нежно зеленого до темного, сломалась ветка, поник цветок). Ищите для общения и наблюдения любую мелочь, чем мельче, незаметнее детали тем острее становится детское внимание, развивается наблюдательность, память, мышление.

7. Наличие хобби. Школьник, увлекающийся каким-либо делом не заставляет родственников задаваться вопросом, как развить внимательность у ребенка. Любая конструктивная деятельность развивает внимание, формируют усидчивость. Сосредоточения и устойчивости внимания требуют: рисование; лепка; моделирование; вязание; конструирование; шитье; вышивание; коллекционирование.

8. Занятия в системе дополнительного образования. Творческие объединения, секции, кружки любой направленности способствуют общему развитию младших и старших школьников, развивают способности, выявляют скрытые таланты. Ребята приходят заниматься по своему желанию, делая самостоятельный выбор в пользу того или иного кружка. Уже одно это увеличивает стремление добиться успеха в выбранном деле. Стремление к успеху формирует умение ставить цели, реализовывать задачи различной сложности, воспитывает волевые качества личности, отсюда высокий уровень внимания и совершенство комплекса психических процессов, которые не могут развиваться одно без другого. Как развить внимательность у ребенка знают педагоги таких дисциплин как: вокал; хореография; обучение игре на музыкальных инструментах; декоративно-прикладное творчество; моделирование; экология; туризм; общая физическая подготовка и спорт; добровольчество.

9. Обучающие игры с детьми. Игра имеет магические свойства. Она развлекает, притягивает, учит, развивает. У каждого возраста свои игровые пристрастия. В семьях, где дети и родители часто играют вместе, становится меньше проблем с воспитанием и обучением младшего поколения. Для развития внимательности ребенка важно: создать условия для проведения игровых занятий, выполнения уроков (индивидуальное рабочее место, тишина, психологический комфорт, проветренная комната); рабочее место оборудовать с учетом детских пожеланий (в пределах разумного); мотивировать на игру, занятие, обучение, развитие (если ребенку не интересно чем-либо заниматься, или он не понимает, почему и для чего нужно учиться, он не станет сосредотачивать внимание на предмете, скучном задании); выполнять игровой комплекс на формирование всех свойств внимания; поощрять даже за самые незначительные результаты и успехи; не ругать за неудачи; помогать при необходимости; не превышать время занятий: для дошкольников оно составляет 10 — 15 минут, для школьников 20 – 25 минут; обеспечить систематичность занятий.

Память – это комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Память основана на запоминании, удержании и воспроизведении информации. Хорошая память очень выручает в жизни. Это одна из высших психических функций, которую нужно развивать в первые годы жизни очень активно. Учеными доказано, что она закладывается у детей до восьмилетнего возраста. После этого созданное хранилище лишь заполняется необходимой информацией. Чем больше ребенок будет заниматься, тем лучше развиваются его способности.

Память ребенка, в отличие от памяти взрослых, в основном кратковременная и непроизвольная. Т.е. ребенок хранит в памяти информацию меньший период времени, чем взрослый, и запоминает в основном непроизвольно – т.е без приложения каких-либо усилий и специального формирования образа. Непроизвольная память не обеспечивает “сплошного запоминания” и запоминания целого ряда событий. Запоминаются только некоторые, наиболее эмоционально окрашенные моменты. Взрослые же запоминают в основном произвольно, т.е. прилагая усилия и стараясь запомнить весь ряд требуемой информации. Долговременная память у взрослых развита намного лучше, чем у детей.

Для улучшения запоминания ребенку по-прежнему необходима эмоциональная окраска запоминаемой информации, а также понимание, для чего именно он запоминает. Чтобы информация из кратковременной памяти лучше переходила в долговременную, нужно постоянно повторять заученное (повторение – мать учения, известная школьная истина).

Игры для развития памяти дома:

1. Повторение цифр (номера телефонов или просто произвольный набор цифр) – как в прямом, так и в обратном порядке.

2. Играйте в пары слов. Придумайте 10 пар слов, Затем медленно повторите их вслух. После этого называйте первое слово, а ребенок должен повторить второе. Сначала называйте связанные ассоциативно слова, а затем усложняя задачу – не связанные.

3. Играйте в поход в магазин. Напишите список покупок и распределите роли. Покупатель должен купить все строго по списку, а продавец проверить правильность покупки.

4. Угадай, что это? Завязываем ребенку глаза и даем в руки небольшие предметы. Ребенок наощупь должен узнать предмет. После узнавания 5-7 предметов просим назвать их в первоначальном порядке.

5. Играйте в карточки – найди пару. Игра хороша известна, но от этого не становится менее эффективной. Переверните рисунком вниз несколько пар одинаковых карточек, и затем, переворачивая попарно, находите одинаковые. Если перевернуты непарные карточки, то они вновь переворачиваются картинкой к столу. Если открыта верная пара, то она или убирается или остается лежать открытой на столе.

6. Что изменилось, или кто лишний? На столе располагается 5-7-9 предметов/игрушек. Ребенку предлагается запомнить, что именно находится на столе. После этого ребенок отворачивается, а взрослый изменяет местоположение предметов и меняет часть из них на новые или добавляет/ убирает имеющиеся. Задача ребенка – обнаружить изменения. Чем больше изменений будет найдено – тем лучше. Можно просить назвать изменение местоположения, что именно изменилось – добавилось, убавилось или повернулось другой стороной.

7. Сравни списки. Разновидность игры “поход в магазин”. Родитель пишет ребенку список слов (примерно 10 шт). Задача ребенка – за 1 минуту запомнить этот список. После этого родитель дает ребенку другой список, в котором 7 слов заменены. Задача ребенка – найти те слова, которые были в первоначальном списке (то что он уже “купил”).

8. Нарисуй по памяти. Родитель показывает ребенку картинку на несколько секунд. После этого ребенок должен зарисовать картинку по памяти. Картинка необязательно должна быть полноценным изображением, как мы привыкли ее понимать, это может быть набор геометрических фигур так или иначе наложенных друг на друга, т.е. любое изображение, которое может повторить ребенок.

9. Поиграйте в поход в “темноте”. Завяжите ребенку глаза и попросите пройти аккуратно по квартире в нужном направлении. Например, дойти до кухни или принести со стола книгу. Чем меньше предметов будет при этом задето, тем лучше выполнено задание. Естественно, при этом обеспечьте безопасность прохода ребенка.

10. Рассказывайте детям придуманные истории, где герой использует некоторые предметы или проходит какие-то знаковые места. После рассказа просите ребенка назвать все места, где побывал герой, или все предметы, которыми он пользовался. Это тренирует одновременно память и внимание.

Игры на внимание и память.

C:\Users\Xamo4ka\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\лабиринт.jpg

Рисунок 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения для развития устойчивого внимания у детей младшего школьного возраста....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.

Учащиеся младшего школьного возраста часто рассеяны. В этой статье рассматриваются причины их рассеянности. Причины различны, их, конечно, необходимо знать родителям и педагогам, чтобы успешно воспиты...

Занятие по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Занятие по развитию внимания у детей младшего школьного возраста включает ряд упражнений, способствующих развитию внимания. Могут использоваться на любых уроках....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Внимание -это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте....

Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста

Для младших школьников характерна непостоянность внимания. Они очень быстро отвлекаются от темы урока и сосредотачиваются на другом предмете или явлении. Поэтому они не у...

Примеры некоторых приёмов работы по развитию воображения, внимания, памяти, мышления младших школьников

Методическая разработка "Примеры некоторых приемов работы по развитию воображения, внимания, памяти, мышления младших школьников"...