Современные проблемы в формировании чтения школьников с ОВЗ и пути их решения
методическая разработка (1 класс) на тему

Ночевнова Валентина Тарасовна

Современные проблемы в формировании чтения школьников с ОВЗ  и пути их решения.

 Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с ним и даже ранее чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна отхватывать все сферы активной деятельности, духовной жизни детей – труд, игру, общение с природой, музыку, творчество. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение, как одну из сфер духовной жизни ребенка. С этой целью уже в 1 классе у нас была создана библиотека. Это русские народные сказки, народные песни, загадки, авторские сказки, рассказы, представляющие, на мой взгляд, наибольшую ценность для нравственного, умственного и эстетического воспитания (Е. Чарушин, Л. Толстой…)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chteniya_konferentsiya.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция

«Современные проблемы в формировании чтения и письма школьников с ОВЗ и пути их решения»

Секция « Современные проблемы в формировании чтения школьников с ОВЗ  и пути их решения»

Тема: «

 

 Автор: Ночевнова Валентина Тарасовна

воспитатель ГБОУ школы-интерната № 136 г.о. Самара

Самара 2018

Современные проблемы в формировании чтения школьников с ОВЗ  и пути их решения.

 Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с ним и даже ранее чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна отхватывать все сферы активной деятельности, духовной жизни детей – труд, игру, общение с природой, музыку, творчество. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение, как одну из сфер духовной жизни ребенка. С этой целью уже в 1 классе у нас была создана библиотека. Это русские народные сказки, народные песни, загадки, авторские сказки, рассказы, представляющие, на мой взгляд, наибольшую ценность для нравственного, умственного и эстетического воспитания (Е. Чарушин, Л. Толстой…)

Я стремлюсь к тому, чтобы занятия по чтению оставляли заметный след в создании каждого ученика, были нацелены на умственное, эмоциональное, эстетическое и речевое развитие, навыки и умения, полезные для жизни и дальнейшей учебы.

С первого класса я стараюсь не просто познакомить своих детей с книгой, а стараюсь делать так , чтобы чтение стало их неотъемлемой частью жизни, а книга источником познания мира.

1. Использую яркие книги с яркими иллюстрациями, которые точно соответствуют содержанию книги.

2. На каждое занятие новая книга – формирование читательского кругозора.

3.  Провожу простейшие литературные игры, например «Назови героя по описанию», «Найти ошибки в последовательности сказки», «Догадайся по иллюстрации, о чем пойдет речь в книге» и т.д. 

4. Для занятия внеклассного чтения старалась, чтобы на каждой парте была книга, с которой дети знакомились на занятии , для того, чтобы каждый ребенок имел возможность лично «пообщаться» с книгой.

На родительских собраниях одним из часто задаваемых вопросов -Как приучить ребенка читать?

- В первую очередь, как я считаю, родителям нужно не заставлять ребенка читать, а показывать личным примером: ребенок должен видеть, что они сами с интересом читают книги и обсуждают их.

 А в качестве упражнений я  использую следующие приемы  на занятиях , которые помогают пробудить у учащихся интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культур.

1.. Упражнения над артикуляцией

     - Чтение чистоговорок

          Жа-жа-жа – есть иголки у ежа

          Ло-ло-ло  -  на улице тепло

         Чи-чи-чи  - у дома кирпичи

     - Скороговорки

       Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки и т.д.

2. Упражнения на развитие фонематического слуха

  • «Назови слова»

· Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук а (т,о,р и т.д.)

·Назови слова, которые заканчиваются на звук п.

· Назови слова, в середине которых есть звук л (м, н  и  т.д.)

  • 2«Хлоп-хлоп»

· Нужно поймать слово, которое начинается со звука с (г, в  и т.д.)

Дача, кошка, свечка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка и т.д.

3.«Играем со словом»

· Придумай слово, которое заканчивается (начинается ) на такой же звук, как и в слове  «лягушка», «стол».

· Назови первый (последний) звук в слове «луч», «сила» и т.д.

·  Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча» и т.д.

4. Упражнения на развитие грамматических навыков.

  • «Вторая половинка».

При чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно посредине слова. Используйте это упражнение чаще, если ребенок искажает окончания слов при чтении.

Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки, бегают по площадке.

Это упражнение можно использовать на любых текстах.

  • «Кто? Что?»

Составление предложений по моделям.

Кто?       Что делает?        Что?

Кошка        пьет             молоко

Кто?       Что делает?        Что?      Чем?

Галя         поливает         цветы      водой

  •  «Угадай конец фразы»

Дети ели ка… .

На столе лежат бумага и кра… .

В лесу растут гри… .

У нас есть петух и … .

4. «Слова перепутались».

Восстановление предложений.

Дымок, идет, трубы, из.

Любит, медвежонок, мед.

Стоят, вазе, цветы, в.

5. Упражнение на развитие словарного запаса.

1. «Игра в слова».

Назови как можно больше слов обозначающих фрукты (овощи, цветы, транспорт и т. д.)

2. «Назови действие».

Метель метёт, а гром …,  ветер …, а снег …,  дождь …, а солнце … .

3. «Признак».

4. «Сравни».

По вкусу – лимон и мёд.

 По цвету – ромашку и гвоздику.

 По ширине – дорогу и тропинку.

Я, хочу рассказать об игровых ситуациях на  внеклассных занятиях.

Объединив игру и учебный процесс, данная технология позволяет осуществлять дифференцированный подход, вовлекать в работу каждого, учитывая его интерес, склонность и уровень подготовки. Упражнения игрового характера обогащают младших школьников новыми впечатлениями, снимают утомляемость, позволяют полюбить книгу и процесс чтения. В своей деятельности я использую различные игры в практике приобщения младших школьников к чтению.

Разыгрывая в классе короткие сценки ,я  обращаю внимание ребят на то, что исполнитель роли зайчика, например, преображается в своего героя при помощи маски. Так и звук преобразуется в букву при помощи символа на бумаге.

Все виды деятельности на занятии в первом классе можно проводить с элементами игры. Это в значительной степени улучшает не только обучение чтению, но и весь воспитательный процесс.

 Такие игры как «Буква потерялась», когда детям предлагается среди согласных найти гласную и наоборот, интересны детям и полезны для закрепления материала.

Очень любят первоклассники и составление ребусов.

 Ребусы – отличное упражнение для развития понимания буквенного состава слова.

Игры на каждом занятии должны меняться. Психология школьников младшего возраста такова, что долгая концентрация на одном и том же занятии, пусть это даже игра, невозможна. По этому педагог  должен обладать большим запасом игр. Их подбор обуславливается степенью подготовленности класса. Иногда, когда в классе находятся дети, которые пришли в школу, уже умея читать, и те которые только начинают изучать буквы, необходимо разделить класс на группы, и каждой из них дать своё игровое задание.

Упражнения, которые помогают выучить буквы

В классе, обычно, есть несколько детей, не обладающих хорошей зрительной памятью, для которых запомнить буквы сложно.

Им помочь можно, используя специальные упражнения, которые опираются не столько на зрительное, сколько на осязательное восприятие. Их можно использовать во время изучения буквы сразу, не выясняя, есть ли у части детей сложности с запоминанием букв. А затем уже повторить с теми детьми, которые в этом нуждаются.

1.  Слепить букву из пластилина. Размер буквы должен быть максимально большим – не менее пяти сантиметров. Во время лепки педагог обращает внимание детей на прямые и округлые элементы буквы.

2. Детям предлагается срисовать букву с доски на лист цветной бумаги. Если буква срисована правильно, детям предлагается вырезать её ножницами и наклеить в альбом. Затем в этот же альбом наклеиваются таким же образом другие буквы. Потом туда можно наклеивать слоги, слова. Использовать его для составления самостоятельных ребусов.

3. Раскрашивание букв, нарисованных педагогом

4. Обведение букв. Педагог  пишет большую букву на доске, а затем вызывает к доске несколько детей, каждый из которых обводит букву цветным мелком.

5. Игра «На что похоже». Педагог пишет большую букву на доске, а дети по очереди говорят о своих ассоциациях. Например, буква «П» похожа на ворота, буква «О» на обруч и т.д. Педагог хвалит детей, которые не просто повторяют сравнения, которые где-то услышали, а придумывают свои собственные.

6. Письмо в воздухе. При изучении буквы педагог просит обвести букву в воздухе перед собой. При этом упражнении педагог должен проявить максимум внимания, чтобы заметить, если кто-то их детей обводит букву неправильно.

7. Ищем букву на прогулке. Во время совместных мероприятий на свежем воздухе педагог периодически просит увидеть буквы в окружающих предметах. Например, турник на площадке похож на букву «П», Столб на автобусной остановке на букву «Г» и т.д.

Если ребёнок будет регулярно играть в такие игры, у него в дальнейшем будет намного меньше ошибок при письме.

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ПОХОЖИЕ ИГРЫ МОЖНО ПРОИЗВОДИТЬ И ПОЗЖЕ, КОГДА ДЕТИ УЖЕ НАЧАЛИ ЧИТАТЬ СЛОВА.

1. Игра по поиску знакомого слова. Детям раздаются карточки со словами, напечатанными разным шрифтом и разным цветом. Задача – найти знакомое слово, которое на карточке встречается несколько раз.

2. Игра «Превращение».  Педагог пишет на доске слово, а рядом в колонке отдельные буквы. Дети по очереди выходят к доске, стирают первую букву и вместо неё пишут букву из колонки. Слово «мама» превращается в «дама», «рама», «Кама», а слово «миска» - в «киска», «лиска» и т. д.

3. Игра «Найди портрет». Педагог  раздаёт детям карточки с написанными на них названиями животных и отдельно карточки с их изображениями. (Кот, пёс, лиса, коза, жук и т.д.) Дети должны правильно соотнести изображение и слово.

4. Игра «Два в одном». Педагог  пишет на доске слово, например, «услуга». Детям предлагается найти в середине этого слова второе – «слуга» и т.д.

УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ ДОБИТЬСЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ

По ФГОС выразительность чтения является одним из необходимых требований. Для первоклассников, которые только учатся читать, выразительность иногда является большой проблемой. Добиться её могут помочь следующие упражнения:

1. Игровое чтение. Читая, ребёнок играет какую-либо роль. Например, педагог предлагает ребёнку прочесть некоторые слоги в роли зайчика. Затем птички. Затем медведя и т.д.

2. Чтение в разном темпе. Ребёнка просят прочесть текст медленно. Затем быстро. Затем опять медленно.

3. Чтение с помехами. Это упражнение развивает не только выразительность чтения, но и сосредоточенность, силу воли, внимательность. Одному из ребят поручается прочесть короткий текст. Его сосед по парте становится слушателем. Остальные дети во время чтения тихонько хлопают в ладоши или произносят шёпотом какое-то слово. Цель упражнения прочесть текст так, чтобы сосед по парте его услышал и понял его смысл.

Использование игр и игровых упражнений на занятии помогает учащимся не только успешно усваивать школьную программу, но и получать масса положительных эмоций от учебного процесса, сплачивает коллектив, развивает здоровый дух соревнования, даёт детям уверенность в своих силах.

В заключение своего доклада, я хочу сказать, что данные игровые ситуации превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки правильного, сознательного и выразительного чтения.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
(В.А.Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения.

Материал представляет собой статью о проблемах обучения русскому языку детей мигрантов....

Проблемы преемственности начальной и основной школы и пути их решения

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5 классе - одним из труднейших периодов школьного обучения....

Проблемы преемственности начальной и основной школы и пути их решения

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5 классе - одним из труднейших периодов школьного обучения....

Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения.

Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный ...

Проблемы преподавания рисования в дополнительном образовании и пути их решения

Целью занятий по предметам в области изобразительного искусства, как в основном, так и в дополнительном образовании является формирование творческой личности учащегося, приобщение его к достижениям ми...

Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения

Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения...

Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения

Рост количества детей с трудностями усвоения чтения и с вариативными нарушениями данного навыка а общеобразовательных школах ( 1 из 5 учащихся имеет те или иные симптомы дислексии), наличие у данной к...