Родительское собрание на тему: «10 ошибок воспитания ребёнка в семье»
методическая разработка на тему
Предлагаю Вашему вниманию план проведения родительского собрания на тему : "10 ошибок воспитания ребёнка в семье". Требуется предварительная подготовка -анкетирование родителей и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sobranie.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Родительское собрание на тему:
«10 ошибок воспитания ребёнка в семье»
Подготовила: Баринова С.Б.,
учитель начальных классов
г. Воскресенск, 2016 год
Родительское собрание на тему:
«10 ошибок воспитания ребёнка в семье»
«К воспитанию детей следовало бы
относиться как к самой важной
из земных профессий». Ю.Рюриков
Цель: Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семье.
Подготовка
Накануне родительского собрания, учитель просит школьников описать свои роль и место в семье, заполнить анкету.
Ход собрания:
Уважаемые родители! Сегодня мы будем выполнять работу над ошибками. Да, да Вы не ослышались.Все вы согласитесь, что бесконфликтных семей не бывает. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но ещё и содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Попробуем сформировать причины конфликтов:
- непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
- чрезмерная забота родителей о ребёнке, в результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;
- разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходится лaвировать между требованиями отца и матери, а иногда и бабушки;
- чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая «злопамятность» - частые напоминания о прошлых «грехах» ребёнка.
Мы должны принимать ребёнка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая знaчение его неудач. Если этого нет в семье – ребёнок уходит на улицу к таким же неустроенным, как он сам.
Обмен опытом.
Я думаю, что сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический, но и практический характер. И такой практической стороной нашего собрания может стать обсуждение тех наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в процессе воспитания ребёнка.
В книге Н.И. Дереклеевой «Организация родительских собраний» зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Эта формула является результатом анализа возникновения конфликтных ситуаций.
Попытайтесь её расшифровать.
Законы семьи = (ед.тр.) + (зн. похв.) + (тр. уч.) + (разд. благ.)
1 закон – единство требoваний отца и матери, предъявляемых ребёнку.
2 закон – закон значимости похвалы для ребёнка.
3 закон – закон трудового участия каждого члена семьи.
4 закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребёнка, значит, ребёнок состоится как человек, как личность.
Классный руководитель просит родителей рассказать о роли ребёнка в семье. После этого предлагает родителям сравнить ответы с результатом опроса школьников.
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы или папы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребёнка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? Вот эти типичные ошибки:
1.Oбещание «больше не любить».
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я бoльше не буду тебя любить». Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребёнка – ребёнок будет воспринимать вас как людей лживых. Намного лучше сказать так: «Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение я не одобряю».
2.Безрaзличие. «Делай что хочешь, мне всё равно».
Никогда не надо показывать ребёнку, что вам всё равно, чем он занимается. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребёнком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что я люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобиться, ты можешь спросить у меня совета».
3.Слишком много строгости.
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная». Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что – то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребёнку, напоминает дреcсировку. Ребёнок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно всё обсудим – почему и зачем».
4.Детей надо «бaловать».
«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребёнку это пока не по силам». Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребёнок не чувствует себя счaстливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй – ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу» - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
5.Навязанная рoль.
«Мой ребёнок – мой лучший друг». Дети готовы сделать всё, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Они даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешёнными.
6.«Больше дeнег – лучше воспитание».
Любовь не купить за деньги – звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают всё, чтобы ребёнок ни в чём не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведённый вместе досуг для ребёнка намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребёнка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.
7.Наполеонoвские плaны.
«Мой ребёнок будет заниматься музыкой (хоккеем; живописью), я не позволю ему упустить свой шанс». К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своём воображении, разбивается о полное нежелание ребёнка заниматься, скажем, музыкой. Заполняя день ребёнка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.
8.Слишком мaло ласки.
«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребёнка». Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придаёт уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно всё – таки в большинстве случаев исходить от самого ребёнка. Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.
9.Ваше настроение.
«Можно или нет? Это зависит от настроения». Родители должны показывать ребёнку, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Ребёнок понимает только одно: всё равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Дети пользуются этим. Поэтому надо договориться - «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать всё, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».
10.Слишком мало времени для воспитания ребёнка.
«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя». Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребёнка, надо и время для него найти. Ребёнок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Найдите вечером полчаса( в этом вопросе качество важнее количества), поговорите с ребёнком о том, как прошёл его день.
Вывод: Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это действительно очень кропотливый, нелегкий труд – быть родителем. Русская пословица говорит: «Не мы на детей походим, а они на нас».
Приложение.
Анкета для родителей 2
Уважаемые родители !
Нам важно узнать, что вы считаете наиболее значительным для своего ребёнка.
- Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?
Да ________ Нет ___________
- Единодушны ли вы с супругом в вопросах воспитания ребёнка?
Да ________ Нет ___________
- Кто, как вы считается, ответственен за воспитание ребёнка?
Семья ______ Социальная среда _______ Школа ______
- Ваш ребёнок именно такой, о каком вы мечтали, или вам хочется во многом его изменить?
Да _______ Нет _________ Не знаю _______
- Часто ли вы реагируете "взрывом" на поступки ребёнка, а потом жалеете об этом?
Да _______ Нет ________ Иногда ________
- Вам случается просить прощение у ребёнка за своё поведение?
Да _______ Нет ________ Иногда ________
- Считаете ли вы, что понимаете внутренний мир ребёнка?
Да_______Нет________
Опрос для детей
"Взаимоотношения в семье"
1.Какими вы считаете взаимоотношения в семье?
А хорошими
Б не очень хорошими
В плохими
2. Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?
А да
Б нет
3. Хочешь ли ты, чтобы твоя семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?
А Да
Б нет
4.Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей?
А здоровье детей
Б хорошая учёба детей
В деньги
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе
А решает сообща проблемы
Б работает на приусадебном участке
В вместе проводит досуг, смотрит телепередачи
Г обсуждает вопросы учёбы детей
Д делится впечатлениями о прожитом дне
Е каждый занимается своим делом
допишите_____________________________________________
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты
А да
Б часто
В редко
Г не бывают
__________________________________
7. Каковы способы разрешения конфликтов в семье
А примирение
Б обсуждение ситуации
В конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер
8. Бываете ли вы свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми
А да
Б нет
В иногда
9. Как Вы реагируете на семейные конфликты
А переживаете
Б плачете
В пытаешься помирить
Г уходишь из дома
10. Что вы намерены делать для укрепления семьи?
________________________________________________________________
Литература:
Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя», Изд-во «ВАКО» 2003 год.
Ж-л «Классный руководитель , 2007, №6.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения, - МТ Сфера, 2003.
Павлов А. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж-л «Воспитание школьников»; 2001, №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребёнку хорошо учиться"
Родительское собрание на тему: " Как помочь своему ребёнку хорошо учиться " разработано с целью интеграции усилия родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащих...
Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»
Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Родительское собрание на тему: "Поощрение и наказание ребёнка в семье"
Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание ребёнка в семье»...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ». ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Родительское собрание. Лекция для родителей. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в семье...
родительское собрание ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПООЩРЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ
Раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей и определить оптимальные позиции родителей по теме родительского собрания. Выявить у родителей знания по применению поощ...
Родительское собрание на тему " Поощрение и наказание ребёнка в семье"
Конспект родительского собрания Дата проведения Форма мероприятияРодительского собраниеТема мероприятияПоощрение и наказание ребёнка в семье Цель мероприятияФормирование у родителей ку...