Родительское собрание на тему: "Поощрение и наказание ребёнка в семье"
материал (1 класс) по теме
Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание ребёнка в семье»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
собрание для родителей на тему «Поощрение и наказание ребёнка в семье» | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Поощрение и наказание ребёнка в семье»
Время проведения: II четверть 1 класса
Форма проведения: лекторий для родителей, практикум, обмен мнениями
Цели: формирование у родителей культуры поощрения и наказания
Задачи: обсудить проблему поощрения и наказания ребёнка в семье; определить значение этих методов воспитания; обобщить и дополнить знания родителей о видах поощрений и наказаний
Подготовительный этап: провести анкетирование родителей (Приложение 1, Приложение 2) и проанализировать результаты; распечатать памятки для родителей (Приложение 3, Приложение 4)
Уважаемые родители! Проблемы, которые мы рассмотрим сегодня, являлись злободневными всегда. Неумелое применение поощрения и наказания не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности ребёнка.
Проблема наказания – неисчерпаемая тема дискуссий. Выбор предпочитаемых методов закладывается у будущих мам и пап ещё в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Как часто слышишь от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребёнок вырастет не избалованным», «Я всегда слушалась свою маму, и мой ребёнок обязан меня слушаться». Бывает, правда, и иначе: взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь и обиды, понимает, что никогда не поступит так же.
Итак, начнём с сути понятий. Можно выделить следующие виды наказаний:
- Словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения)
- Физическое наказание (шлепки, порка, подзатыльники)
- Наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, отказ от контакта)
- Наказание трудом (уроками, чтением)наказание лишением (прогулок, сладостей, компьютера)
Физическое наказание для одних родителей абсолютно неприемлемо, для других – в порядке вещей. В большинстве случаев за благовидной целью воспитания обнаруживается неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом. Физические наказания приводят к тому, что дети становятся неуравновешенными, ранимыми, замкнутыми или вспыльчивыми; повышается уровень тревожности ребёнка; агрессия родителей приводит к агрессии детей.
Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими вреда ребёнку. И трудно представить родителя, который ни разу в жизни ни крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело с аффективной (эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются на ребёнка, когда у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка. Просто из-за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы типа «Всё из-за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность.
Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо «Ты-высказывание» («Ты опять получил двойку! Когда это закончится!») заменить «Я-высказыванием» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим- выучи и расскажи мне эту тему.»)
Наказание изоляцией рекомендуется применять спокойно, объясняя причину наказания, обговорив условия его прекращения. Не нужно забывать об индивидуальных особенностях детей. Иногда такое наказание превращается в жестокую пытку и приводит к сильнейшему стрессу.
Наказание трудом – очень противоречивый метод. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». «За то, что опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.
Часто мы наказываем детей за такие промахи и поступки, которые можно и целесообразно дать им осознать, прочувствовать на собственном опыте. Порвал новые брюки – зашей и ходи с заплаткой. Опоздал к обеду – жди ужина. Плохо выполнил работу – переделай.
Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда ребёнку? Известный учёный Ю.Гиппенрейтер советует родителям следующее: когда наказания не избежать, придерживайтесь одного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь идёт о наказании лишением. Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно: прогулка, компьютерные игры, катание на велосипеде, выход в гости и т.д. Если ваш ребёнок совершает плохой поступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.
Итак, подытожим:
- Выбирая наказание, всегда спрашивайте себя, какую цель вы преследуете, удастся ли добиться поставленной цели? Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что их станет меньше? Может, причина неуспеваемости не связана с прилежанием. Ребёнок просто не усваивает материал.
- При выборе метода наказания контролируйте свои эмоции.
- Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте наказания, только если ребёнок совершил действительно серьёзный проступок.
- Не наказывайте трудом, чтением и т.п.-тем, что он должен делать добровольно и получать от этого радость.
(Учитель знакомит родителей с содержанием памятки «Как наказывать детей» (Приложение 3)
Обмен мнениями
- При каких условиях надобность наказания отпадает?
- Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказание несправедливо?
- Нужно ли наказывать за плохую отметку?
- Нужно ли наказывать дважды за один и тот же проступок?
- За какие из перечисленных видов деятельности надо поощрять? Хорошая учёба, примерное поведение, благородный поступок.
- Надо ли наказывать трудом?
- В чём вред физических наказаний?
Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного результата поведения ребёнка как поощрение. Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее, а не ругают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала.
Действенная похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребёнка, его действия, а не его самого. Действенная похвала должна быть незамедлительной. Хвалить нужно искренне, без заигрывания. Дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать способности и уровень развития ребёнка. За одинаковый результат разных детей и хвалить нужно по-разному. Похвала тогда будет эффективной, когда звучит не очень часто. У детей, которые привыкли к постоянным похвалам, появляется чувство вины и протеста в случае неудач, формируются потребности в постоянном восторженном, восхищённом признании его личности.
( Учитель знакомит родителей с содержанием памятки «Как поощрять ребёнка» (Приложение 4)
Тренинг-практикум для родителей
Послушайте описание ситуации. Решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно.
- После концерта: «Юля, ты лучшая пианистка в школе!» (Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!»)
- «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки на месте». (Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения)
- Мальчик играет с другом в шахматы. Мама заходит и говорит: «Какой ты сегодня молодец!» (Неясная похвала. Надо объяснить, почему. Например, «Я рада, что ты не забыл вымыть посуду», «Я рада, что ты полюбил шахматы».)
«Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!» (Ребёнка захваливают. Лучше сказать:» Ты много работал сегодня. Всё сделал, как надо было»)
Анкета для родителей (вариант 2)
- Считаете ли вы проблему поощрения и наказания детей в семье важной и актуальной?
- Да
- Нет
- Как вы относитесь к поощрениям и наказаниям в семье?
- Как к необходимому и значимому методу семейного воспитания
- Как к родительской обязанности
- Не задумывался над этим
- Как вы относитесь к наказанию детей в семье?
- Как к необходимому в некоторых ситуациях методу воспитания
- Как к важному методу
- Как к нежелательному методу воспитания
- Наказывали ли вас в вашей семье?
- Да, регулярно
- Иногда, если этого заслуживал
- Почти никогда
- Как вы поощряете своего ребёнка?
- Материально
- Морально
- Сочетаю различные формы поощрения
- Какие формы поощрения вы считаете наиболее значительными?
- Покупка одежды
- Покупка предметов, связанных с интересами и увлечениями ребёнка
- Денежное поощрение
- Словесные формы поощрения
- Объятия, поцелуи и т.п.
- Какие формы наказания вы считаете наиболее приемлемыми?
- Физическое наказание
- Исключение общения с ребёнком
- Лишение ребёнка чего-то
- Как вы думаете, чем может грозить частое использование родителями физического наказания по отношению к ребёнку?
- Потерей контакта с ребёнком
- Проблемами с психикой ребёнка
- Агрессивностью и озлобленностью ребёнка
- Изменением нравственной сферы личности
Приложение 3.
Памятка для родителей
«Как наказывать ребёнка»
- Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.
- Помните об ответственности при выборе форм наказания.
- Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.
- Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.
- Не бойтесь рассказать ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя.
- Требуйте от ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она не была.
- Защищайте ребёнка, если уверены в том, что он не совершал дурного поступка.
- Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи, не скрывайте его проступок от супруга(супруги). Это может привести к потере вашего авторитета.
- Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.
- В промахах вашего ребёнка не пытайтесь делать виноватым других людей.
- Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.
Приложение 4.
Памятка для родителей
«Как поощрять ребёнка»
- Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
- Поощряйте ребёнка жестами: ему будет тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно пожмёт руку.
- Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам ребёнка, его поведением.
- Используйте чаще фразы «ты прав», «мы согласны с твоим мнением». Это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
- Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы и т.д.
- Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему.
- Если хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться.
- Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.
- Если ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте их стоимость и ценность.
- Учите ребёнка понимать и ценить поощрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"
Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...
Родительское собрание по теме "Поощрения и наказания в семье"
Данное родительское собрание проходило в 3 классе. На нем шло обсуждение вопросов поощрения и наказания в семьях детей. Перед собранием беседа проходила с детьми. Предлагались анкеты и памятки родител...
Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»
Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»...
Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание в семье"
Цели и задачи: 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье. 2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.3. Показать преимущес...
родительское собрание ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПООЩРЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ
Раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей и определить оптимальные позиции родителей по теме родительского собрания. Выявить у родителей знания по применению поощ...
Анкета для родителей к родительскому собранию на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка»
Приложение №4 к "Программе по работе с родителями"...
Родительское собрание на тему " Поощрение и наказание ребёнка в семье"
Конспект родительского собрания Дата проведения Форма мероприятияРодительского собраниеТема мероприятияПоощрение и наказание ребёнка в семье Цель мероприятияФормирование у родителей ку...