«Духовность и нравственность – основа воспитательной работы в школе»
статья на тему
Доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_duhovnost_i_nravstvennost_-_osnova_vospitatelnoy_raboty_shkoly.docx | 41.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЗУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Г.О. СЕРЕБРЯНЫЕ ПРУДЫ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РФ
Выступление по теме
«Духовность и нравственность -
основа воспитательной работы в школе»
Подготовила: Н.В. Тихонова,
учитель начальных классов,
заместитель директора по ВР
2017 год
«Духовность и нравственность – основа воспитательной работы в школе» | Слайд №1 |
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характера, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки». Воспитательное пространство МОУ «Узуновская СОШ» представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства – детьми, педагогами, родителями. | |
Цель воспитательной работы школы: создание условий для становления и развития качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции. Система духовно-нравственного воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеурочную, социально-значимую деятельность обучающихся, участие в районных мероприятиях, работа с педагогическим коллективом, взаимодействие с родителями. | Слайд №2 |
Особенно хотелось бы остановиться на одной из основных форм воспитания духовно-нравственной личности в нашей школе – краеведении. Есть в нашей школе уголок, где можно встретиться с прошлым и осмыслить современное – это наш школьный музей, который был основан еще в 1974 году. Многие годы тщательно и с любовью об истории жизни земляков обучающиеся под руководством классных руководителей и руководителя школьного музея собирают в школьный музей экспонаты: альбомы, фотографии, газетные вырезки, отзывы об экскурсиях, которые мы теперь можем не только рассматривать, читать, но и восхищаться собранным материалом, работать с ним, рассказывать и показывать другим заинтересовавшимся. Ежегодно юные краеведы принимают участие в районных, областных краеведческих конференциях. Так, Воронин Михаил, выпускник 2016г., стал победителем районной историко – краеведческой конференции с исследовательской работой «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны». Чтобы привить детям любовь к родному краю, вызвать интерес к своей истории, регулярно к знаменательным датам классными руководителями совместно с краеведческим музеем проводятся торжественные мероприятия: линейки, Уроки мужества, уроки истории при изучении тем о войне, готовятся сообщения по материалам музея о детях войны, тружениках тыла, ветеранах Великой Отечественной войны; сочинения «История войны в судьбе моей семьи», «Навечно в памяти народа». Незабываемыми остаются для ребят экскурсии в музей по темам «История комсомольской организации», «Трудовые династии нашего села», «Школа и ее выпускники», «Село Узуново в годы Великой Отечественной Войны». Тема «Земляки» является ведущей в историко – краеведческой работе. Исследовательская работа Гладилиной Александры, выпускницы 2017 г., на тему «Героизм и милосердие наших земляков во время освобождения Москвы» стала ярким тому подтверждением. Ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла нашего села охвачены вниманием и заботой: для них ребята готовят своими руками подарки, поздравляют со всеми праздниками, оказывают помощь в уборке территории у дома. Ежегодно воспитанники школы активно участвуют во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Свет в окне». Традиционными стали общешкольные мероприятия памяти В.И. Чуйкова, экскурсии в районный музей В.И.Чуйкова, вахты памяти. Юные краеведы Новик Анна, Болдаева Полина, Мильцева Анастасия в 2016 году стали призерами областного конкурса (очный этап) «Мой музей», в коллективной номинации «Музейная экспозиция патриотической направленности «Пусть поколения знают!». Благодаря кропотливой совместной деятельности обучающихся и педагогов фильм «Любить и беречь Родину» стал победителем областного конкурса музеев в 2012 году (г. Ивантеевка). Эта победа - свидетельство того, что наш музей стал настоящим центром патриотического, духовно-нравственного воспитания в школе. Активно продолжается краеведческая работа и в летнем детском оздоровительном лагере «Узуновец». Это уроки: «Пушкинский след в Подмосковье», «Наш земляк Сергей Столяров», «Россия - наша держава», и знакомство с достопримечательностями с. Узуново, и посещение Никольского Храма, и торжественная линейка, посвященная Дню памяти и скорби «Память вечно жива», и презентация «Детство, опаленное войной», и экскурсия в школьный музей «Военные экспонаты рассказывают». Еще одним из главных направлений работы мы считаем изучение православной культуры. На уроках: «Основы религиозной культуры и светской этики», «Духовное краеведение Подмосковья», занятиях дополнительного образования обучающиеся знакомятся с историей православия в мире, становлением и развитием православия на Руси. Уроки православной культуры дают позитивные результаты. Души детей становятся чище. Неоценимую помощь оказывают нам священнослужители. Ведь только они могут сказать то слово, в котором нуждается душа ребенка, родителей и педагогов. Нашими частыми гостями стали иерей Виталий Храмов, настоятель Никольской церкви, и иерей Максим, настоятель храма с. Петрова. Сотрудничество с ними расширилось и обрело новые формы: это и молебен на успешную учебу, и проведение разъяснительной работы с родителями и обучающимися на нравственные темы: «О молодежных объединениях, группировках», «Нравственный облик молодого человека», «Здоровый образ жизни», экскурсии в храмы городского округа Серебряные Пруды, совместные праздники, посвященные Славянской письменности, Рождеству, Пасхе. Свои впечатления дети оставляют в сочинениях, отзывах, которыми продолжает пополнятся наш музей. Обучающиеся активно участвуют в школьных и районных фестивалях, творческих конкурсах «Я люблю Россию», «В мире права и закона», «Права человека глазами ребенка», «И помнит мир спасенный», «Рождественское чудо», «Чудо из чудес – Христос Воскрес», «Агафангеловские чтения», «Красота Божьего мира», в которых становятся победителями и призерами. | Слайд № 3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 Слайд №15 Слайд №16 Слайд №17 Слайд №18 Слайд №19 Слайд №20 Слайд №21 Слайд №22 Слайд №23 Слайд №24 Слайд №25 Слайд №26 Слайд №27 Слайд №28 Слайд №29 Слайд №30 Слайд №31 Слайд №32 Слайд №33 Слайд №34 Слайд №35 Слайд №36 Слайд №37 |
Воспитать духовно-нравственную личность в отрыве от семьи невозможно. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. Для родителей проводятся индивидуальные беседы, общешкольные собрания по темам: «Поговорим о правах ребёнка», «Взаимодействие образовательного учреждения и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания», «Медиабезопасность», на которые приглашаются специалисты медицины, психологи СРЦН «Подросток», сотрудники полиции. Родители участвуют в подготовке и проведении школьных мероприятий, организуют экскурсии по историческим местам боевой славы, в музеи. Неизгладимые впечатления оставляют встречи с родителями – участниками боевых действий. Так, Петрухин Владимир (отец ученика школы) на вечере памяти «Афганский излом» рассказал о своей службе в Афганистане. | Слайд №38 Слайд №39 Слайд №40 Слайд №41 Слайд №42 Слайд №43 |
Вопросы духовно-нравственного воспитания регулярно рассматриваются на заседаниях школьного методического объединения классных руководителей, педагогических советах «Бесконфликтная школьная среда. Как ее достичь?»; «Здоровый образ жизни – экология души воспитанника и педагога» Педагоги нашей школы приняли участие в работе зональной научно – практической конференции в городе Коломна по теме «Из опыта социально – педагогической работы школы по предупреждению асоциального поведения обучающихся»; в г. Зарайске, в конференции «Историко – культурные традиции в формировании нравственных ценностей подрастающего поколения» - Смыслова Елена Сергеевна. | Слайд №44 |
Хочется надеяться, что духовно – нравственное направление в нашей работе поможет детям стать культурными и воспитанными. Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Душа, как храм, закладывается в детстве. И мы, педагоги, прикладываем все усилия, чтобы воспитать чуткую, отзывчивую, добрую душу ребенка. | Слайд №45 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа в школе
«Отделять учение или науку от воспитания – пагубный предрассудок, в который ныне впадают многие, особенно люди, мечтающие приготовить посредством школы гражданина и совершить это посредством науки. Са...
Основы воспитательной работы, как одно из условий реализации требований ФГОС
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использов...
Гражданско-патриотическое воспитание как основа воспитательной работы классного руководителя
Гражданско — патриотическое воспитание — это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности ...
Брошюра-программа районного семинара "Профилактическая работа по противодействию потребления вредных веществ среди обучающихся как одно из важнейших направлений воспитательной работы в школе"
В брошюре раскрыта парадигма семинара,его ключевые моменты....
Внеурочная деятельность, предусмотренная стандартами нового поколения, как основа воспитательной работы.
выступление на педсовете....
Доклад на тему"Духовно–нравственное развитие и гражданско–патриотическое воспитание обучающихся как основа воспитательной работы гимназии (из опыта работы)"
В докладе раскрыт опыт работы учителя по теме"Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся"....
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся как основа воспитательной работы в школе
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися...