Основы воспитательной работы, как одно из условий реализации требований ФГОС
статья на тему
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pedsovet_2017_2.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы воспитательной работы, как одно из условий реализации требований ФГОС
«Единственный путь, ведущий
к знанию - это деятельность»
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход.
Восточная мудрость гласит: «Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса». Системно-деятельностный подход был введён в 1985 г. как особого рода понятие, снимающее оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно-деятельностным.
При этом целью данного подхода являются:
- Создание установки на самостоятельность
- Свобода выбора
- Подготовка к жизни
- Достижение личностных и метапредметных результатов
Китайская мудрость гласит:
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования, т.е. деятельность – это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.
При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.
Мы говорим о системно-деятельностном подходе в образовании и не отрываем это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия, в т.ч. в социально-значимых ситуациях.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не руководителя кружка, а учащихся.
Позиция педагога к воспитанникам кружка не с ответом, а с вопросом.
Позиция воспитанника: за познанием мира в специально организованных условиях.
Педагогам это должно позволить:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
Как же осуществляется системно – деятельностный подход в кружковой деятельности в нашей школе?
Это-проектная деятельность, деловые игры (деятельностный подход), коллективные творческие дела
а) Остановимся на проектной деятельности.
Проект — это такая открытая и динамичная форма организации учебной и воспитательной деятельности учащегося и руководителя кружка, которая предполагает их выбор и творческие решения. Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научиться учиться, реализовать свои творческие способности.
В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна. Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике, маленький еще, неопытный. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Это можно сделать на кружковых занятиях через проектно-игровую деятельность, которая предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний, будь то учебные или воспитательные проекты.
Именно в такой работе ученики учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают в себе, то, что им больше всего интересно. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу (примеры).
Вывод: проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
б) Деятельностный метод особую роль играет и в дополнительном образовании учащихся. Ведь дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, декоративно-прикладную, спортивную и другую деятельность. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. (примеры).
Принципами деятельностного подхода являются: деятельность, творчество, вариативность, психологический комфорт, принцип непрерывности, целостного представления мира.
Заключение. В «Концепции модернизации Российского образования» говорится: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью…, способные к трудничеству…,обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание». Поэтому системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально-воспитательном контексте) – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетенция учителя как условие реализации требований ФГОС.
Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, поняти...
«Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»
Выступление на тему «Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»...
Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.
Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО....
Технологии достижения образовательных результатов обучения в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС
Технологии достижения образовательных результатов обучения в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС.При помощи инновационных достижений можно решить следующие проблемы: 1. Способст...
Проектная работа на тему: «Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО»
Для формирующейся личности младшего школьника важно не обозначение его успехов на бумаге, а терпеливое объяснение того, что и как ему следует делать, в чем и как он продвигается.Прежде всего, оценка д...
«Организация технологии проектной деятельности на уроках в начальной школе как одно из средств реализации требований ФГОС НОО»
мастер-класс...
Личностно – ориентированный подход на уроках в начальной школе как одно из средств реализации требований ФГОС»
материалы методической мастерской...