Основы воспитательной работы, как одно из условий реализации требований ФГОС
статья на тему

Шевкопляс Елена Александровна

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet_2017_2.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Основы воспитательной работы, как одно из условий реализации требований ФГОС

 «Единственный путь, ведущий
к знанию - это деятельность»

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход.

Восточная мудрость гласит: «Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса». Системно-деятельностный подход был введён в 1985 г. как особого рода понятие, снимающее оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).

Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной  деятельности называется системно-деятельностным.

При этом целью данного подхода являются:

  •  Создание установки на самостоятельность
  • Свобода выбора
  • Подготовка к жизни
  • Достижение личностных и метапредметных результатов

Китайская мудрость гласит:

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования, т.е. деятельность – это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. 
При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

Мы говорим о системно-деятельностном подходе в образовании и не отрываем это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия, в т.ч. в социально-значимых ситуациях.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не руководителя кружка, а учащихся.

Позиция педагога к воспитанникам кружка не с ответом, а с вопросом.

Позиция воспитанника: за познанием мира в специально организованных условиях.

Педагогам это должно позволить:

• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

Как же осуществляется системно – деятельностный подход в кружковой деятельности в нашей школе?

Это-проектная деятельность, деловые игры (деятельностный подход), коллективные творческие дела

а) Остановимся на проектной деятельности.

Проект — это такая открытая и динамичная форма организации учебной и воспитательной деятельности учащегося и руководителя кружка, которая предполагает их выбор и творческие решения. Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научиться учиться, реализовать свои творческие способности.

В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна. Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике, маленький еще, неопытный. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Это можно сделать на кружковых занятиях через проектно-игровую деятельность, которая предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний, будь то учебные или воспитательные проекты.

Именно в такой работе ученики учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают в себе, то, что им больше всего интересно. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу (примеры).

Вывод: проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

б) Деятельностный метод особую роль играет и в дополнительном образовании учащихся. Ведь дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, декоративно-прикладную, спортивную и другую деятельность. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.  (примеры).

Принципами деятельностного подхода являются: деятельность, творчество, вариативность, психологический комфорт, принцип непрерывности, целостного представления мира.

Заключение. В «Концепции модернизации Российского образования» говорится: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью…, способные к  трудничеству…,обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание». Поэтому системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально-воспитательном контексте) – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетенция учителя как условие реализации требований ФГОС.

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, поняти...

«Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»

Выступление на тему «Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»...

Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО....

Технологии достижения образовательных результатов обучения в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС

Технологии достижения образовательных результатов обучения в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС.При помощи инновационных достижений можно решить следующие проблемы: 1. Способст...

Проектная работа на тему: «Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО»

Для формирующейся личности младшего школьника важно не обозначение его успехов на бумаге, а терпеливое объяснение того, что и как ему следует делать, в чем и как он продвигается.Прежде всего, оценка д...