Внеурочная деятельность, предусмотренная стандартами нового поколения, как основа воспитательной работы.
статья на тему

Буряк Людмила Михайловна

выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost._doklad.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность, предусмотренная стандартами нового поколения, как основа воспитательной работы.

                                                                   Выступление на педсовете

                                                                   Учитель Буряк Л.М.

                                   Слайд1 слайд 2

           Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для формирования и развития личностных качеств детей и подростков в процессе образования. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения организации воспитательного процесса через реализацию программ внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство в образовательном процессе.

          Слайд3

      Необходимо рассмотреть понятие «внеурочная деятельность». Термин «внеурочная деятельность» не является абсолютно новым. Для школы внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью образовательного процесса. Однако научный смысл и значение этого понятия менялись со временем и зависели от приоритетов, мировоззренческих установок исследователя, идеологических и культурных требований общества.

Как отмечает Ш.А. Амонашвили, внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной  работы практически совпадают с направлениями, формами и методами воспитательной работы.

     Слайд4

В педагогических словарях и энциклопедиях чаще всего встречается термин «внеклассная работа». Она рассматривалась как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития индивидуальных способностей, а также для проведения ими разумного отдыха . Внеклассная работа рассматривалась как составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время.

      Однако с конца прошлого столетия стало меняться содержание внеклассной деятельности, начался активный поиск новых подходов к ее организации, что привело не столько к смене терминов, сколько к ориентации на личность ребенка, на его творческую активность. Эта тенденция получила развитие с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и институализацией внеурочной деятельности.

При понимании сущности внеурочной деятельности необходимо обратить внимание на категорию «деятельность». Посредством деятельности не только удовлетворяются потребности человека, но и устанавливается и функционирует регламентирующее индивидуальное поведение, которое проявляется во всех конкретных видах и формах организации деятельности. Разнообразные формы деятельности являются способами и средствами социализации индивида, развития личности.

Таким образом, внеурочная деятельность – это прежде всего процесс, способ исполнения чего-либо. Придание внеурочной работе статуса деятельности кардинально меняет ее роль и качество. 

              Слайд 5

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных и личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, тат как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.

                   

                    Слайд 6

Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в различных областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности.

Следовательно, большинство авторов считают, что внеклассная работа – учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время. Таким образом, внеурочная и внеклассная работа в основном отождествляются.

 В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, спортивно-оздоровительное.

Для реализации программ внеурочной деятельности на ступени начального общего образования отводится 10 часов в неделю на ученика, которые планируются в соответствии с программой внеурочной деятельности образовательного учреждения и запросом родителей и их детей.

Организация внеурочной деятельности ориентирована на те формы, которые способствуют развитию личностных качеств, творчества, расширению кругозора, интеграцию основного и общего образования: это экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.

              Слайд 7

Для реализации целей ФГОС по формированию личностных качеств ребенка и его самоопределения в начальной школе организованы следующие занятия внеурочной деятельности:

- спортивно-оздоровительное направление – «Подвижные игры», «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок», «Шахматная школа», «Азбука безопасности»;

- духовно-нравственное – «Доноведение», «История Донского края», «Я учусь познавть Донской край, «Я – гражданин России»;

- общекультурное – «Основы здорового питания», «Школа докторов природы», «Азбука пешеходных наук»;

- социальное – «Рукодельница», «Волшебный бисер», «Вязание», «Умелые ручки»;

- общеинтеллектуальное – «Информатика в играх и задачах», «Юным умникам и умницам», «Моя планета», «Занимательный английский язык».

Комплексная работа педагогов позволяет решить ряд задач по расширению кругозора, формированию и развитию познавательных, коммуникативных, ценностно-смысловых и творческих компетенций детей.

                    Слайд   8

– Игровая деятельность. Считается, что основной вид деятельности школьника – это учеба, но детям начальной школы сложно резко перестроиться от игры к учебе, поэтому учителя начальной школы   строили свои программы не только на основе учебной, но и игровой деятельности. На занятиях по курсу внеурочной деятельности «Подвижные игры» используются различные формы организации деятельности: ролевые игры, выполнение игровых упражнений, творческих заданий, проблемно-ценностное общение и т. д. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим Подвижные игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода - гиподинамии.

            Слайд 9

С первых шагов своей жизни ребенок приобретает необходимые жизненные навыки и качества через игру. Игра развивает ум, совершенствует восприятие, формирует механизм координации и управления движениями, развивает психические качества и многое другое.

            Слайд 10

Подвижные игры воспитывают национальную культуру. Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому подвижные игры - это не только средство полноценного развития растущего организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта.

                   Слайд 11

Ещё один курс внеурочной деятельности, который часто встречается в начальной школе – это курс «Юным умникам и умницам». Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания.                                            Слайд 12

У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    Слайд 13

Курс «Шахматы». Дети, играющие в шахматы не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. Шахматы для детей несут в себе множество положительных моментов. Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том, что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Юный шахматист учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели. Шахматы делают ребенка внимательным и собранным. Познавательными плюсами от игры в шахматы являются хорошая память, умение сравнивать и обобщать, предвидеть результаты. Ребенок учится делать логические выводы, мыслить самостоятельно. У него развивается изобретательность и ориентирование на плоскости.

             Слайд 14

Курсы  внеурочной деятельности «Я – гражданин России», «Доноведение» уделяют большое внимание воспитанию гражданской идентичности. В нашем многонациональном государстве мы не можем не говорить о гражданском воспитании, как факторе, влияющем на сохранение культурных ценностей и традиций разных народов. Формирование гражданственности на занятиях происходит через обращение к фольклору, устному народному творчеству, ведь там кладезь народной мудрости не только о труде, но и о жизни в целом. Вместе с детьми мы ищем в устном народном творчестве пословицу на конкретную тему, обсуждаем, что несет в себе та или иная пословица, анализируем и делаем выводы: что все народы к жизни относятся одинаково, в большом почете ум, мастерство и труд, а лень и праздность высмеивается. Здесь нельзя не упомянуть и о речевом развитии. Наблюдение показывает, что современные дети страдают речевыми дисфункциями, плохо произносят ряд звуков и не умеют выразить свои мысли, поэтому развитие способностей к выражению мыслей, к правильному звукообразованию стало актуально не только в дошкольном образовании, но уже и в начальной школе.

     Слайд 15

-      Программа внеурочной деятельности по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил противопожарной безопасности, а также принципов ОБЖ среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы.

Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется словесной  информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д. Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

      Слайд 16

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. Здесь реальную помощь оказывают курсы « Азбука безопасности». Их участники стали победителями районного и областного конкурсов.

     Слайд 17

– Воспитательное значение внеурочной деятельности состоит в том, что   в  процессе постоянного погружения в атмосферу решения творческих задач, игровых ситуаций ребенок постепенно осваивает правильные нормы поведения, способы творческой деятельности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, правила грамотной речи, способы позитивного общения, любовь к Родине, как один из приоритетов развития личности

      Подводя итог, можно сказать, что интеграция основного образования и внеурочной деятельности позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Личный положительный пример помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Реализация программы внеурочной деятельности несет в себе значимый ресурс по формированию предметных и метапредметных компетенций воспитанников по их самоопределению в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализуем стандарты нового поколения. Воспитание нравственных качеств личности в учебной деятельности

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...

Стандарты нового поколения: « Универсально учебная и метапредметная деятельность»

На сегодняшний день в современной школе стоит главная задача – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни.Для решения этих задач...

Роль и значение новой предметной области «Духовно-нравственная культура» в Стандартах нового поколения.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уни...

Инновационная деятельность педагога как условие реализации стандартов нового поколения

     Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знани...

Стандарты нового поколения. Отбор методов, средств, технологий в соответствии новым ФГОС.

Типы уроков по ФГОС.Системно-деятельностный подход.Технологическая карта.Активные методы обучения....

Коллективная творческая деятельность в реализации образовательных стандартов нового поколения

Актуальность технологии КТД, принципы КТД, роль учителя на разных этапах развития коллектива, конструктор КТД, из опыта работы КТД "Классны журнал-периодическое издание класса" и КТД "Наша древняя сто...