Проблемы преемственности образовательного процесса в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В настоящее время особую актуальность приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Связано это, прежде всего, с возникновением многовариантного образовательного пространства дошкольного и начального общего образования. Все большее распространение вариативности программ, учебных планов, средств обучения значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемы преемственности образовательного процесса в начальной школе | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы преемственности образовательного процесса
в начальной школе
В настоящее время особую актуальность приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Связано это, прежде всего, с возникновением многовариантного образовательного пространства дошкольного и начального общего образования. Все большее распространение вариативности программ, учебных планов, средств обучения значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени образования.
Преемственность между дошкольным и начальным звеном рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования.
Не следует сводить преемственность только к подготовке детей к учению. В большей степени необходимо решать задачу воспитания способностей, которые помогут дать ребенку возможность в дальнейшем лучше усваивать знания и творчески их применять.
Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, когда сохраняется самоценность до школьного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка – предпосылка успешного школьного обучения. В то же время школа, как преемница, не строит свою работу «с нуля», а подхватывает и умножает достижения школьника, развивает накопленный им потенциал. На основании этого вытекают следующие направления работы детского сада и начальной школы.
Первое направление – согласовать цели на дошкольном и начальном школьном уровне.
Основная цель дошкольного образования – всестороннее общее развитие ребенка в соответствии с потенциальными возрастными возможностями спецификой детства как самоценного периода жизни человека. Такое развитие обеспечивает общую (личностную, интеллектуальную, физическую) готовность к переходу к школьному обучению.
Основная цель образования в начальной школе – продолжить всестороннее общее развитие детей с учетом возросших возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлении учебной деятельности (мотиваций , способов, типов общения). Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка, развитию его компетенции (коммуникативной, интеллектуальной, физической), креативности, инициативности, самостоятельности, ответственности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки.
Второе направление – обогатить образовательное содержание в начальной школе. Для этого необходимо следующее:
- вводить в педагогический процесс разные виды детской деятельности творческого характера;
- пополнять содержание образования историко-географическими и краеведческими сведениями, которые максимально активизируют познавательные интересы детей, отвечают их потребностям в практической деятельности и формируют чувство ответственности за состояние ближайшего окружения;
- обогащать содержание уроков эстетического цикла художественной деятельности, как одного из средств самовыражения ребенка, приобщать детей к национальной художественной культуре.
Третье направление – усовершенствовать формы организации и методы обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе:
- максимально способствовать двигательной активности детей на уроках и различного рода занятиях;
- использовать многообразие форм обучения «неурочного» типа обучения, включая специфические детские виды деятельности на интегрированной основе;
- создавать развивающую среду, функционально моделирующую содержание детской деятельности;
- более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, то есть элементы проблемности в обучении;
- использовать в начальной школе игровые приемы, создавать эмоционально значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности;
- изменить форы общения детей на занятиях в детском саду и уроках в школе, обеспечить ребенку возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним, учиться у него, поддерживать диалогическое общение между детьми, признавать право ребенка на инициативные высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку.
Одной из сложностей является и то, что переход от дошкольной ступени образования к начальной школе осложняется тем, что дошкольное образование в нашей стране не обязательно. В начальную школу приходят дети с разным уровнем подготовленности. Эта ситуация порождает новые трудности.
Однако существуют пути, позволяющие решать данную проблему:
- прежде всего, необходимо привести в соответствие содержание программ дошкольного и начального образования;
- недопустимо переносить в детский сад цели, методы и задачи работы в начальной школе;
- следует разработать некий минимум, который ребенок, в силу своего возрастного развития, должен обязательно усвоить, независимо от того, посещает он детский сад или нет.
Именно поэтому ученым было предложено разработать концепцию непрерывного образования. В настоящее время на ее базе создаются новые программы непрерывного дошкольного и школьного образования, содержание которых в первую очередь учитывает возрастные психолого-физиологические характеристики ребенка.
При всем многообразии точек зрения на проблему преемственности и присуща одна общая черта: все они высвечивают необходимость воспитателей, учителей, родителей понимать друг друга, договариваться, координировать свои усилия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар в начальной школе "Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе начальной школы"
План проведения семинара для заместителей директоров....
Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.
В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...
Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.
В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...
Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энцик...
Проблема преемственности образовательного процесса в системе начальная школа – детский сад в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО
Л.М.ГолеваМКОУ «Лицей села Верхний Мамон» Проблема преемственности образовательного процесса в системе начальная школа – детский сад в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО...
Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начальной школе по новым ФГОС"
Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начлаьной школе по новым ФГОС" Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие ...
Психологические проблемы преемственности "Детский сад-начальная школа"
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...