Психологические проблемы преемственности "Детский сад-начальная школа"
методическая разработка

Карамышева Светлана Николаевна

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды. 

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_problemy_preemstvennosti.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность «Детский сад-начальная школа»

Слайд 2. В связи с  введением стандартов второго поколения портрет выпускника  дошкольного учреждения выглядит следующим образом:

Деятельный и активный,

Креативный и любознательный,

Открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый,

Уверенный в своих силах,

С чувством собственного достоинства.

Выпускника начальной школы:

Проявляющий исследовательский интерес,

Общительный,

Ответственный,

Уважающий чужое мнение,

Умеющий регулировать и контролировать свою деятельность,

Способный к самоорганизации,

Ведущий здоровый образ жизни.

Слайд 3. Что же включает в себя готовность дошкольника к обучению в школе?

Во-первых, мотивационную готовность, т.е. желание узнавать что-то новое,

Во-вторых, интеллектуальную готовность, т.е. определённый уровень развития мышления, внимания, памяти.

В-третьих, социальную готовность, т.е. умение правильно вести себя в разных ситуациях со взрослыми и детьми.

Слайд 4. Следовательно, главное – не навыки чтения и счёта;
  главное – развитие мышления, памяти, внимания, любознательности, умения общаться со старшими и ровесниками.

Слайд 5. Каковы этапы адаптации ребенка к школе:

  1. Ориентировочный (первые 3 недели);
  2. Неустойчивое приспособление (1 четверть);
  3. Относительно устойчивое приспособление (2 четверть).

Слайд 6. Как протекает адаптация к школе?

  • Значительная часть детей ( 50 – 60 % ) адаптируется в течении 2 – 3 месяцев обучения.
  • Второй группе детей ( около 30 % ) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни.
  • Третья группа детей встречается в каждом классе ( примерно 14 % ). Это такие дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года.

Слайд 7. Причины дезадаптации первоклассников:

  1. Несоответствие школьного режима психофизиологическим особенностям детей. Исследования физиологов показали, что в течение года у первоклассников чередуются периоды хорошей работоспособности и своеобразных спадов. Неблагоприятные периоды — с конца декабря до конца календарного года и февраль.
  2. Несоответствие темпа учебной работы возможностям детей. Не все дети работают в одинаковом темпе. Если ребенок не успевает осознать материал, не может его выучить, появляется чувство дискомфорта, пропадает желание учиться.
  3. Экстенсивный характер учебных нагрузок. Если ребенок на уроке не успевает выполнять все учебные задания или ему требуется больше времени для осмысления и запоминания, то, как правило, и дома ему необходимо заниматься дополнительно. А это приводит к дополнительным нагрузкам, у ребенка меньше времени для отдыха. Организм переутомляется и истощается.
  4. Конфликтные отношения в семье, возникающие на основе учебных неуспехов школьников. Если учебные достижения ребенка не оправдывают ожидания родителей, то родители показывают свое недовольство, обвиняя ребенка в лени.

Слайд 8. Каковы же наши меры профилактики дезадаптации первоклассников:

  1. Индивидуальный прием будущих первоклассников педагогом-психологом. Начиная с марта, будущие первоклассники вместе с родителями приходят ко мне на собеседование, в ходе которого определяется уровень готовности ребенка к обучению в школе, а также выявляются трудности различного характера, способные помешать первокласснику на этапе адаптации. Напр., логопедические проблемы (в этом случае направляем на консультацию к логопеду), познавательного характера (рекомендуем за оставшиеся полгода до школы поработать больше напр., над развитием внимания, памяти и т.д.), недостаточная мотивационная готовность (рекомендуем приходить в гости в школу, играть в школу и т.д.
  2. ШБП. О ней остановлюсь подробнее в дальнейшем.
  3. Адаптационные классные часы, в ходе которых проводятся экскурсии по школе, знакомство с школьными кабинетами, работниками школы, школьными правилами и законами.
  4. Первое родительское собрание совместно с педагогом-психологом. В ваших раздаточных материалах есть советы и рекомендации, которые можно использовать в работе с родителями.

Слайд 9.  Традиционно в начале учебного года мы проводим мониторинг готовности обучающихся к школе для того, чтобы увидеть, с каким уровнем развития психических процессов пришел к нам ребенок.

Слайд 10.  Что мы включаем в мониторинг?

  • Изучение сформированности внутренней позиции школьника
  • Исследование самооценки
  • Изучение уровня саморегуляции
  • Исследование кооперации в совместной деятельности

Слайд 11.

  • Изучение уровня развития внимания (сосредоточение и распределение)
  • Исследование уровня развития кратковременной зрительной памяти
  • Изучение уровня тревожности

Методики, которыми мы пользуемся, вы можете увидеть в раздаточных материалах.

Слайд 12. Сформированность внутренней позиции школьника
(Методика Т.А.Нежновой «Сформированность внутренней позиции школьника»)

Слайд 13. Сформированная внутренняя позиция школьника включает в себя принятие роли школьника, положительное отношение к школе и к своему новому статусу. У большинства первоклассников 2013-14 уч.г. позиция школьника сформирована (62%), меньший процент детей имеет переходные позиции  школьник-дошкольник (16%) и дошкольник-школьник (12%), еще меньше детей имеют позицию дошкольника (10%), что свидетельствует о достаточно сформированной психологической готовности учащихся к обучению в школе.

Слайд 14. Уровень самооценки (Методика «Рисунок человека»).

Слайд 15. Адекватная самооценка необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. У большинства первоклассников преобладает адекватная самооценка (73%), у некоторых ребят заниженная, что связано с неуверенностью в период адаптации к школе.

Слайд 16. Уровень саморегуляции. (Методика У.В.Ульенковой «Палочки и черточки»)

Слайд 17. Уровень саморегуляции – это  умение осуществлять свою деятельность по образцу, умение сохранять эту цель и контролировать свою деятельность по результату. Большинство учащихся показали средний уровень саморегуляции (52%), что может быть связано с недостаточной произвольностью психических процессов, недостаточной самостоятельностью в деятельности.

Слайд 18. Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе осуществления сотрудничества. (Методика Л.Г.Цукермана «Рукавичка»)

Слайд 19. Под этим определением мы понимаем коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Большинство учащихся показали высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (87%).

Слайд 20. Уровень развития внимания (в частности таких свойств внимания как сосредоточения и распределения). (Методика «Шифровка» из теста Векслера)

Слайд 21. 87% учеников имеют высокий уровень развития внимания.

Слайд 22. Уровень развития кратковременной зрительной памяти. (Методика Сахарова «Фигуры»)

Слайд 23. Уровень развития кратковременной зрительной памяти в целом высокий (63%), что является положительным результатом.

Слайд 24. Уровень тревожности как показатель адаптации к школе. (Методика «Рисунок человека)

Слайд 25. 54% детей показали низкий уровень тревожности.  Однако предстоит продолжить работу по снижению уровня личностной тревожности у ребят со средним и высоким уровнем в течение учебного года. С учётом этих данных можно считать протекание процесса адаптации в целом по 1 классам достаточно благополучным.

Слайд 26. В целом можно сделать следующие выводы по мониторингу:

1) По результатам исследований большинство первоклассников благополучно адаптировалось к условиям обучения в школе в этом учебном году.

2) учителям 1-х кл. необходимо проводить целенаправленную работу по развитию саморегуляции как компонента регулятивных УУД, а также произвольности всех психических процессов.

Слайд 27. В конце учебного года (апрель-май) мы проводим мониторинг по тем же показателям, что и в начале года с целью проследить динамику развития. Используемые методики те же, но представлены другими вариантами.

Предпосылкой к благополучной адаптации первоклассников послужили следующие мероприятия, проводимые в нашем ОУ:

  •  Школа Будущего Первоклассника «Почемучка».
  • Индивидуальный прием будущих первоклассников педагогом-психологом
  • Кукольные спектакли для воспитанников МБДОУ № 303, 80, 390
  • Посещение школьной библиотеки и урока первоклассников воспитанниками МБДОУ № 390
  • Посещение школьного музея воспитанниками МБДОУ № 385
  • «Ледовая сказка» для воспитанников МБДОУ 390 (снежные постройки на участке)

Слайд 28. Цель работы ШБП – не только передача определенных ЗУН, необходимых ребенку в обучении, но и профилактика школьной дезадаптации. Посещая ШБП, дошкольник учится быть учеником. Сама система занятий построена таким образом, чтобы дошкольник привыкал к режимным моментам школы.

Результат мониторинга не случаен. 80% учащихся 1 классов посещали ШБП.

Слайд 29. В нашей школе работает замечательная театральная студия «Горизонт». Ребята со своими спектаклями посетили уже немало близлежащих дошкольных учреждений. Ученики 3-6 классов после спектакля разговаривают с дошколятами о школе и своей студии.

Слайды 30. Не только ученики посещаю МБДОУ, но и дошколята приходят к нам в гости. В прошлом учебном году школьный музей посетили ребята из МБДОУ № 385, школьную библиотеку – из МБДОУ № 390. И даже урок у первоклассников посетили воспитанники подготовительной группы, познакомились со школьным классом, с ребятами.

Слайд 31. Старшеклассники-волонтеры из 8-9 классов приняли участие в конкурсе ледяных построек на участке МБДОУ № 390, провели игры  на прогулке с дошколятами.

Слайд 32. Все эти мероприятия способствовали более мягкой адаптации учащихся 1 классов в этом учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические проблемы адаптации детей к школе

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы...

Проблема здоровьесбережения в начальной школе

Здоровье-бесценный дар,который преподносит человеку природа.Этим даром надо дорожить и уметь им правильно пользоваться.В течение последних лет работаю по теме самообразования "Здоровьесберегающие техн...

Презентация: Достижения, проблемы, перспективы работы начальной школы.

Я являюсь председателем Методического объединения учителей начальных классов. Небольшие презентации наглядно показывают: чему можно порадоваться , над чем необходимо задуматься и какие задачи предстои...

Переходим в пятый. Проблемы перехода из начальной школы в среднюю и пути их решения

Период перехода ребёнка из начальной школы в среднюю является проблемой, которая требует особого внимания. Изменившиеся условия предъявляют более высокие требования к ребёнку, как личности. Как безбол...

Проблемы преемственности: из начальной школы в основную.

              Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из...

Психологические трениговые занятия для начальной школы.

Психологические трениговые занятия для начальной школы....

Психологическая гостиная для педагогов начальной школы на тему: «ЭМПАТИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА».

Конспект презентации для психологической гостиной, которая проводилась для педагогов начальной школы в апреле 2016 года и была посвящена активным методам взаимодействия учителя и ученика на уроке.СЛАЙ...