Психологические проблемы преемственности "Детский сад-начальная школа"
методическая разработка
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_problemy_preemstvennosti.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность «Детский сад-начальная школа»
Слайд 2. В связи с введением стандартов второго поколения портрет выпускника дошкольного учреждения выглядит следующим образом:
Деятельный и активный,
Креативный и любознательный,
Открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый,
Уверенный в своих силах,
С чувством собственного достоинства.
Выпускника начальной школы:
Проявляющий исследовательский интерес,
Общительный,
Ответственный,
Уважающий чужое мнение,
Умеющий регулировать и контролировать свою деятельность,
Способный к самоорганизации,
Ведущий здоровый образ жизни.
Слайд 3. Что же включает в себя готовность дошкольника к обучению в школе?
Во-первых, мотивационную готовность, т.е. желание узнавать что-то новое,
Во-вторых, интеллектуальную готовность, т.е. определённый уровень развития мышления, внимания, памяти.
В-третьих, социальную готовность, т.е. умение правильно вести себя в разных ситуациях со взрослыми и детьми.
Слайд 4. Следовательно, главное – не навыки чтения и счёта;
главное – развитие мышления, памяти, внимания, любознательности, умения общаться со старшими и ровесниками.
Слайд 5. Каковы этапы адаптации ребенка к школе:
- Ориентировочный (первые 3 недели);
- Неустойчивое приспособление (1 четверть);
- Относительно устойчивое приспособление (2 четверть).
Слайд 6. Как протекает адаптация к школе?
- Значительная часть детей ( 50 – 60 % ) адаптируется в течении 2 – 3 месяцев обучения.
- Второй группе детей ( около 30 % ) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни.
- Третья группа детей встречается в каждом классе ( примерно 14 % ). Это такие дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года.
Слайд 7. Причины дезадаптации первоклассников:
- Несоответствие школьного режима психофизиологическим особенностям детей. Исследования физиологов показали, что в течение года у первоклассников чередуются периоды хорошей работоспособности и своеобразных спадов. Неблагоприятные периоды — с конца декабря до конца календарного года и февраль.
- Несоответствие темпа учебной работы возможностям детей. Не все дети работают в одинаковом темпе. Если ребенок не успевает осознать материал, не может его выучить, появляется чувство дискомфорта, пропадает желание учиться.
- Экстенсивный характер учебных нагрузок. Если ребенок на уроке не успевает выполнять все учебные задания или ему требуется больше времени для осмысления и запоминания, то, как правило, и дома ему необходимо заниматься дополнительно. А это приводит к дополнительным нагрузкам, у ребенка меньше времени для отдыха. Организм переутомляется и истощается.
- Конфликтные отношения в семье, возникающие на основе учебных неуспехов школьников. Если учебные достижения ребенка не оправдывают ожидания родителей, то родители показывают свое недовольство, обвиняя ребенка в лени.
Слайд 8. Каковы же наши меры профилактики дезадаптации первоклассников:
- Индивидуальный прием будущих первоклассников педагогом-психологом. Начиная с марта, будущие первоклассники вместе с родителями приходят ко мне на собеседование, в ходе которого определяется уровень готовности ребенка к обучению в школе, а также выявляются трудности различного характера, способные помешать первокласснику на этапе адаптации. Напр., логопедические проблемы (в этом случае направляем на консультацию к логопеду), познавательного характера (рекомендуем за оставшиеся полгода до школы поработать больше напр., над развитием внимания, памяти и т.д.), недостаточная мотивационная готовность (рекомендуем приходить в гости в школу, играть в школу и т.д.
- ШБП. О ней остановлюсь подробнее в дальнейшем.
- Адаптационные классные часы, в ходе которых проводятся экскурсии по школе, знакомство с школьными кабинетами, работниками школы, школьными правилами и законами.
- Первое родительское собрание совместно с педагогом-психологом. В ваших раздаточных материалах есть советы и рекомендации, которые можно использовать в работе с родителями.
Слайд 9. Традиционно в начале учебного года мы проводим мониторинг готовности обучающихся к школе для того, чтобы увидеть, с каким уровнем развития психических процессов пришел к нам ребенок.
Слайд 10. Что мы включаем в мониторинг?
- Изучение сформированности внутренней позиции школьника
- Исследование самооценки
- Изучение уровня саморегуляции
- Исследование кооперации в совместной деятельности
Слайд 11.
- Изучение уровня развития внимания (сосредоточение и распределение)
- Исследование уровня развития кратковременной зрительной памяти
- Изучение уровня тревожности
Методики, которыми мы пользуемся, вы можете увидеть в раздаточных материалах.
Слайд 12. Сформированность внутренней позиции школьника
(Методика Т.А.Нежновой «Сформированность внутренней позиции школьника»)
Слайд 13. Сформированная внутренняя позиция школьника включает в себя принятие роли школьника, положительное отношение к школе и к своему новому статусу. У большинства первоклассников 2013-14 уч.г. позиция школьника сформирована (62%), меньший процент детей имеет переходные позиции школьник-дошкольник (16%) и дошкольник-школьник (12%), еще меньше детей имеют позицию дошкольника (10%), что свидетельствует о достаточно сформированной психологической готовности учащихся к обучению в школе.
Слайд 14. Уровень самооценки (Методика «Рисунок человека»).
Слайд 15. Адекватная самооценка необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. У большинства первоклассников преобладает адекватная самооценка (73%), у некоторых ребят заниженная, что связано с неуверенностью в период адаптации к школе.
Слайд 16. Уровень саморегуляции. (Методика У.В.Ульенковой «Палочки и черточки»)
Слайд 17. Уровень саморегуляции – это умение осуществлять свою деятельность по образцу, умение сохранять эту цель и контролировать свою деятельность по результату. Большинство учащихся показали средний уровень саморегуляции (52%), что может быть связано с недостаточной произвольностью психических процессов, недостаточной самостоятельностью в деятельности.
Слайд 18. Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе осуществления сотрудничества. (Методика Л.Г.Цукермана «Рукавичка»)
Слайд 19. Под этим определением мы понимаем коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Большинство учащихся показали высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (87%).
Слайд 20. Уровень развития внимания (в частности таких свойств внимания как сосредоточения и распределения). (Методика «Шифровка» из теста Векслера)
Слайд 21. 87% учеников имеют высокий уровень развития внимания.
Слайд 22. Уровень развития кратковременной зрительной памяти. (Методика Сахарова «Фигуры»)
Слайд 23. Уровень развития кратковременной зрительной памяти в целом высокий (63%), что является положительным результатом.
Слайд 24. Уровень тревожности как показатель адаптации к школе. (Методика «Рисунок человека)
Слайд 25. 54% детей показали низкий уровень тревожности. Однако предстоит продолжить работу по снижению уровня личностной тревожности у ребят со средним и высоким уровнем в течение учебного года. С учётом этих данных можно считать протекание процесса адаптации в целом по 1 классам достаточно благополучным.
Слайд 26. В целом можно сделать следующие выводы по мониторингу:
1) По результатам исследований большинство первоклассников благополучно адаптировалось к условиям обучения в школе в этом учебном году.
2) учителям 1-х кл. необходимо проводить целенаправленную работу по развитию саморегуляции как компонента регулятивных УУД, а также произвольности всех психических процессов.
Слайд 27. В конце учебного года (апрель-май) мы проводим мониторинг по тем же показателям, что и в начале года с целью проследить динамику развития. Используемые методики те же, но представлены другими вариантами.
Предпосылкой к благополучной адаптации первоклассников послужили следующие мероприятия, проводимые в нашем ОУ:
- Школа Будущего Первоклассника «Почемучка».
- Индивидуальный прием будущих первоклассников педагогом-психологом
- Кукольные спектакли для воспитанников МБДОУ № 303, 80, 390
- Посещение школьной библиотеки и урока первоклассников воспитанниками МБДОУ № 390
- Посещение школьного музея воспитанниками МБДОУ № 385
- «Ледовая сказка» для воспитанников МБДОУ 390 (снежные постройки на участке)
Слайд 28. Цель работы ШБП – не только передача определенных ЗУН, необходимых ребенку в обучении, но и профилактика школьной дезадаптации. Посещая ШБП, дошкольник учится быть учеником. Сама система занятий построена таким образом, чтобы дошкольник привыкал к режимным моментам школы.
Результат мониторинга не случаен. 80% учащихся 1 классов посещали ШБП.
Слайд 29. В нашей школе работает замечательная театральная студия «Горизонт». Ребята со своими спектаклями посетили уже немало близлежащих дошкольных учреждений. Ученики 3-6 классов после спектакля разговаривают с дошколятами о школе и своей студии.
Слайды 30. Не только ученики посещаю МБДОУ, но и дошколята приходят к нам в гости. В прошлом учебном году школьный музей посетили ребята из МБДОУ № 385, школьную библиотеку – из МБДОУ № 390. И даже урок у первоклассников посетили воспитанники подготовительной группы, познакомились со школьным классом, с ребятами.
Слайд 31. Старшеклассники-волонтеры из 8-9 классов приняли участие в конкурсе ледяных построек на участке МБДОУ № 390, провели игры на прогулке с дошколятами.
Слайд 32. Все эти мероприятия способствовали более мягкой адаптации учащихся 1 классов в этом учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические проблемы адаптации детей к школе
Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы...
Проблема здоровьесбережения в начальной школе
Здоровье-бесценный дар,который преподносит человеку природа.Этим даром надо дорожить и уметь им правильно пользоваться.В течение последних лет работаю по теме самообразования "Здоровьесберегающие техн...
Презентация: Достижения, проблемы, перспективы работы начальной школы.
Я являюсь председателем Методического объединения учителей начальных классов. Небольшие презентации наглядно показывают: чему можно порадоваться , над чем необходимо задуматься и какие задачи предстои...
Переходим в пятый. Проблемы перехода из начальной школы в среднюю и пути их решения
Период перехода ребёнка из начальной школы в среднюю является проблемой, которая требует особого внимания. Изменившиеся условия предъявляют более высокие требования к ребёнку, как личности. Как безбол...
Проблемы преемственности: из начальной школы в основную.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из...
Психологические трениговые занятия для начальной школы.
Психологические трениговые занятия для начальной школы....
Психологическая гостиная для педагогов начальной школы на тему: «ЭМПАТИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА».
Конспект презентации для психологической гостиной, которая проводилась для педагогов начальной школы в апреле 2016 года и была посвящена активным методам взаимодействия учителя и ученика на уроке.СЛАЙ...