Классный час в 3 классе «Россия - Родина моя»
классный час (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_rossiya_-_rodina_moya_3_klass.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 3 классе «Россия - Родина моя»
Цель:
- познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;
- познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граждан России;
- развивать интерес к истории России;
- воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: компьютерная презентация
Ход классного часа
Вступительное слово учителя:
Уважаемые гости, ребята! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о самой красивой стране - России, о её символе, о правах граждан нашей великой Родины. Прослушайте песню «С чего начинается Родина»? и подготовьте ответ на вопрос: «С чего начинается Родина»?
Звучит песня «С чего начинается Родина?». (Слайд 1)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
Учитель. Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
Ответы учащихся.
- Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина! Это слово знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?
Ответы учащихся.
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
(Ю. Яковлев)
- Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на Камчатке наступает полночь. (Слайд 2)
-Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?
Ответы учащихся.
Верно к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва - столица нашей необъятной Родины. (Слайд 3). Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства - ее зеленый наряд - леса. (Слайд 4, 5, 6,7,8,9).
Учитель показывает слайды Москвы, пейзажей русской природы, а в это время учащийся читает наизусть стихотворение С. Васильева «Россия».
...Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»
- Вот она, какая Россия - Русь, широкая и великая! И везде живут люди.
Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
Ответы учащихся.
По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек. А как всех их можно назвать, одним словом?
Ответы учащихся.
Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
В состав России входит 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство - Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: (Слайд 10)
«...государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано... Где? Кто запомнил?
Ответы учащихся.
- Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?
Ответы учащихся.
- В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.
Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия - дружная семья равноправных народов.
А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
Ответы учащихся.
- Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность - учиться в школе, получить образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?
Ответы учащихся.
- Символы - это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн. (Слайд 11)
Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Поднимите руки те, кто может описать государственные символы.
Ответы учащихся.
Вот как описываются Государственный Герб и Государственный Флаг России в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 года: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. (Слайд 12)
Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.
Держава – золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
На груди орла на красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона; это Святой Георгий Победоносец. Он почитался как покровитель воинов, защитников Отечества. Его образ часто изображали на иконах.
Рассказ уч-ся истории о Егории, царевне и змее.
«В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-гос-ва. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его до сыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его».
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Герб России мы видим часто. Он изображён на всех важных документах, а отдельные его элементы – на монетах.
государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней - синего, а нижней - красного цвета».
(Слайд 12)
Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного Флага Российской Федерации. 22 августа 1991 года в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом.
На протяжении нескольких веков белый цвет символизировал свободу и независимость государства, это цвет мира и доброй воли; синий (лазоревый) - веру и верность, правду и постоянство, это цвет заступницы земли Русской - Пресвятой Богородицы; красный - державность, силу, мужество и кровь, пролитую за Отечество.
Гос. Флаг России постоянно развевается над зданием администрации Президента, Правительства, Совета Федерации и Г. Думы, областных и районных органов местного самоуправления. Флаг РФ вывешивают на жилых домах в дни гос. Праздников.
Учитель читает описание Государственных символов, а учащиеся рассматривают слайды с их изображением.
А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России.
Учащиеся слушают Государственный гимн России.
- Не правда ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.
Люди издавна любили гордые и смелые песни. С древних времён существовали торжественные песнопения. В них славилась красота родной земли, её богатства, подвиги героев. Из поколения в поколение передавались представления людей о Родине и счастье, о добре и зле. Гос. Гимн звучит в особо торжественных случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных собраний. Во время исполнения гимна все присутствующие встают. Этим они выражают своё уважение к стране. Гимн страны исполняется и во время спортивных состязаний в честь победителей. Они прославили Родину своей победой, и весь мир с уважением слушает гимн страны, воспитавшей таких спортсменов.
Шопенгауэр говорил: «самый распространенный вид гордости - это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошел впустую. Попробуйте ответить на мои вопросы.
Как называется наша страна?
Как называются люди, живущие в нашей стране?
Что такое Конституция?
Какой город является столицей России?
Какие символы государства вызнаете?
Ответы учащихся.
- Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.
Учащийся читает стихотворение А. Прокофьева.
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Всюду все в ее раздольях - наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему РОССИЯ - РОДИНА МОЯ
Цели: -развивать познавательный интерес к своей Родине; -дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначени...
Классный час на тему: "Россия - Родина моя"
Классный час «Россия – Родина моя»Цели: развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о символах государства, о происхождении и ис...
Классный час Игра-путешествие «Россия – Родина моя»
Классный час на правовую тему....
Классный час на тему "Россия - Родина моя" 2 класс
Вподборке представлена беседа с элементами игры по станциям.Каждый человек испытывает чувство гордости, слушая стихи и песни о родной земле. Сегодня я вам предлагаю проверить сво...
Классный час на тему "Россия - родина моя" (4 класс)
Конспект классного часа на тему "Россия - родина моя" в 4 классе....
Классный час на тему:"Россия-Родина моя"
Воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину....
Классный час по теме "Россия-Родина моя"
Цель:Показать учащимся из чего вырастает человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове “Родина”.· формировать в сознании детей ...