Классный час по теме "Россия-Родина моя"
план-конспект занятия (2 класс)
Цель:
- Показать учащимся из чего вырастает человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове “Родина”.
· формировать в сознании детей такие понятия как «государство», «гражданин» , «права и обязанности» гражданина;
· развивать речь детей ,творческое воображение; работать над формированием устойчивого внимания;
воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, народ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_rossiya-rodina_moya.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Русь, Россия — Родина моя» для 2`класса
Цель:
- Показать учащимся из чего вырастает человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове “Родина”.
- формировать в сознании детей такие понятия как «государство», «гражданин» , «права и обязанности» гражданина;
- развивать речь детей ,творческое воображение; работать над формированием устойчивого внимания;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, народ.
Ход мероприятия:
Слайд-шоу под музыку «Песня о России»
1. Учитель читает стихотворение, определить его основную мысль, озаглавить это стихотворение.( идут слайды природы, храмов, сёл,…)
“Родина”, - мы говорим, волнуясь
Даль без края видим пред собой
Это наше детство, наша юность
Это все, что мы зовем судьбой.
Родина! Отечество святое
Перелески, рощи, берега
Поле от пшеницы золотое
Голубые от луны стога
Степь родная, край безбрежный,
Вдаль течет река.
Сердцу дорог милый, нежный
Отчий край – моя cтрана.
- О чем это стихотворение? Как бы вы его назвали?
“Родина”. Так назвал его и автор. И тема нашего урока: “Русь, Россия – Родина моя”.
2. - Откуда произошло слово “Родина”? Мы обратились за помощью к толковому словарю. И вот, что узнали. Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкими по смыслу.
- А что такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет, дом, в котором родился, или березку у родного порога, а может место, где жили его предки? Наверное, ребята, все это и есть Родина, т.е. родное сердцу место. Поэты, писатели, художники, композиторы часто обращаются к этой теме. В своих произведениях они воспевают красоту, могущество, трудолюбие, доброту своей Родины. Почему?
- Почему, в одном из своих стихотворений, посвященных этой теме , С.Есенин писал:
“Если кликнет рать святая:
“Брось, ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте Родину мою”.
- Ответы учеников.
- Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.
С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним,
Все пройдет, а Родина останется,
Если мы то чувство сохраним.
У взрослого человека это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие “Отечество” до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается.
- А из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове “Родина”. Сегодня на уроке мы постараемся в этом разобраться.
- Сценка (дети в русских костюмах).
Рассказчик: У деревенского мальчика Сеньки было все: были у него отец и мать, изба, огород, сад, домашние животные. И жил Сенька хорошо, но вот появилась у него маленькая сестренка, и Сенька решил, что он у родителей стал лишний.
Сенька: Пора уходить. Теперь я для них совсем лишний.
Рассказчик: Идет Сенька по своей улице, а навстречу ему тетя Маша.
Тетя Маша: И куда это ты Сенька путь держишь?
Сенька: Здравствуйте, тетя Маша. Ухожу. Не хочу здесь жить.
Тетя Маша: А ты полезь на бугорок, да посмотри вокруг
Рассказчик: Полез Сенька на бугор. Поднимается все выше и выше, и земля становится все шире. А когда он забрался на самый верх, то стало ему видно далеко-далеко. Вокруг разноцветные поля простирались. Овес ли, гречиха – у всего свой цвет. Под бугром красный клевер, сверху плотный, как бархат. У озера растут белоствольные березки. Темный орешник, бледная, как зеленый дымок малина возле болота. Деревенские жители, Сенькины соседи, кто на лошади сено везет, кто граблями работает, кто коров пасет. Всех сверху увидел Сенька. И других жителей из соседних деревень, и поезд увидел, и даже дальний город на горизонте. От своей земли, от ее прекрасного, широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло. Оборачивается и видит отца и деда.
Сенька: А вы тут зачем?
Отец: А за тем, за чем и ты.
Дед: Землю свою смотрим.
Сенька: Ух, ты! Куда от такой земли уйдешь, если она моя. И мама моя, и отец, и сестренка, и все люди-соседи, и птицы – все мои. Потому мои, что я – их.
Рассказчик: Не знал пока Сенька, что называется все это Родиной. Что где бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне земли, станет он видеть во сне бугор посреди клевера и все, что вокруг бугра.
- Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила! Она влечет птиц из дальних стран к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым или несчастным, если человек почему-то потерял Родину.
«Граждане страны»
- Ребята! Как вы думаете, кем мы с вами являемся? (Детьми, учениками, людьми, гражданами.) (слайд)
- Мы граждане страны России. Мы россияне. А кто же такой гражданин?
Гражданин–житель страны, который признаёт её законы (правила поведения). Гражданин любит свою страну, гордится ею, старается сделать её сильной и богатой.
Гражданин вместе со своей страной переживает горе и радость. Званием гражданина России следует гордиться.
- У граждан любой страны есть свои права и обязанности.
- А какие обязанности есть у вас перед мамой, школой, обществом?
- А можно ли не выполнять свои обязанности? Почему? (Ответы детей.)
- А что такое права?
- А какие права есть у нас с вами (Право на жизнь, на обучение, на медицинское обслуживание.)
4. Физминутка.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели. Вновь – за дело!
- Ребята, а как вы представляете свою Родину?
Стихотворение читает ученик.
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой,
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края,
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво откроет.
- Да, вы сейчас стоите у порога огромной человеческой любви к Родине. Мы на уроках часто обращаемся к этой теме. Так что же наша Родина?
Рисунок “Древняя Москва”.- «Москва не сразу строилась»
- На уроках истории мы узнаём много интересного о делах наших предков. Первые упоминания о Москве относятся к 1147году. На крутом берегу Москвы реки начал строительство стен и построек Кремля из сосновых брёвен князь Юрий Долгорукий. В начале XIV в. стены заменили на более крепкие – дубовые.) Москва часто горела, подвергалась нападению врагов и стены были заменены Дмитрием Донским на каменные, Москва стала зваться – белокаменной. Они простояли почти 100 лет. За это время стены обветшали, появились дыры, которые заделывались тем, что под руку попадёт. Вся Кремлёвская стена была в заплатах.
Иван III пожелал, чтобы его столица стала самым красивым и могущественным городом в Европе. И закипела работа. Были приглашены итальянские мастера и с раннего утра до позднего вечера в течение 10 лет возводились кремлёвские стены ,башни и храмы из красного кирпича.
В летописи вот что сказано о том времени: “Изумленная Европа в начале княжения Ивана III едва ли подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на своих восточных окраинах. Эти земли стали именоваться Россией”. Столицей Российского государства стала Москва. Кремль – сердце Москвы.
- В Кремле издавна жили и правили страной цари и императоры.
- А кто сейчас работает в Кремле?
- Слово «Кремль» происходит от древнерусского «Кром»- так называлась центральная часть древних городов. Со всех сторон она была обнесена крепостными стенами с башнями. Строился Кремль обычно на самом видном месте. Московский Кремль был расположен очень удобно - на Боровицком холме; здесь река Неглинка впадала в реку Москву.
-А теперь совершим прогулку по территории Московского Кремля.
-Когда люди впервые посещают Московский Кремль, прежде всего, спешат посмотреть на знаменитые «Царь-пушку» и «Царь-колокол». Обе эти достопримечательности находятся рядом и поражают своей величиной.
«ЦАРЬ-ПУШКА»
«Царь – пушка» была сделана немного раньше, чем «Царь – колокол». Частые набеги врагов заставляли москвичей всегда быть готовыми к обороне. Металл – долговечен. Пушку отлил в 1586 году замечательный русский мастер литейного дела Андрей Чохов. «Царь – пушка» предназначалась для обороны Кремля, но из неё никогда не стреляли. Она так и осталась памятником русского литейного искусства XVI в. Вес пушки достигает 40 тонн, длина 5,34 м, калибр – 89 см.
«ЦАРЬ-КОЛОКОЛ»
«Царь-колокол» был отлит из бронзы мастером Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733 – 1735 годах. Он самый большой в мире. Весит этот гигантский колокол свыше 200 тонн, высота его 6,14 м, а диаметр – 6,6 м. Во время большого московского пожара в 1737 году отливка «Царь-колокола» сильно раскалилась, он треснул, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Так и остался колокол на земле. Не суждено ему было огласить Москву чудесным звоном. В 1836 году он был установлен на постаменте около колокольни Ивана Великого.
- Во время правления Ивана 3 появляется на Руси новый герб – двуглавый орел. И сейчас на гербе современной России есть двуглавый орёл.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток.
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.
Белый цвет- берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
- Во все времена цвету придавали особое значение: белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду; красный- огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве. Эти три цвета присутствуют и на флаге России. Бело-синему флагу России уже более 300 лет.
- У каждого государства есть свой гимн Гимн- это торжественная мелодия или песня, которая исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. На нашей торжественной линейке сегодня тоже звучал гимн России. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Прочитайте и скажите, как вы их понимаете.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Рисунок “Родина-Мать!”
“Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася
Уж и есть за что
Русь могучая
Полюбить тебя
Назвать матерью
Стать за честь твою
Против недруга
За тебя в нужде
Сложить голову.
- Нас веками пытались сломить, но не сломили и не сломят враги никогда, потому что еще в 13 веке А.Невский сказал: “Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. На том стоит, и будет стоять великая Русь!»
Князь Александр Ярославович – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Со своей дружиной одержал победу на реке Неве , за что и получил имя - Александр Невский.
Это мужественный, спокойный, сильный богатырь. Фигура собрана и подтянутая, грозная и величественная. На нём тяжёлые доспехи. Он опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападёт на его родную землю.
- Наша страна никогда ни на кого не нападала, а всегда защищала Родину так, как защищал бы каждый свою мать. Русский народ мудрый. Им создано много пословиц о своей родине, о гордости за неё и умении встать на защиту.
- Продолжи (собери) пословицу ( разрезать начало и конец, раздать)
Смелость города ……………………берет.
Тот герой, …………………………...кто за Родину горой.
Храбрый побеждает, ……………….трус погибает.
За правое дело ……………………...стой смело!
Один за всех, ……………………….все за одного!
Жить - Родине ……………………………………………….…..служить!
Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой,……………. кто за народ идет!
Бой не опасен, если ты……………………………….. мужеством красен!
Кто смел да стоек, ………………………………………………..тот десятка стоит.
Где смелость — …………………………………………………..там победа.
Мужественно биться — ………………………………………....победы добиться!
Для Родины своей ни сил, ……………………………..ни жизни не жалей.
Одна у человека мать - ……………………………………одна и Родина!
Береги землю любимую, как……………………………… мать родимую.
Кто за Родину горой – тот………………………………. истинный герой.
Дружба и братство - дороже …………………….…….любого богатства.
На чужой сторонушке рад родной……………….…………... воронушке.
Не тот стрелок, кто стреляет, а тот кто…………….…… в цель попадает
Рисунок берёзки, как символа России.
Читает стихотворение “Люблю березку русскую”.
К. Паустовский писал: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу русской природы”.
КЛИП «ОТЧЕГО ТАК В РОССИИ…» (БЕЗРУКОВ)
А еще, ребята, можно взять любой рисунок, посвященный нашей школе. Потому что школа – это часть вашей жизни и, пожалуй, лучшая. Здесь вы получаете знания, которые помогут вам в вашей дальнейшей жизни.
4. Творческая работа
№1 Задание
- Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, селу, школе?
Напишите свои пожелания на листе бумаги и опустите в « Ящик пожеланий».
№2 Задание:
- Обвести свои ладошки на лист бумаги, вырезать.
На доске оформляется композиция: земной шар. Ладони детей снизу и сбоку поддерживают Землю.
- Что символизирует получившийся рисунок?
7 ученик:
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.
8 ученик:
Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод.
Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд.
Одним – милее осень, другим - милей весна,
А Родина Россия у нас у всех одна.
6 ученик:
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну - наш общий дом.
5. Итог урока.
- Подводя итог урока, я хочу сказать, что Родина, подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево имеет корни. Корни – это то, что мы жили вчера, год назад, тысячу лет назад. И надо не забывать об этом и чтить память наших предков. Так давайте беречь, охранять, любить нашу Родину. От этого она будет всё краше и краше.
Ролик «Россия- Родина моя»
Рефлексия полученных знаний.
- Наше занятие подходит к концу.
- Поделимся впечатлениями. Закончи предложение.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...