РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Почемучка» Направление «Интеллектуальное» для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа кружка «Почемучка» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.Программа «Почемучка» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на методическом объединении ________________ /Н.И. Ушенкова/ «___» ___________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №15 _________________ /Н.В. Давиденко/ Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г. |
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 город Нерюнгри»
678962, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ул. Чурапчинская, д.16 Тел. 7-45-16, факс 8 (41147) 6-90-41
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Почемучка»
Направление «Интеллектуальное»
для 3 класса
Программа рассчитана на школьников 9-10 лет.
Срок реализации программы:
2016 - 2017 учебный год
Составитель:
_Колышева Е.С.
учитель начальных классов
второй категории
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа кружка «Почемучка» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения. Программа «Почемучка» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа кружка «Почемучка» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа кружка «Почемучка» согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
- Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослым
Организация учебного процесса
Программа «Почемучка» рассчитана на детей начальной школы в возрасте 9-10 лет, на 2016 – 2017 уч. год.
Формы и методы работы:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Режим занятий детей:
Профили и отдельные формы внеурочной деятельности | Наполняемость групп | Число занятий в неделю | Продолжительность занятий |
Возраст 9-10 лет | 14 | 1 | 40 мин |
Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год). Количество детей в группе до 20 человек.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы.
Содержание программы внеурочной деятельности «Почемучка», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
- Регулятивные универсальные учебные действия
- -предвосхищать результат.
- - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
- -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- - предлагать помощь и сотрудничество;
- - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- - формулировать собственное мнение и позицию;
- - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
- Познавательные универсальные учебные действия
- - ставить и формулировать проблемы;
- - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- - установление причинно-следственных связей;
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
тесты, листы самооценки, мини-проекты, творческие проекты, конкурсы, выставки
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: Детям предлагаются листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
- развитие познавательных интересов обучающихся
- создание ситуации успеха для каждого ученика
- повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
- максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
- приобретение навыков саморефлексии.
Пример:
Раздел | Тема | Я знаю | Я умею |
«Школа» | Первые рисунки | Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер. | Рисовать восковыми мелками слона. |
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
Игры и игрушки
Обучающиеся будут знать:
Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры
Обучающиеся будут уметь:
Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).
Все для дома
Обучающиеся будут знать:
Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения. Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены.
Обучающиеся будут уметь:
Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности . Применять на практике основные знания по уходу за растениями
Школа
Обучающиеся будут знать:
Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания. Правила поведения в библиотеке. Отличие кроссворда и ребуса.
Обучающиеся будут уметь:
Пользоваться фондом школьной библиотеки. Составлять простейший кроссворд. Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
Еда
Обучающиеся будут знать:
Как овощи и фрукты получили свое название. Историю происхождения некоторых продуктов питания. Основы правильного питания. Составляющие части блюд.
Обучающиеся будут уметь:
Различать полезные и вредные продукты. Уметь составлять меню на завтрак. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).
Одежда
Обучающиеся будут знать:
Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера.
Обучающиеся будут уметь:
Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую модель русского костюма. Наблюдать объекты .
Характеризовать их особенности.
Группировать (классифицировать)
по отличительным признакам.
Составлять презентацию.
Праздник
Обучающиеся будут знать:
Название и историю появления праздников и обычаев.
Обучающиеся будут уметь:
Соблюдать основные правила этикета, применять их на практике. Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Проводить работу в группе.
Предприятия, сооружения, здания
Обучающиеся будут знать:
Происхождение некоторых сооружений и культурно-развлекательных центров. Историю их создания и предназначение.
Обучающиеся будут уметь:
Характеризовать особенности отдельных сооружений и зданий. Составлять презентацию. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников)
Транспорт
Обучающиеся будут знать:
Основные виды транспорта, их появление. Профессии сопровождающие работу транспорта.
Обучающиеся будут уметь:
Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте, применять их на практике. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия.
Полезные изобретения
Обучающиеся будут знать:
Роль современных изобретений в жизни человека и общества, их предназначение
Обучающиеся будут уметь:
Пользоваться предметами современной жизни. Наблюдать объекты .
Характеризовать их особенности.
Группировать (классифицировать)
по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия
Учебно-тематический план
Раздел\Тема | Количество часов | Универсальные учебные действия |
Игры и игрушки | 4ч | Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
|
Все для дома | 4ч | |
Школа | 4ч | |
Еда | 4ч | |
Одежда | 4ч | |
Праздник | 4ч | |
Предприятия, сооружения, здания | 4ч | |
Транспорт | 4ч | |
Полезные изобретения
| 2ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | План | Факт | Раздел\Тема | Количество часов | Теория | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
Игры и игрушки 4ч | ||||||
Где появились куклы | 1 | История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле | Вырезание бумажных кукол | |||
История глиняной игрушки | 1 | Посещение выставки глиняной игрушки в школьном кабинете ИЗО | Лепка игрушек из пластелина | |||
Кто первым запустил бумажного змея | 1 | История создания игрушки. Конструктивные особенности бумажного змея | Изготовление бумажного змея (коллективная работа) | |||
Кто придумал мяч | 1 | Игры с мячом | ||||
Все для дома 4ч | ||||||
Как появился чайник | 1 | Презентация «Чайное утро» | Правила чаепития Сюжетная игра | |||
Как баклуши били (ложки) | 1 | Беседа с презентацией | Роспись ложки | |||
Когда было впервые изготовлено мыло | 1 | История создания мыла Правила гигиены | Рисование упаковки для мыла | |||
Время не ждет! (часы) | 1 | Виды часов Как они устроены | Изготовление циферблата из картона и проволоки (работа в группах) | |||
Школа 4ч | ||||||
История шариковой ручки | 1 | Беседа «От пера до шариковой ручки…» | Лепка ручки из пластилина | |||
Кто изобрел бумагу | 1 | Использование информации из дополнительных источников | Аппликация из бумаги (тема любая) | |||
Откуда пошли названия дней недели | 1 | Получение информации через интернет | Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков) | |||
Кто автор микроскопа | 1 | Историческая справка | Рассматривание предметов под микроскопом и лупой | |||
Еда 4ч | ||||||
Как картофель попал в Россию | 1 | Презентация «Второй хлеб» | Поделки из картофеля | |||
Откуда фрукты и овощи получили свое название | 1 | Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов приготовленная детьми | Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к книжке-малышке) | |||
Первая кулинарная книга. | 1 | Историческая справка | Составление рецепта (работа в группах). Защита | |||
Из чего делают пряники | 1 | Беседа с работником кондитерского цеха | Лепка пряников из пластелина | |||
Одежда 4ч | ||||||
Одежда наших предков | 1 | Русский народный костюм | Составление кроссворда «Одежда предков» | |||
Зачем нужны пуговицы | 1 | Беседа о видах пуговиц | Пришивание пуговицы | |||
Кто придумал обувь? Секреты башмаков | 1 | Историческая справка Беседа о профессии сапожника | Рисование туфель | |||
С каких пор применяют носовые платки | 1 | Информация из дополнительной литературы | Изготовление носового платка из ткани | |||
Праздник 4ч | ||||||
Новогодние игрушки | 1 | Откуда пришла традиция украшения елки | Изготовление новогодних игрушек | |||
История воздушных шариков | 1 | Информация из дополнительной литературы | Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках | |||
Широкая масленица | 1 | История появления праздника | ||||
Семейные праздники | 1 | Составление календаря семейных праздников | ||||
Предприятия, сооружения, здания 4ч | ||||||
Кто основал первый зоопарк | 1 | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | ||||
Когда возникли музеи | 1 | Экскурсия в музей | ||||
Все на каток! | 1 | Когда появились первые коньки | ||||
Гидроэлектростанция | 1 | Основные составляющие гидроэлектростанции | Составление кроссворда на тему «Электричество» | |||
Транспорт 4ч | ||||||
Кто придумал велосипед | 1 | Информация из справочника | Конкурс «Безопасное колесо» | |||
Кто изобрел самолет | 1 | Информация из справочника | ||||
Луноход | 1 | История покорения космоса | Викторина | |||
Лайнер. Пароход | 1 | Водные суда и их особенности | Оригами. Кораблик | |||
Полезные изобретения 2ч | ||||||
Окно в подводный мир (аквариум) | 1 | Виды распространенных аквариумных рыбок | ||||
Компьютер и Интернет | 1 | Компьютер как современное достижение науки | Работа на компьютере (тема «Интернет») Итоговый контроль |
Перечень информационно-методического обеспечения
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы. Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый) и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность, проектная.
Список литературы
Основная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
Дополнительная литература
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
Литература для обучающихся
- Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
- Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
- Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
- Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
- Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
- Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.
- Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.
- Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.
- Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.
- Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по информатике в1-2 классах
Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи , скалендарно-тематическое планирование. программу можно использовать во внеурочной деятельности на любом уровне подготовки учащихся, включая "ну...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...