Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучка " 2 кл
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Почемучка" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemuchka_2kl_2018.docx | 330.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовой базой разработки данной программы общекультурного направления являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 6 декабря 2009 года №373;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ООШ №13 х. Михайлов на 2015-2019 г;
- Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение 2010 год.
Программа кружка «Почемучка» предназначена для обучающихся 2 класса, предполагает формирование экологических знаний учащихся.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов в Республике Адыгея, горах Северного Кавказа, Краснодарском крае, России и на планете Земля, будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить целям экологического просвещения и культуры. Приобретенные в младшем школьном возрасте знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения об отношении человека к окружающей среде, миру, что особенно актуально и необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
- развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения
Цель кружка:
- формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе;
- получение знаний общих закономерностей взаимодействий живого и окружающей среды
Задачи кружка:
- формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;
- развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие и изменения в природных системах.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
Образовательных:
- формирование системы знаний об экологических проблемах, овладение методами практической работы экологической направленности, методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;
Воспитательных:
- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
Развивающих:
- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
- развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
Формы организации учебной деятельности учащихся
Программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников и воспитания у них экологической культуры. При изучении курса предусматривается проведение, как традиционных уроков, так и проектная деятельность, экскурсии, практические работы.
При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов, презентаций, видеофильмов.
На первых этапах формирования экологической культуры наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности.
Используя опыт наблюдений обучающихся, постараюсь в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений, вызывать эмоциональные реакции учащихся, стремиться сформировать у них личное отношение и любовь к окружающему миру, пробудить чувства ответственности и заботы об окружающем среде. Активизировать потребность обучающихся в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).
Планируемые результаты освоения программы кружка «Почемучка»
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
- оценивать собственный вклад в деятельность группы;
- проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии;
- участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере:
- сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере:
- углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;
- освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
- формирование элементарных исследовательских умений;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
в трудовой сфере:
- владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере:
- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере физической культуры:
- элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных.
Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах села.
Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).
Показателями высокой экологической культуры детей второго года обучения следует считать:
- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);
- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;
- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- попытка оценивать свое поведение.
Формы и виды контроля:
- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.
Контроль за выполнением программы кружка осуществляется в виде сообщений, проектов, исследовательских и творческих работ.
Содержание программы
2 класс
Введение 1ч.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
Просмотр учебного фильма
Тайны за горизонтом 4ч.
Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. Просмотр учебного фильма
Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте.
Изготовление модели Земли из цветного пластилина
Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда.
Загадка смены времен года 6ч.
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели. Просмотр учебного фильма
Составить название дней недели из букв разрезной азбуки
Викторина. Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение
Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе.
Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. Просмотр учебного фильма
Загадки круговорота воды в природе 4ч.
Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака
Учимся рисовать снежинки, оформление выставки. Просмотр учебного фильма
Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней.
Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду
Дети учатся составлять свои загадки
Загадки под водой и под землей 5ч.
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.
Конкурс рисунков обитателей океанов
Рисунки детей по теме занятия
Просмотр учебного фильма
Загадки растений 3ч.
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.
Просмотр учебного фильма. Опытно-исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле.
Планета насекомых 5ч.
Разнообразие и многочисленность насекомых, их .роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
Просмотр учебного фильма. Выполнение зарисовок
Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях.
Конкурс рисунков «Невероятный жук».
Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков.
Что такое НЛО? Заключение 2ч.
Просмотр учебного фильма
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Выставка рисунков: «НЛО-О-О?!?»
Что мы узнали и чему научились за год.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Тайны за горизонтом | 4 |
3 | Загадка смены времен года | 6 |
4 | Тайны круговорота веществ в природе | 4 |
5 | Загадки круговорота воды в природе | 4 |
6 | Загадки под водой и под землей | 5 |
7 | Загадки растений | 3 |
8 | Планета насекомых | 5 |
9 | Что такое НЛО? Заключение | 2 |
Итого: | 34 |
Приложение 1
Календарно-тематическй план 2 класс
№п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса | 1 | 07.09 | |
2 | Географические открытия в древности. Небосвод | 1 | 14.09 | |
3 | Перемещение солнца на небосводе | 1 | 21.09 | |
4 | Представление о форме Земли в древности. Земной шар | 1 | 28.09 | |
5 | Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе | 1 | 05.10 | |
6 | Вращение Земли вокруг своей оси | 1 | 12.10 | |
7 | Движение солнца над горизонтом | 1 | 19.10 | |
8 | Сутки, определение частей суток по разной деятельности | 1 | 26.10 | |
9 | Загадки. Год и времена года | 1 | 02.11 | |
10 | Названия месяцев на Руси | 1 | 16.11 | |
11 | История происхождения названий дней недели | 1 | 23.11 | |
12 | Круговорот веществ в природе | 1 | 30.11 | |
13 | Живая и неживая природа | 1 | 07.12 | |
14 | Цепи питания | 1 | 14.12 | |
15 | Обитатели почвы | 1 | 21.12 | |
16 | Загадки о состояниях воды | 1 | 28.12 | |
17 | Наблюдение в природе за водой | 1 | 11.01 | |
18 | Природа дождевого облака | 1 | 18.01 | |
19 | Природа снежного облака | 1 | 25.01 | |
20 | Как изучают подводный мир | 1 | 01.02 | |
21 | Киты, дельфины, акулы | 1 | 08.02 | |
22 | История открытия гигантского кальмара | 1 | 15.02 | |
23 | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса» | 1 | 22.02 | |
24 | Жизнь в темных глубинах океана | 1 | 01.03 | |
25 | Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений | 1 | 15.03 | |
26 | Сказка о цветке-недотроге | 1 | 22.03 | |
27 | Образование плода. Многообразие плодов | 1 | 05.04 | |
28 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека | 1 | 12.04 | |
29 | Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук | 1 | 19.04 | |
30 | Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка | 1 | 26.04 | |
31 | Охрана насекомых | 1 | 03.05 | |
32 | Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы | 1 | 10.05 | |
33 | Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения | 1 | 17.05 | |
34 | Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу | 1 | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...