Обучение с настроением
статья (3 класс) на тему
В данной статье приведен опыт использования упражнений, которые позволяют сплотить коллектив, повысить самооценку учащихся и мотивацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_s_nastroeniem.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение с настроением
Эмоции – особый вид психических процессов, которые отражают переживание человеком его отношения к окружающему миру. Забота о своем настроении, по меньшей мере, так же важна, как и уход за телом. Забота о настроении — это та же забота о своем здоровье, так как настроение диктуется сферой чувств. Это проявление подсознательной мыслительной деятельности. Недовольство, злость, чувство недооценки качеств человека со стороны окружающих, зависть чаще всего человек старается подавлять. Однако эти чувства роятся в подсознании и сказываются на самочувствии, проявляются в хронически плохом настроении. В результате возникают нарушения обмена веществ, расстройство кровообращения и другие болезни. Поэтому забота о настроении действительно является заботой о здоровье.
Обучение – это своеобразный стресс для детского организма, необходимо продолжительное время сидеть, слушать, запоминать. Это требует напряжения всех функций головного мозга. Во время обучения ребенок вынужден концентрировать (напрягать) свое внимание, память, а ведь далеко не всегда то, что мы должны изучить, интересно. Формирование положительного эмоционального настроя при обучении детей является чрезвычайно важным, так как состояние эмоциональной сферы ребенка влияет на эффективность его учебной деятельности, показатели которой выше при более благоприятном эмоциональном настрое детей.
Чтобы процесс обучения шел с большим успехом, необходимо поддерживать у ребенка, преимущественно хорошее, оптимистичное настроение. Поэтому мы предлагаем перед началом занятия воспитанникам немного расслабиться, повысить себе настроение.
Далее приведены упражнения, их целевое назначение и методика применения.
Улыбнись соседу
Цель: установление доверительных, доброжелательных отношений в группе, поднятие настроения воспитанников.
Оборудование: стулья.
Методика: Упражнение лучше всего проводить вначале занятия, чтобы настроить воспитанников на позитивный лад. Лучше если воспитанники будут сидеть в кругу. Педагог просит сделать глубокий вдох и выдохнуть. Поверните голову направо и улыбнитесь соседу справа, потом поверните голову влево и улыбнитесь соседу слева. И в заключении посмотрите прямо, представьте, что смотритесь в зеркало и улыбнитесь себе. Теперь можно приступать к занятиям.
Комплимент другу
Цель: рефлексия, развитие уважительного отношения воспитанников к своим друзьям, поднятие самооценки воспитанников.
Оборудование: стулья, мячик
Методика: Можно проводить в начале, но лучше, на мой взгляд, в конце, это не только поднимет настроение, но и поможет провести рефлексию. В этом случае комплименты могут касаться работы на занятии (лучше всех слушал, правильно отвечал на вопросы ит.д.) Лучше если воспитанники будут сидеть в кругу. Педагог просит воспитанников по очереди говорить о соседе что-нибудь хорошее (комплимент). Начать может сам педагог. Он покажет пример и воспитанникам будет понятнее, что надо делать. При выполнении данного упражнения можно передавать друг другу какой-нибудь предмет, например, мячик.
Подарок другу
Цель: развитие у воспитанников доброжелательного отношения к окружающим, поднятие настроения.
Оборудование: листочки бумаги, волшебная коробка или шапка.
Методика: Очень хорошо проводить в праздничные дни. Педагог вначале занятия просит воспитанников на заранее приготовленных листочках написать или нарисовать «подарок» для друга (не конкретного, а в общем) и опустить этот листок в волшебную коробку или шапку. Затем педагог откладывает коробку в сторону, чтобы желаемое (даримое) набрало силу, сбылось и продолжает занятие. В конце педагог возвращается к волшебной коробке и воспитанники по очереди тянут из нее подарок. Чтобы занятие прошло успешнее, не забудьте сказать воспитанникам, что чем лучше они будут слушать и чем больше запомнят на занятии, тем быстрее сбудется то, что написано на записках. Вместо подарка, можно предложить воспитанникам написать пожелание (поздравление) другу.
Скажи хорошие слова о друге
Цель: поднятие самооценки, настроения воспитанников, установление доброжелательных отношений в группе.
Методика: Это упражнение хорошо проводить, когда вы видите, что у кого-то из воспитанников неудачный день, плохое настроение или что-то не получается. Выбранный воспитанник встает в центр круга, а все остальные по очереди должны сказать ему что-нибудь хорошее. Он же должен принять, что ему говорят и поблагодарить. В круг может быть выбран также воспитанник, у которого день рождения.
Приятное событие
Цель: установление оптимистичного настроя воспитанников, рефлексия.
Методика: Это упражнение хорошо проводить вначале занятия. Педагог предлагает воспитанникам проанализировать свой день и рассказать о каком-нибудь приятном моменте дня. Это может быть важное событие, какое-то впечатление или любой приятный момент, который запомнился. Это упражнение также можно проводить в качестве рефлексии после занятия, в таком случае, воспитанникам предлагается рассказать, что им понравилось на занятии, какие моменты запомнились.
Самая красивая часть тела
Цель: поднятие настроения, самооценки воспитанников, снятие усталости.
Оборудование: магнитофон, заводная музыка.
Методика: Это упражнение может использоваться в качестве физкультминутки в середине занятия или разгрузки в конце занятия. Воспитанникам предлагается выбрать свою самую красивую часть тела. После того, как выбор сделан, педагог включает заводную музыку и просит воспитанников станцевать своей самой красивой частью тела.
Цветное настроение
Цель: диагностика настроения, самочувствия воспитанников, самонаблюдение.
Оборудование: цветные карандаши.
Методика: Можно проводить в любой части занятия. Педагог предлагает воспитанникам проанализировать свое настроение, соотнести его с каким-либо цветом и выбрать карандаш этого цвета. После сделанного выбора, педагог просит воспитанников поделиться, с остальными тем, какого цвета у них настроение и почему они так решили. Чтобы воспитанникам было понятнее, педагог может начать и поделиться своим настроением.
Я – эмоция
Цель: поднятие, диагностика настроения воспитанников, знакомство с разнообразными эмоциями человека и их проявлениями.
Оборудование: карточки с эмоциями.
Методика: Каждый воспитанник вытягивает карточку с какой-либо эмоцией. Затем им дается 2 минуты, чтобы продумать, как можно показать эту эмоцию без слов (пантомимой). После подготовки, воспитанники по очереди показывают свои эмоции, а все остальные должны отгадать, какая эмоция показывается. Если позволяет время можно предложить воспитанникам показать свое настроение в настоящий момент. Старшим воспитанникам можно предложить выбрать самим эмоцию (Возможный список эмоции см. в Приложении).
Рецепт хорошего настроения
Цель: самонаблюдение, развитие интереса воспитанников к себе (своему настроению), диагностика настроения воспитанников.
Оборудование: карточки «рецепт хорошего настроения»
Методика: Это упражнение может проводиться в любой части занятия. Каждому человеку для хорошего настроения нужно что-то свое. Проводя это упражнение, педагог предлагает воспитанникам подумать, что необходимо им для хорошего настроения и написать свой рецепт хорошего настроения. Для облегчения задачи, можно раздать уже готовые карточки, в которые надо только вписать необходимые ингредиенты (см. Приложение)
Ладошки
Цель: повышение самооценки воспитанников, самонаблюдение.
Оборудование: бумага, карандаши, фломастеры.
Методика: Это упражнение может проводиться в любой части занятия. Воспитанникам предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем педагог просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого педагог собирает «ладошки», вешает на доску, читает их, а дети угадывают где, чья ладошка. Тот ребенок, чья ладошка рассматривается, может дать, свои комментарии написанному или нарисованному.
Мое качество
Цель: углубление процессов самораскрытия, повышение самооценки воспитанников.
Оборудование: список качеств
Методика: Педагог предлагает воспитанникам подумать и выбрать качество, которое им больше всего нравится в себе. Это трудное задание, поэтому для облегчения задачи можно предложить воспитанникам список качеств, из которого они смогут выбрать свое. Если кому-то тяжело выбрать свое качество самому, можно попросить остальных помочь ему и назвать его качество. После того, как выбор сделан, воспитанникам предлагается поделиться, почему они выбрали именно это качество, когда и как в последний раз проявилось это качество в их поведении? (Список качеств см. в Приложении)
Оранжевое настроение
Цель: установление у воспитанников оптимистической установки на жизнь и отношения с окружающими, поднятие настроения.
Оборудование: листочки бумаги.
Методика: Упражнение можно проводить в любой части занятия. Педагог просит воспитанников вспомнить не очень приятные моменты дня (возможно, что-то не получилось, получил плохую оценку, с кем-то поссорился). Воспитанники записывают это на листе бумаги, потом педагог просит перевернуть этот лист, подумать, что хорошего в этой не очень приятной ситуации (найти в ней что-то хорошее) и записать это на обратной стороне. Таким образом, мы как бы переворачиваем ситуацию в оптимистическую сторону и она уже не кажется нам такой плохой. Если кому-то сложно это сделать, можно прибегнуть к помощи всей группы.
Выброси плохое – оставь хорошее
Цель: развитие у воспитанников самонаблюдения, самоанализа, уважения к окружающим, через понимание того, что у каждого есть что-то хорошее, за что его можно ценить.
Оборудование: по два листочка бумаги на каждого воспитанника, мусорное ведро.
Методика: Упражнение можно проводить в любой части занятия. Воспитанникам выдается по два листочка бумаги. Педагог просит воспитанников на одном листочке написать, что в них есть хорошего, а на втором, что в них есть не очень хорошего (плохого). Это упражнение каждый выполняет для себя, но если кто-то хочет поделиться, он может это сделать. После того, как списки готовы, педагог просит свернуть листок с хорошими чертами и убрать его в надежный карман, а тот листок, на котором плохие черты порвать и выбросить в мусорное ведро, таким образом, попрощавшись со всем плохим в себе.
Картина настроения
Цель: диагностика настроения и состояния воспитанников.
Оборудование: бумага, цветные карандаши.
Методика: Упражнение можно проводить в любой части занятия. Педагог предлагает воспитанникам изобразить свое настроение, состояние в настоящий момент на листе бумаги. После того, как рисунки готовы, педагог вешает их на доску и просит воспитанников прокомментировать нарисованное (Педагог обращает внимание на цветовую гамму рисунка, изображенные объекты)
Все – некоторые – один
Цель: создание атмосферы доверия и уважения в группе на основе понимания общей схожести с одной стороны и уникальности каждого с другой стороны.
Оборудование: стулья на один меньше количества участников.
Методика: Упражнение хорошо проводить в качестве физкультминутки. Стулья выстраиваются в круг на один меньше числа участников. Из воспитанников выбирается водящий. Воспитанники садятся на стулья, а водящий встает в центр круга. Водящий называет какой-нибудь признак, который может подойти ко всем ребятам, сидящим в кругу, только к некоторым из них или к одному человеку. Тотчас все, кто считает, что названный признак относится к нему, встают, добегают до центра круга, а затем стремятся занять любой свободный стул (но не свой). Точно так же поступает и водящий, однако в центр круга ему бежать не надо, он и так там стоит. Воспитанник, оставшийся без стула, становится водящим.
Педагог может начать игру, приведя ребятам примеры разных признаков: «Все, кто пришел сегодня в школу; все, кто любит поболтать; все, у кого в косе красная лента».
Печатная машинка
Цель: развитие у воспитанников внимания, понимания себя, как части единого коллектива, поднятие настроения.
Оборудование: карточки с буквами
Методика: Упражнение можно проводить в любой части занятия. Каждому воспитаннику выдается карточка с одной из букв алфавита. Педагог предлагает всем представить, что они – клавиши печатной машинки. На этой удивительной машинке можно печатать слова. Для этого «клавиши» должны по очереди хлопать в ладоши, называя свою букву. Возьмем слово «дом». Чтобы его напечатать, должен вначале хлопнуть ребенок, у которого буква «Д». Затем тот, у кого буква «О». И, наконец, тот, у кого буква «М». Чем быстрее они справятся с заданием, тем лучше. Педагог предлагает воспитанникам все более длинные и сложные слова и фразы. Если вы хотите усложнить условия, то можно только хлопать в ладоши, не называя своей буквы, тогда воспитанникам нужно быть еще внимательнее. Это упражнение можно также проводить в качестве физкультминутки. В таком случае воспитанники могут не только хлопать в ладоши, но и вставать.
Пазлы
Цель: развитие у воспитанников внимания, понимания себя, как части единого коллектива, поднятие настроения.
Оборудование: пазлы.
Методика: Группа делится произвольно на команды по 3 - 4 человека и каждому члену команды выдается по несколько деталей пазла. (Педагог заранее разрезает листы бумаги, с яркими крупными картинками на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.
Дыхательные упражнения
Цель: улучшение настроения, самочувствия и внимания.
Оборудование: хорошо проветренное помещение.
Методика: Упражнения можно проводить в любой части занятия. Сначала педагог объясняет и показывает воспитанникам, как выполняется упражнение. Потом проделывает упражнение вместе с воспитанниками. За один раз можно проводить 3 – 4 упражнения в любой последовательности, повторяя каждое упражнение по 3 – 4 раза.
- Начните с лица. Посмотрите на себя мысленно — как бы в зеркало. Избавьте лицо от ненужных внутренних «зажимов». Сделайте вдох, задержите дыхание на 10-15 секунд, выдох. После выдоха проведите по лицу рукой, словно бы убирая остатки напряженности, тревоги. Вспомните об улыбке — поднимите уголки губ вверх, «улыбнитесь» глазами. Повторите 3 – 4 раза.
- Большим пальцем правой руки закройте правую ноздрю. Нас счёт «раз» сделайте вдох. Указательным пальцем закройте левую ноздрю, теперь обе ноздри остаются закрытыми. Задержите дыхание на счёт один, два, три, четыре. Отпустите большой палец и на счёт один, два выдохните через правую ноздрю (левая по прежнему закрыта). Дальше всё повторяется, только теперь вдыхаем через правую ноздрю и выдыхаем через левую. Повторите по 3 раза с каждой стороны.
- Примите следующее исходное положение: стать прямо, голову поднять, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, выпрямленные руки свободно опустить вдоль туловища. Все мышцы должны быть расслаблены. После этого сделайте короткий, шумный и резкий вдох, втягивая воздух через нос, и в то же время сильным движением сожмите пальцы рук в кулаки. Далее спокойно выдохните через рот и одновременно разожмите кулаки, выпрямив пальцы. Повторите 3 – 4 раза.
- Займите исходную позицию: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, голову поднять, плечи расслабить и опустить, руки согнуть в локтях и поставить на пояс, пальцы при этом должны быть сжаты в кулаки. На первый счет свободно опустите руки вдоль тела, одновременно разжимая кулаки, расслабляя кисти и делая вдох. При этом нужно представить, будто нужно сбросить с рук и плеч тяжелый груз. В момент, когда руки опускаются, мышцы предплечья, плеч и кистей следует максимально напрягать и в то же время требуется с силой растопырить пальцы, воображая, что между ними появились перепонки. Далее примите исходное положение, поставив руки на пояс, одновременно сжав пальцы в кулаки и делая медленный выдох. Повторите 3 – 4 раза.
- Займите исходную позицию: стать прямо, голову поднять, плечи опустить и расправить, руки свободно опустить вдоль туловища, ноги расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу. Далее немного наклонитесь вперед, руки расслабьте, выведите вперед и свесьте, плечи округлите, голову опустите, мышцы расслабьте и одновременно сделайте резкий и энергичный вдох, втягивая воздух через нос. После этого примите исходное положение и в тот же момент сделайте слабый выдох только через рот. Повторите 3 – 4 раза.
- Примите исходное положение: стать прямо, ноги выпрямить и расставить немного уже ширины плеч, голову поднять, плечи расслабить, руки свободно опустить вдоль туловища. Далее слегка согните руки в локтевых суставах и сожмите пальцы в кулаки, после чего присядьте, одновременно развернув корпус в левую сторону и сделав резкий, активный и короткий вдох. После этого примите исходное положение, повернувшись и встав прямо, опустив руки, выпрямив ноги и в тот же момент медленно выдохнув. Повторите упражнение в правую сторону. Продолжать упражнение следует 3 – 4 раза, поочередно разворачивая корпус то в левую, то в правую сторону. Спина должна оставаться прямой, стопы — прижатыми к полу. Руки рекомендуется держать на уровне линии талии.
- Займите исходную позицию: стать прямо, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, руки свободно опустить вдоль туловища, голову поднять, плечи расправить. Сделайте небольшой наклон вперед, выведите руки перед собой, удерживая их на уровне колен, и одновременно сделайте резкий и короткий вдох, после чего вернитесь в исходное положение, сделав пассивный и медленный выдох. Не останавливаясь, согните руки в локтевых суставах перед собой и заведите за спину, слегка прогнувшись в пояснице. Стараясь удерживать руки параллельно, вновь сделайте энергичный и короткий вдох. Затем примите первоначальное положение и одновременно выдохните. Повторите 3 – 4 раза.
Список литературы
1. Алхимия эмоций: немного о природе чувств и страстей / Игорь Исаев, — М.: Беловодье, 2009
2. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
3. Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
4. Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002.
6. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.
7. Эмоциональное развитие школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
8. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие школьников: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
9. Я-Ты-Мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников и млалших школьников. сост. Князева О.Л., «Мозаика-Синтез» – 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Настроение человека и цвет
Внеклассное занятие "Зависит ли настроение человека от цвета" для 2-4 классов....
УМК "Все цвета кроме черного" по теме "Твое настроение" 2 класс.
Задания этого занятия направлены на то, чтобы учащиеся научились различать свое настроение и анализировать причины, которые вызывают смену настроения....
Осеннее настроение
Стихотворения об осени учащихся 2 класса...
Урок литературного чтения по программе «Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» по теме: «Капризное настроение» (2 класс)
Урок литературного чтения по программе «Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» по теме: «Капризное настроение» (2 класс) ...
Из опыта работы. Классный час Тема: Настроение в школе. Как настроение?
Человек может радоваться и огорчаться, веселиться и страдать. От того какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими.- Очень важно, чтобы каждое утро у вас начина...
Игры - это отличный способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение. Ведь, как известно, с хорошим настроением всегда легко учиться.
Игры - это отличный способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение. Ведь, как известно, с хорошим настроением всегда легко учиться....
Моё настроение и настроение окружающих меня людей
Моё настроение и настроение окружающих меня людей...