Урок литературного чтения по программе «Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» по теме: «Капризное настроение» (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapriznoe_nastroenie.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по программе
«Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова»
по теме: «Капризное настроение»(2 класс),
учитель школы №6 «Парус» г. Дзержинский
Бирюкова Светлана Юрьевна.
Тема урока: «Капризное настроение».
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-наблюдение.
Цели урока.
Познавательный аспект:
1. Формировать понятие «капризное настроение».
2. Смоделировать образ «капризное настроение».
Развивающий аспект:
1. Способствовать развитию речи:
- обогащение и усложнение ее словарного запаса;
- усиление коммуникативных свойств речи;
- овладение учащимися художественными образами.
- Способствовать развитию мышления: продолжить формирование умения сравнивать.
- Способствовать развитию сенсорной сферы: продолжить развитие точности и тонкости различения цвета, звуков, оттенков речи.
Воспитывающий аспект:
Продолжить воспитание эмоционально-эстетического
восприятия художественного произведения.
Методы обучения:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- сравнительный.
Форма работы: фронтальная, индивидуально-обособленная.
Техническое обеспечение урока:
- интерактивная доска;
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- программное обеспечение (Ms Office, Power Point, SMART);
Методическое обеспечение урока:
- раздаточный материал (карточки «Словарь настроений», карточки «Ответ», «Цветик-семицветик»);
- слайды;
- гипертекст;
- аудиозапись (фрагменты детских песен);
- учебник по литературе для 2 класса, авторы Т. И. Кудина, З.И. Новлянская.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я хочу начать наш урок словами одного очень мудрого человека Жана Жака Руссо, однажды он сказал: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Давайте начнем удивляться своим способностям прямо сейчас, на уроке литературного чтения.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы будем работать с вами с помощью «умной» доски (звучит волшебная музыка, на экране появляется слайд«Цветик-семицветик 1»).
- Ой, что это?
Цветок, цветик-семицветик.
- А вы помните, из какой сказки этот цветок? Кто автор этого произведения?
Сказка «Цветик-семицветик, автор Валентин Катаев.
- Давайте представим, что наш цветочек живой, у него есть душа, а значит он все слышит и все видит (Слайд «Цветик-семицветик 2», РР).
- Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о настроении. Скажите, какое у него сейчас настроение?
Радостное, веселое, грустное, печальное…
- А как вы догадались, что у него такое разное настроение?
С помощью цвета.
- Интересное открытие. Значит, у настроения есть свой цвет? Давайте сопоставим (то ест поставим рядом) карточки со словами настроений и цвет на лепестке (самостоятельная работа с раздаточным материалом).
- А теперь проверим на нашей «умной доске». Светлым краскам соответствует какое настроение? Как одним словом можно это назвать?
Радостное.
- А темным краскам какое?
Грустное.
- Посмотрите внимательно на наш цветочек, у него одного цвета несколько оттенков, вот и настроений бывает несколько (слайд «Словарь настроений1», РР). Прочитаем, с какими понятиями вы уже знакомы.
3. Создание проблемной ситуации.
(неожиданно раздается плач ребенка, учитель проникновенно, выразительно читает наизусть стихотворение А.Л.Барто «Девочка-ревушка»)
- Только что я вам прочитала стихотворение Агнии Львовны и Павла Николаевича Барто, называется оно – как вы думаете, как?
Различные предположения детей.
- Это стихотворение называется «Девочка- ревушка». С творчеством Агнии Львовны Барто вы хорошо знакомы с детских лет (слайд «А.Л.Барто», СМ).Ее знаменитые стихи «Игрушки» до сих пор любимы и детьми, и взрослыми: «Идет бычок качается, вздыхает на ходу…», «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик…», « Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко…»
- Откройте тексты в ваших учебниках на странице .... Прочитайте это стихотворение теперь самостоятельно, про себя, можете пожужжать немножко. Найдите в тексте непонятные слова (слайд «Текст стихотворения», СМ)
Плесень, вой, Ганя.
- Истолкование слова плесень есть в учебнике, внизу страницы, прочитайте его. Вой-протяжный крик некоторых животных. Ганя – имя девочки.
- Скажите, от чьего имени ведется повествование в этом стихотворении?
От имени рассказчика.
- Кто главный герой произведения?
Девочка Ганя.
- Как девочка Ганя себя ведет?
Плачет, недовольна чем-то, ничего не хочет.
- Докажите мне это подтверждением текста.
«Плачет, заливается, платьем утирается», «…Никуда я не пойду, мне не нравится в саду»,
«…Ой, пойду обратно, дома неприятно», « …Эта кружка велика! В этой не могу я! Дайте мне другую!», «Рева топнула ногой. В этой не желаю! Лучше дайте чаю!», «Плачет ревушка опять. Ой, не буду спать! Ой, наденьте платье!»
- Скажите, а какой знак препинания стоит в конце всех предложений, которые вы зачитали?
Восклицательный.
- О чем говорит этот знак?
Девочка чего-то требует.
- А теперь скажите, какое настроении у этой девочки-ревушки? Найдите это слово в своих карточках, если оно есть ( создание проблемной ситуации, самостоятельная работа с раздаточным материалом).
Грустное, печальное…капризное.
- Мнения разделились, возникла непонятная ситуация (вопросительный знак пишу на доске). Поднимите руки, кто считает, что это грустное настроение? Печальное? Капризное? Попробуем разобраться вместе, какое же настроение у девочки-ревушки?
- Почему оно грустное, печальное? У девочки что-то случилось, что-то ее расстроило?
Нет.
- Чего хочет эта девочка? Почему она все время плачет?
Сама не знает чего, просто ей так хочется.Она капризничает.
- Правильно. Значит и настроение у нее какое?
Капризное (слайд «Словарь настроений 3», РР)
- А хорошо это или плохо – капризничать?
Плохо.
- Как к капризам девочки относится рассказчик?
Он смеется над девочкой-ревушкой.
- Он смеется над ней зло или добродушно?
Добродушно.
- А какое у него настроение при этом?
Веселое.
-Оно совпадает с настроением Гани?
Нет.
- А есть еще герои в этом произведении?
Да, есть, это народ.
- Как народ относится к девочке, которая капризничает? Докажите текстом.
«Видят девочка стоит, очень странная на вид…Что ты плачешь, ревушка, ревушка-коровушка? На тебе от сырости плесень может вырасти».
- Итак, в нашем словаре настроений появилось новое понятие «КАПРИЗНОЕ настроение» (слайд «Словарь настроений-3, РР) Давайте подумаем, а какой цвет будет соответствовать этому настроению? (слайд «Цветочек –капризное настроение»,РР, по щелчку происходит заливка цветом)
Различные предположения детей.
- Художники считают, что капризное настроение можно передать с помощью фиолетового, бардового, коричневого цвета, так как это цвета тяжелые, агрессивные, выражающие протест против чего-либо.
4. Моделирование образа «капризное настроение».
(слайд «Цветочек-капризное настроение, зашевелился», РР)
- Ребята, что-то и нашему цветочку неуютно стало на уроке, он тоже закапризничал. Чем он недоволен, как вы думаете?
Различные предположения детей.
- Давайте, мы придумаем ему «личико», создадим образ, отражающий капризное настроение. Сначала вы придумайте свое изображение, а потом создадим это на нашей «умной» доске. Можно обсудить рисунок с соседом по парте, как говорится «одна голова – хорошо, а две –лучше» (работа в парах -1 мин, учитель ходит и наблюдает за работой, в конце берет лучшие работы и вывешивает на доску)
- А теперь давайте создадим на «умной» доске такое же личико (слайд «Модель капризного настроения», СМ).Кто хочет попробовать?
(работа со Смарт-доской ученика и учителя)
- Чтобы ему не было одиноко, позовем к нему наших добрых знакомых «Радость» и «Грусть» (слайд «Радость, Грусть, Каприз», СМ)
- Чтение стихотворения «Девочка-ревушка» по ролям, с обсуждением, удалось ли передать настроение героев.
- Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение «Девочка- ревушка» по ролям, как в театре, и попытаемся передать настроение героев. Уточним, еще раз, кто нам нужен для инсценирования? Как мы можем их назвать, если бы были в театре?
Рассказчик, Ганя, народ.
- Как мы можем их назвать, если бы были в театре?
Актеры.
-А кто будут у нас все остальные?
Зрители.
(распределение ролей по группам (2-3), слайд «Театр», СМ, чтение по ролям)
- Выступление какой-группы артистов понравилось вам больше других и почему?
Высказывания детей.
- Сейчас вы выступали в роли критиков, вы высказывали свое мнение, опираясь на чувственное восприятие услышанного. Удалось ли передать настроение капризной девочки ревушки и веселого рассказчика?
Высказывания детей.
8.Закрепление.
- Мы с вами познакомились сегодня на уроке с понятием «капризное настроение» с точки зрения слова, цвета. А можно еще изобразить это настроение в музыке. Попробуйте определить, в каком музыкальном фрагменте звучат капризные нотки. Для этого в таблице напротив услышанного фрагмента поставьте галочку (слайд «Таблица –музыка», РР, звучат песни из м/ф, дети определяют эти фрагменты по настроению, фиксируют в таблице)
- А теперь сверим ваши наблюдения и наблюдения «умной» доски.
9. Итог урока.
- Дорогие ребята, в начале урока я вам сказала, что у вас все в жизни получится, если вы будете добиваться поставленных целей. Сегодня на уроке вы замечательно работали, я считаю, что цель нашего урока мы с вами достигли. Какие открытия вы для себя сегодня сделали?
Ответы учащихся.
-Что удивило вас сегодня на уроке?
Ответы учащихся.
- Спасибо вам за радость общения, в подарок я вам приготовила «Цветики –семицветики
2 А класса гимназии № 4» (фотоколлаж учеников класса).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачёты по русскому языку 2 класс по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
На основе данных зачётов можно проверить насколько дети усвоили учебный материал. Все зачёты представлены по мере изучения тем....
Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....
Календарно- тематическое планирование по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Данное календарно- тематическое планирование разработано на основе ФГОС. Описаны планируемые результаты изучения каждой темы и характеристика деятельности учащихся...
Разработка урока по математике 2 класс по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова по теме: "Числовая прямая"
Урок составлен в рамках программы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В.В. Давыдова. На заданном уроке дети работают с числовой прямой. Работа направлена на всестороннее её изучения....
Урок математики 2 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. Тема урока: "Сложение многозначных чисел"
Урок математики проводится в 3 четверти. Урок на экологическую тему. Урок основан на системно-деятельностном подходе к обучению....
Презентация к уроку русского языка. 3 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова .Тема урока "Времена глагола"
Презентация к уроку русского языка в 3 классе для изучения темы "Времена глагола"....
Презентация к уроку литературного чтения 1 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова .Тема урока Что значит читать по-взрослому?
Презентация к уроку литературного чтения в первом классе содержит цель и толкование терминов, рассматриваемых на уроке....