Урок литературного чтения на тему «Аполлон Николаевич Майков. «Христос воскрес
презентация к уроку (4 класс) на тему
Урок литературного чтения на тему «Аполлон Николаевич Майков. "«Христос воскрес ".
Цели урока:
Обучающие:
• познакомить учащихся с творчеством А. Майкова и его стихотворением « Христос воскрес»;
Развивающие:
• продолжить обогащение словарного запаса учеников;
• способствовать развитию речи детей, воображения, , внимания, мышления;
•совершенствование умения работать над выразительным чтением стихотворения;
• совершенствование навыка правильного, сознательного, беглого чтения;
•совершенствование умения работать в группе, навыки самоконтроля.
Воспитывающие:
•Воспитывать интерес и любовь к поэзии, музыке.
•Воспитывать внимание, любовь и бережное отношение к природе.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из текста;
2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
3) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
4) формируем умение ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)формируем умение работать коллективно.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу;
4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к произведению, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3)формируем умение оценивать работу других.
Форма проведения: фронтальная, (совместно-индивидуальная), коллективная.
Ход урока:
1.Организационный момент. Психологическая установка на урок.
-Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка помогает жить и трудиться.
-Мои дорогие, представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко. Какое оно?
-Действительно, оно ласковое, теплое и доброе.
-Солнышко красное – это свет и сила наша, радость и надежда.
-Скажите, а какое у вас настроение? Поделитесь хорошим настроением друг с другом, со мной, с гостями, с солнышком.
-Поднимите руки вверх и отпустите солнышко. Пусть оно сверху смотрит на наш урок.
-Каким вы видите наш урок?
-Что для этого нужно сделать?
Методический прием «Корзина идей».
-Солнышко своими лучиками рассыпало буквы.
- Попробуйте составить слово из этих букв.
-Какое слово у вас получилось?
-Правильно! Молодцы! Это слово «поэзия».
-А теперь, ребята, немного поразмышляем. Что вы можете сказать об этом слове? Что такое поэзия?
(Обсуждение в паре).
Какие идеи у вас возникли?
-Озвучьте ваши идеи.
Ответы: Поэзия - это красота - словесное художественное творчество- стихи, произведения, написанные стихами- ритмически организованная речь- солнце.
-Ребята, какая идея вам понравилась больше всего?
Ответы детей: Поэзия - это искусство образного выражения мысли в слове. Поэзия – это красивые стихи, волнующие душу.
-Каждый человек по - своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймем, как видят и чувствуют весну поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно. Мы словно проникаем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.
2. Речевая разминка.
-Работу начнем с литературной разминки.
Пришла весна.
Весна – красна.
И всем нам радость принесла.
-Прочитайте стихотворение медленно вполголоса.
-Прочитайте быстро, но тихо.
- Выделите голосом главные (ключевые) слова.
-А теперь прочитаем громко и выразительно.
-Вот вы и готовы читать стихи.
Весна - это пора обновления и новой жизни не только в природе. Но и в душе человека. С приходом весны у людей появляется надежда на что- то лучшее. Поэтому весну ждут с нетерпением.
3. Подготовка к восприятию нового материала.
-Ребята, как вы узнаете весну?
Ответы: перечисляют приметы - пригревает солнце, тает снег, бегут ручьи, появляются листья, зеленеет трава…
-А только ли видно весну?
Ответы: Её ещё слышно: журчат ручьи, птички щебечут…
Звучит колокольный звон (запись колокольного звона громко, затем фоном для чтения стихотворения).
-Что мы слышим? (Пасхальный трезвон на колокольне)
-Чем он необычен? (Праздничный радостный звон в несколько колоколов в три приёма)
-Издавна подмечено, что звон колоколов очищает душу, восстанавливает силы человека.
- У вас прибавилось сил для дальнейшей работы на уроке?
4. Определение темы и цели урока.
-Весна – это праздник пробуждения природы. И не случайно весной весь православный народ отмечает самый радостный, самый светлый праздник.
- Как называется праздник, когда звучит трезвон? ( Светлое Христово воскресение)
-Пасха Господня, Воскресение Христово - самый большой и радостный, самый главный христианский праздник. Этот победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. В этот день Сын Божий Христос воскрес из мертвых.
-Что является главным символом праздника? (Крашеное яйцо - символ праздника, символ новой светлой жизни, символ надежды).
- Русские поэты очень любили Пасху Христову и посвятили этому празднику много великолепных произведений.
5. Работа над стихотворением.
-Одним из них был Аполлон Николаевич Майков. Судьба поэта сделала жизненный путь ровным и светлым. Путешествия, стихи, мирные семейные радости и над всей этой жизнью - долговечной слава. Его замечательный сборник «Поэзия небес» известен многим.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое называется «Христос воскрес». Поэт упорно работал над этим стихотворением, тщательно подбирал каждое слово. Нам важно понять внутреннее состояние поэта, его чувства, его мысли, его мир.
Знакомство со стихотворением А.Н.Майкова "«Христос воскрес ".
Выразительное чтение стихотворения
-Послушайте и подумайте, что описывает поэт.
1)Первичное восприятие-звукозапись.
2)Вопросы по первичному восприятию.
- Какой православный праздник побудил поэта написать это стихотворение?
- Какими словами приветствуют люди друг друга в этот праздник?
- Какие чувства возникли в вашем сердце? Обоснуйте свой выбор.
- Мы убедились, что поэзия проникает в самые тайные уголки души человека.
3) Самостоятельное чтение стихотворения учащимися
-Прочитайте стихотворение самостоятельно. (Жужжащее чтение )
Анализ стихотворения и формирование умения выразительного чтения.
- Каким настроением окрашено это стихотворение? Какие оттенки этого настроения передал поэт?
Правильно, природа ожила. Веселье кругом. Давайте заглянем на минутку в этот мир .
Физминутка
Работа в парах.
-Немного отдохнули. Продолжим работу над стихотворением.
-Возьмите листочки с текстом стихотворения и карандаши. Прочитайте это стихотворение самостоятельно и выполните задания:
Задание 1. Что такое рифма? (Рифма – звуковые повторы в последних строчках стихотворения).
- 1 пара найдет и подчеркнет рифмы в первой строфе, 2 пара во второй строфе,
3 пара в третьей строфе.
-Проверим.
Задание 2
-Вспомните, какими бывают паузы? Расставьте паузы.
- 1 пара расставит паузы в первой строфе, 2 пара во второй строфе,
3 пара в третьей строфе.
Задание 3.
-Чтобы стихотворение звучало выразительно, что нужно найти в каждой строчке? (Логическое ударение)
-Что это такое? (Когда голосом выделяем самое главное слово в строке)
- 1 пара найдет и выделит голосом главное слово в первой строфе, 2 пара во второй строфе, 3 пара в третьей строфе.
Задание 4. Что такое олицетворение? ( Приём в котором неживые предметы наделяют качествами человека, называется олицетворением).
-Найдите в тексте олицетворение. Прочитайте.
- 1 пара найдет в первой строфе, 2 пара во второй строфе,
3 пара в третьей строфе.
6. Релаксация
(Звучит музыка)
-Мы хорошо поработали и можем теперь перевоплотиться в настоящих артистов. Отдохнем перед выступлением, расслабимся.
- Закройте глаза и повторяйте за мной.
- Нас ждет сцена, зрители.
- Мы самые лучшие.
- Нас так приятно слушать.
-Откройте глаза.
7. Продолжение работы над стихотворением.
Выразительное чтения стихотворения как интерпретации авторского замысла
-Подумайте, как надо читать это стихотворение и что передать при чтении?
1пара прочитает 1 строфу (четверостишье),
2 пара прочитает следующие четыре строки.
3 пара прочитает 3 строфу.
-Оцените выразительность чтения стихотворения.
-Удалось ли вам своим чтением показать радость наступления весны, торжество Праздника Пасхи?
- А сейчас я предлагаю вам погрузиться в родниковую чистоту и свежесть пения Александра и Елены Михайловых. Их дуэт, их дивные голоса в необычном сочетании - высокий юношеский и низкий девичий – подарят спокойствие, веру в добро, в духовное богатство и поэзию жизни тихой, мирной, простой.
Прослушивание произведения в исполнении Александра и Елены Михайловых.
-Вам понравилось исполнение этого произведения?
-Поэзия Майкова захватывает гармоническим слиянием мысли и чувства, художественным вкусом, напевностью и музыкальностью. Не случайно по количеству положенных на музыку стихотворений Аполлону Николаевичу принадлежит одно из первых мест среди русских поэтов XIX в.
- Как вы думаете, с какой целью автор написал это произведение?
Ответы детей: Чтобы мы видели красоту природы, берегли ее. Чтобы все радовались празднику Пасхи.
-Что хотел автор донести до читателей этим стихотворением?
Ответы детей: В начале весны произошло чудо – Христос воскрес. Вся природа радуется, что Христос воскрес. Восторг и ликование людей великому празднику.
8.Итог урока:
Ребята, я предлагаю вам составить синквейн по теме урока. В конвертах у вас слова, поставьте их в пять строк (слова : весна, праздник Пасхи).
Зачитывание. Оценивание.
- Пасха - самый светлый праздник, который несет с собой веру, надежду, любовь.
Ученик
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам»
-В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры. Воскресение Христово значит для нас начало новой святой жизни. Празднуя Пасху, мы должны любить друг друга и делать только добро.
Песня «Праздник Пасхи»
9. Рефлексия
– С помощью мимики (улыбнитесь, нахмурьтесь) покажите, понравился ли вам урок?
– Что понравилось?
– Что удивило?
– Что запомнилось?
- Ребята, подойдите ко мне, возьмитесь за руки. У нас образовался круг. Мне очень хочется, чтобы в нашем кругу были счастливые люди. Я желаю вам весело, с любовью и добром провести всю Пасхальную неделю. Со светлым вас, праздником. Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.
( звон колоколов)
Ученик
«Христос воскрес!»- поют колокола.
И весть та радостна, светла.
Над миром носится волной,
И мир внимает вести той.
«Христос воскрес!»- поёт земля,
Моря и горы, и поля…
И им в ответ звучит с небес:
«Воистину воскрес».
Учитель: Я желаю всем весело, с любовью и добром провести всю Пасхальную неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
apollon_nikolaevich_maykov.ppt | 656.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А.Н.Майков родился 23 мая (4 июня н.с.) в Москве в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Сын дворянина Николая Аполлоновича Майкова, живописца и академика, и писательницы Евгении Петровны Майковой.
У А.Н.Майкова было три брата : Леонид Николаевич, историк литературы, библиограф и этнограф. Владимир Николаевич, прозаик и переводчик. Валериан Николаевич , литературный критик и публицист.
Жизнь А.П.Майкова Художественная атмосфера дома способствовала формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать и сочинять стихи. Летом юный поэт жил в имении бабушки в Подмосковье, вблизи нынешнего Солнечногорска, деревня Чепчиха.
Жизнь А.П.Майкова В 1834 семья переехала в Петербург. Домашним учителем братьев Майковых был И.А. Гончаров
В 1837—1841 гг. А.Н.Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета. Вначале увлекался живописью, но потом посвятил свою жизнь поэзии.
Получив за первую книгу пособие от Николая I на путешествие в Италию, Майков уехал за границу в 1842 г. Повидал Италию, Францию, Сак-сонию и Австрийскую империю. Майков вернулся в Петербург в 1844 г. и начал работать помощником библиотекаря при Румянцевском музее. Встречался постоянно с Белинским, Некрасовым, Тургеневым.
В последние годы жизни был действительным статским советником. С 1882 г. председатель Комитета иностранной цензуры. 27 февраля 1897 года Майков вышел на улицу слишком легко одетым и заболел. Умер 20 марта 1897 года. Похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Избранные издания и произведения Майкова «Стихотворения Аполлона Майкова» (1842) Поэма «Две судьбы» (1845) Поэма «Машенька» (1846) Поэма «Савонарола» (1851) Поэма «Клермонтский собор» (1853) Цикл стихов «В антологическом роде» Цикл стихов «Века и народы» (1854—1888) Цикл стихов «Вечные вопросы» Цикл стихов «Неаполитанский альбом» Цикл стихов «Новогреческие песни» (1858—1872) Цикл стихов «Отзывы истории» Цикл стихов «Очерки Рима» Драма «Два мира» (1872) Драма «Три смерти» (1851) Драма «Смерть Люция» (1863) Полное собрание сочинений (1893)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме А.Н.Майков "Христос воскрес"
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А. Майкова и его стихотворением « Христос воскрес». ...
Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»
Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»...
Конспект урока литературного чтения по теме:«Николай Николаевич Носов «Живая шляпа».
конспект урока...
Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему «Лев Николаевич Толстой - детям» (УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)
Технологическая карта урока литературного чтенияТема: Лев Николаевич Толстой – детямЦели деятельности учителя: Знакомство с произведениями Л.Н. Толстого, биографией писателя...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "А. Майков, А. Плещеев" 1 класс
Презентация к уроку литературного чтения по теме "А. Майков, А. Плещеев" 1 класс...
Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...
Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...