Конспект внеклассного занятия в третьем классе по теме: «Этнос: нации и народности "
классный час (3 класс) по теме

Вирясова людмила Викторовна

Цель:

-Познакомить учащихся на кружке «Поликультурный город мастеров»

с понятием этнос, познакомить с традициями разных народов.

- Сформировать умение анализировать традиции других народов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viryasovoy_k.v.d-.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:


 Конспект внеклассного занятия в третьем классе по теме: «Этнос: нации и народности»

Цель:

-Познакомить учащихся на кружке «Поликультурный город мастеров»

с понятием этнос, познакомить с традициями разных народов.

- Сформировать умение анализировать традиции других народов

Планируемые результаты: учащиеся должны

-знать, что такое «этнос» и чем характеризуются различные устойчивые межпоколенные традиции людей.

- уметь анализировать различные этнообразующие традиции

- определять сходство и различия между нацией и народностью

-уметь грамотно анализировать традиции и обычаи различных народов и уважительно относиться к их культуре, жизни.

Методы проведения занятия: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный.

Методы организации и осуществления познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа);

Наглядные (применение ИКТ- презентация);

Практические (изготовление поделки)

Контроль и самоконтроль

Основные понятия и термины:

Этнос, народность, нации.

Структура занятия:

Организация занятия (сообщение темы и цели занятия)

Познавательная информация Легенда И.Кленицкая «Хорошо, что мы все разные»

Понятия и история этноса.

Закрепление знаний.

Практическая работа.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия

Ход занятия:

1. Организационный момент. (тема и цели занятия).

Приготовились к уроку, встали ровно, повернулись, друг к другу улыбнулись, пожелали друг другу   хорошей работы на занятии и садимся.

Послушаете легенду:

И. Кленицкая

Хорошо, что все мы разные (Старинная легенда)

Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:

-Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!

Лошадь фыркнула и сказала:

-Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:

-Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?

-Нет, - ответила лошадь.

-А верблюд может, потому что в его горбах — запас жира... И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!

Затем мудрец обратился к верблюду:

-А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?

-Нет, — ответил верблюд.
Мудрец сказал:

-Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!

Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

-Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: —        Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...

Затем мудрец обратился к чернокожему:

А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его — цвета солнца...

Черный и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцу» и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

(учащиеся высказывают предположения)

3. Понятия.

Этнос (от греч. - племя, народ) -собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию

Семья самая малая кровнородственная группа людей, связанная единством происхождения (бабушка, мать, отец, дети). Несколько семей вступают в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы, которые носили имя предполагаемого предка, несколько кланов объединялись в племя.

Каждое поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность, культуру в новых условиях. А другой стороны видоизменяет и дополняет старое – и так из поколения в поколение т.е. происходит преемственность между поколениями. (растили хлеб, производили металл)

Национальное самосознание – это осознание что ты принадлежишь какому – то народу, не отделимая его частица, осознает историю своего народа, общие национальные ценности- письменность, язык, ценит вклад народа в мировую культуру, разделяет успехи нации и способствует ее развитию.

У каждого народа существуют присущие только ему традиции

Итак, мы познакомились с признаками этноса их необходимо запомнить.

Можете ли вы мне сказать, чем отличается племя, народность, нация?

4. Закрепление знаний.

На рабочем листе перед вами термины и определения. Попробуйте соотнести их.

Задание 1.  Прочитайте понятие, запишите ключевые слова для запоминания.

Этнос (от греч. - племя, народ) – собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию

Задание 2.  Заполните схему «Признаки этноса»

Мы сегодня поговорим о некоторых нациях:

1) Русские (Показ иллюстрации)

Русские - народ, основное население Российской Федерации (119865,9 тыс. человек), самое многочисленное из славянских племен.

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ «ОБЕРЕГИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ РЕБЁНКА»

В период, когда медицина ещё не была настолько развита, чтобы спасать жизнь человека от элементарной простуды, он уповал лишь на милость Божью и магическую защиту оберегов и талисманов.

Самым первым и сильным защитным оберегом для ребёнка считался нательный крест. Его старались надеть на ребёнка ещё в процессе родов, чтобы защитить ещё некрещённого малыша от злых сил, поскольку Ангел-Хранитель у детей появляется лишь в возрасте одного года, а по некоторым поверьям – в момент крещения.

Следующий свой оберег ребёнок получал от самой Матушки-природы – это был его первый молочный зуб, который во время смены зубов следовало спрятать и хранить всю жизнь в качестве оберега или талисмана/амулета. До момента, пока ребёнок был беззубым, он считался лёгкой добычей нечистой силы, поэтому его не принято было оставлять одного ни на одну минуту.

Важным и мощным оберегом для него служила зыбка – своего рода, подвесная колыбель, лубяная или изготовленная из лозы, из дерева или деревянных реек, с балдахином, сшитым из юбки матери.

Внутри такой зыбки под детский матрасик прятали два ножа «крест-накрест» или ножницы (раскрытые в виде креста). Туда же клали рукописный вариант молитвы «Святые мощи» из 90-го псалма или, на выбор – молитву (также написанную от руки) «Честному Кресту».

От злых духов, проникающих в дом по ночам, малыша оберегали с помощью вещей-оберегов. К примеру, веник на ночь «на рукоять» на пороге в комнату малыша, альтернативой был топор, также установленный на ночь на пороге лезвием вверх. Существовал обычай специально измазывать лицо ребёнка сажей из печи, чтобы его не узнала и не унесла нечистая сила. Сажей также мазали кожу в проекции суставов и костей ребёнка, образующих священный крест.

Пояс, вышитый обережной символикой, ребёнку надевали по достижению им возраста одного года. Это был красивый семейный ритуал, на который не приглашали соседей и друзей, а только крёстных родителей малыша. Его торжественно опоясывали этим поясом, который должен был усилить его защиту вне пределов дома.

Мать малыша своими заботливыми руками заранее шила пояс и вышивала его защитным узором, символы которого всегда передавались новому поколению рода. В случае гибели или внезапной смерти малыша, этот пояс, предназначенный только для него, хоронили вместе с ним.

В возрасте семи лет ребёнку принято было прикалывать к одежде обычную булавку (головкой вниз), но чаще её носили девочки.

Мальчикам в качестве оберега необходимо было носить в кармане какой-нибудь острый предмет – гвоздь, нож для строгания, шило, врученное ему руками отца.

На протяжении многих веков русский человек окружал свой дом, себя и своих близких оберегами. В наше время мы используем те же самые обережные символы, правда, чаще носим их в виде кулонов и прочих украшений. Сегодня, наряду с рукотворными оберегами, можно приобрести готовый русский оберег или ювелирное изделие с соответствующей ему символикой. Многие обереги со временем потеряли свою актуальность, некоторые трансформировались и приняли новую форму, но вера в их магическую силу у русского человека не исчезла.

2) Чуваши (Показ иллюстраций)

Чувашская легенда о вышивке.

Маленькая девочка Масмак и мама спустилась за водой к речке. После грозы стояла тихая погода, сияло солнце. «Мама, посмотри, радуга!» - обрадовалась девочка. Над речкой, словно большое коромысло, красовалась радуга. Ее яркие цвета очень обрадовали девочку. Масмак и мама долго любовались радугой. Когда они пришли домой, девочка попросила кусочек белого холста и стала вышивать. Девочка вышивала целую неделю. «Мамочка, это тебе», - подошла она к маме и завязала вышитой кусочек ткани на ее голове. «Доченька, да это настоящая радуга!»» - обрадовалась мама, крепко обняла ее и поцеловала. Мать с дочкой снова направилась к речке за водой. Ободок на голове женщины сиял всеми цветами радуги. Прохожие останавливались и с удивлением спрашивали: «Ах, какая красота! Кто же это вышивал?» «Моя доченька», - гордо отвечала мать, с этого дня головную вышитую повязку в народе стали называть масмак.

Чуваши (самоназвание — чăваш, чăвашсем) — пятый по численности народ России.  По данным переписи 2010 года, на территории страны проживает 1 млн 435 тысяч чувашей. Их происхождение, история и своеобразный язык считаются весьма древними.

По мнению ученых, корни этого народа обнаруживаются в древнейших этносах Алтая, Китая, Средней Азии. Ближайшими предками чувашей считаются булгары, племена которых населяли обширную территорию от Причерноморья до Урала.

Где живут и на каком языке говорят чуваши

Основная часть чувашей (814,5 тыс. человек, 67,7% населения края) проживает в Чувашской Республике. Расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, преимущественно на правобережье Волги, между ее притоками Сурой и Свиягой. На западе республика граничит с Нижегородской областью, на севере — с Республикой Марий Эл, на востоке — с Татарстаном, на юге — с Ульяновской областью, на юго-западе — с Республикой Мордовия. Чувашия входит в Приволжский федеральный округ.  За пределами республики значительная часть чувашей компактно проживает в Татарстане (116,3 тыс. человек), Башкортостане (107,5 тыс.), Ульяновской (95 тыс. человек.) и Самарской (84,1 тыс.) областях, в Сибири. Небольшая часть — за пределами Российской Федерации.

3) Татары (Показ иллюстраций). Тата́ры, татарлар (самоназвание), Tatars (англ.франц.), Tataren (нем.) — титульная нация Республики Татарстан в составе Российской Федерации. Татары говорят на татарском языке

Практическая работа.

Посмотрите на первое изображение. Из чего оно сделано?

Выполнить пеленашку

А) Русский оберег «ПЕЛЕНАШКА» -он оберегал новорожденного до крещения, потом хранился в семье.

Б) Чувашский самый сильный оберег это вышивка. Она оберегала от злых духов. (Нарисуйте орнамент вышивки на листке)

Чувашская кукла оберег с вышивками.

Татарский оберег. (Выполнить татарский оберег).

Подведение итогов занятия.

- Как вы понимаете этнос, племя, народность?

Рефлексия

А теперь пусть ваше творчество отправиться на классную выставку. - Посмотрите, какие красивые обереги у вас получились.

          Довольны ли вы своей работой?

         -До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты бесед для детей третьего класса на тему:"Воспитание честности и правдивости"

Конспекты содержат материал, который поможет детям решать проблемные ситуации о поступках и поможет найти правильное решение. На примере литературных героев поможет сравнить и распознать честные и неч...

Конспект внеклассного занятия в начальных классах на тему: "Планета в опасности"

Данная папка содержит конспект внеклассного занятия в начальных классах на тему: "Планета в опасности" 3 класс....

Презентация внеклассного занятия в третьем классе по теме: «Этнос: нации и народности»

Презентация     внеклассного занятия в третьем классе по теме: «Этнос: нации и народности»...

Методическая разработка: конспект внеклассного занятия в 3 классе для слабослышащих учащихся с нарушением интеллекта (вариант 2.3), 3 класс. Тема: "Что такое дружба".

Конспект для проведения занятия для детей, обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ по АООП (вариант 2.3 для слабослышащих и позднооглохших с лёгкими нарушеними интеллекта). Материалы таккже могут использоваться д...

Конспект урока математики в третьем классе по теме: "Периметр прямоугольника"

Цель: формирование  представления  о  периметре  многоугольника, умение  его  вычислять.Задачи: совершенствовать  вычислительные  умения; формировать  мета...

Конспект внеклассного занятия во 2 классе по теме «Путешествие в космос»

систематизирование и расширение элементарных представлений детей о космонавтике....

Конспект внеклассного занятия в 3 классе на тему: «Помоги птицам зимой»

Цель: формировать исследовательские умения у младших школьниковЗадачи: продолжить знакомство с зимними изменениями в природе; сформировать целостное представление у детей о зимующ...