Конспект внеклассного занятия в начальных классах на тему: "Планета в опасности"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Боденова Елена Михайловна

Данная папка содержит конспект внеклассного занятия в начальных классах на тему: "Планета в опасности" 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vnekl._zanyatiya_po_ekologii.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по экологии «Планета в опасности»

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.
  • Формировать культуру поведения в природе.
  • Обогащать представления об окружающем мире.
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • Красная книга,
  • плакаты с предупредительными знаками,
  • карточки с заданиями, жетоны

                                                   Ход мероприятия

Вступление   

 -Ребята, что такое глобус?

 Держа в руке глобус, ученик рассказывает

Самая прекрасная, родная, 
Разноцветная, веселая, живая. 
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.

Выходит  Земля и говорит:

- Мне радостно слышать вас и обидно.

Учитель:

- Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?

 Земля:

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время!

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Учитель

- Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).

- Кто догадался, какой будет тема нашего занятия?  ("Планета в опасности").

Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, поработаем в группах, поиграем.

- Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты? И что угрожает нашей планете Земля?

На все эти вопросы ответите вы сами.

- Сегодня вы окажетесь в роли ученых - специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают?

1. Ботаники расскажут, что угрожает "легким нашей планеты " - растениям.

Выступают ботаники

- У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой. Ветреница алтайская! Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

- Итак, почему же растения заносят в Красную книгу?

-Какие растения Калмыкии уже занесены в Красную книгу?

2. Зоологи расскажут о состоянии "братьев наших меньших" - животных.

Выступают зоологи

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: "Человек - царь природы!"

Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?

Представить себе это невозможно... без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.

- Какие животные Калмыкии занесены в Красную книгу?

3. Географы расскажут о том, что угрожает "крови", т.е. почве, воде и воздуху.

Выступают географы

Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению.

Пресных вод приходится очень мало.
Поэтому воду нужно беречь. 
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги -
Мы ведь на планете не одни!  

- О каких бедах Земли сказали географы? Что можно добавить?

Признаки грозной беды.

1. Вырубка лесов, исчезновение растений. Ботаники

2. Гибель животных. Зоологи

3. Загрязнение воды. Географы

4. Загрязнение воздуха.

5. Накопление мусора.

6. Отравление почвы.

Учитель

- Кто виноват во всех причинах болезни планеты? (Человек)

- Видно, люди забыли о том , что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растениях, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем селе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.

Ведь у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: " Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ", значит пересесть из него просто некуда.

- Что имел в виду автор этих строк? (Ответы детей )

- А что люди делают для того, чтобы исправить ситуацию, помочь нашей планете, спасти ее от загрязнения?

(Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга)

А какие  у нас в Калмыкии есть заповедники?

–Итак, охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений, ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

- Мы с вами начали разговор об очень серьезных проблемах нашей планеты, а сейчас немного поиграем.

Физминутка              Игра «Прилетели птицы»

- Я называю птиц, если ошибаюсь, вы хлопаете в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны

Прилетели птицы: голуби, куницы..

Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы - сплюшки, лебеди, скворцы…

Все вы – молодцы!

-Сейчас мы с вами проверим, насколько глубоки и прочны наши знания о природе. Наши группы примут участие в конкурсах. За правильные ответы, команда получает жетон, а в конце посчитаем, какая команда набрала больше.

1.Экологические ситуации

- Капитан читает ситуацию, все вместе обсуждаете, выбираете, кто будет отвечать.

Ситуация  №1 (зоологам)

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".

Правильно ли поступила девочка?

Ситуация №2 (ботаникам)

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

- А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

Ситуация  № 3 (географам)

Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

2.Загадки-пантомимы

Необходимо задумать и через минуту изобразить животное. Другие команды отгадывают, кого вы показываете. Дополнительный жетон получит та команда, кто лучше всех покажет животное.

3. Собери приметы

Нужно  "собрать" из разрезанных двух частей приме. За быстроту – добавляю 1 жетон.

Птицы низко летают – к дождю.

Май холодный – год хлебородный.

Увидел скворца – значит весна у крыльца.

Август – лета закат, последний летний месяц.

Год декабрем кончается, зима – начинается.

Пришел марток - надевай семеро парток.

Апрель с водою, май с травою.

Январь году начало, зиме – середина.

Зима без снега - лето без хлеба.

4. Вопрос – ответ

Какая жидкость не имеет цвета, запаха и вкуса.   (вода)

Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге? (нет)

Какая часть есть у обуви и у холма? (подошва)

Какую цепь нельзя поднять?  ( цепь питания, горную цепь)

Какое животное бежит задними ногами вперед? ( заяц)

Что в пустыне дороже золота? (вода)

Какое млекопитающее строит дом с бассейном? (Бобр)

Название какого лесного зверя дано созвездиям? (Медведица)

Какая птица не вьет собственного гнезда и подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

- Все ребята просто молодцы. Вы много знаете о природе.

Вспомните, какая наука рассказывает нам  о взаимоотношениях природы и человека?

 Экология – наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа. Сейчас вы все побудете экологами.

5. «Мы – экологи»

- Вспомните, какие законы охраны природы вы знаете. Что нельзя делать, находясь около реки, в поле, в лесу, а что можно и необходимо. Я вам раздам по несколько знаков, вы должны сказать, что они обозначают, куда мы их отнесем

Можно сажать деревья, делать скворечники, кормушки для птиц, проводить субботники в лесу по уборке мусора, создавать заповедники, строить очистные сооружения, тушить пожары, очищать водоемы.

Не рвать дикорастущие растения.

Не вырубать и не ломать деревья и кустарники.

Не сбивать ногами, не трогать несъедобные грибы, они нужны диким животным.

Не шуметь в лесу и не тревожить его обитателей.

Не разжигать в лесу костры.

Не оставлять в лесу бытовой мусор.

Не трогать гнезда птиц и птичьи яйца.

Не уносить из леса диких животных.

Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия вы точно поняли, что можно, а чего нельзя совершать в природе.

Игра "Закончи чистоговорку на экологическую тему".

Ять-ять-ять - Природу нужно охранять.
Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, Земля.
Ождь-ождь-ождь - Не нужен нам кислотный дождь.
Я-я-я - Наука экология.

Итог занятия

- Молодцы, все очень активно участвовали в работе групп, а теперь каждая группа посчитает свои жетоны.

- Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.  

- Давайте уже сейчас  начнем заботиться о нашей планете. Каждая группа по очереди подарит планете цветочек. Украсим нашу планету.

Девочки 1 класса сейчас прочитают стихи – пожелания.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!

Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной красивей нету,

Во всей Вселенной она одна,

Что будет делать без нас она!

Девочки 4 класса споют  песню «Не уроните шарик»

- Ребята, вам понравилось мероприятие?
Вы хорошо работали, Спасибо вам!

Птицы низко летают –     к дождю.

Май холодный –    год хлебородный.

Август – лета закат,

 последний летний месяц.

Год декабрем кончается,  зима – начинается.

Пришел марток -  надевай семеро парток.

Апрель с водою,  май с травою.

Январь году начало,  зиме – середина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник конспектов внеклассных занятий для начальной школы

1. План-конспект ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ "БЕРЕГИ глаз как алмаз"  (беседа из тематического цикла бесед  «Твое здоровье в твоих руках»)2. План-конспект ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ...

Внеклассное занятие для начальных классов "Паровозик из Мультяшкино"

Отправляемся в путешествие по стране мультфильмов!  Во время путешествия мы  сделаем остановку на нескольких станциях, выполним задания, и узнаем, внимательно ли вы смотрите мультфильмы...

Фрагменты внеклассных занятий в начальных классах.

Игровой стиль обучения у младших школьников наиболее продуктивен. Он предоставляет возможность создавать исторические, политические, этнографические модели, а решение игровых задач является способом п...

Методическая разработка внеклассного занятия в начальных классах " Поделись душевной теплотой, ею мир поделится с тобою"

Данная работа представляет собой методическую разработку внеклассного занятия по теме «Поделись душевной теплотой, ею мир поделится с тобою», посвященной проблеме воспитания духовно-нравст...

Конспект внеклассного занятия для начальной школы «Волгоград - современный индустриальный город».

Цель занятия: Формировать представление о крупнейшем индустриальном и культурном центре страны – городе Волгограде.Планируемые результаты:Предметные: обучающийся научится: называть сферы развити...