Толерантное общение
классный час (1, 2, 3 класс) на тему
Сценарий классного часа с презентацией, позволяющий в игровой форме познакомить младших школьников 7-9 лет с понятием "толерантность", "толерантное общение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_ch_tolerantnost.docx | 23.49 КБ |
kl_chas_tolerantnost3.pptx | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Быстрова Наталья Георгиевна
Внеурочная деятельность. Классный час «Толерантное общение»
Аннотация.
Классный час, позволяющий в игровой форме познакомить младших школьников 7-9 лет с понятием «толерантность», «толерантное общение». Данное мероприятие способствует социализации учащихся, создает условия для развития коммуникативных навыков. Игры, тренинг, практическая работа, используемые в ходе занятия, направлены на сохранение и укрепление социально психологического здоровья детей.
Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: классный час, урок в рамках духовно-нравственного направления по внеурочной деятельности.
Предмет: внеурочная деятельность в начальной школе.
Возрастная группа: 1-2класс
Название сценария: «Толерантное общение»
Цель: воспитание нравственных качеств, путём формирования у учащихся установок на толерантное отношение к другим людям.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «толерантность», «толерантное отношение»;
2. Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми, уважительного и доброго отношения к другим людям;
3. Создание условий для формирования коммуникативных навыков, социализации обучающихся.
Подготовительный этап: подготовка оборудования для работы в группах.
Оформление зала, сцены, класса и др.: на доске плакаты с высказываниями, парты расставлены для групповой работы.
Высказывания:
Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. (пословица)
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. ( А.Н. Толстой)
Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк)
Ведущие, выступающие и помощники: учитель, ребята.
Время реализации: 1 урок
Авторский медиапродукт: сценарий, карточки для работы в группах в текстовом редакторе Microsoft Word, презентация Microsoft PowerPoint, аудиозапись формата MP3.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, карточки с картинками животных для игры, карточки со словами, клей-карандаш, ватманы для работы в группах, карточки с изображением солнышка, стул у доски, красиво украшенный шарами.
Ход сценария.
1.Введение в тему.
Игра «Найди своих»
Цель: создание проблемной ситуации.
Каждый ребенок получает картинку с изображением одного животного: кошка, собака, лошадь, корова (картинки даны в приложении).Важно детей поделить примерно на 4 равные группы. Одному, как правило, самому озорному, коммуникативному ребёнку, даётся картинка с изображением вороны.
Задание детям:
- Не говоря ни слова, а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, нужно найти «своих». Взяться за руки, подняв их вверх, показать, что вся группа в сборе.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы узнали, где ваша группа?
- Легко ли было найти своих?
Обращаясь к вороне:
- Почему никто не обращал на тебя внимания?
- Как ты себя чувствовал?
- Ребята, почему вы не обращали на него внимания?
- Хотели ли вы быть на месте вороны?
- Тяжело ли быть не похожим на всех?
- Как вы в следующий раз отнесётесь к такому человеку?
Учитель проводит беседу таким образом, чтобы у ребят возникло желание пригласить к себе оставшегося вне групп ребенка. После обсуждения сложившейся ситуации, ребята из групп приглашают к себе того, кто остался один.
(слайд 2)
2. Беседа познавательного характера.
Цель: знакомство с понятиями «толерантность», «толерантное отношение», выражением «белая ворона».
-Ребята, а вам не показалось странным, что ворона у нас белого цвета?
-Встречаются ли в природе вороны белого цвета?
(3 слайд фото белой вороны)
- Такие вороны встречаются, но очень редко. Как доказано учеными, это вызвано отсутствием в коже и волосах красящего вещества - пигмента. Животных с такими особенностями называют альбиносами.
В русском языке существует выражение «белая ворона». Это выражение используется в в русском языке для обозначения редкого, исключительного человека, чьё поведение, взгляды на жизнь сильно отличаются от остальных людей. Про такого человека говорят: «Не такой, как все».
Учитель читает отрывок из книги Василия Ливанова "Помни о белой вороне"
«Белой вороной нельзя стать по желанию, - воскликнул старик. - Нужно призвание, талант! Белой вороной нужно родиться. …Она самая прекрасная птица, потому что ей труднее, чем другим. Она всегда хорошо заметна в любой стае. Поэтому, как правило, становится предметом всяческих охотничьих нападок. Но она гораздо важнее любой вороны в стае. О такой стае говорят: стая, в которой летает белая ворона. По ней одной помнят всю стаю! Но белых ворон обычно недолюбливают.
- За исключительность? - спросил старика папа.
- Нет. За чувство ответственности. Быть исключением из общего правила - это очень, очень ответственно. »
-Как вы думаете, легко ли таким людям найти друзей, общаться с окружающими.
-Часто общество не принимает таких людей, они чувствуют себя одинокими, беззащитными. А всё лишь потому, что они не похожи на остальных.
-Чем могут ещё люди отличаться от остальных?
-Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых, людей разных национальностей. В современный русский язык прочно вошло такое понятие как «толерантность».
-Кто знает, что оно означает?
(4 слайд «толерантность»)
«Толерантность» - означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость». Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека, независимо от каких-либо отличий.
Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
(5 слайд «толерантность - терпимость»).
3. Физминутка с танцевальными движениями под песню «Если добрый ты».
муз. Савельев Б. / сл. Пляцковский М., из м/ф "День рождения кота Леопольда"
аудиозапись или видео запись в приложении.
4. Практическая работа.
Создание аппликации «Солнышко» в группах.
Цель: определение качеств толерантной личности, развитие коммуникативных навыков
Для проведения практической работы каждой группе выдается половина листа ватмана, с заранее приклеенным в центе жёлтым кругом, клей-карандаш.
Загадка:
1. Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
(солнце)
2. Светит, сверкает,
Всех согревает.
(солнце)
- «Толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
(6 слайд «солнышко»)
Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
-Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. Мы сделаем аппликацию «Солнышко». У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на которых записаны качества характера человека. Совещаясь, выберите те лучики, на которых написаны слова характеризующие толерантную личность и приклейте эти лучики вокруг солнечного круга. Будьте внимательны. Т.к. не все слова -качества толерантной личности.
На лучиках написаны слова:
Терпимость
Бессердечность
Конфликтность
Сострадание
Прощение
Вспыльчивость
Милосердие
Злорадство
Сотрудничество
Уважение прав других
Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
Доброта
Любовь
Ребята, совещаясь в группе, выбирают нужные слова, распределяют между собой обязанности, создают аппликацию. Созданную аппликацию вывешивают на доску. Один человек от группы проводит защиту проекта.
-Какие слова не отнесли к толерантной личности? Почему?
5. Коммуникативный тренинг.
Проводится игра: «Волшебный стул».
Цель: Развитие коммуникативных навыков, формирование уважительного отношения к другим людям.
- Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно, когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим. Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
-После того, как все желающие дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.
-Вам понравилось эта игра?
-Почему?
-Что нового вы узнали друг о друге?
-Были комплименты одинаковыми или разными?
-Почему разные?
- Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно. Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или литературу. И если вы хотите жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению. Нужно быть добрым, внимательным и уметь дружить.
6. Итог. Рефлексия.
- С каким новым понятием познакомились?
-Какое выражение русского языка впервые услышали?
-Нарисуйте своему солнышку такое настроение, какое было у вас на занятии.
На столах лежат картинки-маленькие солнышки. Каждый ребенок рисует у солнышка лицо, в зависимости от того, какое у него на уроке было настроение. По окончании классного часа каждый ребёнок приклеивает своё солнышко на лист ватмана, размещенного на доске.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность
Декларация принципов толерантности, статья 1 «Понятие толерантности», Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года
Василий Ливанов "Помни о белой вороне» М.: Изд-во: Алгоритм, 2005г.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Белая_ворона
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
?
белая ворона
толерантность
толерантность ( лат. tolerantia – терпение)
Заголовок слайда
Интернет – ресурсы: http://pedsovet.su/index/8-12950 шаблон презентаций Елены ранько https ://www.youtube.com/watch?v=B2Cj7ycxiYw Солнышко https://ru.wikipedia.org/wiki/ Белая_ворона б елая ворона 3 слайд http:// animalworld.com.ua/foto/Belaja-vorona белая ворона 2 слайд www.bfoto.ru/zhivotnye_foto.php Фото кошек http :// horse-bryansk.ru/mast/ Фото лошадей http:// www.vancats.ru/Podvor_razvedenie-krupnogo-rogatogo-skota.htm Фото коров https:// www.1zoom.ru/ Фото собак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культуры межнационального (толерантного) общения
Выступление на МО начальных классов...
Час общения "Толерантным быть хочу, пусть меня научат"
Обучающиеся знакомятся с понятием "толерантность", осознают значимость толерантности как качества личности. Учатся проявлять терпимость, доброту и уважение к людям....
Кусаева М.Е Час классного общения "Толерантность" (конспект+презентация)
Участники: учащиеся 2-го класса, классный руководитель. Цель: знакомство учащихся с понятием"толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного ...
Воспитательный проект "Воспитание толерантности у младших школьников в условиях межнационального общения"
В материалах размещен проект реализация которого способствует развитию толерантности у детей младшего школьного возраста...
Час общения "Планета толерантности"
Цель: познакомить воспитанников с понятием «толерантность».Задачи: Образовательные:- выявить основные черты толерантности;- сформировать правильное представление о толерантном поведении.Воспитательные...
Занятие по коммуникативному общению "Толерантность"
Занятие в объединии учреждения дополнительного образования детей...
Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»
В ходе семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...