Кусаева М.Е Час классного общения "Толерантность" (конспект+презентация)
план-конспект занятия по теме
Участники:
учащиеся 2-го класса, классный руководитель.
Цель:
знакомство учащихся с понятием"толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная:
- Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
- Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
- Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
- Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование:
раздаточный материал(карточки), мультимедийное оборудование,
фонограммы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кусаева М.Е Час классного общения "Толерантность" (конспект+презентация) | 495.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Кусаева М.Е. учитель начальных классов МБОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»
Час классного общения "Толерантность"
Участники:
учащиеся 2-го класса, классный руководитель.
Цель:
знакомство учащихся с понятием"толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная:
- Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
- Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
- Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
- Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование:
раздаточный материал(карточки), мультимедийное оборудование,
фонограммы
План классного часа:
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. (1- 2 мин.)
2. Введение в тему. (3-5 мин.)
3. История понятия толерантность. (3-5 мин.)
4. Упражнения на закрепление понятия"толерантность" (25-30 мин.)
5. Итог. (2-3 мин)
Ход проведения
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
2. Введение в тему.
Прослушивание песни "Я, ты, он , она".
Учитель: "Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове "мы"- сто тысяч "я"! - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.
Но так поётся в песне, а в жизни намного сложнее. Не так легко быть объединённым одним"ансамблем" отношений, входя в такие социальные образования, как "страна", "семья", "школа", "класс".
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал в обществе и продолжает существовать в наше время.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, сдержанность, уступчивость, терпимость:
- Что вы понимаете под словом терпимость?
Дети:
Терпимость - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Учитель:
Как поступает терпимый человек?
Дети:
Терпимость - это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что- то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему ещё хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
Учитель: Сформулировать тему классного часа нам поможет китайская притча "Ладная семья".
(Учитель читает притчу)
Китайская притча "Ладная семья"
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
- любовь;
- прощение;
- терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.
Учитель:
Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети:
Любовь, терпение, прощение.
Учитель
: Как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?
Дети:
О дружбе, доброте, терпимости, любви, уважении.
Учитель:
Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом "толерантность"
3. История понятия толерантность.
Учитель:
Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.
На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, -в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие"толерантность".
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из- за того, что в разных языках оно трактуется по- разному. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
У вас на столах желтые карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: "Что общего в определениях?"
Дети зачитывают:
- Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения. (Испанский).
- Толерантность - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)
- Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
- Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
- Толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Арабский)
Учитель:
- Что общего в этих определениях?
Дети:
Умение жить в мире и согласии со всем миром
4. Упражнения на закрепление понятия"толерантность"
а) определение качеств толерантной личности;
Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантный человек. У каждого из вас на столах лежат карточки зеленого цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:
Терпимость
Бессердечность
Конфликт
Сострадание
Прощение
Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе
Милосердие
Злорадство
Ложь
Сотрудничество
Уважение прав других
Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
б) импровизированный монтаж.
Учитель:
На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер .
1.
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принёс?
3.
Понял я, что это - уважение
К мнению не только своему.
4.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7.
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.
10.
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.
Оставайся им всегда и
Будь ещё галантен.
13.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Все вместе (хором):
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
в) Физминутка (песня "Дружба" Барбарики).....
г). Работа в группах
- А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?
Ситуации.
- В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три «2». Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!» Твои действия.
- Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
- Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
д) Игры
1. Апельсин
Подойдите ко мне 4 человека и возьмите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.
Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь.
Учитель разрезает апельсин на части и спрашивает –Чей это апельсин? – Почему трудно определить?
Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри –одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.
2. “Техасские объятия”.
Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу, вытягивают её к центру круга. И по команде все делают шаг внутрь.
- Вам было весело играть?
- Получится так весело у одного, двух человек?
Молодцы. Ответьте пожалуйста, на самые трудные вопросы.
- Люди какой национальности мудрее – русские, удмурты, англичане или французы?
- Кого надо уважать, слушаться – у кого громкий голос, крепкие кулаки или больше денег?
- Хорошо или плохо, что все мы разные?
- Как жить в мир, где столько разных людей?
е) Заключительное задание “Дерево толерантности”
- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)
5.Итог
Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил глубокий след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.
Крутится, вертится шарик земной,
Годы, как птицы, летят чередой.
На классный час я сегодня пришла,
С собою в подарок шары принесла
В красных шарах выраженье любви,
Мы их с собою сейчас принесли.
Дружбы, любви это пламенный знак,
Мы принесли его в наших сердцах
В синих шарах – голубые мечты,
Чтобы мечтали по-прежнему вы.
Чтобы сбывались мечты все у вас-
Этого мы вам желаем сейчас!
В шаре зелёном надежда живёт
В то, что счастливым окажется год,
В то, что на свете не будет войны,
Будут леса и сады зелены!
Чёрный же шар я с собой не несла
Не потому, что его не нашла,
А потому, что в сердцах у детей
Лишь пожелания солнечных дней!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...