Занятие по коммуникативному общению "Толерантность"
план-конспект занятия (1, 2, 3 класс) на тему

Винокурова Людмила Владимировна

Занятие в объединии учреждения дополнительного образования детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия на тему: «Толерантность… что это?»

педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ Л.В.Винокуровой

           Дата проведения: 25 февраля 2015 года

           Цель: формирование у воспитанников толерантного поведения.

           Задачи: познакомить воспитанников с понятием «толерантность»; воспитывать внимательное  отношение к себе и другим людям; развивать навыки рефлексии.

            Оборудование:  Компьютер, мультимедиа проектор, экран. Мультфильмы: «Ёжик должен быть колючим», «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», листы бумаги в формате А3, скотч.

Структура занятия:

I. Первый этап - организационный: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания учащихся.

II. Основной этап занятия.

1. Формулирование темы занятия, основных целей.

2. Система упражнений.

III. Заключительная часть:

1. Просмотр мультфильма.

2. Рефлексия занятия.

Ход занятия:

I. Организационный этап занятия.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наша встреча посвящена важной теме, и вы ее узнаете чуть позже. Сначала мы проведем упражнение.

1. Тренинг эмоций.

Детям предлагается показать:

шаловливых мышат;

сердитых мышат;

веселых мышат;

дружных мышат.

По окончании тренинга взрослый подводит детей к выводу: - Каким лучше быть: добрым или злым?

II. 1. Сообщение темы и цели занятия.

Мы все отличаемся по внешнему виду, возрасту, по вкусам и убеждениям. Если мы с другом мало чем отличаемся, то нам с ним проще общаться. Все нам видится одинаково. Но если друг не похож на меня, то разговор становится более сложным, но одновременно и более содержательным.

Сегодня мы будем говорить о том, как находить общий язык с другими людьми. Тема нашего занятия «Толерантность… что это? »

Мы живем в поликультурном обществе. Что это означает? Рядом с нами можно найти представителей:

- разных культур и национальностей:

- разных вероисповеданий: христиане, мусульмане, буддисты., и другие

- разных убеждений: активисты политических партий, экологического движения, разные фанаты (спортивные,  музыкальные и так далее).

-разных интересов: филателисты, книголюбы, художники, музыканты, альпинисты и так далее.

Каждый человек интересен сам по себе, но одновременно он является и представителем группы. Изучая, Другого, общаясь с ним, вы лучше поймете не только позицию человека, но и историю его группы. Речь идет о важности толерантного, миролюбивого отношения к представителям других национальностей, вероисповеданий, убеждений.

А что такое толерантность? (использование презентации, слайдов)

Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. (Слайд №1, № 2)

Обобщение:  Таким образом, толерантность это в первую очередь уважение к различиям и правам других людей и себя.

         Вопрос толерантности имеет важное значение, потому как сейчас в мире происходят межнациональные конфликты, приводящие к войнам, терроризму, гибели невинных людей. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами.

(Слайд № 3)

Они уезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь.

Все вы помните, что недавно в нашей стране на Дальнем Востоке в результате стихийных бедствий пострадали люди. Жители вынуждены были покинуть свои дома, свое хозяйство.

(Слайд № 4)

Каждый, кто считает себя толерантным человеком, откликнулся на призыв о помощи пострадавшим. А вы считаете себя толерантным? Кто из вас участвовал в помощи?

(Участие во Всероссийской акции «Мы вместе»).

Молодцы!

2. Практическая часть.

1) Решение практической ситуации.

Ребята, давайте сформулируем правила толерантного поведения. Мы сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». Вам предстоит выполнить задание.

Задание для ребят.

- Подумай, что нужно делать, как вести себя, чтобы установить взаимопонимание и добрые отношения с новым человеком, человеком другой культуры.

(Слайд № 5) Правила толерантного поведения.

-Как должен вести себя толерантный человек?

2) Сочини конец истории. «Кто из них прав? »

-А сейчас вам предстоит сочинить конец истории. Придумать свое завершение проблемы отношений между животными, которые являются героями литературного произведения.

(Чтение по ролям. Распределение ролей)

Обсуждение

- Ребята давайте поможем зверям ответить на вопрос: «Какая еда лучше? »

Подводится итог, что нет «лучшей» еды для всех, каждому нравиться что – то своё.

-- Чему учит нас, людей эта история с животными?

Эта история учит нас решать проблемы, разрешать конфликты. Мы все разные, но надо воспринимать человека таким, какой он есть.

- Давайте посмотрим на себя разные ли мы?

И в этом нам поможет разобраться игра «Кто есть кто… »

3) Игра «Кто есть кто… »

Цель: Участники получают богатую информацию друг о друге.

Этапы игры:

1. Ребята рассаживаются по кругу.

2. Сообщение участникам об игре, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга.

3. Ход игры.

Учитель называет личностное качество или описывает ситуацию и просит участников, по отношению к которым справедливо данное высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: "Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами! "

• у кого голубые глаза - трижды подмигните;

• тот, кто любит вкусно покушать, пусть погладит себя по животу;

кто похож на маму, пусть себя обнимет;

кто похож на папу, пусть похлопает в ладоши;

• кто любит собак, должен дважды пролаять;

• любящие кошек скажут "Мяу! " и подтянуться;

• кто любит читать, пусть пожмет руку соседу;

• кто рад, что учится в данном классе, громко скажет "Ура! ";

• кто считает себя любознательным человеком, пусть заглянет под свой стул;

• кто мечтал стать невидимым, спрячется за стул;

• кто занимается спортом, тот приложит ладонь правой руки к сердцу.

4. Итог игры: - Что вы узнали интересное о своем однокласснике?

Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность. Вы разные, но вместе вам хорошо.

Каждый человек и внутренне, и внешне уникален и неповторим. Чтобы это понять, нужно больше общаться и дружить с разными людьми.

- А сейчас я предлагаю вам украсить нашу планету толерантными человечками разных национальностей, на  которых вы напишите правила толерантного поведения. Начало предложения звучит так «Чтобы жить в мире с другими людьми… » (Дети читают свои записи на фигурках человечков и прикрепляют на доску).

(Сострадание, Желание помочь, уважение, доброта, дружба, понимание, поддержка, терпимость, доверие, чуткость).

Проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему. Необходимо понимать, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть. Ведь в многообразии заключается наша сила и гармония.

Игра «Четыре угла — четыре выбора".

Цель: Повышение уровня сплоченности участников.

Этапы игры:

1. Информирование. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда Вам понадобятся по четыре больших листа бумаги (формат A3) и скотч. Прикрепите в четырех углах комнаты листы бумаги и напишите на них названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Листы крепятся на видных местах.

2. Члены группы становятся на середину комнаты.

3. Объявите участникам, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим.

4. Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в том же углу (3 минуты) .

5. Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времен года.

6. В третьем раунде Вы можете использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан.

7. В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры (по одной на каждом листе, например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы.

8. После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.

Обсуждение игры:

• Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?

• Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?

• Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?

III. В заключении нашего занятия давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Ежик должен быть колючим».

 Просмотр мультфильма «Ежик должен быть колючим».

 Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"

О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...

"Фомирование коммуникативной компетенции младших школьников через реализацию музыкальных проектов

Выступление на конкурсе "Учитель года"  с докладом о методической работе .  В данной работе представлен материал по обобщению опыта работы по созданию музыкальных проектов - мюзиклов....

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Методическая разработка "Формирование коммуникативных умений и коммуникативного поведения у детей с ОНР"

Методическая  разработка расчитана для педагогов коррекционных школ. В даном материале отражены и представлены практические задания для детей с ОНР, которые помогут сформировать коммуникативные у...

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности...