Программа «Пути дороги – в мир здоровья»
рабочая программа по зож по теме
Программа «Пути дороги – в мир здоровья» - это комплексная программа формирования представлений об основах ЗОЖ и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Приоритетным направлением программы является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование здоровьесберегающей среды, обеспечение безопасности и первичная профилактика употребления ПАВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_put_k_zdorovyu.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
КГОБУ «Камчатская школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
На заседании зам. директора по ВР Директор КГОБУ КШИ
МО воспитателей ________ Бондаренко И.В. ________Кротова В.В.
Протокол №_____
От «___»_________2018 г.
Программа «Пути дороги – в мир здоровья»
( Программа проведения интерактивных занятий по первичной профилактике употребления ПАВ, укрепления
физического и психического здоровья)
Воспитатель:
Колесникова О.Н.
2018г.
Программа «Пути дороги – в мир здоровья»
( Программа проведения интерактивных занятий по первичной профилактике употребления ПАВ, укрепления
физического и психического здоровья)
В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является безопасное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым.
Программа «Пути дороги – в мир здоровья» - это комплексная программа формирования представлений об основах ЗОЖ и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Приоритетным направлением программы является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование здоровьесберегающей среды, обеспечение безопасности и первичная профилактика употребления ПАВ.
Анализ условий жизни воспитанников до поступления в СВГ школы-интерната показывают, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети с ОВЗ получают, в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Зачастую, педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда.
Поэтому, работа по формированию навыков ЗОЖ актуальна для детей и детей с ОВЗ в условиях СВГ школы-интерната.
Цель: Формирование социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную жизненную позицию и первичная профилактика употребления ПАВ
Задачи:
- Обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;
- Закрепление гигиенических ЗУН;
• Вырабатывать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.
• Закрепление гигиенических ЗУН.
- информирование всех участников образовательного процесса по проблемам сохранения здоровья и формирование культуры здорового образа жизни.
- проведение занятий с воспитанниками, направленных на формирование культуры здорового образа жизни.
- проведение занятий с воспитанниками направленных на улучшение эмоционального состояния и повышения стрессоустойчивости с использованием игровых и релаксационных упражнений.
Основные направления программы
«Пути дороги – в мир здоровья»:
- Азбука гигиены.
- Береги свое здоровье.
- Сделай свой выбор.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 18 лет.
В рамках приложения к основной программе воспитания «Обретение надежды» Срок реализации 4 года.
Занятия проводятся два раза в месяц, по длительности составят от 20 до 30 минут. В целях поддержания устойчивого интереса к занятиям у воспитанников, закрепления опыта ЗОЖ на практике, формированию интереса к самопознанию, саморазвитию и рефлексии, на протяжении каждого года реализации применяется принцип чередования и взаимопроникновения тем всех трех блоков.
К организации и проведению занятий планируется привлечение специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника, инструктора по физкультуре.
Организационные моменты проведения занятий предусматривают использование видео и музыкальных записей, технических средств: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.
Формы работы – интерактивные беседы, тренинги, практическое занятие, ролевая игра, ролевое моделирование, рассказ, конкурс рисунков, чтение и обсуждение художественной и специальной литературы, просмотр фильмов по первичной профилактике употребления ПАВ, экскурсии-беседы и походы, часы общения.
Для отслеживания результативности программы, будут использоваться диагностические методики, анкетирование по изученным направлениям. (Анкетирование «Отношение к своему здоровью». Автор Тихомиров С. В. диагностика «Потребность в новых ощущениях», М. Цукермана.)
Критерии результативности усвоения программы «Пути дороги – в мир здоровья»
:
Знания:
– особенности развития своего организма;
– правила личной гигиены и здорового образа жизни;
– основные группы питания;
– о вреде табака, алкоголя, ПАВ;
– правила соблюдения режима дня;
– различные формы закаливания.
Умения:
– ответственно относиться к своему здоровью;
– управлять своим эмоциональным состоянием;
– соблюдать правила личной гигиены;
–уметь правильно и сбалансировано питаться;
– преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;
– совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ.
Навыки:
– ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;
– использовать личные знания и опыт в жизнедеятельности;
– отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;
– четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;
Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм работы и внешних показателей успешности воспитанников.
Тематический план
Название блока | Количество часов | ||
теория | практика | ||
I | Азбука гигиены | 10 | 8 |
II | Береги свое здоровье | 3 | 15 |
III | Сделай свой выбор | 6 | 12 |
Содержание тем по годам обучения
Первый год
Теория:
- Основные направления осуществления программы.
- Взаимосвязь режима дня и режима питания, какое влияние они оказывают на здоровье.
- Роль сигареты в жизни курильщика, влияние сигареты на здоровье человека.
Практика:
- Диагностическая методика, определяющая потребности в новых ощущениях.
- Совместный просмотр документального фильма «Секреты манипуляции. Табак» ( проект Общероссийской организации «Общее дело»
- Тестирование, определяющее отношение воспитанников к курению.
- Релаксационные упражнения: на снятие утомления, на исправление осанки.
- Конкурс на лучшую антирекламу сигарет, алкоголя, выпуск листка здоровья.
Второй год
Теория:
- Потребность в соблюдении личной гигиены.
- Понятие стресс, выход из состояния стресса, что к нему приводит.
- Понятие депрессия, определить связь с зависимостью от табака и алкоголя.
- Беседа о влиянии современной техники на организм человека, о влиянии сверстников, о здоровье зубов, о чистой коже, о целительных свойствах чистого воздуха.
Практика:
- Работа с тетрадью «Вредные привычки».
- Совместный просмотр документального фильма «Секреты манипуляции. Алкоголь» ( проект Общероссийской организации «Общее дело»
- Ролевые игры, развивающие навыки этикета, гигиены.
- Профилактическая игра «Слабое звено» о вреде алкоголя, табака.
- Физкультминутка для глаз, комплекс упражнений для расслабления мышц ног и рук.
Третий год
Теория:
- Понятие чистота, соблюдение гигиены жилища.
- Витамины и их «волшебные» свойства.
- Мифы об алкоголе и его влияние на организм человека.
- Понятия осторожность, самозащита, бдительность, внимательность, как уберечь себя от несчастья.
- Проблемы наркомании, как избежать столкновения с наркотиками.
- Подростковая преступность и пути ее преодоления, правовые нормы и наказания несовершеннолетних.
Практика:
- Ролевая игра «Влажная уборка квартиры», обсуждение.
- Совместный просмотр документального фильма «Секреты манипуляции. Наркотики» ( проект Общероссийской организации «Общее дело»
- Тестирование на выявление знаний о витаминах «Дорога здоровья».
- Простудные заболевания дыхательных путей, влияние курения на органы дыхания.
- Диагностическое исследование, определяющее потребность в новых ощущениях, подведение итогов реализации программы.
Четвертый год
Теория:
- Что такое здоровье? От чего он зависит.
- Социальная ценность здоровья и в чем она заключается?
- Чувство и здоровье.
- Принятие решения и влияние среды.
- Алкоголизм, табакокурение и его социальные последствия
- Эта «Белая смерть».
Практика:
- Игры-упражнения»Что мне нравится в самом себе».
- Совместный просмотр документального фильма «Тайна едкого дыма» ( проект Общероссийской организации «Общее дело»
- Мозговой штурм «Здоровое питание»
- Ролевые игры: «Интервью», «С чего начать?», «Придумайте стимул» .
- Составление плана мероприятий по борьбе с курение. Создание рубрики «Письмо сверстнику».
- Просмотр и обсуждение фильмов «5 секретов настоящего мужчины» «Тайна природы женщины»
- Анкета по изучению отношения к собственному здоровью..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аллен Карр. Легкий способ бросить курить. пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2008.
- Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. – М.: Юрид. лит., 1988.
- Баль А. В., Баоканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. – М.: Владос, 2003.
- Багрова Н. Г. Здоровый сон//Пед Совет – 2005, - №5.
- Бойко А. Обратная сторона здоровья. – М.: «Российская газета», 2002.
- Варламова С. И. Здоровье наших учеников//Начальная школа – 2003, -№2.
- Горбовцев А. Предупреждение детского бытового травматизма//Воспитание школьников – 2005, - №8.
- Дик Н. Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. Ростов н \Д: Феникс, 2008.
- Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). – СПб., 1995.
- Захаров Ю. Подростки “группы риска” // Воспитание школьников. – 2001 - № 4
- Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособия для учащихся. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1983.
- Кардашенко В. Н. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина,1980.
- Касаткин В. Н. Содействие здоровому образу жизни в школах Российской Федерации. – М.: Подкова, 2000.
- Каталог справочник: Дошкольное образование в России: программы, пособие для педагогов и детей, дидактические игровые материалы, аудио - видеокассеты. – М.: 1999.
- Колеванова Т. К. Суд над вредными привычками//Последний звонок. – 2005, - №6
- Круглова Т. К. Игра – соревнование «Сигналы – символы»//Последний звонок – 2004, - №6.
- Крылова И. Н. Береги здоровье смолоду// Педсовет – 2004, - №5.
- Лабутин Н. Ю., Майский А. Б. Педагогические здоровьесберегающие технологии// Здоровье детей: прил.газ. «Первое сентября». – 2003. - №23.
- Методические рекомендации для работы с группой повышенного риска. Составили: О. Л. Романова и О. П. Васютина. – М.: 2003.
- Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Огурцов П. П. Что надо знать о психоактивных веществах, если вы собираетесь попробовать//Школа здоровья – 2003, - №1,№3.
- Оповещение о чрезвычайных ситуациях и действия по сигналам гражданской обороны: Метод. пособие/ Под ред. М. И. Валеева. – М.: Институт риска и безопасности, 2002.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под общ. ред. Битяновой М. Р. – СПб.: Питер, 2002.
- Программно методическое обеспечение воспитательного процесса в детском доме. Учебно-методическое пособие. Авторы – составители: Посашкова И. П., Лобченко М. В., Егорова Е. А. и др. ГОУ ДПО «ИРООО», Омск – 2007.
- Рабочая тетрадь «Полезные привычки» 7 класс.
- Рабочая тетрадь «Полезные привычки» 6 класс.
- Рекламно – технический прогресс и его влияние на здоровье человека. – на сайте. - festival.1september.ru/
- Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. – М.: Новая школа, 1993.
- Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5 – 11 классы, ПТУ. М.: «ВАКО», 2004.
- Социальные и психологические проблемы детства: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Тара: ОмГПУ, филиал в г. Таре, 2007.
- Федеральное законодательство об охране здоровья школьников// Школа здоровья – 2004, - №3.
- Форд Е. Школа правильной осанки// Воспитание школьников – 2005, - №9.
- Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М., 1994.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Адо В. Аллергия. М.: «Знание», 1985.
- Александрова В. А. Полная энциклопедия детского здоровья. СПб.: «Сова», М.: «Эксмо», 2002.
- Ален Карр. Легкий способ бросить курить. пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2008.
- Барыкин В. Н., Барыкин О. В. Как избавиться от вредных привычек. Самоучитель. – Минск.: ООО «Кузъма», 2001.
- Волчек Н. М. Современная энциклопедия для девочек. Минск. «Современный литератор», 2001.
- Емельянова П. Т. Витамины и минеральные вещества: Полная энциклопедия. – СПб.: ЗАО «Весь», 2002.
- Залоева Л. В. Человек вчера, сегодня, завтра. М.: Астрель АСТ, 2002.
- Казаринова Н. В., Ткаченко К. Г. Здоровье дарят комнатные растения. СПб.: Нева. 2003.
- Маркевич В. В. Самоучитель. Как ухаживать за глазами. Минск, «Хервест», 2003.
- Орлов Б. Н., Галашвили Д. Б. Ядовитые животные и растения СССР. М.: высшая школа. 1990.
- Рабинович А. М., Рабинович С. а. Школа без наркотиков. СПб.: «Образование – культура». 2002.
- Ураков И.Г. Наркомания: мифы и действительность. – М. Медицина, 1990.
- Чаклин А.В. Как сохранить здоровье смолоду – М., 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!
Спортивный праздник...
Классный час "В путь дорогу собирайся, За здоровьем отправляйся!"
Формированию представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, уделяется огромное значение в нашей стране. Этот классный час поможет вам в игровой форме воспитать у учащихся ...
Урок здоровья "В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся"
Цель: формирование позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него, используя необходимые знания о здоровом образе жизни, подвижные игры, комплексы физических упражнений....
Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Путь-дорога. 1 класс
Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Путь-дорога. 1 класс...
"В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!"
Спортивный праздник. Весёлые старты 2 класс....
Познавательная игра "В путь-дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!"
Цели: · Проверить знания о правилах личной гигиены;· Привлечь внимание детей к соблюдению правил личной гигиены;·...
Внеклассное мероприятие. Тема "Пути-дороги в мир здоровья. Советы профессора Закалкина"
Внеклассное занятие по данной теме в занимательной форме расширяет знания детей о способах сохранения здоровья, формирует понятие о закаливании, его пользе, знакомит с некоторыми правилами закаливания...