классный час "Самое прекрасное место на Земле"районный смотр-конкурс
классный час (2, 3 класс) на тему

Мотурняк Алла Геннадьевна

На классном часе звучат мелодии на школьную тему. Материал подобран так, чтобы дети почувствовали, что  школа с теплом и дружелюбием встречает их после летних каникул. И только в их силах сделать её самой прекрасной и лучшей. А это возможно, если любить свою школу, место, где родился , любить свою Родину, Россию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx809.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение
                             средняя школа №7 г. Ярцева










Открытый урок по литературному чтению
Тема : «Вот север тучи нагоняя…»
                                    2 класс







                                     учитель начальных классов
                                      Мотурняк Алла Геннадьевна  



















Цели урока:
1) познакомить обучающихся с лирическими произведениями А. С. Пушкина;
2) формировать читательскую компетентность младших школьников;
3) развивать интерес к авторскому слову, к точности употребления слова в поэтической речи;
4) развивать умение анализировать, делать выводы;
50 воспитывать интерес к чтению и любовь к позии.


                                            Ход урока.
1. Организационный момент.
Мотивация.(Активные методы обучения)
- Мы начинаем урок литературного чтения. Ребята, а вы знаете, что улыбка –это самое удивительное явление в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе.
2. Актуализация знаний.
1. РебятаБ сегодня мы продолжим изучать творчество А. С. Пушкина и поделимся впечатлениями от поездки в музей Михайловское, где А. С. Пушкин черпал вдохновение. Будучи сосланным царём, он написал множество замечательных произведений, среди которых и вступление к поэме «Руслан и Людмила». Вы учили наизусть этот отрывок. Приехав в Михайловское, мы увидели тот самый дуб, на котором сохранились следы от цепей, домик Русалки среди его могучих ветвей. И сейчас. Рассказывая отрывок, вы сможете увидеть на экране этот сказочный дуб. Слайд
2. Проверка домашнего задания. Чтение отрывка.
3. Постановка учебной задачи.
А сейчас, ребята, мы увидим дом Пушкиных, двор в селе Михайловском, попробуем представить, что чувствовал поэт, смог ли передать свои впечатления  о зиме в отрывках, которые мы будем читать на уроке, будем читать их выразительно. И помогут нам в этом впечатления, оставленные от поездки нашими ребятами и слайды…
(звучит музыка Чайковского)
4 основная часть
1 Слайд дом Пушкиных в Михайловском, виды окрестностей, парка, реки, холмов, полей. Комментирование слайда.

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель…
                      А. С. Пушкин «Домовой»

- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса, как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… вечером долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд небыло. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно…
… В комнату вливался яркий свет…Александр Сергеевич подошёл к окну….
Представьте себе, ребята, какую картину он увидел. Всё белым- бело, нарядно. Празднично… Что же сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками. Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.

Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва пышно убрана…
Вот север. Тучи нагоняя,
Дохнул,  завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
2. Живя в Михайловском, Пушкин наблюдал всё это и именно там написал главы к своему роману «Евгений Онегин», отрывки из которого мы и прочитаем сегодня на уроке.
Послушайте и подумайте с каким настроением поэт рассказывает о зиме и какое у вас настроение возникает.
Чтение отрывка учителем.
Дети рассказывают о своих впечатлениях.
2. Словарная работа.(слайд)
Брега – берега(старая форма слова)
Пелена – покров, покрывало.
Недвижная река – неподвижная река.
4. Как он называет зиму? Почему поэт называет зиму матушкой?
Подберите синонимы к слову «волшебница». Каким словом поэт называет волшебство зимы?(проказы). Какие чудеса творит зима?Какими словами описывает Пушкин эти чудеса?(пришла, рассыпалась, легла, сровняла). Сказочная или реальная картина нарисована поэтом?(картина реальная, а образы сказочные) Зима действует как человек. Как называется такой приём? (олицетворение) Очень часто поэты используют этот приём для создания своих стихов.
- Итак, как называется литературный приёём , когда неживому предмету приписываются признаки или действия живого существа.
-С этим приёмом мы встретимся ещё не раз.
Как сказано в стихотворении о морозе? Как ещё можно сказать?(«ударил мороз», «наступил мороз»)Каким выражением можно заменить строчку из стихотворения «Брега с недвижною рекою»(Река, покрытая льдом, застывшая река)
Что сравнивается с пеленой?
5. Физкультминутка.
Встали. Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Раскрасьте мысленно этот экран поочерёдно любым цветом. Например, сначала жёлтым. Оранжевым. Зелёным. Но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать нужно не торопясь, не допуская пробелов.
Вытянули руки к солнышку, потянулись. Подул ветер, сильный. И вы снежинки, наклонились влево, вправо, вперёд, назад. Ветер ослаб и вы потихонечку опустились на свои места, тихо сели за парты.
2. Продолжение работы над темой.
1. Прочитайте стихотворение «жужжащим» чтением.
Какие чувства испытывал поэт при написании стихотворения? (восторга) На что похоже это стихотворение? (на сказку)
2. Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?
- Прочитайте первую часть. О чём говорится в этой части? Кто кроме зимы действует как живой? Почему вы так думаете?
- После слова »завыл» надо остановиться, сделать паузу. Так как дальше говорится не о севере,а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза. Так как заканчивается первая часть стихотворения.
- Как вы думаете. Какие слова в этой части должны выделяться, произноситься с большой силой?
3. Выразительное чтение в группах. Один чтец читает, остальные следят за правильностью и высказывают своё впечатление о прочитанном. Указывают на ошибки при чтении.
4. Зима, действительно, волшебница, она раскрашивает мир только одной белой краской,
но очень разнообразно и красиво. Посмотрите на пейзажи9слайд) Какими строчками из стихотворения можно было бы подписать их?
Поэты же находят множество средств, чтобы словами передать необыкновенную красоту зимы. Какие это средства? (эпитеты,сравнения, олицетворения)
5. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка, работа в паре(слайд)(коммуникативные УУД)
6. Слайд . В нескольких километрах от Михайловского на высоком бугре , стоит Святогорский монастырь. Под стеной монастыря похоронен Пушкин. К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подниматься по выветренной каменной каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к обветшалым стенам собора. Под этими стенами над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. Короткая надпись: « Александр Сергеевич Пушкин», - безлюдье, стук телег внизу под косогором и облака, задумавшиеся в невысоком небе, - это всё. Здесь конец юлистательной, взволнованной и гениальной жизни.
   И здесь на этой могиле, куда долетают хриплые крики петухов, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом»(К. Паустовский). И мы спешим сегодня в гости к Пушкину и радуемся его прекрасным , необыкновенным произведениям.

7. Рефлексия.
С каким настроением вы заканчиваете урок. Понравилась ли вам такая волшебная зима в изображении Пушкина?
Если вы активноработали на уроке, но не всегда могли ответить на уроке, возьмите синюю снежинку, но если вы не разобрались в поэтическом произведении, то жёлтую. Я рада, что снежинки у вас блестящие и синие только!
10. Итог урока.
О каком этапе жизни А. С. Пушкина вы узнали сегодня на уроке? Что вам особенно запомнилось? Захотелось ли тем, кто не был в Михайловском, побывать там? Понравились ли вам стихи поэта?
11. Домашнее задание
Задания на выбор: выучить наизусть стихотворение; иллюстрация и выразительное чтение; составление презентации по теме «Пушкин в Михайловском».

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

 

  Класс, учитель:  2 А Мотурняк Алла Геннадьевна

Количество учащихся в классе: 25

Присутствовали на уроке: 21

Тема урока: Стихи Пушкина «Вот север тучи нагоняя»».

Тип урока: : урок «открытия новых знаний»

Дидактическая задача урока: формирование УУД в процессе работы с литературным источником, осознание важности исследовательских навыков, отслеживание нравственного аспекта обучения.

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

  • формирование у детей навыков осознанного чтения;
  • формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов,
  • расширение лексических знаний о слове;
  • расширить знания об окружающем мире;

        воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

Ведущие аспекты анализа урока

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1. Содержание урока соответствует решению дидактической задачи. Применяются различные формы и методы предъявления нового материала.  Используются словарная работа, работа по развитию речи, проблемные задания, творческая  работа,  групповая работа, взаимопроверка, способствующие учебно-познавательной деятельности учащихся

2.Результативность решения дидактической задачи определена при построении и  афишировании собственных знаний,  рефлексии.

Содержание урока

Основное содержание урока соответствует содержанию программы и учебника

Методы обучения

Используются активные методы обучения

Формы обучения

1.Для решения основной дидактической задачи урока применены такие формы обучения, как фронтальная,  групповая, коллективная, работа в паре.

2.Предложенные задания, используемые на уроке, позволяют достичь основной дидактической задачи

Результативность урока

Цель урока достигнута, основные дидактические задачи решены.

Практическая направленность урока

Предлагаемые задания служат для мотивации учебной деятельности, развитию критического мышления, коммуникативных свойств личности, способствуют нравственному воспитанию , личностному развитию

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока: выборочно-воспроизводящий

2. Характер самостоятельной учебной деятельности – творческий

3. Используется взаимоконтроль при выполнении творческой работы

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД  используются на этапах урока

Формирование ИКТ-компетентности

Презентация.ИКТ на уроке используются, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, повышают объем выполняемой работы на уроке, обеспечивают наглядность, эффективность обучения

Структура урока

Структура урока соответствует основной дидактической задаче

Педагогический стиль

Присутствует демократический стиль общения

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета

Применяются современные образовательные технологии деятельностного подхода:

          1.Технология дифференцированного обучения.

- Цель применения: дифференцированный подход в обучении, развитие индивидуальности ребенка

- совершенствовать ЗУНы, формирование учебно-познавательной мотивации

- Эффект применения технологии проявляется при выполнении творческих работ . домашнего задания.

        2. Технология коллективно-групповых способов обучения

- Цель применения: активизация деятельности каждого учащегося, повышение мотивации учения, формирование коммуникативных навыков учащихся

            - Эффект применения технологии: умение работать в коллективе, использовать информацию из разных источников

        3. Технология интегрированного обучения

         - Цель применения: осуществление межпредметных связей, создание условий для творческой самореализации учащихся

          - Эффект применения: выработка коммуникативных, нравственно-эстетических свойств личности

Применение здоровьесберегающих технологий

В учебном кабинете поддерживаются температурный режим, проветривание, нормы освещения. Здоровье учащихся поддерживается чередованием видов деятельности, динамическими паузами, созданием положительного микроклимата в классе, стимулированием внешней и внутренней мотивации к обучению.


C:\Users\admin\Desktop\3962.jpg





C:\Users\admin\Desktop\3963.jpg

        C:\Users\admin\Desktop\3964.jpg



C:\Users\admin\Desktop\3965.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальный смотр-конкурс «Мой лучший урок»

Форма урока:    Урок - путешествие в гости к русской матрешке. Изучение нового материала.Цель урока: Познакомить учащихся с родословной русской матрешки, с росписью игрушки.Задачи:1....

смотр-конкурс "Мы- юные таланты"

Смотр-конкурс "Мы - юные таланты"...

Районный смотр-конкурс учебно-опытных участков-2018

Целью экологического образования и воспитания школьников является формирование не только знаний, но и определенных качеств личности, таких как экологическая культура, бережное и ответственное отношени...

Районный смотр-конкурс учебно-опытных участков-2018

В буклете краткое описание деятельности УОУ...

ИТОГИ СМОТРА-КОНКУРСА САМОДЕЯТЕЛЬНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, посвященного 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, Году памяти и славы в Нижневартовском районе

ИТОГИ СМОТРА-КОНКУРСА САМОДЕЯТЕЛЬНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, посвященного 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, Году памяти и славы в Нижневартовском районе...