НОД по речевому развитию в старшей группе «Как птицы весну встречают»
план-конспект на тему

Зиновьева Любовь Александровна

Цель:

  • закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе;
  • дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии.

Задачи:

Образовательная область «познавательное развитие»:

Закреплять умение узнавать и называть птиц.

Формировать у детей представления о птицах: жаворонок, грач, скворец, соловей, ласточка, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.

Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»

Создать условия для работы по оформлению коллективной работы «Весенние птицы»

Образовательная область «Речевое развитие»:

Развивать эмоциональную отзывчивость, желание общаться со взрослыми и сверстниками.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Стимулировать использование детьми в активной речи слов: перелетные, зимующие, перья, названия птиц (жаворонок, грач, скворец, соловей, ласточка).

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Антоньевский детский сад «Колосок»

Конспект занятия

по речевому развитию в  старшей группе

«Как птицы весну встречают»

(старший дошкольный возраст)

             Воспитатель:

                         Зиновьева Любовь Александровна

с. Антоньевка, 2017

Цель: 

  • закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе;
  • дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии.

Задачи:

Образовательная область «познавательное развитие»: 

Закреплять умение узнавать и называть птиц.

Формировать у детей представления о птицах: жаворонок, грач, скворец, соловей, ласточка, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.

Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»

Создать условия для работы по оформлению коллективной работы «Весенние птицы»

Образовательная область «Речевое развитие»: 

Развивать эмоциональную отзывчивость, желание общаться со взрослыми и сверстниками.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Стимулировать использование детьми в активной речи слов: перелетные, зимующие, перья, названия птиц (жаворонок, грач, скворец, соловей, ласточка).

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Материал и оборудование:

Для воспитателя: Иллюстрации птиц, скворечник картонный, нарисованное дерево.

Аудиозапись «Голоса весеннего леса».

Для детей: клей-карандаш, шаблоны птичек

Предварительная работа:

Беседа, рассматривание картинок о птицах, чтение художественной литературы.

Методические приемы:

• Художественное слово.

• Чтение загадок.

• Сюрпризный момент.

• Беседа о птицах.

• Вопросы воспитателя.

• Составление коллективной аппликации.

• Анализ детских работ воспитателем.

Словарная работа.

Стимулировать использование детьми в активной речи слов: перелетные, зимующие, перья, названия птиц (жаворонок, грач, скворец, соловей, ласточка).

Этапы, методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Активизация внимания на занятие.

Основная часть

Загадка

Рассматривание иллюстраций птиц

Физкульминутка

Подвижная игра

«Прилетели птички»

Рефлексия

Звучит запись Голоса весеннего леса

-Здравствуйте дети, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся и пожелаем здоровья друг другу.

Введение игрового момента

Игра «Доскажи словечко»

Я раскрываю почки

В зеленые листочки

Деревья одеваю

Посевы поливаю

Движения полна

Зовут меня весна!

Какие изменения в неживой природе происходят весной?

- Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела!

А кого паук боится

Угадали? Это …. (птица)

-Как вы думаете, о ком будет идти речь на нашем сегодняшнем занятии?

-С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в теплых краях.

Как они называются?

Почему они возвращаются?

-Давайте вспомним, чем отличается птица от других животных.

-Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.

-Отгадайте, кто прилетает первым.

Всех перелетных птиц черней

Чистит пашню от червей

Взад вперед по пашне вскачь

А зовется птица ... грач

выставляется  иллюстрация

Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнезд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займет другая пара.

-За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идет речь в загадке

На шесте дворец

Во дворце певец

А зовут его …скворец

выставляется соответствующая картинка и рассказ воспитателя

Широким и важным шагом беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам шествует скворец, за плугом выдергивая дождевых червей. Скворец пересмешник. Он может передавать все, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, мяуканье кошки. В народе говорят: «Увидал скворца - знай весна у крыльца!»

Мы к лесной полянке вышли

Поднимая ноги выше

Через кустики и кочки

Через ветви и пенечки

Кто так ловко шагал

Не споткнулся, не упал

Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Как вы думаете почему?

Какое основное занятие весной у птиц?

Почему это происходит именно весной?

Давайте подумаем, о чем эта загадка

Без рук, без топорёнка

Построена избенка ...   Гнездо.

Зачем птицы строят гнезда?

Пернатый народ строит свои гнезда в самых разных местах на деревьях и кустах, в травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях и кучах хвороста, используют постройки человека

Вот прилетела ласточка. И рассказала. Прилетаем мы в середине мая. Нас легко узнать по черному оперению и белой грудке. И пьем и едим мы на лету, в наш широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары. Я – ласточка, моя жизнь тесно связана с жизнью человека. Я свое гнездо  не вью, а леплю из комочков грязи, илистого песка и глины. Скрепляю все это липкой слюной вперемешку с веточками и травинками. А домик свой устраиваю под карнизами домов, под крышами сараев

-Как строит себе гнездо ласточка. Где?

- А вот еще один гость.

Это птица светло-песочного цвета с темными пестринками. Люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.

-Я – веселый жаворонок. Свое гнездо я вью из стеблей травы, тонких корешков и небольшого количества шерсти. Оно находится в углублении на поле среди зеленеющих хлебных всходов.

-А у жаворонка, где гнездо?

-Какая птица селится в домик, сделанный руками человека

-Как называются искусственные домики для птиц

-Как правильно прикреплять скворечник.

Рассказ воспитателя о соловье

 Прилетел к нам наконец

Самый лучший наш певец

Дни и ночи напролет

Он поет ….

Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину). Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли. Соловьи поселяются на опушках леса, берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.

Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.

Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловья ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.

-Люди с большим уважением, заботой и любовью относятся к птицам. А сейчас каждый год мы празднуем  День птиц в конце марта - перед прилетом скворцов.

А теперь отдохнем.

Прилетели птички

Птички невелички

Долго пели, щебетали

Крыльями махали

На полянку сели

Зернышко поели

И уснули птички

Птички невелички

Вдруг котище идет

Вас поймает Васька кот

Улетайте птички

Птички невелички

Птички сели в свои гнездышки

-Ребята с кем мы сегодня познакомились? Что вам больше всего понравилось?

-Какова роль человека в жизни птиц? Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?

-А сейчас мы с вами выполним аппликацию птичек и поселим их на наше деревце.

-Под аудиозапись пения птиц дети выполняют задание.

Ответы детей.

Тает снег , на деревьях появляются почки прилетают птицы , появляются насекомые .

Ответы детей.

(птица)

-О птицах.

Перелетные

Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды

Тело покрыто перьями, формой тела, формой клюва, цветом оперения, голосом.

грач

скворец

Высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее.

Откладывание яиц, выведение птенцов.

Много света, большая продолжительность светового дня, и достаточное количество корма.

Гнездо

Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов и прокормить их

Ответы детей.

Ответы детей.

Скворец. Синица.

Скворечники

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе. (Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие »).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе.(Образоват...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14» на тему « В гостях у дедушки Корнея»

Цель работы: вызвать у детей интерес к произведениям К.И. Чуковского Программные задачи:    - Систематизировать и углублять знания детей  о сказках Чуковского, вызвать радость...

Конспект ННОД по речевому развитию мнемотехники "Весна"

Тема: «Весна».Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.Задачи:1.     Образовательные: формировать представления детей о...

"Как птицы весну встречают?"

quot;Как птицы весну встречают?"Окружающий мир1 класс...

Конспект (речевое развитие) средняя группа

Конспект занятия "Профессии"...