Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" 1-4 класс
рабочая программа на тему

Шорохова Оксана Михайловна

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для работы с обучающимися 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug_nas.docx84.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Победино муниципального образования

 городской округ «Смирныховский» Сахалинской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______/ _____________/

                         

Протокол № ___

 от  «__»_____20__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_______/О.Н.Власенко/

                       

«____»_____20__ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________/Е.Е.Гераськина/                 Приказ № ______  

от  «____» ________20__ г.        от

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности «Мир вокруг нас »

 

Класс           1-4

Учебный год

Учитель (ФИО)    Шорохова О.М.

        

с. Победино

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    

Цель и задачи курса «Мир вокруг нас»

        Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

        Программа  ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.

4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.   Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.   Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.  Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

  1. Особенности программы.

       Программа «Мир вокруг нас», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

        Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 270 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (66 часов):

2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (68 часов)

3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (68часов)

4-й год обучения - «Познавательная экология» (68 часов).  

Занятия проводятся 2 раз в неделю по два академических часа.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

     Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.
  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

      Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

       Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.

        Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Мир вокруг нас» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

   -наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;

   -какую пользу приносят представители животного мира;

   -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Тематическое планирование.

1-й год обучения

«ЗНАКОМЫЕ  НЕЗНАКОМЦЫ» - 66 часов

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1.   Введение     (1 час)

1

1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1

  2.   Дикие животные  37часов

18

19

2

Заяц - «Длинное ухо»

1

1

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

1

4

Серый хищник - волк

1

1

5

Хозяин леса - медведь

1

1

6

Любознательный зверёк -белка

1

1

7

Куница - охотник на белок

1

1

8

Лесной красавец - лось

1

1

9

Сердитый недотрога- ёж

1

1

10

Подземный житель - крот

1

1

11

Всеядное животное — барсук

1

1

12

Бобр-строитель

1

1

13

Запасливый бурундук

1

1

14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

1

1

15

Мышка-норушка

1

1

16

Рысь - родственник кошки

1

1

17

Соболь - «дорогой» зверёк

1

1

18

Тигр - самая большая кошка на Земле

1

1

19

Косуля - самый маленький европейский олень

1

1

20

Обобщающие занятие о диких животных

1

3.   Пернатые  жители   (14 часов)

15

13

21

Воробей - самая распространённая птица на Земле

1

1

22

Ворона - «интеллектуальная» птица

1

1

23

Ворон - красивая, умная птица

1

1

24

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

1

1

25

«Лесной доктор» - дятел

2

1

26

Соловей - «великий маэстро»

1

27

Галка - городская птица

1

1

28

Загадочная птица - кукушка

1

1

29

«Пернатая кошка» - сова

1

1

30

Любимая птица - снегирь

1

1

31

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

2

1

32

Наш добрый сосед - скворец

1

1

33

«Золотая птица» — иволга

1

1

34

Обобщающее занятие о птицах

1

                                                 Итого:

66

                             

  Содержание курса . 1-й год обучения

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»  - 66 часов

Раздел / тема

Содержание

                «ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

    «ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ» (37 часов)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии),  чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа  «знакомство с народными приметами и пословицами».

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа        В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал  из энциклопедии),  чтение    рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»  

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»

Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В  гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

 «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ» 28 часов

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение  и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа  В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки,  работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Знакомство  с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах  «Собираем мозаику».

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Знакомство с  «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над  пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над  пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения  «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок.  Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова  «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными  приметами. Игра «птичьи расцветки».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

2-й год обучения

«ЭКОЛОГИЯ  МОЕГО  ДОМА» - 68 часов

№ занятия

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

        Введение     (1час)

1

1

Что такое экология?

1

 1.  Мой дом за окном        

8

5

2

Мой дом

2

3

Дом, где мы живем

2

4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

2

5

Деревья твоего двора

2

1

6

Птицы нашего двора

2

7

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

2

    2.   Я и мое окружение        

13

7

8

Моя семья

2

9

Соседи-жильцы

2

10

Мой класс

2

11

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах»

1

1

12

Дом моей мечты

2

2

13

Рассказы, стихи о семье

2

1

14

Комнатные растения в квартире, в классе

2

15

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

2

16

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»

1

   3.   Гигиена моего дома

8

6

17

Гигиена класса

2

18

Практическое занятие «Гигиена класса»

2

19

Бытовые приборы в квартире

2

20

Экскурсия в школьную кухню

1

21

Наша одежда и обувь

2

22

Русская народная одежда

2

1

23

Практическое занятие «Русская национальная одежда»

2

     4.   Вода  -  источник жизни  

8

1

24

Вода в моем доме и в природе

2

25

Стихи, рассказы о воде в природе

2

26

Вода в жизни растений и животных.

2

27

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.

2

1

  5.  Солнце и свет в нашей жизни    

4

1

28

Солнце, Луна, звезды – источники света

2

29

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

2

30

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света

1

     6.   Весенние работы      

4

31

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

2

32

Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними

1

      7.   Воздух и здоровье    

2

2

33

Воздух и здоровье человека

2

34

Практическое занятие «Уборка  в классе»

1

                                              Итого:

68 часов

Содержание курса . 2-й год обучения

«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО  ДОМА»  (68 часов)

 

Раздел / тема

Содержание

«ВВЕДЕНИЕ»  

           Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии  на основе анализа примеров

.       «МОЙ ДОМ  ЗА ОКНОМ»

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность.  Дома в деревне и в городе

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек

« Я   И    МОЁ  ОКРУЖЕНИЕ»

   Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить

Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе

Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки  комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени

«ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА»

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации

Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ^гигиенические требования, условия содержания, уход.

История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой

Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю  одежду?

«ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»  

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана

Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Зачем человеку нужна вода? Как по ступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется

из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды

«СОЛНЦЕ  И  СВЕТ  В НАШЕЙ   ЖИЗНИ»

Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток

Влияние тепла и света на комнатные растения

Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить! обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы

.       «ВЕСЕННИЕ   РАБОТЫ»  

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке ( перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» Инструктаж по технике безопасности.

Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений.

.  «ВОЗДУХ  И  ЗДОРОВЬЕ»    

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Инструктаж  по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3-й год обучения

«НЕЖИВОЕ  В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 68 часов

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

        Введение    

2

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

1

2.

Мир вокруг.

1

1

   1.  Человек и природа  

8

3

3

Экология и мы.

2

1

4

Осенние работы в поле

2

1

5

Практическое занятие «Пришкольный участок»

1

6

 Место человека в мире природы.

2

1

7

Осень в лесу

2

1

    2.   Неживое в природе        

15

6

8 – 9

Неживая природа

2

1

10

Солнце – источник тепла и света

2

1

11

Вода, её признаки и свойства

2

1

12

Берегите воду!

1

1

13

Почва – святыня наша.

2

1

14

Состав и свойства почвы

1

1

15 – 16

Погода. Климат.

2

1

17

Предсказание погоды по народным приметам

1

1

18

Почему нельзя..?

1

1

19

Диалоги с неживой природой

1

1

   3.   Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой

10

5

20

Практикум «Хлебные крошки»

1

21

Кто улетает, а кто остаётся

2

1

22

Экологические связи неживой и живой природы

2

1

23

Вода и жизнь

1

1

24

Растения рядом

1

1

25

Комнатные растения

1

1

26

Размножение комнатных растений

1

1

27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

2

1

28

Практическое занятие «Растения луга и леса»

1

     4.   Царство грибов  

6

29

Съедобные грибы

2

30

Несъедобные грибы

2

31

Микроскопические грибы

2

    5.  Сельскохозяйственный труд весной  

2

2

32

Сельскохозяйственные машины и  орудия

2

33

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке

1

34

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке

1

18

16

                                              Итого:

68 часов

Содержание курса 3-й год обучения

НЕЖИВОЕ  В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 68 часов

             

Раздел / тема

Содержание

«ВВЕДЕНИЕ»  

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства  всех существ на земле.

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

  « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»  

Как  человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.  

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

   « НЕЖИВОЕ  В  ПРИРОДЕ»  

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги.  Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

Почва – необходимая среда для растений  Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране

Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»

Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города.  Акция «Мы, против мусора!»

«ЖИВОЕ  В ПРИРОДЕ.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ   СВЯЗИ   МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ»    

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц  края

  Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум  «Выявление повреждение повреждений деревьев.

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами.  Работа с гербариями.

«ЦАРСТВО ГРИБОВ»  

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ»    

Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей

Посадка декоративных растений. Опыты:

1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».

 2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4-й год обучения

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 68 часов

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

        Введение     (1час)

1

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

1

   1.  Среда обитания  

10

5

2

Времена года на Земле

2

1

3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

2

1

4

Изменения окружающей среды

2

5

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

1

6

Условия жизни растений

2

1

7

Разнообразие животных, условия их жизни

2

1

    2.   Жизнь животных

6

3

8

Динозавры – вымерший вид животных

2

9

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

1

10

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

1

1

11

 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

3

1

   3.    Реки и озера  

13

6

12

Реки и озера

2

1

13

Получение кислорода под водой

2

14

Пресноводные животные и растения

2

1

15

Жизнь у рек и озер

2

16

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

1

17

Околоводные птицы

2

1

18

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

2

1

19

Акция « Сохраним первоцвет!»

1

1

   4.   Человек и животные  

12

4

20

Жизнь среди людей

2

21

Ролевая игра «Это все кошки»

1

22

Домашние животные

2

1

23

Викторина «Собаки – наши друзья»

1

24

Уход за домашними животными

2

1

25

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

1

26

Люди и паразиты

2

27

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

2

     5.    Сельскохозяйственный труд  

4

3

28

Почва

1

1

29

Семена овощных и декоративных культур

1

1

30

Заботы хлебороба весной

1

31

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

1

32

Подготовка почвы на пришкольном участке

1

33

Высадка рассады  на участке. Составление графика полива

1

    34

Декоративные растения

1

                                              Итого:

68 часов

Содержание курса  4-й год обучения

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»  - 68 часов

Раздел / тема

Содержание

«ВВЕДЕНИЕ».

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

«СРЕДА ОБИТАНИЯ»

Сравнение  времен года в разных географических  поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

 Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

   «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ»

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Сахалинской области.  Разгадывание загадок.

.    «РЕКИ И ОЗЕРА   »

Пресная вода. Осадки.

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.

«ЧЕЛОВЕК  И  ЖИВОТНЫЕ »

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

 Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

.      «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД »

Представление о  необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда  людей весной в поле.

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян  овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной  из пшеничной муки.

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических  удобрений.

Инструктаж по технике безопасности.  Составление плана – проекта клумбы  (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

  1. Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Мир вокруг нас» необходимы следующие  принадлежности:

  • набор рабочих инструментов для практических занятий;
  • микроскоп, лупа;
  • компьютер,  мультмедиапроектор;

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов.

  1. Литература
  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  2.   Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
  3.   Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
  4.  Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  5.   Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
  6.  Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
  7.  Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
  8. Ишутинов  Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
  9.   Калецкип  А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
  10.  Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. -  2001. - № 1.
  11.    Лучич  М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
  12.   Никитина  Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только   / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
  13.      Носаль  М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в   народе / М. А. Носаль  И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
  14.     Пакулова  Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.
  15.    Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :  Просвещение, 2001.
  16.     Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
  17.     Плешаков  А. А. Зеленый дом: программно-методические  материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
  18.     Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в  природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
  19.    Плешаков  А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
  20.   Чернявский А.В., Ковальчук  Д. А.  Универсальный энциклопедический справочник ./  Харьков, Белгород – 2010 .
  21.  Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. /  Москва 2008.  
  22.  Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных.  Москва 2010.
  23.  Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород  2009.
  24. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для  любознательных. /  Харьков , Белгород  2009.
  25.  Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./  Иллюстрированный атлас Мира. / Индия  2008.
  26. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва  2007.
  27.  Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для  любознательных. /  Харьков , Белгород  2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Шахматы"

Общеинтеллектуальное направление курса "Шахматы" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"

Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Мир вокруг нас. Почемучка»

   Рабочая программа внеурочной деятельности  по общеинтеллектуальному направлению «Мир вокруг нас. Почемучка» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального ...