Работа в интерактивных клубах
статья на тему
Из опыта работы по организации кружковой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_v_interaktivnyh_klubah.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа в научном интерактивном клубе для младших школьников
«Мы и окружающий мир»
Шикина Е.В.,Чувилина Л.Б.,
учителя начальных классов
МОУ СОШ№3 г. Хвалынска, 2018год
(Слайд 2) Современная эпоха – это время информационной цивилизации, а она требует формирования нового типа мышления, нового отношения людей к жизни, формирования новой идеи самой человеческой жизни. Являясь приоритетным направлением общественного развития, образование должно стать ориентированным не только и не столько на интересы государства и социума, сколько, прежде всего, на интересы личности. Теперь важен личностный результат самого ребёнка и происходящие с ним изменения в процессе обучения.
(Слайд 3) Становится очевидным, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». В связи с этим, на наш взгляд, экологическое образование способно внести существенный вклад в реализацию программы формирования УУД: развивать и закреплять их средствами экологического образования, творчески применять в нестандартных ситуациях, формировать опыт для реальной жизни.
Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо использовать неэффективные, устаревшие технологии, изматывающие и ученика и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующих качественное образование.
Ведь сегодня наша школа – это уже школа не будущего, а школа настоящего, - это школа, где технологии каждый учитель создаёт сам, проектируя образовательные процессы «от ребенка», от его потребностей, мотивов, возможностей, способностей.
(Слайд 4) Таким образом, руководствуясь реалиями сегодняшнего времени в рамках УМК « ПНШ» и согласно ФГОС НОО в нашей школе с учащимися ведётся работа в интерактивном научном клубе для младших школьников «Мы и окружающий мир».
(Слайд 5) Мы выстраивает систему клубной работы через интерактивное общение со школьниками, ведь в современных условиях экологическое образование не может быть реализовано только в рамках одной школы. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьников за рамками одного учебного заведения, посредством переписки с учёными Академии наук ПНШ, либо посредством обращения к своим сверстникам с помощью интернета. Мы имеем необходимые интернет-адреса, где ребята обращаются к ним, когда готовят научные сообщения. Сегодня в этом клубе работают уже несколько тысяч детей из разных уголков России.
И сейчас в рамках проведения семинара я хочу вам представить работу и программу интерактивного научного клуба для младших школьников «Мы и окружающий мир», разработанную мной и моей коллегой-соавтором Чувилиной Л. Б на основе УМК ПНШ, которая успешно реализовалась в течение 4 лет в нашей школе.
(Слайд 6) Цель: такого интерактивного научного клуба –это помочь ребёнку в реализации индивидуального творческого потенциала путём осуществления экологического действия и оказания помощи объектам природы.
(Слайд 7) Задачи работы в интерактивном клубе:
- способствовать созданию индивидуальной образовательной траектории школьника;
(Слайд 8)- средствами инновационных приёмов формировать у детей более глубокий творческий взгляд на окружающий мир;
(Слайд 9)- путём включения детей в проектную и исследовательскую деятельность формировать и развивать их интересы, склонности и способности к различным областям науки, техники и культуры;
(Слайд 10)- стимулировать потребность к творческому самовыражению посредством вовлечения обучающихся в образовательные события разного уровня: участие в экологических, интеллектуальных и творческих конкурсах, конференциях, марафонах знаний, выставках, олимпиадах, в том числе дистанционных.
Содержание программы клуба - рассчитана на 4 года ( с 1-4 класс), 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры работы в интерактивном клубе-это то:
(Слайд 11) 1. Каждый младший школьник, является носителем собственного образа жизни: он сам вступает во взаимодействие с окружающим миром природы, культуры, информации, людей.
(Слайд 12) 2. Смысл детства не в подготовке к будущей жизни, а в полноценном проживании этого времени, поэтому для формирования индивидуальности ребёнка так важен личный опыт.
(Слайд 13) Уникальность и значимость работы в интерактивном клубе определяется нацеленностью её на развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование его универсальных учебных действий и духовно-нравственное воспитание. По мере участия в работе интерактивного клуба у младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
(Слайд 14) Научный интерактивный клуб «Мы и окружающий мир» (Это проектно-исследовательская деятельность в предметной области «Обществознание и естествознание»). Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», позволяющие ученику овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира.
(Слайд 15) Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная. Это- заседание клуба, где есть диалог, самопрезентация, экскурсия, защита мини- проекта, творческая и практическая работа, конференция, олимпиады.
Заседания клуба –это, на наш взгляд, новая грамотная форма проведения занятий, обеспечивающая успешную реализацию образовательно- воспитательного потенциала экологической деятельности. Ученики проводят целый ряд организационных и учебных мероприятий, цель которых не только овладение детьми основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, но и формирование умений делового общения,
освоение норм сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями.
(Слайд 16) Наша МОУ СОШ №3 расположена недалеко от Национального парка «Хвалынский». Такие уголки природы не только место отдыха. Это – полноценная учебная площадка, используемая для проведения туристско-краеведческой, поисково-исследовательской и рекреационной деятельности, учебных занятий на местности, прогулок на открытом воздухе. Поэтому работа в рамках научного интерактивного клуба для младших школьников «Мы и окружающий мир» на базе НП «Хвалынский» как раз и реализует научно-познавательное, общественно-полезное, проектное направления внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО.
(Слайд 17)На заседаниях клуба дети учатся основному способу познания – наблюдению и проведению простых опытов. Затем все знания систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире (использование адаптированных научных источников, справочная литература уже есть в комплекте «ПНШ»), а также за счет первичных умений самостоятельно "собирать" информацию письменно и устно (в беседах с информированными взрослыми , родителями, педагогами школы, сквозными героями УМК «ПНШ»).
(Слайд 18) Первоначальной задачей (1-2 класс) -это вызвать интерес к изучению родного края, чувство сопереживания, сочувствия и содействия всем живым существам. На занятиях в клубе в первом классе основные виды деятельности детей – это наблюдение, исследование, рассуждение, участие в социально-значимых проектах («Дружная семья», «Подари улыбку», «Птичий домик», «Покорми животного», и др.
(Слайд 19) В конце первого класса учащиеся выполняют практическую работу, которая позволяет им стать членами научного интерактивного клуба .
Детям высылается членский билет клуба.
(Слайд 20) В 3-4 классах мы уже обсуждаем ситуативные экологические задачи, проекты. Путешествуем по родному краю, составляем комплексные описания отдельных территорий, проводим экскурсии в НП «Хвалынский», посещаем краеведческие музеи и т.д. Всё это помогает школьникам выбирать темы своих исследовательских работ, экологических проектов, находить истоки и причины хозяйственных, природоохранных и других проблем.
(Слайд 21)С докладами и презентациями дети знакомят своих членов клуба, различных гостей, которых приглашают на заседания, а лучшие работы отсылают в Москву по определённому адресу для оценки учеными научного интерактивного клуба «Мы и окружающий мир» и получения подтверждающих документов (сертификатов, грамот, дипломов).
(Слайд 22)По результатам переписки в течение 4 лет самым активным учащимся высланы сертификаты участника научного клуба.
(Слайд 23) Вести переписку с научным клубом можно не только с помощью писем, но и по электронной почте. Для этого заполняется специальная анкета и происходит регистрация на сайте: naych_club@mail.ru. После чего каждый член клуба получает возможность общаться по электронной почте. Данные условия предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу.
(Слайд 24) Письма детей не остаются без ответа. Ребята обязательно получают ответ в виде именного членского билета клуба, цветной закладки, открытки, ответного письма научных руководителей клуба.
(Слайд 25) Таким образом, работа в интерактивном клубе для младших школьников «Мы и окружающий мир» с использованием средств УМК «ПНШ», способствует, на наш взгляд, развитию личностной мобильности детей, умению неординарно подойти к решению экологических проблем, самостоятельно работать с разными источниками информации. Клуб объединяет детей не только в школе, но и детей других регионов России. Это еще одна возможность общения между учениками и взрослыми, причём с помощью выхода за пределы классной комнаты в мир общения не только с учителями, руководителями школы, но и с другими умными взрослыми- научными руководителями в Москве.
(Слайд 26) А это очень важно, ведь успех экологического образования во многом зависит как раз от тех условий и предпосылок, которые закладываются на первой ступени обучения – в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный клуб младших школьников "Мы и окружающий мир"
Информация о нащей работе в интерактивном клубе младших школьников "Мы и окружающий мир"...
Планирование работы школьного детского клуба "Электрознайка"
Самое главное, чтобы наши дети были здоровы, успешны и счастливы....
Работа эколого-фольклорного клуба «Башхарт» или интеграция «экошкол» и «эколагерей» в общеобразовательные программы школ.
Эколого-фольклорный клуб "Башхарт"...
Формирование культуры взаимоотношений младших школьников в условиях введения ФГОС. (из опыта работы руководителя семейного клуба «Берегиня» при МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри.)
В настоящее время перед школой остро стоит проблема как формирование культуры взаимоотношений между детьми, так и повышение педагогической культуры родителей....
Из опыта работы в научном клубе "Ключ и заря" УМК ПНШ
Учебники УМК "Перспективная начальная школа" приглашают учеников принять участие в работе клуба гуманитарных дисциплин и клуба естественно научных дисциплин.Данный материал из опыта моей клубной работ...
"Работа в научных клубах младших школьников" (УМК "Перспективная начальная школа") - 26.09.2016 г.
Выступление в МРИО....
анализ работы физкульурно-спортивного клуба
Анализ работы физкультурно-спортивного клуба "Ермак" МБОУ таятской ООШ...