Формирование культуры взаимоотношений младших школьников в условиях введения ФГОС. (из опыта работы руководителя семейного клуба «Берегиня» при МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри.)
статья по теме

В настоящее время перед школой остро стоит проблема как формирование культуры взаимоотношений между детьми, так и  повышение педагогической культуры родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культуры взаимоотношений младших школьников в условиях введения ФГОС.

(из опыта работы руководителя семейного клуба «Берегиня» при МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри.)

Автор работы: руководитель семейного клуба «Берегиня», учитель начальных классов МБОУ СОШ № 15 Родоманченко Людмила Владимировна

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому»

(В. Брант.)

        В настоящее время перед школой остро стоит проблема как формирование культуры взаимоотношений между детьми, так и  повышение педагогической культуры родителей.

        Поскольку в советском обществе общественная система воспитания считалась приоритетной, то родителям много десятилетий внушалось, что им отводится роль помощников учителей в воспитании и обучении собственных детей. Учащихся убеждали в том, что школа – второй дом, а учительница – вторая мама. Это способствовало тому, что отголоски потребительского отношения к школе сохранились и у современных родителей. Теперь настало время, когда учитель должен убедить их в обратном. А именно, в том, что основную роль в воспитании детей выполняет семья и только семья, а школа помогает ей в этом.

         Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания и образования подрастающего поколения, школа провела большую и серьезную работу, выступив объединяющим ядром образовательного пространства. Приоритетную роль здесь играет и формирование культуры взаимоотношений: между родителями и детьми, между детьми друг с другом, между учителями и родителями, а так же учителями и детьми. Мы, учителя, стараемся помочь как детям, так и родителям решать такие педагогические задачи как построение бесконфликтных отношений с людьми, охранение любви и доверия с близкими людьми и многие другие.

        Для реализации этих задач творческой группой учителей СОШ № 15 в 2007 году была разработана программа семейного клуба «Берегиня» «От сотрудничества с родителями  к  успешности обучения ребенка в школе»

(слайд № 1) Титульный лист

(слайд №2 - 3) Результаты анкетирования

Что мы заметили? Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Резкое расслоение общества на богатых и бедных обусловливает и характер внутрисемейных отношений. И в том и в другом случае родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.  Доказательством этого могут послужить результаты анкетирования которые вы видите на слайде:

  1. только у 22% детей родители каждый день интересуются их школьными делами, 52% - показали, что родителям это интересно 1 раз в неделю (когда родители расписываются в дневнике), и у 26% обучающихся - вообще не интересуются;
  2. по «душам» или доверительно разговаривают с детьми всего 22% родителей учащихся;
  3.  Диагностика этики поведения учащихся  показала, что у 48% положительная интерпретация предложений и у 42% - отрицательная, а диагностика нравственной мотивации дала следующие результаты: высокий уровень у 42%; средний уровень у 38% и низкий уровень у 20% учащихся.

Детей школы можно разделить на несколько категорий: - первый ребенок в семье - 35%, единственный ребенок – 9%, поздний ребенок – 13%, второй ребенок – 43% . Это наглядно показывает, что в основном семьи – молодые. У родителей появляются вопросы, связанные с воспитанием своего ребенка. А так как в большинстве случаев воспитанием занимаются мамы и бабушки, то они больше любят своих «кровинушек», чем руководствуются правильным выбором методов воспитания.

          Педагоги нашей школы, владеют достаточно высоким уровнем профессионализма в реализации традиционных воспитательных задач, умеют создать условия для духовного и физического совершенствования, формирования стойкой патриотической позиции, развития личности, усвоение норм человеческого общения.  Школа на протяже6нии нескольких лет активно привлекает  родительскую общественность, максимальное количество социальных партнеров к реализации поставленных задач.

Направления реализации программы

  • Создание благоприятных условий для проведения просветительской работы с родителями (внедрение передовых воспитательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме просветительской работы с родителями);
  • Методическое обеспечение просветительской работы с родителями (повышение уровня профессионального мастерства классных руководителей, организация обмена опытом семейных клубов города, научно-методическое и информационное обеспечение программы);
  • Мероприятия по реализации просветительской работы (участие в школьных, городских, районных, республиканских мероприятиях).

 Хотелось бы остановиться на первом направлении работы клуба: родительский всеобуч.

Именно в рамках этого направления работы клуба идет большая работа по формированию культуры взаимоотношений в широком смысле этого слова. Только в этом учебном году в рамках родительского всеобуча прошли следующие заседания, часы общения:

(слайд № 9)

Тематика проводимых родительских всеобучей очень разнообразна, например: Формирование у ребенка внутренней культуры и ответственности за учебный труд; Ситуация успеха в учебной деятельности и ее значение для успешного обучения ребенка; Младший школьник в среде сверстников;  Умеет ли Ваш ребенок строить взаимоотношения со сверстниками при переходе в пятый класс; Дети и взрослые. И многие другие.

Кроме того особенно хотелось бы остановиться на взаимодействии клубов внутри школы.

Правовой клуб «Астрея»

(слайд № 10)

Родительский всеобуч

(слайд№ 11)Краеведческий клуб «Гиркил» 

              (слайд № 12)Турклуб «Омега»

В каждом из этих клубов есть интересные формы и методы работы, способствующие формированию культуры взаимоотношений:

(слайд № 13)

- научно-практические конференции

(слайд № 14)

- часы общения

- открытые уроки

- совместные туристические походы и т.д.

Трудно переоценить теснейшее сотрудничество семейного клуба с городской  литературной гостиной «Встреча», которой руководит Знаменщикова Татьяна Ивановна. Вот перечень встреч только в этом учебном году:

- Ко дню города в стенах СОШ № 15 «Мой Нерюнгри – обетованный край»

- Зимняя сказка.

- Весенние напевы.

(слайд №15)

- Творческие вечера посвященные нашим Нерюнгринским поэтам: Константину Шутину, Л.М. Носковой, Т. П Деминой (где состоялась встреча с ребятами из Алданского детского дома).

Так же осуществляется теснейшая связь с городской детской библиотекой.

Все это способствует духовному обогащению как детей, так и родителе.

Второе направление деятельности семейного клуба культурно – массовая работа клуба, что является мощным стимулом формирования культуры взаимоотношений между детьми и взрослыми; между семьей и школой.

(слайд № 16)

Традиционные праздники клуба «Берегиня»:

- Ко Дню знаний «Вместе – дружная семья!»

- Ко Дню города «Нерюнгри – чудо таежное.»

- Ко Дню пожилых людей: концерт «А ну-ка, бабушки!»

- Ко Дню матери: семейный праздник «Мама милая моя.»

- К празднику Рождества: «Рождественские посиделки»

-(слайд №17 ) К 23 февраля «Рыцарский турнир»,

  (слайд №18)семейный праздник «Для меня всегда герой – самый лучший папа мой!» 

           - (слайд № 19) К 8 Марта семейные праздники: «Милой мамочке посвящается», «Бабушкины руки»

- К клубному дню конкурсы: «Мама. Папа. Я – талантливая семья», «Мама, папа, я – интернациональная семья».

Очень большое воспитательное воздействие имеет республиканский конкурс «Семья года». На протяжении двух месяцев подготовки к конкурсушкола, родители и дети представляют собой единый творческий коллектив. Кроме этого, и родители и дети, очень любят спортивные конкурсы

(слайд № 20) «Мама, папа, я – спортивная семья!».

      Хочется отметить, что большую роль в воспитании и культуры взаимоотношений играют такие «теплые» семейные встречи.

(слайд № 21) Семейные встречи.

                                         

- Семейные посиделки: «Мы за чаем не скучаем», «В нашей горнице - светлице»,

(слайд № 22)«Раз в крещенский вечерок девушки гадали» и др. 

- Уроки этического общения для детей и их родителей: «Моя семья  - мое богатство», «Моя семья – моя крепость», «Моя семья – моя радость», «Счастье, когда тебя понимают».

- Турнир для детей: «Что я знаю о своей семье?»

- Турнир для родителей «Как вы решаете семейные проблемы?».

(слайд №4) Оценка деятельности школы родителями

Деятельность клуба доказывает, что родители охотно принимают участие не только в досуговых мероприятиях, но и в обсуждении насущных проблем. В процессе общения родители получают от учителя практические умения и навыки, опыт и желание советоваться с ним, доверять ему. Часто в решении той или иной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников и этим не следует пренебрегать. Без контакта этих двух социальных институтов воспитание подрастающего поколения становится ущербным.

(слайд № 23)В заключение хочется  привести в пример слова Е.В. Бондаревского «Человек культуры – это свободная личность способная к самоопределению в мире культуры.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика психоэмоциональных перегрузок младших школьников в условиях введения ФГОС НОО

Материал представленный на  районную НМК педагогов  "Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».

В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...

Выступление на методической консультации «Формирование экологической культуры младшего школьника в условиях введения ФГОС»

Обмен опытом по экологическому воспитанию.в рамках федерального эксперимента «Образование в области экологии и здоровья: вариативный компонент.Формирование основ умения учиться в МКОУ Березовской СОШ ...

«Использование здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников в рамках введения ФГОС» (из опыта работы)

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальны...

«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы учителей начальных классов МБОУ ВСОШ №9 им. В.И. Сагайды))

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Образова...

«Формирование экологической культуры младшего школьника в условиях введения ФГОС

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающих...