«Проект психолого-психологическая поддержка детей с ОВЗ»
проект на тему
"Проект психолого-психологическая поддержка детей с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ovz.docx | 690.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
ПРОЕКТ
на тему:
«Проект психолого-психологическая поддержка детей с ОВЗ»
Учитель: Траутвайн Г.А.
2018 год
Содержание
1. Введение
2. Цели и задачи.
3. Участники проекта.
4.План и этапы проекта
5.Критерии оценки проекта
6.Управление ходом проекта
7. Прогнозируемый результат и показатель результативности.
8. Список литературы.
9.Приложения
«…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.»
В.И.Лубовский
Введение
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.
Существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, количество детей с подобными проблемами таково, что необходимо развивать инклюзивное направление в условии школы, совместно обучать разных детей.
Поэтому в 2013 году МБОУ СОШ №9 в качестве стажировочной площадки стала участницей регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», в школе были открыты четыре коррекционных класса для детей с умственной отсталостью. В проект были включены 33 из 450 учащихся школы, имеющих ограниченные возможности здоровья (далее - ОВЗ) и обучавшихся по адаптированным образовательным программам, что составляло 7,3 %.
В настоящее время, по состоянию на 01.09.2018г. в школе обучаются 571 учащихся, из них 67 детей с ОВЗ, что составляет 11,8% от общего числа учащихся.
В рамках проекта с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении.
Таким образом, актуальность избранной темы проекта определяется ее общественной значимостью на современном этапе развития нашей школы.
Цели и задачи
Цели проекта: разработать типовую модель коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения.
Задачи проекта:
- создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- социально-психологическая поддержка семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
- обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья необходимым комплексом мероприятий;
- подбор диагностических методик;
- разработать систему коррекционно-развивающих упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы, речи, мыслительных операций, развитие сенсорно-моторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья;
Участники проекта
План и этапы проекта
1-й этап - подготовительный | 2-й этап – основной | 3-й этап – заключительный |
-этап накопления ресурсов и подготовки инновационных изменений
| -этап активных действий по реализации концептуальных идей
|
|
План мероприятий по реализации проекта
- Уточнение списочного состава обучающихся школы с ОВЗ
- Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта.
- Обеспечение нормативно-правовой базы реализации проекта
- Согласование с семьей детей с ОВЗ
- Организация работы педагогического коллектива в условиях реализации проекта
- Проведение семинара «Организация психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ»
- Проведение педагогического совета по теме «Коррекционно – педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве школы»
- Обобщение опыта работы с детьми с ОВЗ
Деятельность учителей предметников
Индивидуальное планирование работы всеми участниками проекта
Проведение диагностики микроклимата школы, уровня развития интегративных качеств
Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по образовательным
Промежуточные результаты проекта.
В результате реализации проекта у детей с ОВЗ повысился уровень учебной мотивации, развивается эмоционально-волевая сфера, формируется самостоятельность и активность, формируется уважительное отношение друг к другу.
Наблюдается незначительная динамика детей с ОВЗ в развитии психических процессов
в развитии коммуникативных качеств.
Как показывают наблюдения, активное участие детей в мероприятиях, соревнованиях положительно влияет на многие факторы в их развитии, помогают всесторонне развивать ребенка. Благодаря занятиям по блокам у детей с ОВЗ формируется опыт социальных навыков поведения. Ребята стали чувствовать себя психологически комфортнее в кругу
сверстников, возросло преобладание позитивного настроения в классе, школе, формируется активная социально-психологическая позиция.
У учителей, работающих с детьми ОВЗ, повысилась активность и педагогическая компетентность, наблюдается сплоченность педагогического коллектива.
Критерии оценки проекта
- наличие системы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса
- участие педагогов и специалистов сопровождения в консультациях, тематических педагогических советах, семинарах, круглых столах, мастер-классах по реализации социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ
- овладение образовательной программой детей с ОВЗ
- доля вовлечения детей с ОВЗ во внеурочную деятельность(кружки, секции)
- доля вовлеченности детей с ОВЗ в систему школьных мероприятий
- критерии измерения развития индивидуальных достижений детей с ОВЗ(динамика развития учащихся)
- родительская активность в жизни школы, а так же в оценке образовательных условий и принятия решений
- благоприятный психологический климат образовательного пространства школы.
Управление ходом проекта
Содержание и формы работы
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание комплексной помощи, коррекцию недостатков психофизического развития, социальную адаптацию учащихся.
1 блок - Психологическая поддержка и сопровождение в процессе реализации проекта детей ОВЗ . | Одной из основных задач социально-психологической службы школы является оказание лицам с ОВЗ и их родителям (законным представителям) комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи Целью психологического сопровождения детей с ОВЗ является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме |
2 блок – СМГ (специальная медицинская группа) | Коррекционно-развивающая работа с опорой на здоровьесберегающие технологии 1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма. 2. Улучшение показателей физического развития. 3. Освоение жизненно важных двигательных умений и навыков. 4. Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок. 5. Закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма. 6. Воспитание волевых качеств, интереса и привычки к самостоятельным занятиям физкультурой: |
3 блок - Музыкотерапия | (коррекционно-развивающие технологии как средство развития эмоционально-личностной сферы детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья) Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека Музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса; усиливает внимание к чувствам, повышает музыкальную компетентность |
4 блок – Арттерапия | В работе с детьми с ОВЗ арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:
|
5 блок – Социокультурная деятельность | Известно и доказано то, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. |
6 блок - Профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка детей с ОВЗ | Важнейшей составляющей социализации любого человека является возможность реализовать свой потенциал, который будет востребован обществом, через профессиональную деятельность. Круг профессий для детей с ОВЗ не большой, поэтому первостепенной задачей школы считается:
|
Прогнозируемый результат и показатель результативности.
- повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей.
- накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
- создание модели взаимодействия педагогов и родителей в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство школы
- повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ
- успешное интегративное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, в социум.
Список литературы:
- Болонина В.В., Дугинова Е.А., Еремина И.А. (сост.) Развитие творческих способностей детей с ОВЗ
- Зварыгина Ю. В. Из опыта работы по обучению учащихся с ОВЗ «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ раннего школьного возраста в условиях ФГОС 2 поколения» URL: http://www.study.ip-63.ru/tecuchiepisma/336-programma-konferenczii-i-doklady.html (дата обращения - 21.11.2012)
- Панова И.Г. Психологическая поддержка семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ: детско-родительская игра "Школа понимания" // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2009-2010
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005.
- Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой. – М.: Центр «Школьная книга», 2008.
Приложения
1.
Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»
Приводим текст опросника (10 вопросов) и инструкцию к нему. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а подростки должны записать те ответы, которые им подходят.
Инструкция:
«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому Вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
- Мне в школе нравится.
- Мне в школе не очень нравится.
- Мне в школе не нравится.
2. С каким настроением ты идешь утром в школу?
- С хорошим настроением.
- Бывает по-разному.
- Чаще хочется остаться дома.
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
- Пошел бы в школу.
- Не знаю.
- Остался бы дома.
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
- Мне не нравится, когда отменяют уроки.
- Бывает по-разному.
- Мне нравится, когда отменяют уроки.
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
- Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
- Не знаю, затрудняюсь ответить.
- Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
- Нет, не хотел бы.
- Не знаю.
- Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?
- Рассказываю часто.
- Рассказываю редко.
- Вообще не рассказываю.
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
- Мне нравится наш классный руководитель.
- Не знаю, затрудняюсь ответить.
- Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.
9. Есть ли у тебя друзья в классе?
- У меня много друзей в классе.
- У меня мало друзей в классе.
- У меня нет друзей в классе.
10. Как ты относишься к своим одноклассникам?
- Мне нравятся мои одноклассники.
- Мне не очень нравятся мои одноклассники.
- Мне не нравятся мои одноклассники.
Обработка результатов
Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.
Количественный анализ
Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
- нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
- ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.
5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3-й уровень. 15-19 баллов (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами). Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.
2-й уровень.10-14 баллов (низкая школьная мотивация). Подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
1-й уровень. Ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Ребята переживают, плачут, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения психического здоровья.
2. Анкета
для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья
/заполняется классным руководителем, обрабатывается педагогом-психологом/
Фамилия, Имя, Отчество _______________________________________________________
Возраст_______________________________________________________________________
Дата заполнения _______________________________________________________________
1. Успешность выполнения школьных заданий:
5 баллов - правильное, безошибочное выполнение заданий;
4 балла - небольшие помарки, единичные ошибки;
3 балла - редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой;
2 балла - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий;
1 балл - плохое усвоение материала по всем предметам.
Кол-во баллов:_______________________
2. Степень усилий, необходимых учащемуся для выполнения заданий:
5 баллов - учащийся работает легко, свободно, без напряжения;
4 балла - выполнение заданий не вызывает у учащегося особых трудностей;
3 балла - иногда учащийся работает легко, в другое время проявляет упрямство; выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения;
2 балла - выполнение заданий осуществляется с сильным напряжением;
1 балл - учащийся отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.
Кол-во баллов:________________________
3. Самостоятельность при выполнении школьных заданий:
5 баллов - учащийся всегда самостоятельно справляется с заданиями;
4 балла - работает самостоятельно, иногда обращается к помощи взрослого;
3 балла - иногда работает самостоятельно, но чаще обращается за помощью;
2 балла - предпочитает работать с помощью взрослого, даже если может сделать задание самостоятельно;
1 балл - для выполнения школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
Кол-во баллов:________________________
4. Эмоциональное отношение к школе:
5 баллов - учащийся приходит в школу с хорошим настроением, улыбается, смеется.
4 балла - учащийся спокоен, деловит, нет проявлений пониженного настроения;
3 балла - иногда учащийся приходит в школу с плохим настроением;
2 балла - у учащегося случается проявление негативных эмоций (тревожность, огорчение, иногда страх), обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
1 балл - преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).
Кол-во баллов:________________________
5. Взаимоотношения со сверстниками:
5 баллов - ребенок общительный, инициативный, имеет много друзей;
4 балла - ребенок не проявляет инициативу общения самостоятельно, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети;
3 балла - сфера общения ребенка ограничена, общается только с некоторыми детьми;
2 балла - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт;
1 балл - ребенок замкнут, изолирован от детей, предпочитает находиться один, либо инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к другим детям: ссорится, дразнится, дерется.
Кол-во баллов:________________________
6. Отношение к учителю:
5 баллов - ребенок проявляет дружелюбие по отношению к учителю, охотно обща-ется с ним;
4 балла - дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, тревожится, если делает что-то не так; в случае необходимости ребенок может обратиться к учителю за помощью.
3 балла - старается выполнить все требования учителя, но за помощью обращается к одноклассникам.
2 балла - выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным для него;
1 балл - избегает контакта с учителем, при общении с ним испытывает робость или отрицательные эмоции.
Кол-во баллов:________________________
Общее кол-во баллов:_______________
Классный руководитель: /______Ф.И.О.________
Интерпретация результатов:
1 уровень (ВЫСОКИЙ) - 26-30 баллов;
2 уровень (ВЫШЕ СРЕДНЕГО) - 18-25 баллов;
3 уровень (СРЕДНИЙ)- 12-17 баллов;
4 уровень (НИЖЕ СРЕДНЕГО) - 6-11 баллов;
5 уровень (НИЗКИЙ) - 1-5 баллов;
Вывод об уровне социально-психологической адаптации:_______________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации специальной поддержки детям с нарушениями зрения в условиях школьного обучения
Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за о...
Психолого-педагогическая поддержка детей из асоциальных семей
Выступление на заседании психолого-педагогической службы...
Психолого-педагогическая поддержка детей среднего и старшего школьного возраста в становление культуры личности.
Семинар-тренинг для педагогов дополнительного образования....
Доклад на тему: "Социально-правовая поддержка детей в интернатном учреждении"
Каждый человек, независимо от того, где он живет и чем занимается, имеет права, которые должны соблюдаться при любых обстоятельствах. Последние годы в России ознаменовались ...
Методы педагогической поддержки детей с ОВЗ
В публикации подобраны группы методов, которые могут использовать педагоги в работе с детьми с ОВЗ...
Приёмы педагогики сопровождения и поддержки детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема значения невербальных приёмов общения, которые использует воспитатель в процессе взаимодействия с детьми дошкольного возраста....
Наставнический проект создания и поддержки работы ПОС
РВ работе приводится пример организации ПОС в начальной школе...