«Проект психолого-психологическая поддержка детей с ОВЗ»
проект на тему

Траутвайн Галина Андреевна

"Проект психолого-психологическая поддержка детей с ОВЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ovz.docx690.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

                               

ПРОЕКТ

на тему:

«Проект психолого-психологическая поддержка детей с ОВЗ»

Учитель: Траутвайн Г.А.

2018 год

Содержание

1. Введение        

2. Цели и задачи.

3. Участники проекта.

4.План и этапы проекта

5.Критерии оценки проекта

6.Управление ходом проекта

7. Прогнозируемый результат и показатель результативности.

8. Список литературы.        

9.Приложения

http://innotechnews.com/images/design/rukopisniy_vvod.jpg

 «…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.» 

        В.И.Лубовский 

Введение

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.

Существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, количество детей с подобными проблемами таково, что необходимо развивать инклюзивное направление в условии школы, совместно обучать разных детей.

Поэтому  в 2013 году МБОУ СОШ №9 в качестве стажировочной площадки стала участницей регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», в школе были открыты четыре коррекционных класса для детей с умственной отсталостью. В проект были включены 33 из 450 учащихся школы, имеющих ограниченные возможности здоровья (далее - ОВЗ) и обучавшихся по адаптированным образовательным программам, что составляло 7,3 %.

В настоящее время, по состоянию на 01.09.2018г.  в школе обучаются 571 учащихся, из них 67 детей с ОВЗ, что составляет 11,8% от общего числа учащихся.

В рамках проекта с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении.

Таким образом, актуальность избранной темы проекта определяется ее общественной значимостью на современном этапе развития нашей школы.

Цели и задачи

Цели проекта: разработать типовую модель коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения.

Задачи проекта:

  • создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
  • социально-психологическая поддержка семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
  • обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья необходимым комплексом мероприятий;
  • подбор диагностических методик;
  • разработать систему коррекционно-развивающих упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы, речи, мыслительных операций, развитие сенсорно-моторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья;

Участники проекта

                                                                                                       

        

План и этапы проекта

1-й этап - подготовительный

2-й этап – основной

3-й этап – заключительный

-этап накопления ресурсов и подготовки инновационных изменений

  • анализ существующего состояния, проблемы
  • -планирование реализации основных направлений проекта
  • -создание условий реализации проекта
  • -подбор мультимедийного обеспечения
  • -создание модели взаимодействия педагогов и родителей в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство школы.
  • -формирование и деятельность рабочей группы по вопросам работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве школы.

-этап активных действий по реализации концептуальных идей

  • -поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами
  • -промежуточный мониторинг результатов
  • -корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами
  • -индивидуальная работа с детьми с коррекцией выявленных проблем
  • взаимодействие с родителями по ознакомлению и участию их в реализации данного проекта

  • -завершение реализации проекта
  • -мониторинг результатов
  • -анализ результатов

 План мероприятий по реализации проекта

  • Уточнение списочного состава обучающихся школы с ОВЗ

  • Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта.

  • Обеспечение нормативно-правовой базы реализации проекта

  • Согласование с семьей детей с ОВЗ

  • Организация работы педагогического коллектива в условиях реализации проекта

  • Проведение семинара «Организация психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ»

  • Проведение педагогического совета по теме «Коррекционно – педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве школы»

  • Обобщение опыта работы с детьми с ОВЗ

Деятельность учителей предметников

Индивидуальное планирование работы всеми участниками проекта

Проведение диагностики микроклимата школы, уровня развития интегративных качеств

Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по образовательным

Промежуточные результаты проекта.

В результате реализации проекта у детей с ОВЗ повысился уровень учебной мотивации, развивается эмоционально-волевая сфера, формируется самостоятельность и активность, формируется уважительное отношение друг к другу.

Наблюдается незначительная динамика детей с ОВЗ в развитии психических процессов

в развитии коммуникативных качеств.

Как показывают наблюдения, активное участие детей в мероприятиях, соревнованиях положительно влияет на многие факторы в их развитии, помогают всесторонне развивать ребенка.  Благодаря занятиям по блокам у детей с ОВЗ формируется опыт социальных навыков поведения. Ребята стали чувствовать себя психологически комфортнее в кругу

сверстников, возросло преобладание позитивного настроения в классе, школе, формируется активная социально-психологическая позиция.

У учителей, работающих с детьми ОВЗ, повысилась активность и педагогическая компетентность, наблюдается сплоченность педагогического коллектива.

Критерии оценки проекта

  • наличие системы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса
  • участие педагогов и специалистов сопровождения в консультациях, тематических педагогических советах, семинарах, круглых столах, мастер-классах по реализации социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ
  • овладение образовательной программой детей с ОВЗ
  • доля вовлечения детей с ОВЗ во внеурочную деятельность(кружки, секции)
  • доля вовлеченности детей с ОВЗ в систему школьных мероприятий
  • критерии измерения развития индивидуальных достижений детей с ОВЗ(динамика развития учащихся)
  • родительская активность в жизни школы, а так же в оценке образовательных условий и принятия решений
  • благоприятный психологический климат образовательного пространства школы.

Управление ходом проекта

        Содержание и формы работы

Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание комплексной помощи, коррекцию недостатков психофизического развития, социальную адаптацию учащихся.

1 блок - Психологическая поддержка и сопровождение в процессе реализации проекта детей ОВЗ

. https://st2.depositphotos.com/1001976/5919/v/950/depositphotos_59196697-stock-illustration-children-and-adults-hands-together.jpg

Одной из основных задач социально-психологической службы школы является оказание лицам с ОВЗ и их родителям (законным представителям) комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Целью психологического сопровождения детей с ОВЗ является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме

2 блок – СМГ (специальная медицинская группа)

http://beflex.ru/wp-content/uploads/2012/08/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5-%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B04.jpg

Коррекционно-развивающая работа с опорой на здоровьесберегающие технологии

1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию

организма.

2. Улучшение показателей физического развития.

3. Освоение жизненно важных двигательных умений и навыков.

4. Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок.

5. Закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма.

6. Воспитание волевых качеств, интереса и привычки к самостоятельным занятиям

физкультурой:

3 блок - Музыкотерапия

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=097adcc52ba2102f1c81bcf1656008e5-l&n=13

(коррекционно-развивающие технологии как средство развития эмоционально-личностной сферы детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья)

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека

Музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса; усиливает внимание к чувствам, повышает музыкальную компетентность

4 блок – Арттерапия

  • https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1348397/809ae8c7-136d-420d-89b9-02c6447f47bf/s1200

В работе с детьми с ОВЗ арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология

Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:

  • у детей формируются навыки наблюдения, представления о предметах и явлениях окружающего мира;
  • развиваются зрительная и двигательная память;
  • совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;
  • на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира дети с ОВЗ создают в рисунке новые произведения;
  • дети учатся запечатлевать представления о предмете и способе его изображения;
  • у детей совершенствуются все мыслительные операции в процессе наглядно-практической деятельности

5 блок – Социокультурная деятельность

http://referat.znate.ru/pars_docs/tw_refs/57/56094/56094-325_1.png

Известно и доказано то, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.

6 блок - Профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка детей с ОВЗ

http://astrologia-master.ru/images/uslugi/vibor_professii.jpg

Важнейшей составляющей социализации любого человека является возможность реализовать свой потенциал, который будет востребован обществом, через профессиональную деятельность.

Круг профессий для детей с ОВЗ не большой, поэтому первостепенной задачей школы считается:

  • проведение информационной, диагностической, консультативной профориентационной работы с детьми и родителями;
  • информирование о возможности получения детям с ОВЗ профессий на различных уровнях;
  • ознакомление со специализированными средними специальными учебными заведениями.

Прогнозируемый результат и показатель результативности.

  • повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей.
  • накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • создание модели взаимодействия педагогов и родителей в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство школы
  • повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ
  • успешное интегративное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, в социум.

Список литературы:

  1. Болонина В.В., Дугинова Е.А., Еремина И.А. (сост.) Развитие творческих способностей детей с ОВЗ
  2. Зварыгина Ю. В. Из опыта работы по обучению учащихся с ОВЗ «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ раннего школьного возраста в условиях ФГОС 2 поколения» URL: http://www.study.ip-63.ru/tecuchiepisma/336-programma-konferenczii-i-doklady.html (дата обращения - 21.11.2012)
  3. Панова И.Г. Психологическая поддержка семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ: детско-родительская игра "Школа понимания" // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2009-2010
  4. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005.
  5. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой. – М.: Центр «Школьная книга», 2008.

Приложения

1.

Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»

Приводим текст опросника (10 вопросов) и инструкцию к нему. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а подростки должны записать те ответы, которые им подходят.

Инструкция:

«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому Вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

  1. Мне в школе нравится.
  2. Мне в школе не очень нравится.
  3. Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

  1. С хорошим настроением.
  2. Бывает по-разному.
  3. Чаще хочется остаться дома.

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

  1. Пошел бы в школу.
  2. Не знаю.
  3. Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

  1. Мне не нравится, когда отменяют уроки.
  2. Бывает по-разному.
  3. Мне нравится, когда отменяют уроки.

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

  1. Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
  2. Не знаю, затрудняюсь ответить.
  3. Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

  1. Нет, не хотел бы.
  2. Не знаю.
  3. Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

  1. Рассказываю часто.
  2. Рассказываю редко.
  3. Вообще не рассказываю.

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

  1. Мне нравится наш классный руководитель.
  2. Не знаю, затрудняюсь ответить.
  3. Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9. Есть ли у тебя друзья в классе?

  1. У меня много друзей в классе.
  2. У меня мало друзей в классе.
  3. У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

  1. Мне нравятся мои одноклассники.
  2. Мне не очень нравятся мои одноклассники.
  3. Мне не нравятся мои одноклассники.

Обработка результатов

Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.

Количественный анализ

Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

  1. ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
  2. нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
  3. ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.

5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3-й уровень. 15-19 баллов (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами). Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.

2-й уровень.10-14 баллов (низкая школьная мотивация). Подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

1-й уровень. Ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Ребята переживают, плачут, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

        2.        Анкета
для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья

/заполняется классным руководителем, обрабатывается педагогом-психологом/

Фамилия, Имя, Отчество _______________________________________________________
Возраст_______________________________________________________________________
Дата заполнения _______________________________________________________________

1. Успешность выполнения школьных заданий:

5 баллов - правильное, безошибочное выполнение заданий;
4 балла - небольшие помарки, единичные ошибки;
3 балла - редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой;
2 балла - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий;
1 балл - плохое усвоение материала по всем предметам.

Кол-во баллов:_______________________

2. Степень усилий, необходимых учащемуся для выполнения заданий:

5 баллов - учащийся работает легко, свободно, без напряжения;
4 балла - выполнение заданий не вызывает у учащегося особых трудностей;
3 балла - иногда учащийся работает легко, в другое время проявляет упрямство; выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения;
2 балла - выполнение заданий осуществляется с сильным напряжением;
1 балл - учащийся отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.

Кол-во баллов:________________________

3. Самостоятельность при выполнении школьных заданий:

5 баллов - учащийся всегда самостоятельно справляется с заданиями;
4 балла - работает самостоятельно, иногда обращается к помощи взрослого;
3 балла - иногда работает самостоятельно, но чаще обращается за помощью;
2 балла - предпочитает работать с помощью взрослого, даже если может сделать задание самостоятельно;
1 балл - для выполнения школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

Кол-во баллов:________________________

4. Эмоциональное отношение к школе:

5 баллов - учащийся приходит в школу с хорошим настроением, улыбается, смеется.
4 балла - учащийся спокоен, деловит, нет проявлений пониженного настроения;
3 балла - иногда учащийся приходит в школу с плохим настроением;
2 балла - у учащегося случается проявление негативных эмоций (тревожность, огорчение, иногда страх), обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
1 балл - преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

Кол-во баллов:________________________

5. Взаимоотношения со сверстниками:

5 баллов - ребенок общительный, инициативный, имеет много друзей;
4 балла - ребенок не проявляет инициативу общения самостоятельно, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети;
3 балла - сфера общения ребенка ограничена, общается только с некоторыми детьми;
2 балла - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт;
1 балл - ребенок замкнут, изолирован от детей, предпочитает находиться один, либо инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к другим детям: ссорится, дразнится, дерется.

Кол-во баллов:________________________

6. Отношение к учителю:

5 баллов - ребенок проявляет дружелюбие по отношению к учителю, охотно обща-ется с ним;
4 балла - дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, тревожится, если делает что-то не так; в случае необходимости ребенок может обратиться к учителю за помощью.
3 балла - старается выполнить все требования учителя, но за помощью обращается к одноклассникам.
2 балла - выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным для него;
1 балл - избегает контакта с учителем, при общении с ним испытывает робость или отрицательные эмоции.

Кол-во баллов:________________________


Общее кол-во баллов:_______________

Классный руководитель:                            /______Ф.И.О.________


Интерпретация результатов:

1 уровень (ВЫСОКИЙ) - 26-30 баллов;
2 уровень 
(ВЫШЕ СРЕДНЕГО) - 18-25 баллов;
3 уровень 
(СРЕДНИЙ)- 12-17 баллов;
4 уровень 
(НИЖЕ СРЕДНЕГО) - 6-11 баллов;
5 уровень 
(НИЗКИЙ) - 1-5 баллов;

Вывод об уровне социально-психологической адаптации:_______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации специальной поддержки детям с нарушениями зрения в условиях школьного обучения

Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за о...

Психолого-педагогическая поддержка детей из асоциальных семей

Выступление на заседании психолого-педагогической службы...

Доклад на тему: "Социально-правовая поддержка детей в интернатном учреждении"

  Каждый человек, независимо от того, где он живет и чем занимается, имеет права, которые должны соблюдаться при любых обстоятельствах.    Последние годы в России ознаменовались ...

Методы педагогической поддержки детей с ОВЗ

В публикации подобраны группы методов, которые могут использовать педагоги в работе с детьми с ОВЗ...

Приёмы педагогики сопровождения и поддержки детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема значения невербальных приёмов общения, которые использует воспитатель в процессе взаимодействия с детьми дошкольного возраста....

Наставнический проект создания и поддержки работы ПОС

РВ работе приводится пример организации ПОС в начальной школе...